Технологическая карта внеурочного занятия в 4 классе «Б. Кустодиев "Морозный день"»

1
0
Материал опубликован 25 January 2017

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности.

 

Класс:

4

Направление внеурочной деятельности:

Духовно - нравственное

Форма организации внеурочной деятельности:

Классный час

Вид внеурочной деятельности:

познавательная

Тема:

Б. Кустодиев «Морозный день»

Цель:

Создание условия для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни через совместную деятельность по рассматриванию и описанию живописных картин. Познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами.

Задачи:

Образовательная:

-познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами.

-сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.

Развивающая:

-дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;

-создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.

Воспитательная:

- воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны.

-помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.

- воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна.

-обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания;

Регулятивные:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

Коммуникативные:

-уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

- донести свою позицию до собеседника;

- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

- учиться согласованно работать в группе:

- учиться планировать работу в группе;

- учиться распределять работу между участниками проекта;

- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оборудование:

ИКТ- презентация, проектор, интерактивная доска, доска.

Карточки для рефлексии.


 

Ход занятия

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Вступительная часть

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Добрый день, весёлый час,

Очень рада видеть вас!

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Но прежде чем мы приступим, к работе прислушайтесь к себе, и к своему внутреннему состоянию.

Рефлексия. ( 1 слайд )

Я хочу узнать ваше настроение.

У вас на парте лежат листочки, напишите на этом листочке своё имя и фамилию.

- Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку. Переверните листочки и отложите на середину стола, они нам пригодятся в конце занятия.

Сообщение темы.

-Сегодня на занятии мы отправляемся в музей. Мы познакомимся с замечательным художником Б.Кустодиевым и его картиной «Морозный день»

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Отмечают своё настроение.

Принимают задачу.

Узнают тему занятия, принимают условия работы.

Регулятивные:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

II. Основная часть

Сформировать знания и умения по правилам этикета.

- Хочется ли вам узнать немного об этом художнике?

Рассказ о художнике.

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 г.в г. Астрахани. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии, а затем в училище при Академии художеств в Петербурге. На талантливого юношу обратил внимание и взял в свою мастерскую Илья Репин. Он не любил говорить о своих работах, зато с увлечением рассказывал об учениках. Особенно выделял Кустодиева и называл юношу «богатырем живописи».

В 1909 году у художника вдруг заболела рука, и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели. Начались страшные головные боли. По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком. Любой звук усиливал страдания. Питерские врачи нашли у него костный туберкулез и направили в горы Швейцарии. Закованный от шеи до талии в жесткий корсет, оторванный от мольберта и красок, месяц за месяцем лежал он, дыша целебным горным воздухом Альп.

А болезнь наступала. Она оказалась страшнее, чем предполагали: опухоль спинного мозга. Он перенес ряд тяжелейших операций, длившихся по нескольку часов. Перед одной из них профессор сказал жене:
- Опухоль где-то ближе к груди. Нужно решать, что сохранить, руки или ноги?
- Руки, оставьте руки! Художник — без рук? Он жить не сможет! – ответила жена.

И хирург сохранил подвижность рук. Только рук. До конца жизни. Отныне его «жизненное пространство» сузилось до четырех стен тесной мастерской, а весь мир, который он мог наблюдать, оказался ограничен оконной рамой. 
Его брат, инженер, создал специальный станок для того, чтобы художник мог работать даже лёжа. Но чем тяжелее было физическое состояние Кустодиева, тем упорнее он работал. За годы неподвижности он создал лучшие свои вещи. Любовь к жизни отразилась на всех картинах художника.

Беседа о биографии художника.

-Какие чувства у вас вызвала жизнь художника?

-Что вас удивило?

-С какими трудностями пришлось столкнуться художнику?

Первичное знакомство с картиной

- Прочитайте название картины. «Морозный день»

- К какому жанру отнесём картину, судя по названию? (пейзаж)

- Что вы можете увидеть на этой картине?

- А разве можно увидеть мороз? Как бы вы на рисунке показали, что на улице мороз?

Открываем репродукцию картины.

- Вам нравится эта картина?

- Что вы чувствуете, глядя на неё?

- Какое возникает настроение?

- Какое время года изображено? Какое время суток?

- Что позволило сделать такой вывод?

- Хочется поближе её рассмотреть? Давайте войдём в мир, созданный художником.

Рассмотрите улицу, изображённую на рисунке. С помощью большой вертикальной рамки покажите церковь, дом с колоннами, магазин (что там продают?), трактир (столовая).

- По каким приметам можем судить, что здания хорошо отапливаются? ( дым из труб)

- А почему в этот день печи нужно топить особенно хорошо? (мороз)

Чтение стихотворений по картине

Пантелеймон Образцов написал стихотворение «Морозный день»

Трещит мороз. Застыли речки.
Дрожат берёзки у реки.
У нас тепло. В горячей печке
Потрескивают огоньки.

- Есть ли другие подтверждения, что день морозный? (солнце красноватого цвета, иней, малолюдно)

- Кого вы видите на улице?

- А лошадку возле трактира вы заметили? Если вам трудно её отыскать, рассмотрите второй маленький кружок под репродукцией. Это деталь картины «Морозный день». Найдите эту деталь на репродукции и рассмотрите её в лупу.

- Эта лошадка возит людей или продукты для трактира? (продукты)

- Быстро ли едут сани за спиной у дворника? Какие детали помогают ответить на этот вопрос? (ноги, хвост лошади, концы воротника пассажирки)

- Видно ли по фигурам пассажиров, что на улице холодно? (дама прикрывает лицо, ноги укрыты)

- Не кажется ли вам, что из дома с колоннами кто-то смотрит на улицу?

- Что привлекло его внимание?

- Какие звуки он мог услышать? ( слушаем звуки колокольчика)

Поэт Валентин Берестов тоже написал стихотворение «Морозный день», отрывок из которого я предлагаю послушать:

Морозный день… Зато над головою
В переплетенье сучьев, в черной сетке,
Стекая по стволам, по каждой ветке
Висит лавиной небо голубое.

- А какие цвета преобладают в данной картине?

Корней Чуковский тоже написал одноимённое стихотворение:

Мороз десятиградусный
трещит в аллеях парка.
Нам весело, нам радостно
и на морозе жарко.

Большое солнце зимнее
висит воздушным шаром.
Деревья—в белом инее,
а щёки пышут жаром.

- Правда ли, что на улице очень красиво? Что делает ее особенно нарядной?

- Как можно было еще назвать картину?

- Почему же художник выбрал именно название “Морозный день”?

- Понравилась вам картина Б.М. Кустодиева? Чем? Какие ощущения и чувства вызвала?

Работа в группах:

Повторим правила работы в группе

(Слушаем П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь. Святки»)

На доске написаны критерии, по которым вы будете оценивать выступление товарищей после работы в группах. Рассказ можно составлять, пользуясь памяткой и опорными словами.

Критерии оценки ответа:

Правильная речь

Чёткость изложения материала

Личные впечатления

Памятка:

Как называется картина и кто её автор?

Что запомнили о художнике?

Что хотел показать художник?

Как он это сделал?

Какое настроение пытался передать?

Опорные слова:

Перед нами картина …………………….……………………………………………….., которую написал художник …………………………………………………... Художник хотел показать ….…………………….……………………………….., поэтому он изобразил …………………..……………………. ……………………..…. ……………………. ……………………………………………………………………….. Больше всего мне понравилось …………………….…………………………………… У меня эта картина вызвала …………………….……………………………………… .

Оценка:

- Выскажите своё мнение о прослушанных выступлениях по предложенным критериям.

Отвечают на вопросы учителя.

Знакомятся с биографией художника.

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Знакомятся с картиной.

Отвечают на вопросы учителя.

Делятся своими впечатлениями, чувствами и переживаниями.

Отвечают на вопросы.

Читают стихотворения, анализируют лирику.

Отвечают на вопросы.

Работают в группах.

Знакомятся с критериями оценивания.

Выполняют задание в группе.

Оценивают работу выступающих.

Личностные:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания;

Регулятивные:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

Коммуникативные:

-уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

- донести свою позицию до собеседника;

- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

- учиться согласованно работать в группе:

- учиться планировать работу в группе;

- учиться распределять работу между участниками проекта;

- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

III. Заключительная часть

Акцентировать внимание на конечный результат деятельности обучающихся на занятии.

Рефлексия: 

- Кто захочет сегодня поделиться своими впечатлениями от картины с родителями, друзьями?

-  Кто хотел бы в будущем попробовать себя в роли экскурсовода?

Итог занятия:

- Чему учились на занятии?  

- Назовите автора и название картины?

- Что вас особенно заинтересовало на уроке?

- Что общего у Пантелеймона Образцова, Бориса Кустодиева и Валентина Берестова, Корнея Чуковского? (Каждый создал своё произведение «Морозный день)

Возьмите листочки, и отметьте своё настроение.

- Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку.

- Передайте листочки с последней парты на первую.

- Ребята, сегодня мы познакомились с новыми правилами, узнали о правилах поведения за столом, в гостях, которые точно пригодятся вам в жизни.

Наше занятие было продуктивным и интересным, вы были очень активные.

Я надеюсь, что в гостях вы всегда будете вести себя культурно, приходя в гости, воспитано, ведь именно таких людей уважают, у них есть друзья, с ними всегда приятно общаться.

Спасибо за продуктивное занятие. До свидания!

Формулируют конечный результат своей работы на занятии (что получилось, что не получилось).

Регулятивные:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации