12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федяева Татьяна Геннадьевна3325
Звание "Почётный работник сферы образования Российской Федерации". Высшая квалификационная категория. Кредо: "Любовь воспитывается любовью" (Шалва Амонашвили).
Россия, Амурская обл., Тында
Материал размещён в группе «Урок литературы»
4

Сценарий урока литературы в 8 классе на тему: «Анализ душевного состояния главного героя рассказа Л.Н.Толстого «После бала»»

Урок литературы в 8 классе

Учитель русского языка и литературы

МОБУ ЛИЦЕЙ № 8 г. Тынды Амурской области

Федяева Татьяна Геннадьевна


 

Тема: "Анализ душевного состояния главного героя рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Цель урока:

совершенствовать навык анализа художественного произведения через душевное состояние героя.

Задачи

Обучающие:

умению видеть позицию рассказчика и авторскую позицию;

знать приём контраста – способ эмоционального воздействия на читателя;

провести наблюдение за душевным состоянием героя через изобразительно-выразительные средства языка;

развивающие:

развивать навыки анализа художественного текста, характеристики литературных героев, выразительного чтения;

уметь сопоставлять душевные состояния героя, основанные на контрасте;

умения выделять главное;

сформировать морально-этические понятия;

развивать логику, мышление, умения сопоставлять и делать выводы;

развивать монологическую и диалогическую речь;

воспитывающие:

воспитание гуманизма через прочтение художественного текста;

воспитание чувства долга, чести, совести, любви, доброты, милосердия, уважения к человеку

Тип урока: открытие "нового" знания

Методы обучения:

-словесный

-наглядный

-практический

-частично-поисковый

-интерактивный

-организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

-стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

-контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Формы работы:

-фронтальная

-индивидуальная

-групповая

Методические приёмы аналитическая беседа, выразительное чтение, комментарий учителя, анализ текста.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, текст рассказа, иллюстрации, компьютер,  интерактивная доска, экран, презентация.

Межпредметные связи: литература, русский язык, история, информатика, изобразительное искусство.

Образовательные результаты: выявление особенностей душевного состояния героя, основанных на контрасте, развитие навыков анализа художественного произведения, работа над культурой речи.

Эпиграф к уроку: "Есть только одно важное для всех дело в жизни – улучшать свою душу".

Л.Н.Толстой

Ход урока

1.Вступительное слово учителя(Мотивация к учебной деятельности)

Поискам добра, служению добру великий писатель был верен всю свою долгую жизнь. Ещё в зале старого яснополянского дома, когда Толстому было 5 лет, он узнал первую и самую памятную игру, которая приучала творить добро. Эту игру придумал старший брат Николенька. Однажды, вспоминал Л.Н.Толстой, он «объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга… эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага…»

Всю свою жизнь Л.Н. Толстой шёл по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал переживания своей внутренней жизни. Ему удавалось хорошо знать людей и удивительно ярко и точно их описывать.

2.Фронтальный опрос.

-От чьего лица ведётся рассказ?

- О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич?

Индивидуальное задание. Короткий рассказ с использованием цитат из текста: «Было в сороковых годах», «Был я в то время студентом в провинциальном университете», «…учились и веселились», «…весёлый и бойкий малый…», «…катался с гор с барышнями…», «…кутил с товарищами…», «… удовольствие составляли вечера и балы».

-Где герой ощущает наибольшее счастье? 

 (- На балу).

3.Давайте перенесёмся на некоторое время на бал, послушаем музыку и посмотрим танец.

Чтец :

«Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары».

-Какие чувства вы испытали от музыки и танца?

- А что чувствовал на балу главный герой Иван Васильевич?

4. Групповая самостоятельная работа. в

-выписать цитаты из текста рассказа; 

-выстроить логические цепочки, изображающие душевное состояние героя на балу, дома и « на поле»

1группа (на балу):

«…не пил, потому что без вина был пьян любовью…»;

«…вскакивал, не дожидаясь приглашения…»;

«…вальсировал… и не чувствовал своего тела»;

«…взял пёрышко и только взглядом мог выразить весь восторг и благодарность»;

«…я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро»;

«… эти четвероугольные носки сапог умиляли меня»;

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью»;

«К отцу же её… я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство»;

«Я было испугался, что её увезут…»

«… бесконечно счастлив, счастье моё всё росло и росло»;«…достаточно того, «что я любил её»;

«…боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья»;11 проявлений счастья, радости, умиления, восхищения

2 группа (приехал домой)

.«…подумал о сне…, я увидал, что это совершенно невозможно»;

«...я вижу её в паре с отцом, когда она плавно двигается вокруг него…»

«…невольно соединяю его и её в одном нежном, умилённом чувстве»;

«…стало любовно жалко (брата) за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое я испытывал»;

« Вид…заспанного лица (лакея Петруши) показался мне умилительно трогательным»;

«…я был слишком счастлив, я не мог спать»;

«…всё было мне особенно мило и значительно»;

«…в душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки»;

7 проявлений взволнованности, восторга и душевного трепета

3 группа «на поле…»

« Мне было до такой степени стыдно, …я опустил глаза и поторопился уйти долой»;

«…в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта…»;

«…на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет…»;

«… только стал засыпать… вскочил»;

«… и заснул только к вечеру…, пошёл к приятелю и напился с ним совсем пьян»;

«… вспоминал полковника… становилось… неловко и неприятно…»;

6 проявлений тоски, подавленности, душевного потрясения

5.Логическая цепочка. Показана резкая смена переживаний рассказчика: счастье на балу – всё нарастающая радость – возбуждение (невозможность уснуть) - тоска – острая жалость - подавленность - отвращение к издевательствам, к бесчеловечности, возникшее при виде наказания татарина – СТЫД - ШОК ( англ. shock –удар, потрясение ) - отказ от карьеры - прошла любовь - изменилась вся жизнь

6. Описанием разных событий писатель противопоставляет душевное состояние героя, которое выявило сущность его характера.

Контраст ( противопоставление) - приём ещё больше усиливающий протест писателя против лицемерия, насилия и унижения человеческого достоинства.

Иван Васильевич передаёт нам отчасти чувства самого Толстого, который отчаянно стремился найти «зелёную палочку» и уничтожить всё зло в людях.

Современники Л.Н.Толстого говорили, что «через Ясную Поляну пролёг нравственный меридиан мира».

7.Рефлексия.

Я желаю вам, чтобы вас миновали такие потрясения, на душе было всегда светло, радостно. Каждому подарить шарик.

8. Выставление отметок.

9. Домашнее  задание: написать сочинение-рассуждение на предлагаемые темы:

1. «Что я вынес с сегодняшнего урока?»

2. «О чём бы я поговорил с Л.Н. Толстым?»

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.