Сценарий урока литературы в 8 классе на тему «Анализ душевного состояния главного героя рассказа Л.Н. Толстого "После бала"»
Урок литературы в 8 классе
Учитель русского языка и литературы
МОБУ ЛИЦЕЙ № 8 г. Тынды Амурской области
Федяева Татьяна Геннадьевна
Тема: "Анализ душевного состояния главного героя рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Цель урока:
совершенствовать навык анализа художественного произведения через душевное состояние героя.
Задачи
Обучающие:
умению видеть позицию рассказчика и авторскую позицию;
знать приём контраста – способ эмоционального воздействия на читателя;
провести наблюдение за душевным состоянием героя через изобразительно-выразительные средства языка;
развивающие:
развивать навыки анализа художественного текста, характеристики литературных героев, выразительного чтения;
уметь сопоставлять душевные состояния героя, основанные на контрасте;
умения выделять главное;
сформировать морально-этические понятия;
развивать логику, мышление, умения сопоставлять и делать выводы;
развивать монологическую и диалогическую речь;
воспитывающие:
воспитание гуманизма через прочтение художественного текста;
воспитание чувства долга, чести, совести, любви, доброты, милосердия, уважения к человеку
Тип урока: открытие "нового" знания
Методы обучения:
-словесный
-наглядный
-практический
-частично-поисковый
-интерактивный
-организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
-стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
-контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Формы работы:
-фронтальная
-индивидуальная
-групповая
Методические приёмы аналитическая беседа, выразительное чтение, комментарий учителя, анализ текста.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, текст рассказа, иллюстрации, компьютер, интерактивная доска, экран, презентация.
Межпредметные связи: литература, русский язык, история, информатика, изобразительное искусство.
Образовательные результаты: выявление особенностей душевного состояния героя, основанных на контрасте, развитие навыков анализа художественного произведения, работа над культурой речи.
Эпиграф к уроку: "Есть только одно важное для всех дело в жизни – улучшать свою душу".
Л.Н.Толстой
Ход урока
1.Вступительное слово учителя. (Мотивация к учебной деятельности)
Поискам добра, служению добру великий писатель был верен всю свою долгую жизнь. Ещё в зале старого яснополянского дома, когда Толстому было 5 лет, он узнал первую и самую памятную игру, которая приучала творить добро. Эту игру придумал старший брат Николенька. Однажды, вспоминал Л.Н.Толстой, он «объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга… эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага…»
Всю свою жизнь Л.Н. Толстой шёл по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал переживания своей внутренней жизни. Ему удавалось хорошо знать людей и удивительно ярко и точно их описывать.
2.Фронтальный опрос.
-От чьего лица ведётся рассказ?
- О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич?
Индивидуальное задание. Короткий рассказ с использованием цитат из текста: «Было в сороковых годах», «Был я в то время студентом в провинциальном университете», «…учились и веселились», «…весёлый и бойкий малый…», «…катался с гор с барышнями…», «…кутил с товарищами…», «… удовольствие составляли вечера и балы».
-Где герой ощущает наибольшее счастье?
(- На балу).
3.Давайте перенесёмся на некоторое время на бал, послушаем музыку и посмотрим танец.
Чтец :
«Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары».
-Какие чувства вы испытали от музыки и танца?
- А что чувствовал на балу главный герой Иван Васильевич?
4. Групповая самостоятельная работа. в
-выписать цитаты из текста рассказа;
-выстроить логические цепочки, изображающие душевное состояние героя на балу, дома и « на поле»
1группа (на балу):
«…не пил, потому что без вина был пьян любовью…»;
«…вскакивал, не дожидаясь приглашения…»;
«…вальсировал… и не чувствовал своего тела»;
«…взял пёрышко и только взглядом мог выразить весь восторг и благодарность»;
«…я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро»;
«… эти четвероугольные носки сапог умиляли меня»;
«Я обнимал в то время весь мир своей любовью»;
«К отцу же её… я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство»;
«Я было испугался, что её увезут…»
«… бесконечно счастлив, счастье моё всё росло и росло»;«…достаточно того, «что я любил её»;
«…боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья»;11 проявлений счастья, радости, умиления, восхищения
2 группа (приехал домой)
.«…подумал о сне…, я увидал, что это совершенно невозможно»;
«...я вижу её в паре с отцом, когда она плавно двигается вокруг него…»
«…невольно соединяю его и её в одном нежном, умилённом чувстве»;
«…стало любовно жалко (брата) за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое я испытывал»;
« Вид…заспанного лица (лакея Петруши) показался мне умилительно трогательным»;
«…я был слишком счастлив, я не мог спать»;
«…всё было мне особенно мило и значительно»;
«…в душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки»;
7 проявлений взволнованности, восторга и душевного трепета
3 группа «на поле…»
« Мне было до такой степени стыдно, …я опустил глаза и поторопился уйти долой»;
«…в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта…»;
«…на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет…»;
«… только стал засыпать… вскочил»;
«… и заснул только к вечеру…, пошёл к приятелю и напился с ним совсем пьян»;
«… вспоминал полковника… становилось… неловко и неприятно…»;
6 проявлений тоски, подавленности, душевного потрясения
5.Логическая цепочка. Показана резкая смена переживаний рассказчика: счастье на балу – всё нарастающая радость – возбуждение (невозможность уснуть) - тоска – острая жалость - подавленность - отвращение к издевательствам, к бесчеловечности, возникшее при виде наказания татарина – СТЫД - ШОК ( англ. shock –удар, потрясение ) - отказ от карьеры - прошла любовь - изменилась вся жизнь
6. Описанием разных событий писатель противопоставляет душевное состояние героя, которое выявило сущность его характера.
Контраст ( противопоставление) - приём ещё больше усиливающий протест писателя против лицемерия, насилия и унижения человеческого достоинства.
Иван Васильевич передаёт нам отчасти чувства самого Толстого, который отчаянно стремился найти «зелёную палочку» и уничтожить всё зло в людях.
Современники Л.Н.Толстого говорили, что «через Ясную Поляну пролёг нравственный меридиан мира».
7.Рефлексия.
Я желаю вам, чтобы вас миновали такие потрясения, на душе было всегда светло, радостно. Каждому подарить шарик.
8. Выставление отметок.
9. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на предлагаемые темы:
1. «Что я вынес с сегодняшнего урока?»
2. «О чём бы я поговорил с Л.Н. Толстым?»