Статья «Современные состояния ландшафтов юго-западной части Заонежья»

3
0
Материал опубликован 4 June 2017 в группе

Мартынов А.А.

Современные состояния ландшафтов юго-западной части Заонежья

В настоящее время во многих прикладных исследованиях геокомплексов используют ландшафтно-динамический подход. Он предполагает рассмотрения ландшафта как динамической системы взаимодействия двух основных компонентов: местоположения и состояния. Местоположение — это низкочастотная часть ландшафта, отражающая рельеф местности. Оно характеризуется такими параметрами, как форма мезорельефа, состав почвообразующих пород в верхнем метровом слое, режим увлажнения. Состояние — высокочастотный компонент ландшафта. Состояние можно разделяют на инертную часть — почвенный покров и более динамичную — растительность.

Изучение состояний ландшафтов проводится в ходе разделения территории на отдельные комплексы, различающихся по структурным компонентам. В основу классификации территории был использована методика, разработанная Г. А. Исаченко и А. И. Резниковым [2]. Согласно этой методике, ландшафт рассматривается как система, имеющая относительно устойчивые и более динамические параметры

Описание района идет через рассмотрение взаимосвязи и взаимодействия компонентов: различных зависимостей между местоположением и его состояниями.

Согласно публикации Р. Ф. Антоновой [1], ландшафты территории Заонежья принадлежат к следующим группам: денудационно-тектонические грядовые, озерные, озерно-ледниковые, ледниковые и водно-ледниковые. Территория наших исследований включает первую группу ландшафтов.

На вершинах отмечаются выходы кристаллического фундамента, что связано с тем, что четвертичные отложения не накапливались, а смывались с поверхности вниз по склону. В связи с этим формировались сильно бедная растительность, состоящая в основном из редкостойных сосновых или вторичных березовых ассоциаций с вересковым лишайниковым ярусами на подбурах. Отмечается сильная дифференциация в проективном покрытии почв и растительности.

В привершинных местоположениях отмечается более богатые ассоциации и меньшая дифференциация. Это связано с тем, что здесь уже имеется более мощный слой почв постепенно переходящий от подбуров к буроземам. Этот факт объясняется тем, что происходит плоскостной смыв механических тонких пород, и почвы переходят от супесчаного механического состава к суглинистому. Растительность представлена сосновыми лесами с разнотравно-кустарничковым ярусом.

На склоновых местоположениях отмечается следующая закономерность: на западных склонах преобладают мелколиственно-сосновые леса с порослью рябины и кустарничковой растительностью в нижних ярусах на буроземах; на восточном — елово-сосновые леса с кустарничковыми зеленомошными ассоциациями в нижних ярусах на различных родах подзолистых почв и подзолов. Эту закономерность можно объяснить следующим образом: на восточных склонах смыв идет медленнее и появляется горизонт вымывания с более богатой минеральной основой и, следовательно, на них произрастают более прихотливые ели с богатым травяно-кустарничковым ярусом; на западных склонах смыв идет интенсивнее — горизонт вымывания просто не успевает сформироваться и остается только горизонт вмывания. Инсоляция склонов различной экспозиции также оказывает влияние на структуру геокомплексов.

В нижних частях склонов появляются подзолистые почвы с глеевым горизонтом. Это можно объяснить тем, что нижние части склона расположены близко к уровню поверхностных вод, а со склона идет грунтовое течение вод и в связи с этим формируется избыточное увлажнение, позволяющее проводить восстановительные реакции от оксидов железа (Fe2O3) к закисям железа (FeO). На этих типах почв представлена луговой злаково-разнотравная растительность с ассоциациями мелколиственных пород.

В прибрежной зоне отмечается чередование аккумулятивных (галечниковые и песчаные пляжи) и экзарационных (бараньи лбы) типов берегов. Растительность представлена ольховым древостоем с травяным ярусом на дренированных оглееных почвах.

Отдельного рассмотрения требуют местоположения с невыраженными точками и гранями рельефа и относительными превышениями менее 5 м. Для водно-ледниковых равнин характерны в основном различные типы подзолистых почв и подзолов с еловой и сосновой растительностью. Часто на них располагались пахотные и сенокосные угодья, на которых сейчас произрастают либо злаково-разнотравные луга, либо мелколиственные породы деревьев с разнотравьем в нижних ярусах. На плоских оторфованных равнинах произрастают различные типы растительности в зависимости от обводненности: на более увлажненных — березовые и сосновые ассоциации с кустарничковым зеленомошным ярусом; на менее — еловые и осиновые ассоциации с разнотравно-кустарничковым зеленомошным ярусом. Почвы на таких местоположениях перегнойные с разной степенью оторфованности. В этих местоположениях преобладает переменное увлажнение, часто служащее формированию глеевого горизонта в почвенном профиле.

Болотные массивы представлены всеми типами болот. Наиболее часто встречаются олиготрофные, менее — мезотрофные и евтрофные. Почвы на них в основном перегнойно-торфяные. Растительность на таких местоположениях представлена сфагновыми мхами и различными типами кустарничковой растительности. Для таких территорий характерно постоянное избыточное увлажнение.

Из проведенных исследований, сделан вывод о том, что основополагающим компонентом распределения энергии, влаги является местоположение и его экспозиция, которое определяет лицо ландшафта. Менее значимый компонент, но основной — является почва, которая сформировалось в результате взаимодействия многих составляющих ландшафта. Связующим звеном, которое может непосредственно влиять на структуру ландшафта, является растительность. Она воспринимает энергию в результате процесса фотосинтеза и запасает ее в виде биомассы, а при гибели отдает органику всему геокомплексу, тем самым, служит «сачком» при захвате энергии. Также можно сказать, что растительность сохраняет гомеостаз среды и повышает конкурентоспособность ландшафта.

 Литература

1. Антонова Р.Ф. Пространственная структура ландшафтов Карелии / Р.Ф. Антонова // Труды КарНЦ РАН, серия «Биология», вып. 2 «Биогеография Карелии» / ред. совет: Е. П. Иешко, П. В. Красильников, А. В. Кравченко. - Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2001. – с. 19-26

2. Исаченко Г.А. Динамика ландшафтов тайги Северо-Запада Европейской России / Г.А. Исаченко, А.И. Резников. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. – 206 с

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.