Статья «Образ предка в семейных преданиях западной Сибири»
Образ предка в семейных преданиях Урала и Западной Сибири
Подгорбунских Н.А.,
канд. филол. наук,
преподаватель Колледжа русской культуры
им. А.С. Знаменского
Наблюдения показывают, что в живом бытовании, наряду с семейными преданиями, в контексте беседы, участниками которой являются родственники и близкие, обычно сосуществуют рассказы-хроники, рассказы-воспоминания, размышления о времени и нравах, облаченные в сюжетные повествования, слухи и толки о родственниках, рассказы демонологического и легендарного характера. Эти жанры объединяет отношение рассказчика к прошлому, как к действительному факту из жизни его семьи и рода, ставшему историей. В понятие "история" входят не только события далекого прошлого, но и современные, участниками которых были поколения, живущие сейчас.
История рода в семейных преданиях и рассказах может быть условно разделена на четыре периода: на "золотой век"- время дедов и прадедов, "серебряный век"- время отнов, "медный век" - время деятельной жизни рассказчика и "железный век"- время детей и внуков. "Золотой век" семейных преданий - это время людей, о которых рассказчик знает только по рассказам старших родственников. Семейные предания повествуют о давно прошедшем времени, поэтому им свойственен эпический стиль повествования.
О событиях "серебряного века" семейной истории повествуют детские воспоминания рассказчика о жизни родителей. В рассказах это время "растягивается", приобретает черты "века"-эпохи, вмещающей всю деятельную жизнь родителей. Детское восприятие окружаюшего мира обусловило изображение событий прошлого как вереницу ярких запоминающихся эпизодов, деятельная, трудовая жизнь рассказчика нашла отражение в рассказах-воспоминаниях о зрелых годах жизни. Название этого периода семейной истории - "медный век"- обусловлено народным восприятием исторического прошлого, т. к, пространственно-временной масштаб событий "золотого" и "серебряного" веков представляется рассказчику значительнее, чем масштаб собственной судьбы.
Повествования старшего поколения о собственной жизни перемежаются с размышлениями о современности, судьбах детей и внуков, современник нравах. Многое из того, что старики видят вокруг себя, их не устраивает, не укладывается в их представлениях о достойной жизни и получает определенную негативную оценку. Время старения, немощи воспринимается ими как "злой"."железный век" - эпоха, которая агрессивна к старикам.
Помимо утилитарной функции "практического воспитания" на примере жизни предков, семейные повествования выполняют нравственно - философскую задачу убеждения подрастающего поколения в святости и нерушимости кровного родства. Семейные предания как эпический жанр фольклора осуществляют связь времен с помощью утверждения генеалогического кровного родства героев прошлого с их потомками и служат средством сохранения исторического нравственного и художественного опыта народа, что и обусловливает их место и значение в системе несказочной прозы.
Существование человека в фольклоре мыслится в категориях кровно-родственных отношений, поэтому история человечества представляется в мифе как процесс формирования обшинно-родовой организации. Мифологическое моделирование историии повлияло на организацию событий в архаических преданиях, в них история рода предваряется мифологической экспозицией: род ведет свое начало от тотемного предка. Применительно к семейным преданиям древнейшие представления о предке-родоначальнике являются архетипом, связь с которым и последующей традицией заключаются в трансформации старого мотива и демифологизации составляющих его элементов.
Художественный идеал в преданиях воплощается посредством описания конкретных бытовых реалий, но конкретно-историческое изображение действительности не противоречит мифологическим принципам моделирования истории, благодаря чему ход событий приобретает мистическую трактовку.
Этико-эстетическое своеобразие сюжетики антропонимических преданий обусловлено особенностями фольклорного обобщения в фамилии примет внешности и черт характера, деяний родоначальника.
В преданиях, повествующих о предке - переселенце, пришедшем из Европейской России, реализуется древнейший мифологический мотив о деяниях первочеловека, который выполняет в сюжете функцию культурного героя. Предок учит людей пользоваться дарами природы и получает фамилию по своему нововведению, при этом деяния первопредка в преданиях приобретают значение "столповых событий", заложивших основы мироустройства, деяния пращура становятся своеобразным ориентиром, по которому потомки оценивают нравственное содержание своих поступков. Мотив мнимого и реального родства с "ермачками", "вольными людьми", разбойниками и каторжниками в семейных преданиях имеет социально и исторически обусловленную причину: первыми засельшиками Западной Сибири были первопроходцы, ссыльно-поселенцы, бродяги, каторжники.
Имя фольклорного героя всегда этически и эстетически значимо и соответствует поступкам персонажа в сюжете, поэтому фамилия предка становится в предании средством типизации действительности. Сюжетообразуюшую функцию в антропонимических преданиях часто выполняет мотив изменения фамилии, который всегда связан с каким-либо экстраординарными обстоятельствами в жизни семьи, т. к., по народным верованиям, перемена имени выполняет предохранительную, защитную функцию. Хотя изменения в написании фамилии порой незначительны одна - две буквы), тем не менее в семейных преданиях утверждается, что эта мера спасла предков от преследования властей. Предания с мотивом переименования иллюстрируют представления народа о фамилии как идеальном воплощении индивидуальности рода и родовой чести.
Во многих семейных преданиях крестьян сюжетообразующим является мотив именования предка по прежнему хозяину, т. к. в крестьянской среде довольно прочно удерживался культ хозяина, в основе этого мотива скрывается идея «представительства», «символа». Эта идея проявляется в том, что помещик в крестьянских преданиях иногда выполняет функцию родоначальника.
В антропонимических преданиях часто встречается одна и та же сюжетная схема: фамилия или фамильное прозвище даны за здешний вид предка, черту характера, привычку, любимое присловье и т. д. В описании внешности предка рассказчики обязательно упоминают цвет волос, такое восприятие облика человека обусловлено не только психологическими закономерностями идентификации людей человеческим сознанием, но и мифологическими представлениями народа о волосах, как символе силы, здоровья, мудрости и человеческой индивидуальности. Указание на волосы в преданиях является доказательством красоты предка, причем эстетически значимым становится не цвет волоса степень цветовой интенсивности, насыщенности. Потомки людей, имевших прозвища, за которыми скрыты неприличные или неприятные истории, зачастую не сохраняют в памяти истинные причины появления прозвища, а создают иную, этически и эстетически облагороженную версию происхождения фамилии.
В преданиях о предках-первопоселеннах драматизм насильственного переселения характеризуется совокупностью сюжетов, основу которых составляют апокалипсические мотивы, отражающие трагическое восприятие действительности. В преданиях также сильны социально-утопические идеи, зафиксировавшиеся в мотивах свободной жизни и изобилия нетронутых человеком природных богатств. Противопоставление минувшего изобилия нынешнему осквернению и оскудению природы приобретает в преданиях нравственные критерии в сюжетах о рачительном отношении предков к природе.
Мотив «основание населенного пункта» варьирует в количестве первопоселенцев, которых рассказчики считают своими предками, и имеет столько вариантов, сколько разных общественных категорий представлено в образах первопоселенцев, функционально образ первопоселенца тождествен архаическому предшественнику, тотемному первопредку, воплощавшему в себе всю силу рода, в семейных преданиях этот герой действует как единственный персонаж и совершает титанические деяния, что обусловливает гиперболизацию физической силы предка.
Сила героя проявляется в типичных сюжетных ситуациях, набор которых определяется характером крестьянского труда и быта, поэтому физическая мощь измеряется сугубо крестьянскими мерами. В сюжетах прочно удерживается мотив сравнения силы человека с силой лошади, культ которой имел для крестьян не только практическое, но и мифологическое значение. Комический эффект в сюжетной ситуации, показывающей физическое превосходство предка над спорщиком, обидчиком проявляется в том, что силач использует необычные средства наказания, создает комичные ситуации, в которых соперник выглядит нелепо. В преданиях о рукопашном бое с кочевниками сюжет заключает в себе ярко выраженный национально-политический конфликт. Мотив варьирует в численном превосходстве противника, но сохраняет основное противопоставление безоружного силача и вооруженного врага.
Идеализации силача служит мотив употребления водки на спор, в основе этого мотива лежат древние представления о способности сильного человека пить не пьянея. Мотив демонстрации силы, помимо количества выпитого, может включать и способ употребления спиртного, приэтом водка выступает мерилом жизненной силы человека и генетически связана с образом «живой воды» Эпическая мера «ведро водки» типологически близка былинной «чаше в полтора ведра», которую может осилить только необыкновенный герой, физическая сила предка в преданиях является одним из компонентов обшего здоровья, показателем которого могут быть невосприимчивость холода, ловкость, хорошее зрение, крепкие зубы и т. п. Сохранение этих качеств до глубокой старости, в глазах крестьян, служит доказательством физической крепости.
Сила и здоровье предков в преданиях объясняется тем, что люди раньше вели здоровый образ жизни: много работали, по работе и ели. Противопоставление поколений по силе и здоровью («Богатыри - не вы») составляет основу мифологического мотива, посредством которого в жанрах несказочной прозы воплощается идеал счастливой жизни, который мыслится в глубоком прошлом.
Идеализация прошлого обнаруживается в противопоставлении работы предков и оплаты их труда современным заработным платам. Деньги как мера труда приобретают в преданиях физическую весомость, материализуя представления об интенсивности, концентрации труда предков и насыщенности жизненного процесса.
Характерной особенностью крестьянских преданий является идеализация предка - «мастера на все руки». Высоко оценивая трудовое искусство пращура, потомки используют в преданиях мотив виртуозного владения инструментом. Косвенную оценку работе предка рассказчики дают через описание топора, таким образом, качество инструмента характеризует самого владельца и его работу. Описание производственных приуготовлений приобретает в преданиях характер тайных действий, а профессиональные умения мастера возводятся на уровень сакральных знаний, которые передавались наследникам под большим секретом.
Необыкновенные умения предка, его контакты с нечистой силой в преданиях интерпретируются как его постоянные, естественные качества, что вызвано представлениями о дедах как о родственниках, стоящих на границе между миром мертвых и миром живых, поэтому образ деда в преданиях изначально мифологичен, за ним закрепляется функция помощника и защитника. Выбор мотивов, организующих подавляющее число сюжетов о предках-колдунах, обусловлен стремлением информантов показать родственника, обладающего необыкновенными знаниями и умениями, как человека, в котором нуждаются соседи и односельчане.
В сюжетах преданий с предке-антигерое мотивы отрицания Бога и убийства человека определяют крайние проявления нравственного падения человека, весь спектр всевозможных проступков, которые только можно помыслить. В преданиях о тайных преступлениях закономерно возникает мотив Божьей кары, т. к, этические воззрения народа предполагают обязательное наказание за грех, причем ответственность ложится на детей и внуков злодея. Справедливость Божьего наказания заключается в равновеликости преступлению: насилие влечет за собой больное потомство и угасание рода. При таком понимании хода истории события прошлого есть предзнаменование настоящего и будущего. Поступки предков не исчезают во времени, в том смысле, что их эманации продолжают ощущаться во всякое время, а потомки продолжают судьбы предков и несут крест рода. Историческое сознание в таких сюжетах как бы уступает место космологическому, которое характеризуется замкнуто-циклическим отношением ко времени, являющемуся формой существования рода.
В семейно-бытовых преданих главным объектом изображения является жизнь семьи с ее укладом и обычаями. Набор мотивов и способ их организации в сюжетах отражают существенные явления патриархального быта и раскрывают нравственную основу взаимоотношений членов семьи, взаимоотношения поколений раскрываются в свете идей патернализма и патриархальной морали, когда нравственность человека представлялась в виде его обязанностей по отношению к семье. Многие обрядовые элементы патриархального быта, имеющие своеобразное нравственно-религиозное содержание, получают в преданиях иное толкование с позиции морали современного человека и становятся средством характеристики убеждений предков. Самым частотным в семейных преданиях является мотив, свадьбы т. к. семья является главнейшей ценностью в иерархии этических универсалий, в которой формируется ценностный набор моральных установок: почтительное отношение к старшим, понятия чести, достоинства, скромности и т. д. Главным критерием счастливой семьи является большое количество детей, которые выросли и стали достойными и самостоятельными людьми, эта идея утверждается мотивом наследования родовых черт.
В преданиях о важных семейных событиях отчетливо проявляется стремление людей вскрыть тайный сокровенный смысл истории, увидеть за внешне незначительными, казалось бы, ничем не связанными явлениями цепь закономерных судьбоносных событий. Предания с мифологическими мотивами объективно способствуют поддержанию культа предков, при этом архаические представления становится органичной частью этико - эстетического мировосприятия наших современников благодаря положительному нравственному потенциалу мифологического ядра. Мотивы в сюжетах организованы в соответствии с представлениями о том, что судьба каждого человека связана невидимыми нитями с судьбами родственников, предков, последние в преданиях выполняют роль охранителей судеб потомков.
Мотивы чудесного рождения и предсказания судьбы младенцу в сюжетах преданий имеет трагическую окраску и генетически связаны с мифологическими представлениями народа о неизбежности судьбы и о уязвимости младенца со стороны враждебных сил, которые могут причинить ему вред. Мотивы предсказанной смерти и гибели ребенка имеют глубинную связь с верованиями о выборе жертвы божеством. Имеющиеся материалы позволяют говорить о том, что в преданиях встречается двойственное отношение к случайности, двойная опенка несчастного случая, в таких рассказах параллельно материалистическому толкованию случившегося дается и мифологическая версия событий, с понятием судьбы в народных рассказах тесно связано представление о счастливом избавлении от смерти. Независимо от уровня образования и конфессиональных различий информантов в преданиях присутствуют элементы мифологического видения мира: вера в магию слова («спасенная молитва») и Фетишизация талисманов, доставшихся по наследству от предков.
В преданиях о семейных реликвиях сюжетным центром является мотив дара. Подарок, как правило, для потомков имеет не материальное, а символическое значение, вещь подтверждает истинность слов рассказчика о близких отношениях предка с известным историческим деятелем. Мотив наследования семейных реликвий удерживается в преданиях благодаря вере в чудесную силу предметов, имеющих сакральное значение: связь с судьбой предков. Предания о поновляющихся иконах призваны убедить слушателя в том, что иконы, подобно людям, переживают все катаклизмы эпохи и предупреждают семью о предстоящих переменах. Мотив мгновенного обновления иконы приобретает в семейных преданиях значение неожиданных испытаний, которые уготованы семье.
Мотив наследования семейных реликвий может сочетаться в преданиях с мотивом клада и мотивом мученической смерти предка за веру. Выбор места для клада под домом объясняется, помимо утилитарно-практических причин, мифологической семантикой подполья как места обитания душ покойных предков. Мотив захоранивания клада на огороде, наряду с культом предков, связан также с аграрно-магическими представлениями крестьян о земле как источнике жизненных благ и богатства. Функциональная тождественность сабли и золота в преданиях казаков выражается в том, что оружие и драгоценности могут выступать в сюжете как единый клад. Мотив наследования чудесного оружия предков в сказке, средневековом эпосе, семейных преданиях имеет сквозную этическую доминанту - священное оружие должно послужить правому делу, поэтому оружие само находит достойного владельца.