Урок литературного чтения «Буква "ь" — показатель мягкости согласных звуков» (1 класс)

1
1
Материал опубликован 26 November 2015

Урок литературного чтения.

Тема:  Буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков.

Класс: 1В класс

Цели урока

Познакомить учащихся с новой буквой;

Формировать навык чтения слов с «ь» - показателем мягкости согласных звуков;

Добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука;

Формировать умения: звукового анализа слов, правил чтения, составления модели слов, предложений;

Усвоить понятия звук, буква, схема, модель.

Задачи урока:

Личностные УУД:

 - способность к самооценке;

 - развивать чувство уверенности в своих возможностях;

 - формировать познавательные мотивы, т. е. интерес к новому; доброжелательное отношение к окружающим;

 - участвовать в учебном сотрудничестве.

Регулятивные УУД:

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока;

 - развивать умение управлять своей деятельностью, действовать по образцу и заданному правилу; проявлять инициативность и самостоятельности, проявлять контроль и коррекцию.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свою мысль в устной форме;

- формировать умение договариваться, находить общее решение;

- формировать собственное мнение;

Познавательные УУД:

- наблюдать за произношением слов с Ь;

- формировать умение строить речевое высказывание в устной форме;

- формировать готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- развивать познавательную инициативу, умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве;

- совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели.

Ход урока

1. Организационный момент.

- У нас сегодня необычный урок литературного чтения. На уроке у нас гости- давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их, развернитесь и тихонько садитесь. А ещё у нас в гостях солнышко (на доске рисунок большого улыбающегося солнышка).

- Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению.

2.   Актуализация знаний, сообщение темы урока.

-Как вы уже знаете, что любое дело нужно начинать с разминки.

Вспомните и назовите все изученные нами буквы.

(ученики называют буквы и прикрепляют их к доске)

А О У Э И Ы Р М Л Н Й Я Е Ё Ю

- На какие две группы можно разделить эти буквы?

(Гласные и согласные)

- Назовите согласные буквы. Почему они так называются?

(Они обозначают согласные звуки)

- А какие звуки называются согласными?

(Когда мы их произносим, у нас во рту встречаются препятствия).

- Назовите гласные буквы. Почему они так называются?

- А какие звуки называются гласными?

(Когда мы их произносим, у нас во рту не встречается препятствий, выдыхаемый воздух проходит свободно).

- Ребята, а на какие 2 группы можно разделить гласные буквы?

(А, О, У, Э, И, Ы – обозначают один звук; Я, Е, Ё, Ю – могут обозначать два звука, а могут и один звук).

- Когда эти буквы могут обозначать два звука

(Когда они стоят в начале слова, и когда после гласной буквы).

- Приведите примеры.

- Когда эти буквы обозначают один звук?

(Когда они стоят после согласной буквы).

- Приведите примеры.

- Какую роль в русском языке выполняют буквы Я, Е, Ё, Ю, когда стоят после согласной?

(Они смягчают предшествующий согласный).

- А какая ещё гласная буква также смягчает предшествующий согласный?

(Это буква И).

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, которая также служит в русском языке для смягчения предшествующего согласного.

3.    Изучение нового материала.

а) создание проблемной ситуации;

         - Отгадайте загадку:

                   Её всегда в лесу найдёшь

                   Пойдём гулять и встретим:

                   Стоит колючая, как ёж,

                   Зимою в платье летнем.

                                      (Ель.)

         - Давайте произнесём слово медленно и посчитаем, сколько звуков в этом слове

         (3 звука.)

         - Произнесём 1 звук, 2 звук, 3 звук.

         - Охарактеризуйте 3 звук [ л ,] 

         (Это мягкий согласный звук).

         - Посмотрите на 2-х уровневую схему (вывешиваю на доску).

[ й ,] [ э ]

[ л ,]

 

 

 

- Ребята, а теперь давайте дополним 2 уровень схемы. Обозначим звуки буквами.

- Ваши предложения?!

[ й ,] [ э ]

[ л ,]

Е

Л

 

- Давайте теперь прочитаем слово. Что получилось? (Ел).

- Ребята, как же так? Ведь у нас согласный [ л ,] – мягкий?

- Кто может прояснить ситуацию? (нужна буква «ь»).

         б) знакомство с буквой.

- Посмотрите, как выглядит буква.

Что вы можете сказать про эту букву? На что похожа буква ь?

Буква Р перевернулась –

         Мягким знаком обернулась.

 4.    Физкультминутка.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И тихонечко уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

в) «чтение» двухуровневых схем (учебник с. 45)

- Ребята, откройте учебник на с. 45. Рассмотрите рисунки вверху. Кого вы видите на втором рисунке?

         - Что делал заяц? (он ел).

         - Сравните слова «ель» и «ел». Как произносится последний звук в этих словах?

         - Почему в слове «ель» звук [ л ,] произносится мягко?

         (Его смягчает мягкий знак).

         - Рассмотрите 3 рисунок. Кто здесь изображён?

         - Кто знает, как называется эта рыба? (Линь).

         - Произнесите последний звук ( [ н ,] ).

         - Почему этот звук произносится мягко? (Его смягчает буква «ь»).

         - Ребята, какой же вы можете сделать вывод?

(Буква «ь»  знак - показатель мягкости согласных звуков.)

- Посмотрите, что вы видите в самом верху учебника? (Это схемы звуков).

- Что с ними сделали? (их перечеркнули).

- Почему? Какой вы можете сделать вывод? (Буква «ь» - звука не обозначает).

 

5.    Закрепление изученного материала.

а) чтение слогов и слов по учебнику; с. 45.

         - Прочитайте слоги и образованные от них слова «цепочкой».

         - К слову «мыльный» придумайте подходящее по смыслу слово.

         - Что обозначает слово «пузырь» (Это слово-предмет.)

         - Каким цветом раскрасим прямоугольник (розовым цветом).

         - Чем различаются слова «мел» и «мели»?

         - Кто такой олень?

         - Составьте с этим словом предложение.

         - Объясните значение слов: «моль», «рояль», «лунь», «омуль».

(Лунь – хищная степная птица. Рояль – музыкальный инструмент. Омуль – рыба семейства сигов)

 б) чтение предложений и их анализ;

- Посмотрите на записи внизу учебника. Что вы видите? (Это предложения).

- Почему вы так считаете?

(Начало написано с заглавной буквы, а в конце стоят точки).

- Прочитайте первое предложение.

- Сколько слов в этом предложении?

- Назовите первое слово. Что это за слово? ( «У» - это слово-помощник).

- Назовите второе слово? Третье? Что это за слова? (Это слова предметы).

- Посмотрите на второе предложение!

- Что вы должны сделать? (Нужно вставить слово).

- Прочитайте начало предложения. Какое нужно вставить слово?

Что это за слово? («Играет» - слово действие).

- Каким цветом должен быть закрашен прямоугольник? (Синим цветом).

- Прочитайте третье (четвёртое) предложение. Сколько в нём слов?

  в) задание на развитие речи;

- Ребята, найдите слова, которые отличаются одним звуком.

* * *

                   Мягкий знак, мягкий знак –

                   Без него нельзя никак.

                   Без него не написать

                   Тридцать, двадцать, десять, пять!

                   Вместо шесть получим шест,

                   Вместо есть напишем ест.

                   Уголками  угольки,

                   Банька в банку превратится

                   Вот что может получиться,

                   Если будем забывать

                   Мягкий знак в словах писать!

 

6.    Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, что же нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какую роль в русском языке выполняет буква «ь».

- А теперь посмотрите друг на друга. Что вам хочется сделать?

- Улыбнитесь друг другу. Скажите, какое у вас настроение?

- У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали и меня и гостей.

- Спасибо вам»! Урок закончен!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Васильевна, спасибо за урок. Хотелось бы знать по какому УМК.

28 June 2019

Похожие публикации