Конспект логопедического занятия по теме «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака»
Конспект логопедического занятия по теме
«Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака»
Автор: Швецова Нина Николаевна,учитель-логопед МБОУ «СОШ №2» г. Кудымкара
Целевая аудитория: группа учащихся 2 класса
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Проблема учащихся: нарушены дифференциация звуков по твердости-мягкости, обозначение мягкости согласных на письме.
Нарушение: дисграфия на фоне нарушения фонемного распознавания.
Задачи.
Образовательные:
Закрепление представлений учащихся о твердых и мягких согласных
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в словах
Закрепление навыка обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака
Коррекционно-развивающие:
Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти
Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза
Развитие орфографической зоркости
Развитие логического мышления в ходе разгадывания загадок
Развитие межполушарного взаимодействия в процессе динамической паузы
Расширение словарного запаса за счет образования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Развитие умений обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы
Воспитательные:
Воспитание самоконтроля при выполнении определенных учебных действий.
Формирование положительной мотивации к занятиям.
Совершенствование навыков общения.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы занятия: индивидуальная, фронтальная работа
Используемые технологии: 1.Технология на основе деятельностного подхода.
2. Здоровьесберегающие технологии
3. Информационно-коммуникативные технологии
4. Технология поэтапного формирования умственных действий
Планируемые результаты.
Предметные:
учиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Ь;
учиться выполнять звукобуквенный анализ слов;
учиться писать слова, словосочетания, используя прием комментирования;
учиться правильно оформлять письменные задания, следуя инструкции учителя.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
выполнять последовательность необходимых операций;
развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;
анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причины
Познавательные УУД:
развивать логическое мышление;
добывать новые знания;
находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии,
на основе анализа изучаемого материала делать выводы
Коммуникативные УУД:
высказывать свою мысль, уметь доказать ее в устной речи;
развивать умение слушать и понимать других
Личностные:
проявлять интерес к процессу обучения;
развивать способность адекватно относиться к своему успеху и неуспеху в учении;
уметь работать самостоятельно и в команде;
уметь выстраивать свою речь в соответствии с требованиями педагога.
Ход занятия.
I. Организационный этап. Приветствие, положительный настрой на занятие
II этап. Актуализация знаний. Постановка цели занятия.
-Послушайте предложение, все ли вам в нем понравится?
Дети учились танцевать полку.
Исправьте предложение. Какое слово вы заменили? Почему? Сравните слова полка и полька. Что изменилось при произнесении этого слова? Как на письме показать, что согласный звук стал произноситься мягко?
-Мягкий знак-это звук или буква?
-На какую согласную влияет мягкий знак: ту, которая стоит перед ним или после него?
-Где в слове может стоять мягкий знак: в начале, в середине или в конце?
-Почему он не может стоять в начале слова?
-Скажите, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
III этап. Обобщение и систематизация знаний
1. Игра «Школьная» - назвать предметы на картинках и определить, мягкость какого звука в слове показывает Ь:
Учитель, медведь, школьник, пальто, альбом, школьница, тетрадь, учительница.
Записать в тетради только те слова, которые имеют отношение к школе.
2.Игра «Морской бой»- определить место буквы Ь в слове, записать соответствующую цифру.
Загадки: -Без головы, а в шляпе, одна нога и та без сапога (Гвоздь)
-Когда он нужен, его выбрасывают, а когда не нужен, поднимают (Якорь)
-Это что же за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках целый год (Ель)
-Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели и хвалили? (Картофель)
-Кто в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна? (Медведь)
-Белый гвоздь на крыше растет, солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)
-Летом папа наш принес в белом ящике мороз, и теперь мороз седой с нами летом и зимой, бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты (Холодильник)
IV этап Динамическая пауза.
3.Игра «Топай-хлопай»- если в слове есть мягкий знак нужно хлопнуть, если его нет – топнуть.
Предметные картинки на слайдах: туфли, фонарь, морковь, лодка, улитка, цепь, лимон, крыльцо, соль, моряк, клюква, календарь
V этап. Применение знаний и умений в самостоятельной работе
4. Игра «Назови ласково» - выполнить задание на карточках, подчеркнуть орфограмму:
Саша –Сашенька береза- березонька белый -беленький
Лиза - кухня – красный -
Миша - лиса – желтый -
Даша - киска – толстый -
Маша - рука – узкий -
Катя - нога - чистый –
Петя - рыба - сладкий –
А теперь поменяемся с соседом тетрадями и попробуем отыскать ошибки, исправлять их можно простым карандашом
5. Интерактивная игра «Гонки» - проводится индивидуально и параллельно с выполнением заданий на карточках.
Источник:1С:Образование 4. Школа. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык (первые уроки) –Повторяем способы обозначения мягкости согласных на письме
VI этап. Рефлексия (подведение итогов логопедического занятия)
-Вспомните, какова была цель нашего сегодняшнего занятия?
-Что мы делали на занятии?
-Вам понравилось занятие?
-Что вы запомнили?
Дементьева Ирина Михайловна
Швецова Нина Николаевна