Научно-исследовательская работа «Про красну девицу, добра молодца и другие эпитеты в русских народных сказках»

5
0
Материал опубликован 1 August 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Учебно-исследовательская работа

Про красну девицу, добра молодца и другие эпитеты

в русских народных сказках


 

Автор

Купреева Екатерина,

учащаяся 7 класса

МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

Руководитель

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3

1. Что такое эпитет…………………………………………………..4

2. Классификация эпитетов…………………………………………6

3. Стилистическая роль эпитетов в русских народных сказках…..7

Заключение…………………………………………………………..10

Список использованной литературы………………………………11

Приложение 1………………………………………………………..12

Приложение 2………………………………………………………..15

Введение

Актуальность

В 5 классе мы продолжили изучение средств выразительности, в частности, эпитетов. Мы обнаружили, что не все ребята понимают, что такое эпитеты. Еще мы увидели, что эпитеты играют большую роль в русских народных сказках. Именно этим обусловлен интерес к данной теме.

Гипотеза

Мы предполагаем, что эпитеты играют важную роль в сказках, делают их красивее, понятнее, интереснее.

Цель

Выяснить роль эпитетов в русских народных сказках.

Задачи

1) изучить научную литературу об эпитетах и их роли в русских народных сказках;

2) описать эпитеты из русских народных сказок;

3) определить роль эпитетов в русских народных сказках.

Объектом исследования являются эпитеты, зафиксированные в сборнике русских народных сказок (автор-составитель О.Б.Алексеева).

Предметом изучения являются стилистические функции эпитетов.

Методы исследования. Для достижения намеченной цели использовались следующие методы исследования: анализ научной и справочной литературы, аналитические чтение, лингвистический анализ, статистический метод.

Практическая значимость работы. В перспективе данная работа может быть использована на уроках литературы в 5 классе, на факультативных занятиях, при подготовке к олимпиадам.

1. Что такое эпитет

Одним из самых ярких средств выразительности, используемых в устном народном творчестве, является эпитет. Из курса начальной школы нам известно, что это прилагательное в переносном значении, которок создает образ. Изучим подробнее определение понятия и обратимся с этой целью к различным источникам.

Толковый словарь С.И.Ожегова, к которому мы обратились в первую очередь, дает следующее определение термину: «В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный эпитет (в народной словесности, например синее море, златые кудри). Нелестный эпитет (переносное: о неодобрительной характеристике кого- чего- нибудь)» [5, 847 с.]. Литературный энциклопедический словарь под редакцией В.М.Кожевникова уточняет и расширяет наше представление об эпитете: «.. Один из тропов, образное определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным, глаголом. В отличие от логического определения, которое выделяет данный предмет из многих (тихий звон), эпитет выделяет в предмете одно из его свойств («гордый конь»), либо-как метафорический эпитет- переносит на него свойства другого предмета («живой след»). Народно-поэтическое творчество знает обычно постоянный эпитет, отличающийся простотой и неизменностью («добрый молодец», «чистое поле», «красна девица»)» [2, 513 с.]. Очень много интересного об эпитете как термине узнали мы и из Терминологического словаря (сложная, но очень интересная книга!) «Выразительные средства современной русской речи» В.П.Москвина. Автор, в частности, пишет: «Эпитет-уточняющее определение, подчиненное задаче художественного изображения и эмоционально-образной интерпретации объекта» [4, 899 с.]. Очень интересным в этом словаре нам показалась представленная автором классификация эпитетов по значению- цветовые, звуковые, оценочные эпитеты, а также эпитеты, «дающие психологическую, поведенческую, портретную характеристику лица, либо характеризующие объекты по форме, размеру, температуре и т.д…» [4, 900 с.]. В учебнике Л.Г.Смирновой «Культура русской речи» мы узнали о силистической функции эпитета, который, как пишет лингвист, «отличается от простого сравнения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем» [10, 134 с.]. Большой интерес при изучении данного вопроса вызвала у нас и книга известного педагога Г.С.Меркина «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи». «Эпитеты- это все красочные определения, выраженные прилагательными», -пишет автор. Ученый призывает изучать эпитеты с разных позиций, предлагая при этом различные классификации: «Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими… В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими… С генетической точки зрения их можно разделить на общеязыковые (гробовое молчание, молниеносное решение), индивидуально-авторские (холодный ужас, изнеженная небрежность, леденящая вежливость), народно-поэтические (красная девица, добрый молодец»). Последние называют также еще постоянными, т.к. словосочетания с ними приобретают в языке устойчивый характер» [3, 52 с.].

Из Энциклопедического словаря юного филолога мы также узнали о том, что такое постоянный эпитет- «эпитеты, постоянно сопровождающие определенное существительное» [12, 346 с.].

Все изученные нами источники подчеркивают огромную роль эпитетов в произведениях фольклора, в частности, в сказках: «Эпитеты – одно из главных средств художественной выразительности былин и песен, сказаний и легенд» [11, 697 с.]. Также все справочники и словари указывают на то, что эпитетами в художественном тексте могут быть не только прилагательные. И в этом мы убедились, обратившись к текстам сказок. Например, в сказке «Баба-Яга и ягоды» для передачи настроения девочки, у которой Баба-Яга отобрала собранные ягоды, используется эпитет «горько заплакала», выраженный наречием [8, 97 с.]. А в сказке «Василиса Прекрасная» героиня, красоте которой завидовали мачеха и сестры, мучили всевозможными работами, «все переносила безропотно» (эпитет, опять же, выражен наречием) [8, 107 с.].

Таким образом, мы расширили наше представление об эпитетах, узнали, что, во-первых, это определение, рисующее художественный образ, во-вторых, эпитет чаще всего выражен прилагательным в переносном значении, реже –наречием.

2. Классификация эпитетов

Познакомившись с различными определениями эпитетов мы поняли, что их можно разделить на группы в зависимости от того, каким образом выражается авторская оценка в произведении: изобразительные и выразительные.

К изобразительным относят те, при помощи которых рисуются, изображаются герои сказок. Например, очень часто в сказках мы встречаем выражения: «красная девица», «красота невоображаемая», «добрый молодец» и многие другие. Всё это образы героев русских народных сказок. Если речь идёт об описании девицы, то она непременно будет красивой, мудрой, доброй, трудолюбивой. Если на страницах сказки мы встречаем молодца, то он обязательно будет добрым, сильным, смелым. Даже если в начале мы встречаем Иванушку-дурачка, то к концу сказки он становится «добрым молодцем». В этом выразилось отношение русского народа к сказочным героям, любование молодыми, красивыми, сильными и успешными людьми.

Выразительные эпитеты определяют отношение к описываемым предметам и явлениям. Например, положительную оценку несут эпитеты

«ясен сокол», «зеленый сад», «серебряный дворец», «добрый конь», «зеленый луг», «сизокрылый орёл», «красное солнышко», «дремучий лес», «море широкое», «златопёрый ёрш», «богатырские кони», «тихий пруд», «белокаменные палаты» и т.п.

Отрицательное отношение к изображаемому выражается при помощи эпитетов «тучи черные», «гроза страшная», «старая кляча», «паршивый жеребенок», «голос скрипучий», «лютые звери», «темные люди», «дурные мысли», «худая речь», «избушка кособокая».

В своей работе мы предприняли попытку создать свой толковый словарь эпитетов (Приложение 1), в котором наглядно представлены изобразительные и выразительные функции эпитетов, положительное и отрицательное отношение к изображаемому.

3. Стилистическая роль эпитетов в русских народных сказках

Прочитав 26 сказок, мы убедились в том, что эпитеты позволяют сделать ярче и выразительнее образ изображаемых явлений, предметов. Так, в сказке «Белая уточка» эпитеты позволяют зримо представить героев и их впечатления: «Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица –впереди»! Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню». Эпитет «красная» как нам стало известно, означает не только красивую девушку, но и «связан с понятием добра, высоких нравственных качеств, совершенства», если в сказках используется этот эпитет, то он относится к незамужней девушке, чьей-то возлюбленной, которая «наделена глубокими чувствами, страдает, тоскует, редко счастлива» [7, 287 с.]. Молодая княгиня из сказки «Белая уточка» действительно добрая, трудолюбивая, терпеливая, страдает в разлуке с любимым, подвергается домогательствам темных сил.

В сказке «Волшебная дудочка» эпитеты рисуют положительный образ главной героини: «В стародавние годы жили были муж с женой. И росла у них дочка пригожая.  Глядя на нее, люди радовались: со всеми девушка приветливая, ласковая, обходительная». Эпитет «пригожий» в сказках используется для характеристики не только привлекательных внешне героев, красивых, но и добрых, сердечных, дружелюбных и вообще хороших.

Но эпитеты выполняют и другие роли в русских народных сказках.

Подчеркивают какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта. Приведем примеры: «Вышел солдат из дворца, забрел в дремучий лес, сел под кустик, задумался-закручинился: «Ах, дух нечистый! Все из-за тебя пропадаю!» (Сказка «Елена Премудрая») [8, 108 с.]. .Дремучим лесом на Руси называли глухой темный лес, непроходимый, страшный. Слово дремучий этимологически связано с глаголом дремать, значит, дремучий -это еще и никем не потревоженный лес, спящий, безлюдный. Обычно с героями, попадающими в дремучий лес, происходят различные чудеса, встречи с чудовищами, как в сказке «Елена Премудрая».

Также эпитеты поясняют, уточняют признаки, отличающие предмет (например, цвет, размер, запах). Например, в сказке «Баба-Яга» как раз представлена такая функция эпитетов: «Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, а в избушке сидит Бабьа-Яга, костяная нога, холст ткет». При слове костяная нога каждый читатель, конечно же, представляет лесную старуху-волшебницу, пожирающую людей. И избушка на курьих ножках в воображении всех читатателей сказок окружена забором из человеческих костей, а на заборе-черепа человеческие.

Прочитав сказки, мы убедились и в том, что эпитеты позволяют автору выразить свое отношение к описываемому явлению, дать свою оценку и передать это восприятие читателям. Например, «Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо - баба огромная, страшная, об одном глазе». («Лихо одноглазое»)

Помогают создать живое представление о предмете. Так, в сказке «Марья Моревна» читаем: «Только пришли во дворец - как грянул гром, раздвоился потолок и влетел к ним в горницу ясен сокол. Ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит…»

Создают определенную атмосферу, вызывают нужное эмоциональное состояние. Например, «берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь. Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и закричит…» («Черт и мужик»)

Формируют у читателей определенное отношение к явлению, предмету или герою. Примеры: «Казак не стал долго раздумывать, отдал старику бочонок, а себе взял меч-саморуб, сел на коня и вздумал к королю вернуться. А под стольный город того короля подошел сильный неприятель; казак увидал рать-силу несметную, махнул на нее мечом: 
- Меч-саморуб! Сослужи-ка службу; поруби войско вражее». («Царевна змея».

Чтобы оценить роль эпитетов в отдельно взятой сказке, нами был проведен эксперимент. Мы внимательно прочитали сказки «Иван Быкович», «Иван Запечин» и «Василий сын», выписали все эпитеты и определили стилистическую функцию каждого из них. Данные нашего эксперимента представлены в приложении 2, из которого видно, как велика роль данного тропа в создании образов и авторского отношения к изображаемому.

Таким образом, роль эпитетов в художественной литературе бесценна. Именно эти выразительные слова делают сказки, которые все мы любим с раннего детства, живыми, увлекательными, способными вызвать самые яркие эмоции, настроения, оценки.
 

Заключение

Таким образом, проведя исследование, мы пришли к слудующим выводам:

во-первых, эпитет-это определение, рисующее художественный образ, чаще всего выраженный прилагательным в переносном значении, реже –наречием;

во-вторых, по значению эпитеты можно разделить на группы в зависимости от того, каким образом выражается авторская оценка в произведении: изобразительные и выразительные;

в-третьих, эпитеты в сказках выполняют важные стилистические функции- позволяют сделать ярче и выразительнее образ изображаемых явлений, предметов, подчеркивают какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта, поясняют, уточняют признаки, отличающие предмет (например, цвет, размер, запах), создают определенную атмосферу, вызывают нужное эмоциональное состояние, а также формируют у читателей определенное отношение к явлению, предмету или герою.

 

Список использованной литературы

1. Аникин В. П. Теория фольклора. Курс лекций.-М., 1996. - 408 с.

2. Литературный энциклопедический словарь (Под общей редакцией В.М.Кожевникова и др.)-М.: Советская энциклопедия, 1987.-752 с.

3. Меркин Г.С. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя.-2-е изд., испр.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005.-208 с.

4. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь.-3-е изд., испр. и доп.-Ростов на /Д:Феникс, 2007.-940 с.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова.- 24-е изд., испр.-М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.- 896 с.

6. Российский энциклопедический гуманитарный словарь. Т 1: А-Ж/. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.-688 с.

7. Российский энциклопедический гуманитарный словарь. Т 2: З-О/. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.-720 с.

8. Русские народные сказки. Т.1/Сост., авт. вступ. статьи и коммент. О.Б. Алексеева.-М.: Современник, 1987.-509 с.

9. Русские народные сказки. Т.2/Сост., авт. вступ. статьи и коммент. О.Б. Алексеева.-М.: Современник, 1987.-489 с.

10. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.-2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005.-336 с.

11. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык.-3-е изд., перераб. и доп./Гл.ред.М.Д.Аксенова.-М.: Аванта+, 2001.-704 с.

12. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В.Панов.- М.: Педагогика, 1984.-352 с.

Приложение 1

Толковый словарь эпитетов

Белая береза -белоствольная береза, со времен язычества символ русской земли.

Белокаменные палаты - палаты, состоящие из белого камня.

Белый свет –жизнь на Земле в данное время.

Благословенная скотинушка -домашние животные (здоровые, приносящие прибыль)

Богатырский конь - очень сильный, могучий конь.

Божий свет-жизнь на Земле

Булатный нож-нож из многослойной стали, крепкий и надежный

Быстрая реченька-река с быстрым течением

Волшебная книга - книга, обладающая магическими свойствами.

Волшебный ковёр - ковёр, обладающий магическими свойствами.

Высокая гора - гора, на которую очень трудно или невозможно забраться.

Глубокое море - море очень большое (глубокое).

Глухая полночь - полночь, когда царит тишина, спит всё, даже растения.

Горемычная доля-несчастная судьба

Горькие слезы - слезы, которые проливает герой из-за большого горя.

Грехи великие - смертные грехи.

Громким голосом - геройским голосом.

Добрая воля - герой делает что-то по собственной воле, а не по принуждению.

Добрая минута - минута отдыха или удачи.

Добрый конь - конь, который верно служит своему хозяину.

Добрый молодец - 1) физически сильный мужчина; 2) человек, внушающий доверие; 3) человек с высокими нравственными качествами.

Дремучий лес - очень густой лес.

Дурные речи – 1) нецензурная речь.2)неправда, ложь, вымолел.

Живая вода - вода, которая обладает свойством «вдыхать жизнь».

Звери лесные - звери, которые обитают в лесу.

Зеленый луг - луг гладкий, покрыт травой только зеленого цвета.

Зеленый сад -сад, в котором растут вечнозеленые, красивые деревья

Земля сырая - обычная земля.

Золотая клетка - клетка, сделанная из чистого золота.

Золотой трон - трон, сделанный из чистого золота.

Кипучий котел-котел, в котором кипит вода.

Кособокая избушка-старая, ветхая, покривившая ся от времени.

Красная девица - обычная девушка, ничем не хуже и не лучше других.

Красота ненаглядная - красота девушки, на которую невозможно не смотреть (очень красивая девушка).

Красное солнышко - 1) солнце на закате или рассвете; 2) очень яркое солнце.

Кровные денежки-заработанные собственным трудом.

Ласковое слово-приятное слуху.

Лютые звери-злые, способные съесть человека.

Мёртвая вода - вода, которая залечивает любые раны.

Нечистый дух - дух, который побуждает человека совершать грехи.

Облака-тучи черные - всё небо черное, ни единого просвета.

Огненная река - река, которая горит пламенем.

Паршивый жеребенок - самый неприглядный, но обладающий особыми свойствами.

Поле чистое - поле, где ничего нет, кроме травы.

Путь долгий-1) путь, который длится несколько суток; 2) путь в далекую страну.

Сизокрылый орёл - очень могучая и зоркая птица.

Синее море - море синего цвета.

Старая кляча - старой клячей называют коня отрицательные герои.

Старо-древние годы - время, когда государства русского еще не существовало.

Страшная гроза -непогода, гроза с великими громом и молнией.

Студеная водица-холодная вода.

Темные люди -необразованные, не обладающие элементарными знаниями.

Тихий пруд- пруд со стоячей водой.

Тридесятое царство - царство, которое находится далеко (за тридевять земель) от царства Русского.

Уста сахарные - уста прекрасной героини (героя), привлекательные, сладкие, как сахар.

Хрустальная вода -прозрачная, чистая.

Худая речь-неприятные слова, недобрые, злые, осуждающие.

Черная туча-темные грозовые тучи, несущие град, сопровождаемые молнией, вихрем.

Чудесный дворец - очень красивый дворец, имеющий весьма необычные архитектурные особенности.

Чужие земли - земли, находящиеся за пределами Русского государства.

Чудесный конь - конь, обладающий сверхъестественными свойствами.

Чужедальняя сторонушка - страна, находящаяся далеко от Российского государства.

Ясные зори-чистые, солнечные, без тумана, без росы.
 

Приложение 2

Эпитеты и их роль в сказке

Иван Быкович

эпитет

пример

Роль в сказке

Тихий пруд

На заре пришли рыбаки на тихий пруд.

Изображает спокойный пруд со стоячей водой.

Златоперый ерш

В том пруде златоперый ерш плавает.

Изображает ерша, подчеркивает его необычный цвет, яркость.

Богатырский конь

В подвале три коня богатырские.

Изображает силу и мощь коней.

Добрый молодец

Есть на чем добрым молодцам разгуляться.

Изображает героя и выражает положительное отношение к нему

Чужие земли

Благослови нас в чужие земли ехать

Выражает отрицательное отношение к чужбине

Дремучий лес

По зеленым лугам и приехали в дремучий лес.

Изображает лес, показывает его таинственность, неизученность, выражает чувство страха

Чужедальняя сторона

Мы заехали в чужедальнюю сторону.

Выражает отрицательное отношение к чужбине

Нечистая сила

Не хвались, нечистая сила.

Изображает силы зла, выражает негативное отношение к ним

Страшный бой

Я на страшный бой иду

Изображает бой, подчеркивает его опасность для жизни, выражает чувства страха

Огненный палец

Черкнул по ним своим огненным пальцем

Изображает палец как страшное оружее, способное уничтожать так же страшно, как огонь

Чистое поле

Поутру вышел Иван Быкович в чистое поле

Изображает непаханое поле

Золотые и серебряные яблочки

Сама выйду на дорогу и сделаюсь яблоней с золотыми и серебряными яблочками.

Изображает яблоню,

подчеркивая то прекрасное, что связано с мечтой

Невиданное царство

Съезди в невиданное царство, небывалое государство.

Изображает неизведанное,

таинственное, выражает

любопытство, восхищение

непознанным

Небывалое государство

Золотые кудри

И достань мне царицу-золотые кудри

Изображает необычный цвет волос царицы

Нехитрая наука

Нехитрая наука! Ну да полезай на корабль.

Выражает отношение к делу как к чему-то простому, что все умеют делать

Иван Запечин

Глубокая старость

Отец их дожил до глубокой старости.

Возраст, достигший предела.

Чистое поле

Ивашко взял узду пошел в чистое поле.

Поле, где не растет ничего, кроме травы.

Богатырский голос

Крикнул он богатырским голосом.

Громкий, сильный голос.

Добрый конь

Увидел братьев своих на добрых конях.

Мудрый, верный и сильный конь.

Добрый молодец

Царевна давно уже дожидалась доброго молодца.

Положительный, умный, молодой человек.

Великая радость

Братья Ивашковы собираются к царю на пир с великою радостью.

Хорошее настроение, счастье, ощущение удовлетворения всех желаний.

Удалый молодец

Где те удалые молодцы, которые привели кобылицу?

Быстрый, хитрый,

Ловкий, сильный

молодой человек.

Василий -сын купечески

Мелочный торговец

Жила-пожила молодайка, с одним познакомилась с мелочным торговцем.

Жадный, скупой

торговец.

Необитаемый остров.

А на том море есть необитаемый остров.

Место, где никто не живет, которого нет на карте.

Старый леший

И выходит оттуда старый дед, старый леший.

Мудрый, человек с большим жизненным опытом.


Катя Купреева
PPTX / 2.75 Мб

 

Предварительный просмотр презентации

Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru

Купреева Екатерина, ученица 7 класса МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска руководитель Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска Про красну девицу, добра молодца и другие эпитеты в русских народных сказках Учебно-исследовательская работа Направление художественно-эстетическое

Актуальность Не все ребята понимают, что такое эпитеты. Эпитеты играют большую роль в русских народных сказках.

Гипотеза Эпитеты играют важную роль в сказках, делают их красивее, понятнее, интереснее.

Цель Выяснить роль эпитетов в русских народных сказках. 1) изучить научную литературу об эпитетах и их роли в русских народных сказках; 2) описать эпитеты из русских народных сказок; 3) определить роль эпитетов в русских народных сказках. Задачи

Объект исследования Эпитеты, зафиксированные в сборнике русских народных сказок (автор-составитель О.Б.Алексеева). Предмет исследования Стилистические функции эпитетов.

Методы исследования Анализ научной и справочной литературы, аналитические чтение, лингвистический анализ, статистический метод.

Что такое эпитет Определение, рисующее художественный образ, чаще всего выраженное прилагательным в переносном значении, реже –наречием.

Изобразительные Выразительные Эпитеты

Красна девица, добрый молодец

Ясный сокол, добрый конь

Тучи черные, избушка кособокая

Уста сахарные - уста прекрасной героини (героя), привлекательные, сладкие, как сахар. Хрустальная вода -прозрачная, чистая. Худая речь -неприятные слова, недобрые, злые, осуждающие. Черная туча -темные грозовые тучи, несущие град, сопровождаемые молнией, вихрем. Чудесный дворец - очень красивый дворец, имеющий весьма необычные архитектурные особенности. Чудесный конь - конь, обладающий сверхъестественными свойствами. Чужедальняя сторонушка - страна, находящаяся далеко от Российского государства. Ясные зори -чистые, солнечные, без тумана, без росы.

Стилистическая роль эпитетов Позволяют сделать ярче и выразительнее образ изображаемых явлений, предметов

Стилистическая роль эпитетов Подчеркивают какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта

Стилистическая роль эпитетов

Стилистическая роль эпитетов Позволяют автору выразить свое отношение к описываемому явлению, дать свою оценку и передать это восприятие читателям Помогают создать живое представление о предмете. Создают определенную атмосферу, вызывают нужное эмоциональное состояние.

Эпитет Пример Роль в сказке Тихий пруд На заре пришли рыбаки на тихий пруд. Изображает спокойный пруд со стоячей водой. Златоперый ерш В том пруде златоперый ерш плавает. Изображает ерша, подчеркивает его необычный цвет, яркость. Богатырский конь В подвале три коня богатырские. Изображает силу и мощь коней. Добрый молодец Есть на чем добрым молодцам разгуляться. Изображает героя и выражает положительное отношение к нему Чужие земли Благослови нас в чужие земли ехать Выражает отрицательное отношение к чужбине

Чистое поле Ивашко взял узду пошел в чистое поле. Поле, где не растет ничего, кроме травы. Добрый конь Увидел братьев своих на добрых конях. Мудрый, верный и сильный конь. Добрый молодец Царевна давно уже дожидалась доброго молодца. Положительный, умный, молодой человек. Великая радость Братья Ивашковы собираются к царю на пир с великою радостью. Хорошее настроение, счастье, ощущение удовлетворения всех желаний. Удалый молодец Где те удалые молодцы, которые привели кобылицу? Быстрый, хитрый, ловкий, сильный молодой человек.

Роль эпитетов в художественной литературе бесценна. Именно эти выразительные слова делают сказки, которые все мы любим с раннего детства, живыми, увлекательными, способными вызвать самые яркие эмоции, настроения, оценки. Заключение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.