Технологическая карта внеурочного занятия в 4 классе «Б. Кустодиев "Морозный день"»
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности.
Класс: |
4 |
Направление внеурочной деятельности: |
Духовно - нравственное |
Форма организации внеурочной деятельности: |
Классный час |
Вид внеурочной деятельности: |
познавательная |
Тема: |
Б. Кустодиев «Морозный день» |
Цель: |
Создание условия для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни через совместную деятельность по рассматриванию и описанию живописных картин. Познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами. |
Задачи: |
Образовательная: -познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами. -сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора. Развивающая: -дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности; -создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности. Воспитательная: - воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны. -помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания. - воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна. -обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности. |
Планируемые результаты: |
Личностные: - формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; - формирование духовных и эстетических потребностей; - воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.); - преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания; Регулятивные: - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; Коммуникативные: -уметь пользоваться языком изобразительного искусства: - донести свою позицию до собеседника; - оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); - уметь слушать и понимать высказывания собеседников; - уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им; - учиться согласованно работать в группе: - учиться планировать работу в группе; - учиться распределять работу между участниками проекта; - понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; - уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Оборудование: |
ИКТ- презентация, проектор, интерактивная доска, доска. Карточки для рефлексии. |
Ход занятия
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
I. Вступительная часть |
|||
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. Заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. |
Добрый день, весёлый час, Очень рада видеть вас! Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. Но прежде чем мы приступим, к работе прислушайтесь к себе, и к своему внутреннему состоянию. Рефлексия. ( 1 слайд ) Я хочу узнать ваше настроение. У вас на парте лежат листочки, напишите на этом листочке своё имя и фамилию. - Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку. Переверните листочки и отложите на середину стола, они нам пригодятся в конце занятия. Сообщение темы. -Сегодня на занятии мы отправляемся в музей. Мы познакомимся с замечательным художником Б.Кустодиевым и его картиной «Морозный день» |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Отмечают своё настроение. Принимают задачу. Узнают тему занятия, принимают условия работы. |
Регулятивные: - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; |
II. Основная часть |
|||
Сформировать знания и умения по правилам этикета. |
- Хочется ли вам узнать немного об этом художнике? Рассказ о художнике. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 г.в г. Астрахани. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии, а затем в училище при Академии художеств в Петербурге. На талантливого юношу обратил внимание и взял в свою мастерскую Илья Репин. Он не любил говорить о своих работах, зато с увлечением рассказывал об учениках. Особенно выделял Кустодиева и называл юношу «богатырем живописи». В 1909 году у художника вдруг заболела рука, и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели. Начались страшные головные боли. По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком. Любой звук усиливал страдания. Питерские врачи нашли у него костный туберкулез и направили в горы Швейцарии. Закованный от шеи до талии в жесткий корсет, оторванный от мольберта и красок, месяц за месяцем лежал он, дыша целебным горным воздухом Альп. А болезнь наступала. Она оказалась страшнее, чем предполагали: опухоль спинного мозга. Он перенес ряд тяжелейших операций, длившихся по нескольку часов. Перед одной из них профессор сказал жене: И хирург сохранил подвижность рук. Только рук. До конца жизни. Отныне его «жизненное пространство» сузилось до четырех стен тесной мастерской, а весь мир, который он мог наблюдать, оказался ограничен оконной рамой. Беседа о биографии художника. -Какие чувства у вас вызвала жизнь художника? -Что вас удивило? -С какими трудностями пришлось столкнуться художнику? Первичное знакомство с картиной - Прочитайте название картины. «Морозный день» - К какому жанру отнесём картину, судя по названию? (пейзаж) - Что вы можете увидеть на этой картине? - А разве можно увидеть мороз? Как бы вы на рисунке показали, что на улице мороз? Открываем репродукцию картины. - Вам нравится эта картина? - Что вы чувствуете, глядя на неё? - Какое возникает настроение? - Какое время года изображено? Какое время суток? - Что позволило сделать такой вывод? - Хочется поближе её рассмотреть? Давайте войдём в мир, созданный художником. Рассмотрите улицу, изображённую на рисунке. С помощью большой вертикальной рамки покажите церковь, дом с колоннами, магазин (что там продают?), трактир (столовая). - По каким приметам можем судить, что здания хорошо отапливаются? ( дым из труб) - А почему в этот день печи нужно топить особенно хорошо? (мороз) Чтение стихотворений по картине Пантелеймон Образцов написал стихотворение «Морозный день» Трещит мороз. Застыли речки. - Есть ли другие подтверждения, что день морозный? (солнце красноватого цвета, иней, малолюдно) - Кого вы видите на улице? - А лошадку возле трактира вы заметили? Если вам трудно её отыскать, рассмотрите второй маленький кружок под репродукцией. Это деталь картины «Морозный день». Найдите эту деталь на репродукции и рассмотрите её в лупу. - Эта лошадка возит людей или продукты для трактира? (продукты) - Быстро ли едут сани за спиной у дворника? Какие детали помогают ответить на этот вопрос? (ноги, хвост лошади, концы воротника пассажирки) - Видно ли по фигурам пассажиров, что на улице холодно? (дама прикрывает лицо, ноги укрыты) - Не кажется ли вам, что из дома с колоннами кто-то смотрит на улицу? - Что привлекло его внимание? - Какие звуки он мог услышать? ( слушаем звуки колокольчика) Поэт Валентин Берестов тоже написал стихотворение «Морозный день», отрывок из которого я предлагаю послушать: Морозный день… Зато над головою - А какие цвета преобладают в данной картине? Корней Чуковский тоже написал одноимённое стихотворение: - Правда ли, что на улице очень красиво? Что делает ее особенно нарядной? - Как можно было еще назвать картину? - Почему же художник выбрал именно название “Морозный день”? - Понравилась вам картина Б.М. Кустодиева? Чем? Какие ощущения и чувства вызвала? Работа в группах: Повторим правила работы в группе (Слушаем П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь. Святки») На доске написаны критерии, по которым вы будете оценивать выступление товарищей после работы в группах. Рассказ можно составлять, пользуясь памяткой и опорными словами. Критерии оценки ответа: Правильная речь Чёткость изложения материала Личные впечатления Памятка: Как называется картина и кто её автор? Что запомнили о художнике? Что хотел показать художник? Как он это сделал? Какое настроение пытался передать? Опорные слова: Перед нами картина …………………….……………………………………………….., которую написал художник …………………………………………………... Художник хотел показать ….…………………….……………………………….., поэтому он изобразил …………………..……………………. ……………………..…. ……………………. ……………………………………………………………………….. Больше всего мне понравилось …………………….…………………………………… У меня эта картина вызвала …………………….……………………………………… . Оценка: - Выскажите своё мнение о прослушанных выступлениях по предложенным критериям. |
Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с биографией художника. Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с картиной. Отвечают на вопросы учителя. Делятся своими впечатлениями, чувствами и переживаниями. Отвечают на вопросы. Читают стихотворения, анализируют лирику. Отвечают на вопросы. Работают в группах. Знакомятся с критериями оценивания. Выполняют задание в группе. Оценивают работу выступающих. |
Личностные: - формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; - формирование духовных и эстетических потребностей; - воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.); - преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания; Регулятивные: - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; Коммуникативные: -уметь пользоваться языком изобразительного искусства: - донести свою позицию до собеседника; - оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); - уметь слушать и понимать высказывания собеседников; - уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им; - учиться согласованно работать в группе: - учиться планировать работу в группе; - учиться распределять работу между участниками проекта; - понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; - уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
III. Заключительная часть |
|||
Акцентировать внимание на конечный результат деятельности обучающихся на занятии. |
Рефлексия: - Кто захочет сегодня поделиться своими впечатлениями от картины с родителями, друзьями? - Кто хотел бы в будущем попробовать себя в роли экскурсовода? Итог занятия: - Чему учились на занятии? - Назовите автора и название картины? - Что вас особенно заинтересовало на уроке? - Что общего у Пантелеймона Образцова, Бориса Кустодиева и Валентина Берестова, Корнея Чуковского? (Каждый создал своё произведение «Морозный день) Возьмите листочки, и отметьте своё настроение. - Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку. - Передайте листочки с последней парты на первую. - Ребята, сегодня мы познакомились с новыми правилами, узнали о правилах поведения за столом, в гостях, которые точно пригодятся вам в жизни. Наше занятие было продуктивным и интересным, вы были очень активные. Я надеюсь, что в гостях вы всегда будете вести себя культурно, приходя в гости, воспитано, ведь именно таких людей уважают, у них есть друзья, с ними всегда приятно общаться. Спасибо за продуктивное занятие. До свидания! |
Формулируют конечный результат своей работы на занятии (что получилось, что не получилось). |
Регулятивные: - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; |