12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баландина Мария Николаевна
Аккаунт удалён
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Психологический час со старшеклассниками, студентами

"Обрати своё внимание: импульсивность"

Импульсивность - это психофизиологическая особенность человека, проявляющаяся в несдержанности реакций, необдуманных и непреднамеренных поступках без учёта их последствий. Стоит уделить этой теме серьёзное внимание, так как импульсивность часто проявляется в молодежной среде и влияет на качество жизни и процесс обучения. Важно также говорить об управлении импульсивности для профилактики (предотвращения) асоциального или криминального поведения.

Импульсивность проявляется в поведении и эмоциональных реакциях в процессе обучения, в общении, в различных социальных практиках повседневности, оказывая неблагоприятное влияние на качество жизни и поведение человека. Для тех, кто заинтересован изучением этой темы можно пройти небольшое анонимное онлайн тестирование по измерению личностной импульсивности. Для управления данным психологическим процессом будут представлены ряд практических рекомендаций.

Что же представляет из себя импульсивность, как она себя проявляет в повседневной жизни?

Импульсивность рассматривается в трёх подгруппах:

Первая: способность планировать и осуществлять самоконтроль поведения. Описывая стиль жизни, в котором человек иногда и часто действует под влиянием импульса, предпочитая ориентирование во временных рамках «здесь и сейчас» не оценивая различные риски или «подводные камни». Данная группа импульсивности отражается в невнимательности личности к различным деталям и моментам. В таком случае человек не продумывает дальнейший план события их своих действий наперед, предпочитая действовать по обстоятельствам.

Вторая подгруппа отражает «моторно двигательную импульсивность». Это когда человек предпочитает действовать поспешно, не обдуманно. Данная особенность находит свое проявление в следующих ситуациях: неусидчивость в учебной деятельности, в принятии решений покупки или приобретения товара или услуг, в трудностях сидеть на месте, ёрзая на стуле во время лекций или при других обстоятельствах.

В третью подгруппу входят не внимательность, или не способность концентрироваться на задаче, «переключение внимания». В эту же подгруппу входят мысли человека о своем будущем, навязчивость (фокусировка) на тех или иных мыслях, оказывающих влияние на психологическую адаптацию и качество жизни.

Часто импульсивность проявляется в речи, как в устной, так и письменной. В общении чаще всего может просматриваться данная поведенческая проблема.

Импульсивность нередко проявляется в учебном процессе или иной социальной деятельности человека. Ниже представлены ситуации, в которых можно рассмотреть различные виды импульсивности.


Человек «ерзает» во время лекций или длительных ожиданий;

Неусидчивость на занятиях, сложно сфокусировать своё внимание при выполнении устных или письменных работ;

Не внимательное чтение, изучение учебного материала;

Трудности при сосредоточении;

Мысли не упорядочены, спонтанные (не методично выражаются);

Принимаемые решения спонтанные, без глубокого осмысления или планирования в высказываниях или действиях;

Не обдуманность в покупательном поведении. Приобретая ненужный товар, идя на согласие на ненужные услуги;

Говорить что думать, не думать о том, что проговаривается.

Нет плана своих дел и задач;

Не обдумываются решения сложных вопросов или дел, предпочитая действовать по обстоятельствам;

Нет мыслей или думается о будущем, живя «здесь и сейчас»

Ощущать скуку во время выполнения сложных задач (заданий), требующих внимания;

Сказать не то, о чём подумал, или планируя сказать;

Меняя быстро своё мнение, точку зрения под влиянием людей или обстоятельств;

Не имея глубокого увлечения и интереса к занятиям или обучению.


В данных утверждениях присутствуют все виды импульсивного поведения и реакций. Если в представленных примерах вы заметили что-то своё, важно обратить на это внимание. В этом случае важно вести самонаблюдение за поведением и реакциями в тех или иных ситуациях с целью их снижения или коррекции, что позволит улучшить и учебные показатели и другие социально значимые процессы жизнедеятельности.

Если кто-то из вас видит необходимость более подробно подойти к этой теме и лучше разобраться в себе, предлагаю пройти небольшое онлайн анонимное тестирование для определения степени выраженности личностной импульсивности. В том случае если результаты тестирования будут неудовлетворительными, было бы полезно обратиться за консультацией к психологу. Эта ссылка для прохождения теста на измерение степени импульсивности: https://banktestov.ru/test/81625


В завершение позвольте сделать ряд полезных замечаний, которые позволят повысить управление импульсивностью и скорректировать поведение для повышения качества жизни и обучения.

Старайтесь в своей жизни следовать важному принципу «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Этот принцип должен раскрываться во всех сферах вашей повседневности, особенно там, где существует повышенный риск вовлечения в различные виды сомнительной деятельности или негативного опыта. Люди, с повышенной степенью импульсивности чаще попадают в различные социальные неприятности, в том числе и криминального характера. Вопросы материально-бытового характера также должны рассматриваться через принцип «хорошенько подумай», попытавшись оценить риски и преимущества от поступивших предложений или идей.

Для повышения качества осуществляемых дел или заданий в учебном и социальном плане можно сказать следующее. Старайтесь фокусировать своё внимание на следующих моментах: что вы делаете и то, как вы это делаете, вникая в детали самого процесса, стараясь изучать их погружаясь в них более подробно и внимательно. Предвкушая результаты в будущем. При этом важно обращать внимание на изменения внутри себя самих, на уровне собственного восприятия.

Повысив концентрацию внимания к внешнему (тому, что делаете) и к внутреннему (как делаете), ваши результаты учебной или социально-личностной деятельности будут значительно выше.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.