Научно-исследовательская работа «Образ щуки в русских народный сказках «Байка о Щуке Зубастой» и «Емеля-дурак» в сопоставлении с биологической природой рыбы»
Казанцева Ульяна Михайловна
2005 г.р.
Аннотация
Образы рыб являются одними из наиболее часто встречающихся образов в русском фольклоре и литературе. Они рассматривались в работах: Г. Бидерманна «Энциклопедия символов» [3], В.В. Иванова и В.Н. Топорова «Исследования в области славянских древностей» [4]. Однако эти работы дают только общую информацию об образе щуки и его происхождении, не рассматривая в желаемом объеме их значение в конкретных народных и авторских произведениях, например, в народных сказках «Байка о Щуке Зубастой» и «Емеля-дурак» в сопоставлении с биологической природой.
Цель исследования: сопоставление биологической природы щуки с её образом в фольклоре для создания сравнительно-сопоставительной таблицы и мини-пособия по сравнительно-сопоставительному анализу образов в произведениях литературы и фольклора.
Задачи:
Познакомиться с исследованиями о биологической природе рыб и об образах рыб в фольклоре;
Проанализировать сказки «Байка о Щуке Зубастой», «Емеля-дурак», выделить образ щуки для дальнейшего анализа;
Сопоставить образ щуки в сказках «Байка о Щуке Зубастой», «Емеля-дурак» с их биологической природой. Объяснить роль соответствия или несоответствия данных категорий в формировании морали сказки;
Создать сравнительно-сопоставительную таблицу повадок рыб в природе и образов рыб в народных сказках (Приложение I), которая может представлять интерес для литературоведов, учителей.
Создать мини-пособие по сравнительно-сопоставительному анализу образов в произведениях литературы и фольклора (Приложение II).
Объект исследования: биологическая природа рыб в соотнесении с их образами в фольклоре.
Предмет исследования: роль соответствия или несоответствия биологической природы щуки с её образом в фольклоре в раскрытии идеи произведения.
Комплексный анализ образов рыб в народных сказках «Байка о Щуке Зубастой», «Емеля-дурак» показал, что символика образа формировалась на основе мифов, народной сообразительности, которая позволяла увидеть сходство между внешним обликом рыбы, её повадками и чертами характера человека. Кроме того, мы выяснили, что образы рыб в сопоставлении с биологической природой часто служат раскрытию идеи произведения.
Во время работы мы использовали следующие методы: изучение литературы, систематизация, обобщение, сравнительный анализ.
Результат исследования – сравнительно-сопоставительная таблица повадок рыб в природе и образов рыб в народных сказках (Приложение I), которая может представлять интерес для литературоведов, учителей, и мини-пособие по сравнительно-сопоставительному анализу образов в произведениях литературы и фольклора (Приложение II).
Выводы по исследованию:
Образ щуки в фольклорных сказках неоднозначен. С одной стороны, щука выступает отрицательным персонажем: она уродлива, прожорлива, беспощадна, с другой стороны, она выступает героем-помощником и помогает главному герою попасть в потусторонний мир (или указывает на него), исполняет его желания или помогает в трудных ситуациях.
Щука, показанная в народных сказках, часто бывает крайне схожа со щукой, которая обитает в различных водоемах: похожи и внешность, и повадки. Однако можно найти и примеры совершенного несовпадения биологической природы с образом.
Ихтиологические образы в русских народных сказках встречаются довольно часто, причем в сказках о животных эти образы обрисованы более детально и осмысленно: герои сказок — рыбы, они имеют свой особенный характер, специфику деятельности, отражают представления фольклорных носителей о том или ином качестве представителей человеческого мира. В частности, щука в народном творчестве олицетворяет некую «хищность» в мире людей, прожорливость, нравственное уродство. В волшебных сказках образы рыб носят несколько иной характер. Герои выступают в качестве помощников, а их образы не имеют дополнительной смысловой нагрузки, опирающейся на высвечивание определённого нравственного качества. В дальнейшем фольклорный образ щуки находит отражение в литературе, в частности литературе Древней Руси, в «Повести о Ерше Ершовиче».
Образ щуки в русских народный сказках «Байка о Щуке Зубастой» и «Емеля-дурак» в сопоставлении с биологической природой рыбы.
Казанцева Ульяна Михайловна
2005 г.р.
Научная статья
Образы рыб являются одними из наиболее часто встречающихся образов в русской культуре. Мы можем встретить их в колыбельных песнях, сказках, литературных произведениях и т.д.
Данные образы могут рассматриваться в нескольких планах: или отдельно от их биологической природы, или в соотношении с ней.
По нашему мнению, рассмотрение образов рыб в соотношении с их природными повадками способствует более глубокому и полному пониманию данных образов в народных сказках и других произведениях.
Для начала рассмотрим повадки рыб в природе. О природе рыб писали в книгах: «Записки об уженье рыбы» Сергей Тимофеевич Аксаков и «Рыбы России» Леонида Павловича Сабанеева. И та и другая книга — не роман, не увлекательное сюжетное повествование, а труд, в котором даны описания различных рыб и способы их ловли, а в приложениях даются краткие справки для лучшего понимания текста.
В данном труде дается такое описание щуки: «По своей хищности, повсеместному распространению и величине, которой уступает только далеко не столь многочисленному сому, щука, несомненно, составляет одну из наиболее замечательных и наиболее известных пресноводных пород рыб; <…> она не водится только в небольших стоячих водах и то с многочисленными исключениями; во многих местностях, наконец, она достигает 32, даже 48 и более килограммов веса и 2-метровой длины» [5].
Уже по одной наружности щуки можно судить о ее проворстве и хищности: «Глаза у щуки сравнительно очень подвижные: она почти так же хорошо видит над собой, как и сбоку. Чешуя щуки мелкая, гладкая; спина у нее темная, бока туловища серые или серовато-зеленые с более или менее значительными желтоватыми пятнами и полосками; беловатое брюхо обыкновенно усеяно сероватыми крапинками; непарные плавники буроватые с черными крапинками или извилистыми каемками, парные — оранжевого цвета. Кроме рыбы, щука не дает пощады никакой живой твари, и жадность ее не знает пределов: во время так называемого “жора”, когда она всего голоднее, щука бросается на крупных птиц, напр. гусей, с которыми, конечно, не может сладить, и на рыб одинакового с нею роста» [9].
В произведениях фольклора образ щуки показан следующим образом.
«Байка о Щуке Зубастой». В реке Шексне уже не первый год держит в страхе большая зубастая щука. Внешность её ужасна. Когда она родилась, вода в Шексне «всколыхалася» (сопоставление с огнем); «…шел паром через реку, да чуть не затопился, а красные девки гуляли по берегу, да все порассыпались. Экая щука родилась зубастая!» [1, с.124]. В сказке намерено подчеркивается неестественность происходящего, мы понимаем, что это вымысел, созданный с целью показать удивительную природу рассматриваемой нами рыбы.
Способности Щуки преувеличены: «издали увидит леща, да и хвать его зубами — леща как не бывало, только косточки хрустят на зубах у щуки зубастой» [1, с.124], а сама она, согласно традиции, показана читателю как нечистое существо, и именно за эту «нечистоту» в конце произведения, она поплатится жизнью — от голода начнёт хватать червяков и попадется на крючок.
Стоит отметить, что биологическая природа рыбы совпадает с созданным в произведении образом: щука уродлива, страшна, хищна и прожорлива.
Следующая сказка, которую мы рассмотрим — «Емеля-дурак». В ней главным и единственным ихтиологическим образом является образ Щуки. Мы уже рассматривали его в сказке о животных «Байка о Щуке Зубастой», но в волшебной сказке он представлен совсем по-другому.
В отличие от сказки о животных, в данном произведении об образе Щуки сказано очень мало, акцент делается только на большой размер щуки, а её уродливость, зубастость, прожорливость и прочие традиционные для щучьего образа черты опускаются. Для чего это делается? Как мы можем заметить, рыба выступает героем-помощником: за проявленную доброту Емели, исполняет все его желания до тех пор, пока главный герой не достигает «сказочного благополучия» — становится богатым мужем королевской дочери, а, следовательно, согласно работе В.Я. Проппа «Морфология сказки», не может обладать отрицательными чертами, свойственными герою-вредителю. Однако, мы все же можем приметить одну интересную черту, отмеченную исследователем символики животных в славянской народной традиции А. В. Гуром. Щука в сказке исполняет желания, имеет близкое знакомство с нечистой силой. Почему именно с нечистой силой, а не с Богом, как в сказке «Золотая рыбка»? На наш взгляд, это можно объяснить тем, что Щука исполняет только абсурдные желания: то ведра сами идут домой, то топор рубит лес без человеческого участия, а дрова сами бегут прямиком в печь, то эта же самая печь катает Емелю по городу, то чудным образом в дурака и лентяя Емелю влюбляется королевская дочь [1, c.165–166].
В данной сказке из всех биологических качеств, свойственных щуке, встречается только одно – большой размер.
Итак, образ щуки в фольклорных сказках неоднозначен. С одной стороны, щука выступает отрицательным персонажем: она уродлива, прожорлива, беспощадна, с другой стороны, она выступает героем-помощником и помогает главному герою попасть в потусторонний мир (или указывает на него), исполняет его желания или помогает в трудных ситуациях.
Кроме того, сопоставляя образ щуки с биологической природой, мы можем сделать вывод, что щука, показанная в народных сказках, часто бывает крайне схожа со щукой, которая обитает в различных водоемах: похожи и внешность, и повадки. Однако можно найти и примеры совершенного несовпадения биологической природы с образом.
Таким образом, ихтиологические образы в русских народных сказках встречаются довольно часто, причем в сказках о животных эти образы обрисованы более детально и осмысленно: герои сказок — рыбы, они имеют свой особенный характер, специфику деятельности, отражают представления фольклорных носителей о том или ином качестве представителей человеческого мира. В частности, щука в народном творчестве олицетворяет некую «хищность» в мире людей, прожорливость, нравственное уродство. В волшебных сказках образы рыб носят несколько иной характер. Герои выступают в качестве помощников, а их образы не имеют дополнительной смысловой нагрузки, опирающейся на высвечивание определённого нравственного качества. В дальнейшем фольклорный образ щуки находит отражение в литературе, в частности литературе Древней Руси, в «Повести о Ерше Ершовиче».
Используемая литература:
1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки [Текст]: в 3 т. / А.Н. Афанасьев. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957. – Т. 2. – 508 с.
2. Гура, А. В. Символика животных в славянской народной традиции [Текст]/ А. В. Гура. — М.: Издательство «Индрик», 1997. 912с.
3. Бидерманн, Ганс. Энциклопедия символов [Текст] / Г. Бридерманн; общ. ред., предисл. И.С. Свенцицкой. – М.: Республика, 1996. – 335 с.: ил.
4. Иванов, В.В. Исследования в области славянских древностей [Текст] / В.В. Иванов, В.Н. Торопов. – М.: Наука, 1974. – 334 с.
5. Ощепкова, А. А. Ихтиологические образы в русских народных сказках // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 613-615. — URL https://moluch.ru/archive/76/12974/ (дата обращения: 22.03.2018).
6. Ощепкова, А.А. Архетип рыбы в русской культуре // Symvolic and archetypic in culture and social relations. – 5-6 марта 2016. – С.19-22
7. Пропп, В.Я. Морфология сказки [Текст] / В.Я. Пропп. – М.: Наука, 1969. –168 с.
8. Рыба [Электронный ресурс] // Славянская мифология: энцикл. слов. / отв. ред. С.М. Толстая. – М., 2002. – 512 с. – Режим доступа: http:// www.symbolarium.ru/index.php/Рыба. (дата обращ.: 06.09.2015).
9. Сабанеев, Л.П. Рыбы России [Электронный ресурс]: в 8 т. / Л.П. Сабанеев. – М.: ТЕРРА – Кн.клуб, 1998. – Т.8. – Кн. 2. – 576 с. Режим доступа: http://fishers.spb.ru/publ/info/11. Дата обращения – 10.12.2017
Приложение 1
На основе изложенного выше материала можно создать сравнительно-сопоставительную таблицу, которая была бы полена учителям, преподающим литературное чтение (1-4 класс) и литературу в 5 классе.
Сравнительно-сопоставительная таблица образа щуки в русских народный сказках «Байка о Щуке Зубастой» и «Емеля-дурак» в сопоставлении с биологической природой рыбы
«Байка о Щуке Зубастой» |
«Емеля-дурак» |
||
художественное изображение |
внешность |
зубастая, страшная, крупная |
в сказке нет конкретного описания, но мы представляем ее так: худая, вытянутая, чешуя у нее блестящая (серебристая) |
характер |
злая, прожорливая, эгоистичная, жадная |
добрая, вежливая, исполняет желания, стремится помочь добрым людям. |
|
биологическая природа (крупный размер, уродливая внешность, хищность, прожорливость) |
совпадает с художественным изображением |
не совпадает с художественным изображением |