12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цыганова Анна Васильевна630
МАОУ СОШ №3, г.Кировград Свердловской обл.
Россия, Свердловская обл., Кировградский ГО
2

Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Технологическая карта урока




Предмет

Литература

Класс

11

Базовый учебник

УМК: Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 3-е изд. М: Просвещение,2014г

Тема урока

Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Показать психологизм прозы И.А.Бунина.

Задачи урока

Образовательные: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться анализировать приемы социально-философских обобщений в рассказе.

Развивающие: развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности, способствовать формированию умений работать в группе.

Воспитательные: формирование умений коллективно сотрудничать при выполнении заданий, воспитание внимания и уважения к художественному слову, пробуждать стремление к вдумчивому чтению.

Планируемые результаты

Предметные: создать условия, способствующие формированию представления о творчестве И.А.Бунина, усвоению понятий «психологизм» и «антитеза», пониманию особенностей языковой манеры писателя (краткости, выразительности деталей, лаконичности пейзажа).

Метапредметные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; формировать умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Личностные: формировать интерес к творчеству И.А.Бунина; развивать потребность самостоятельного инициативного чтения рассказов писателя.

Технологии

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая..

Формы работы

Коллективная, групповая, фронтальная

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Анализируют текст, сопоставляют эпизоды, работают с лексическим значением слов, отвечают на вопросы, обсуждают, выстраивают монологическое высказывание, делают выводы.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Этап урока


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1

Учитель приветствует учеников, создает комфортную рабочую атмосферу в классе.


- Здравствуйте, ребята! Начать сегодняшний урок хочется со стихотворных строк Ивана Алексеевича Бунина:

Твой труд переживет тебя, поэт,

Переживут творца его творения,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то писаный портрет –

И станешь ты незримый, бестелесный,

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной

- Так Бунин говорил о поэте, но, очевидно, это и о нем самом. Не случайно и сегодня нас не оставляют равнодушными его произведения, заставляют волноваться, будят мысль.

И.А.Бунин – писатель, жизнь которого явилась олицетворением верности лучшим традициям отечественной культуры. Его по праву можно назвать творцом, художником слова. В произведениях писателя каждое слово приобретает глубинный смысл уже с названия. Итак, сегодня мы размышляем над рассказом «Господин из Сан-Франциско»


Приветствуют учителя, настраиваются на работу.











Записывают дату и тему:

«Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».


2.

Актуализация знаний

Цель этапа:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

3

- Какова творческая история этого рассказа?

(В начале 1910 гг. Бунин совершает морской круиз, живёт в Италии, на Капри. Начавшаяся мировая война изменила тематику творчества писателя: он переходит к размышлениям о существовании человека и человечества. В 1915г. выходит рассказ, который первоначально Бунин предполагал назвать «Смерть на Капри» по аналоги и с повестью Т.Манна «Смерть в Венеции». В первых изданиях рассказ выходил с эпиграфом из Апокалипсиса «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»)

- Почему Бунин отказался от эпиграфа и предполагаемого названия?











Высказывают свое мнение.

Прогнозируют

3.

Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Цель этапа:

включение

подготовка учащихся к изучению нового материала;

самостоятельное определение цели урока.

4

Если коротко говорить о содержании рассказа, то сюжет его, казалось бы,  предельно прост. Главный герой, господин из Сан-Франциско, решает отправиться с семьёй в путешествие по Европе и неожиданно умирает в одном из дорогих отелей, после чего его тело отправляют обратно на том же корабле. Никакой остроты, никакого накала страстей. Однако в этом простом сюжете, на нескольких страницах Бунин при помощи символов, ярких деталей, перекличек с библейскими и мифологическими ассоциациями разворачивает грандиозную картину, предсказывающую судьбу всего  мира и нашей цивилизации.

Как вы считаете, какова цель нашего сегодняшнего размышления?

(Раскрыть секреты мастерства, выйти на тему урока)




Записывают дату и тему:

«Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Формулируют цели урока.

Высказывают свои предположения.

4.

Мотивация к учебной деятельности.

1

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Сегодня мы проведем исследование и проанализируем особенности создания социально-философских обобщений в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско».


5.

Решение учебной задачи.

Цель этапа:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

4

Обратим внимание на то, как автор рисует портрет своего героя.

«Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов». 


«Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочел несколько строк о никогда не прекращающейся балканской войне, привычным жестом перевернул газету, — как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа... Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».


Под руководством учителя объясняют разницу в портретных описаниях героя.






Выходят на мысль о роли приема антитезы в рассказе и формулируют тему жизни и смерти, смысла человеческого существования.

7.

Закрепление знаний.

Цель этапа:

анализ языковых особенностей текста


8














1 группа Работа с именами главных и второстепенных героев. Роль вставных эпизодов (о рыбаке Лоренцо) Обратите внимание: у господина, его жены и дочери нет имён. А у кого они есть? (у рыбака Лоренцо, у коридорного Луиджи)

Чем их жизнь отличается от жизни господина из Сан-Франциско? (В их жизни нет места графикам и маршрутам, они непредсказуемы не понятны сынам цивилизации, они живут естественной жизнью)

Именно эти герои воплощают живую, стихийную жизнь, лишённую механистичности, полную звуков и красок. 


2 группа Характеристика героя рассказа. Дайте представление о господине из Сан – Франциско, почему он и его семья живут именно в этом городе? 

Что нам известно о нем и его образе жизни?

Как Господин относится к своей семье?

Как Господин относится к работе?

(Сан – Франциско – крупный, богатый город, жить в котором могли позволить себе немногие, лишь избранные, среди них некий миллионер, господин из Сан – Франциско, едет из Америки, с женой и дочерью, чтобы повеселиться в Европе. Он заслужил это право наслаждаться жизнью. Ему 58 лет, он самоуверен, надменен, с золотом в кармане, золото блестит в его вставных пломбах, чемоданы и сундуки несут всегда готовые к услугам руки, гиды ждут у трапа, в гостиницах отведены ему лучшие номера, метродотель предлагает лучшее меню. До этой поры он не жил, а лишь существовал, « работал не покладая рук» , но китайцы, которых он выписывал целыми тысячами, знают, что это значит. Маршрут его вояжа весьма обширен: Европа, Египет, Индия, Япония)

3 группа. Характеристика образов-символов. Объясните значение символичных деталей в рассказе.

Почему корабль носит название «Атлантида»? (затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Другой символ этого корабля – символ расслоения общества.)

Старый Свет – Новый Свет.

Океан, ходивший за стенами” парохода (символ стихии, природы, противостоящей цивилизации).

Символом чего является “влюбленная пара”, нанятая за деньги, чтобы изображать любовь? (символ того, что в буржуазном обществе все продается и покупается).


4 группа Антитеза – основной прием в рассказе

В рассказе можно выделить два мотива. Первая - линия "механическая", вторая - "стихийная". Какие образы будут отражать каждую из них?

Какие ещё образы противопоставлены друг другу?  (Антитеза является средством выражения идеи: противопоставлена жизнь господина до круиза и во время него, отношение к нему до смерти и после него, погода до смерти господина и после неё.  Противопоставлены верхние палубы,  где веселится светское общество, и нижние, где трудятся чернорабочие. Противопоставлены корабль и стихия)

5 группа. Художественная манера И.А.Бунина

Бунин сравнительно нечасто использует метафоры. Также он использует психологически насыщенные эпитеты и наречия. Используя однородные эпитеты, Бунин варьирует их качественные характеристики. Бунин любит составные эпитеты. И подлинный конёк писателя - оксюмороны, например, "грешно-скромная девушка"

Найдите другие примеры подобных сочетаний в тексте рассказа.

У него много анафор, инверсий, градаций, синтаксического параллелизма.

Найдите примеры в тексте.


Беседа.

Построение учебной работы в группах.

Обсуждение в группах.









Выступления обучающихся.















8.

Контроль усвоения материала.


12

Предоставляет слово представителям каждой группы.

Выступает каждая группа, остальные слушают, задают уточняющие вопросы.

9.


Подведение итогов урока.

Цель этапа: оценка уч-ся результатов своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности свое и всего класса.




Рефлексия.


5

Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. Выставляет оценки.

Анализируют свою работу.


Ирония судьбы заключается в том, господин из Сан-Франциско прожил всю жизнь в напряженном и бессмысленном труде, откладывая на будущее "настоящую жизнь" и все удовольствия. И именно в тот момент, когда он решает наконец насладиться жизнью, его настигает смерть.

Как вы думаете, почему первоначальное название "Смерть на Капри" Бунин заменяет на "Господин из Сан-Франциско"?

К чему призывает автор? На какие мысли, выводы натолкнул вас рассказ « Господин из Сан – Франциско»?

(примерные ответы:

- жизнь быстротечна

- человеку следует быть самим собой

- многие люди истинное лицо и душу прячут за маской, так и уходят из жизни никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям).

Бунин спрашивает нас о том, в чём заключается наслаждение жизнью, что нужно успеть сделать человеку в этой жизни. Это вечные вопросы, и на них мы всегда ищем и будем искать ответы.












Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

10

Домашнее задание.


2

1.Написать сочинение - миниатюру на тему: «Вечное и «вещное» в изображении И.А. Бунина»

2. Прочитать рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник». Подумать над вопросом: «Созданы ли герои друг для друга?»



Записывают домашнее задание в дневники.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.