Конспект логопедического занятия по теме «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака»

2
2
Материал опубликован 5 January 2018 в группе

Конспект логопедического занятия по теме

«Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака»

Автор: Швецова Нина Николаевна,учитель-логопед МБОУ «СОШ №2» г. Кудымкара

Целевая аудитория: группа учащихся 2 класса

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Проблема учащихся: нарушены дифференциация звуков по твердости-мягкости, обозначение мягкости согласных на письме.

Нарушение: дисграфия на фоне нарушения фонемного распознавания.

Задачи.

Образовательные:

Закрепление представлений учащихся о твердых и мягких согласных

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в словах

Закрепление навыка обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака

Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти

Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза

Развитие орфографической зоркости

Развитие логического мышления в ходе разгадывания загадок

Развитие межполушарного взаимодействия в процессе динамической паузы

Расширение словарного запаса за счет образования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Развитие умений обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы

Воспитательные:

Воспитание самоконтроля при выполнении определенных учебных действий.

Формирование положительной мотивации к занятиям.

Совершенствование навыков общения.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы занятия: индивидуальная,  фронтальная работа

Используемые технологии: 1.Технология на основе деятельностного подхода.

2. Здоровьесберегающие технологии

3. Информационно-коммуникативные технологии

4. Технология поэтапного формирования умственных действий

Планируемые результаты.

Предметные:

учиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Ь;

учиться выполнять звукобуквенный анализ слов;

учиться писать слова, словосочетания, используя прием комментирования;

учиться правильно оформлять письменные задания, следуя инструкции учителя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

выполнять последовательность необходимых операций;

развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причины

Познавательные УУД:

развивать логическое мышление;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии,

на основе анализа изучаемого материала делать выводы

Коммуникативные УУД:

высказывать свою мысль, уметь доказать ее в устной речи;

развивать умение слушать и понимать других

Личностные:

проявлять интерес к процессу обучения;

развивать способность адекватно относиться к своему успеху и неуспеху в учении;

уметь работать самостоятельно и в команде;

уметь выстраивать свою речь в соответствии с требованиями педагога.

Ход занятия.

I. Организационный этап. Приветствие, положительный настрой на занятие

II этап. Актуализация знаний. Постановка цели занятия.

-Послушайте предложение, все ли вам в нем понравится?

Дети учились танцевать полку.

Исправьте предложение. Какое слово вы заменили? Почему? Сравните слова полка и полька. Что изменилось при произнесении этого слова? Как на письме показать, что согласный звук стал произноситься мягко?

-Мягкий знак-это звук или буква?

-На какую согласную влияет мягкий знак: ту, которая стоит перед ним или после него?

-Где в слове может стоять мягкий знак: в начале, в середине или в конце?

-Почему он не может стоять в начале слова?

-Скажите, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

III этап. Обобщение и систематизация знаний

1. Игра «Школьная» - назвать предметы на картинках и определить, мягкость какого звука в слове показывает Ь:

Учитель, медведь, школьник, пальто, альбом, школьница, тетрадь, учительница.

Записать в тетради только те слова, которые имеют отношение к школе.

2.Игра «Морской бой»- определить место буквы Ь в слове, записать соответствующую цифру.

Загадки: -Без головы, а в шляпе, одна нога и та без сапога (Гвоздь)

-Когда он нужен, его выбрасывают, а когда не нужен, поднимают (Якорь)

-Это что же за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках целый год (Ель)

-Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели и хвалили? (Картофель)

-Кто в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна? (Медведь)

-Белый гвоздь на крыше растет, солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)

-Летом папа наш принес в белом ящике мороз, и теперь мороз седой с нами летом и зимой, бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты (Холодильник)

IV этап Динамическая пауза.

3.Игра «Топай-хлопай»- если в слове есть мягкий знак нужно хлопнуть, если его нет – топнуть.

Предметные картинки на слайдах: туфли, фонарь, морковь, лодка, улитка, цепь, лимон, крыльцо, соль, моряк, клюква, календарь

V этап. Применение знаний и умений в самостоятельной работе

4. Игра «Назови ласково» - выполнить задание на карточках, подчеркнуть орфограмму:

Саша –Сашенька         береза- березонька               белый -беленький

Лиза -                         кухня –                                 красный -

Миша -                        лиса –                                  желтый -

Даша -                        киска –                                 толстый -

Маша -                        рука –                                  узкий -

Катя -                         нога -                                    чистый –

Петя -                         рыба -                                   сладкий –

А теперь поменяемся с соседом тетрадями и попробуем отыскать ошибки, исправлять их можно простым карандашом

5. Интерактивная игра «Гонки» - проводится индивидуально и параллельно с выполнением заданий на карточках.

Источник:1С:Образование 4. Школа. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык (первые уроки) –Повторяем способы обозначения мягкости согласных на письме

VI этап. Рефлексия (подведение итогов логопедического занятия)

-Вспомните, какова была цель нашего сегодняшнего занятия?

-Что мы делали на занятии?

-Вам понравилось занятие?

-Что вы запомнили?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нина Николаевна, приветствую. Вы в своём конспекте пишите - Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Урок или занятие? Конкурс на лучший конспект коррекционного занятия. Или просто скопировали с конспекта урока и вставили в это конспект?

1 February 2018

Добрый вечер! Занятие, конечно. Я же логопедом работаю, поэтому не уроки, а занятия.Спасибо, не обратила на это внимание

1 February 2018

Похожие публикации