Урок литературы в 11 классе «Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"»
Технологическая карта урока
Предмет | Литература | |
Класс | 11 | |
Базовый учебник | УМК: Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 3-е изд. М: Просвещение,2014г | |
Тема урока | Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». | |
Тип урока | Комбинированный | |
Цели урока | Показать психологизм прозы И.А.Бунина. | |
Задачи урока | Образовательные: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться анализировать приемы социально-философских обобщений в рассказе. Развивающие: развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности, способствовать формированию умений работать в группе. Воспитательные: формирование умений коллективно сотрудничать при выполнении заданий, воспитание внимания и уважения к художественному слову, пробуждать стремление к вдумчивому чтению. | |
Планируемые результаты | Предметные: создать условия, способствующие формированию представления о творчестве И.А.Бунина, усвоению понятий «психологизм» и «антитеза», пониманию особенностей языковой манеры писателя (краткости, выразительности деталей, лаконичности пейзажа). Метапредметные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; формировать умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения. Личностные: формировать интерес к творчеству И.А.Бунина; развивать потребность самостоятельного инициативного чтения рассказов писателя. | |
Технологии | Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая.. | |
Формы работы | Коллективная, групповая, фронтальная | |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. | |
Виды деятельности учащихся | Анализируют текст, сопоставляют эпизоды, работают с лексическим значением слов, отвечают на вопросы, обсуждают, выстраивают монологическое высказывание, делают выводы. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | 1 | Учитель приветствует учеников, создает комфортную рабочую атмосферу в классе. - Здравствуйте, ребята! Начать сегодняшний урок хочется со стихотворных строк Ивана Алексеевича Бунина: Твой труд переживет тебя, поэт, Переживут творца его творения, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то писаный портрет – И станешь ты незримый, бестелесный, Мечтою, мыслью, сказкою чудесной - Так Бунин говорил о поэте, но, очевидно, это и о нем самом. Не случайно и сегодня нас не оставляют равнодушными его произведения, заставляют волноваться, будят мысль. И.А.Бунин – писатель, жизнь которого явилась олицетворением верности лучшим традициям отечественной культуры. Его по праву можно назвать творцом, художником слова. В произведениях писателя каждое слово приобретает глубинный смысл уже с названия. Итак, сегодня мы размышляем над рассказом «Господин из Сан-Франциско» | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Записывают дату и тему: «Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». |
2. | Актуализация знаний Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | 3 | - Какова творческая история этого рассказа? (В начале 1910 гг. Бунин совершает морской круиз, живёт в Италии, на Капри. Начавшаяся мировая война изменила тематику творчества писателя: он переходит к размышлениям о существовании человека и человечества. В 1915г. выходит рассказ, который первоначально Бунин предполагал назвать «Смерть на Капри» по аналоги и с повестью Т.Манна «Смерть в Венеции». В первых изданиях рассказ выходил с эпиграфом из Апокалипсиса «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!») - Почему Бунин отказался от эпиграфа и предполагаемого названия? | Высказывают свое мнение. Прогнозируют |
3. | Постановка учебной задачи. Целеполагание. Цель этапа: включение подготовка учащихся к изучению нового материала; самостоятельное определение цели урока. | 4 | Если коротко говорить о содержании рассказа, то сюжет его, казалось бы, предельно прост. Главный герой, господин из Сан-Франциско, решает отправиться с семьёй в путешествие по Европе и неожиданно умирает в одном из дорогих отелей, после чего его тело отправляют обратно на том же корабле. Никакой остроты, никакого накала страстей. Однако в этом простом сюжете, на нескольких страницах Бунин при помощи символов, ярких деталей, перекличек с библейскими и мифологическими ассоциациями разворачивает грандиозную картину, предсказывающую судьбу всего мира и нашей цивилизации. Как вы считаете, какова цель нашего сегодняшнего размышления? (Раскрыть секреты мастерства, выйти на тему урока) | Записывают дату и тему: «Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Формулируют цели урока. Высказывают свои предположения. |
4. | Мотивация к учебной деятельности. | 1 | Мотивирует учащихся к учебной деятельности: - Сегодня мы проведем исследование и проанализируем особенности создания социально-философских обобщений в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». | |
5. | Решение учебной задачи. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися | 4 | Обратим внимание на то, как автор рисует портрет своего героя. «Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов». «Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочел несколько строк о никогда не прекращающейся балканской войне, привычным жестом перевернул газету, — как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа... Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то». | Под руководством учителя объясняют разницу в портретных описаниях героя. Выходят на мысль о роли приема антитезы в рассказе и формулируют тему жизни и смерти, смысла человеческого существования. |
7. | Закрепление знаний. Цель этапа: анализ языковых особенностей текста | 8 | 1 группа Работа с именами главных и второстепенных героев. Роль вставных эпизодов (о рыбаке Лоренцо) Обратите внимание: у господина, его жены и дочери нет имён. А у кого они есть? (у рыбака Лоренцо, у коридорного Луиджи) Чем их жизнь отличается от жизни господина из Сан-Франциско? (В их жизни нет места графикам и маршрутам, они непредсказуемы не понятны сынам цивилизации, они живут естественной жизнью) Именно эти герои воплощают живую, стихийную жизнь, лишённую механистичности, полную звуков и красок. 2 группа Характеристика героя рассказа. Дайте представление о господине из Сан – Франциско, почему он и его семья живут именно в этом городе? Что нам известно о нем и его образе жизни? Как Господин относится к своей семье? Как Господин относится к работе?
(Сан – Франциско – крупный, богатый город, жить в котором могли позволить себе немногие, лишь избранные, среди них некий миллионер, господин из Сан – Франциско, едет из Америки, с женой и дочерью, чтобы повеселиться в Европе. Он заслужил это право наслаждаться жизнью. Ему 58 лет, он самоуверен, надменен, с золотом в кармане, золото блестит в его вставных пломбах, чемоданы и сундуки несут всегда готовые к услугам руки, гиды ждут у трапа, в гостиницах отведены ему лучшие номера, метродотель предлагает лучшее меню. До этой поры он не жил, а лишь существовал, « работал не покладая рук» , но китайцы, которых он выписывал целыми тысячами, знают, что это значит. Маршрут его вояжа весьма обширен: Европа, Египет, Индия, Япония)
3 группа. Характеристика образов-символов. Объясните значение символичных деталей в рассказе. Почему корабль носит название «Атлантида»? (затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Другой символ этого корабля – символ расслоения общества.) Старый Свет – Новый Свет. “Океан, ходивший за стенами” парохода (символ стихии, природы, противостоящей цивилизации). Символом чего является “влюбленная пара”, нанятая за деньги, чтобы изображать любовь? (символ того, что в буржуазном обществе все продается и покупается). 4 группа Антитеза – основной прием в рассказе В рассказе можно выделить два мотива. Первая - линия "механическая", вторая - "стихийная". Какие образы будут отражать каждую из них? Какие ещё образы противопоставлены друг другу? (Антитеза является средством выражения идеи: противопоставлена жизнь господина до круиза и во время него, отношение к нему до смерти и после него, погода до смерти господина и после неё. Противопоставлены верхние палубы, где веселится светское общество, и нижние, где трудятся чернорабочие. Противопоставлены корабль и стихия) 5 группа. Художественная манера И.А.Бунина Бунин сравнительно нечасто использует метафоры. Также он использует психологически насыщенные эпитеты и наречия. Используя однородные эпитеты, Бунин варьирует их качественные характеристики. Бунин любит составные эпитеты. И подлинный конёк писателя - оксюмороны, например, "грешно-скромная девушка" Найдите другие примеры подобных сочетаний в тексте рассказа. У него много анафор, инверсий, градаций, синтаксического параллелизма. Найдите примеры в тексте. | Беседа. Построение учебной работы в группах. Обсуждение в группах. Выступления обучающихся. |
8. | Контроль усвоения материала. | 12 | Предоставляет слово представителям каждой группы. | Выступает каждая группа, остальные слушают, задают уточняющие вопросы. |
9. | Подведение итогов урока. Цель этапа: оценка уч-ся результатов своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности свое и всего класса. Рефлексия. | 5 | Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. Выставляет оценки. | Анализируют свою работу. |
| Ирония судьбы заключается в том, господин из Сан-Франциско прожил всю жизнь в напряженном и бессмысленном труде, откладывая на будущее "настоящую жизнь" и все удовольствия. И именно в тот момент, когда он решает наконец насладиться жизнью, его настигает смерть. Как вы думаете, почему первоначальное название "Смерть на Капри" Бунин заменяет на "Господин из Сан-Франциско"? К чему призывает автор? На какие мысли, выводы натолкнул вас рассказ « Господин из Сан – Франциско»? (примерные ответы: - жизнь быстротечна - человеку следует быть самим собой - многие люди истинное лицо и душу прячут за маской, так и уходят из жизни никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям). Бунин спрашивает нас о том, в чём заключается наслаждение жизнью, что нужно успеть сделать человеку в этой жизни. Это вечные вопросы, и на них мы всегда ищем и будем искать ответы. | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | ||
10 | Домашнее задание. | 2 | 1.Написать сочинение - миниатюру на тему: «Вечное и «вещное» в изображении И.А. Бунина» 2. Прочитать рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник». Подумать над вопросом: «Созданы ли герои друг для друга?» | Записывают домашнее задание в дневники. |