Образ главного героя в рассказе Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» (Чтение, 4 класс)
презентация к уроку
PPTX / 793.96 Кб
/data/files/b1603807204.pptx (презентация к уроку)Конспект урока литературного чтения в 4-е классе. УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
Автор: Дерябина С.И.
Тема урока: Образ главного героя в рассказе Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина».
Цель урока: составить портрет главного героя произведения.
Задачи:
- формирование умения анализировать произведение, учить оценивать поступок главного героя, давать ему оценку.
- развивать умение работать с текстом, ориентироваться в нём.
- воспитание чувства патриотизма в детях, гордости за таких героев, как Матвей Кузьмин.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Прошу поприветствовать их.
-Наш урок мне бы хотелось начать с высказывания английского философа, историка Фрэнсиса Бэкона.
- Но,я прошу помочь прочитать мне это высказывание (Слайд №1)
- Как вы думаете, с чем мог сравнить Фрэнсис Бэкон книги -……, кому можно передавать груз.
|
|
- Фрэнсис Бэкон, так отзывался о пользе чтения. Чтение любого произведения оставляет свой след в душе читателя, заставляет задуматься.
- Мы, с вами, говоря о произведении Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина», задумались над вопросом: «Что заставило главного героя совершить подвиг?»
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Вашим домашним заданием было поразмышлять на эту тему.
Ответы детей.
III. Актуализация знаний.
Учитель: В ваших рассуждениях вы обращаетесь к личности главного героя, наделяете его качествами, т.е обращаетесь к образу главного героя.
- Сформулируйте тему и цель нашего урока (Слайд №2).
Ответы детей.
IV. Работа по теме урока.
Учитель: Цель урока - составление портрета главного героя.
- Предлагаю поработать над созданием портрета главного героя по кластеру (Слайд №3).
(Работа по кластеру ведётся парами, а параллельно группа ребят собирает и склеивает портрет главного героя. Пары получают задания и находят характеристику в тексте, согласно части кластера).
Ответы детей
Учитель: Объединим ваши ответы и выделим качества главного героя (Слайд №4)
|
|
Учитель: Ребята, а вы заметили, что автор рассказывает о главном герое, будто с ним знаком. У вас есть предположения - «почему».
Ответы детей.
- Я вам помогу с этой тайной. Вы хотели бы знать, что делала группа (вывесить портрет ). Как вы думаете: «Кто это?»
- А ваши предположения узнаем после физминутки.
Физминутка («Бабочка»).
Учитель: Кто же перед вами?
Ответы детей.
- Думаю, с этой тайной нам поможет письмо, которое у каждого на столе (на столах конверты с дополнительной информацией).
- Прошу взять конверты, открыть. Что вы нашли? (дети достают вырезку из газеты).
Ответы ребят.
- Теперь посмотрите на доску и скажите, кто же перед нами.
Ответы детей.
- Матвей Кузьмин – реальный человек.
- Давайте узнаем подробнее про этого человека (из конверта достаем 2 часть информации ).
Читают информацию ( хорошо читающие дети).
Учитель: Что вы заметили, познакомившись с биографией Матвея Кузьмина?
Ответы детей.
- Сопоставьте произведение Б. Полевого и биографию М. Кузьмина (учащиеся подчёркивают в информационном листе сведения, которые использовал Б.Полевой в своём произведении).
- Вот откуда наше ощущение, что автор знаком с М. Кузьминым. И становится понятным, что он повторяет подвиг Ивана Сусанина, который произошёл 30.03.1613 году (табличка на доске). М.Кузьмин повторит ……(ответы детей) (табличка на доску).
- Если бы мы сейчас составляли синквейн и именами существительным были И.Сусанин и М.Кузьмин, то какими бы синонимами завершили (патриот, герой – таблички на доску).
Ответы детей.
- Прошу подытожить портрет героя пословицей, которая объединит всё, то что мы говорили об М.Кузьмине.(Слайд №5)
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: А подвести итог урока мне бы хотелось при помощи синквейна (Слайд №6). Ключевое слово «урок». Чем же для Вас был наш урок сегодня.
| УРОК 2.Интересный, полезный, познавательный 3.Учит, развивает, воспитывает 5. Знание |
Учитель: А теперь мне бы хотелось вернуться к высказыванию Фрэнсиса Бэкона. Что же он подразумевает под «грузом», который передаётся от поколения к поколению (знания).
Ответы детей.
VI. Домашнее задание.
- Написать отзыв к рассказу Б.Полевого «Последний день Матвея Кузьмина».
- Спасибо за урок.
Приложение №1
21 июля 1858 года в селе Куракино Псковской губернии в семье крепостного крестьянина родился мальчик, которого назвали Матвеем.
Выросший Матвей жил так же, как и его дед и отец, — когда пришла пора, женился, обзавёлся детьми.
С 1918г советская власть стала собирать крестьян в колхозы, но Матвей отказался, оставшись крестьянином-единоличником. Даже когда в колхоз вступили все, кто жил рядом, Матвей меняться не захотел, оставшись последним единоличником во всём районе
Был дед Кузьмич человеком нелюдимым и малоприветливым, за что за глаза звали его «бирюком»( Одиночка, отшельник, нелюдимый) К тому же дед Кузьмич обработке земли предпочитал рыбную ловлю и охоту, в которой был большой мастер.
Когда началась Великая Отечественная война, Матвею Кузьмину было почти 83 года. Когда враг стал стремительно приближаться к деревне, где он жил, многие соседи поспешили в эвакуацию. Крестьянин с семейством предпочёл остаться.
Уже в августе 1941 года деревня, где жил дед Кузьмич, была оккупирована гитлеровцами. Новые власти, узнав о чудом сохранившемся крестьянине-единоличнике, вызвали его и предложили стать деревенским старостой.
Матвей Кузьмин немцев за доверие поблагодарил, но отказался — дело-то серьёзное, а он и глуховат стал, и подслеповат. Речи старика гитлеровцы посчитали вполне лояльными и в знак особого доверия оставили ему его главный рабочий инструмент — охотничье ружьё.
В начале 1942 года, после окончания Торопецко-Холмской операции, неподалёку от родной деревни Кузьмина заняли оборонительные позиции части советской 3-й ударной армии.
В феврале в деревню Куракино прибыл батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии. Горные егеря из Баварии были переброшены в этот район для участия в планируемом контрударе, целью которого было отбросить советские войска.
Перед отрядом, базировавшимся в Куракино, была поставлена задача скрытно выйти в тыл к советским войскам, находящимся в деревне Першино, и внезапным ударом нанести им поражение.
Для осуществления этой операции нужен был проводник из местных, и немцы вновь вспомнили о Матвее Кузьмине.
13 февраля 1942 года его вызвал командир немецкого батальона, заявивший — старик должен вывести гитлеровский отряд к Першино. За эту работу Кузьмичу пообещали денег, муки, керосина, а также роскошное немецкое охотничье ружьё.
Старый охотник осмотрел ружьё, по достоинству оценив «гонорар», и ответил, что согласен стать проводником. Он попросил показать место, куда точно нужно вывести немцев, на карте. Когда комбат показал ему нужный район, Кузьмич заметил, что никаких сложностей не будет, поскольку он в этих местах много раз охотился.
Слух о том, что Матвей Кузьмин поведёт гитлеровцев в советский тыл, мигом облетел деревню. Пока он шёл домой, односельчане с ненавистью смотрели ему в спину.
Ни немцы, ни жители Куракино не заметили, что сразу после разговора деда Кузьмича с немецким командиром из деревни в сторону леса выскользнул один из его сыновей, Василий…
Василий вышел в расположение 31-й отдельной курсантской стрелковой бригады, сообщив, что у него есть срочная и важная информация для командира. Его отвели к командовавшему бригадой полковнику Горбунову, которому он и рассказал то, что велел передать отец.
Чтобы выиграть время для её подготовки, Матвей Кузьмин всю ночь водил немцев окольными дорогами, на рассвете выведя их под огонь советских бойцов.
Немецкий отряд был разбит наголову, операция гитлеровцев была сорвана, несколько десятков егерей были уничтожены, часть попала в плен. Среди убитых оказался и командир отряда, который застрелил проводника, повторившего подвиг Ивана Сусанина.
О подвиге 83-летнего крестьянина страна узнала почти сразу. Первым о нём рассказал военный корреспондент и писатель Борис Полевой.
Приложение №2
Фотография для работы группы.
Приложение № 3