Интегрированный урок по музыке в 1 классе «Образ зимы в поэзии, живописи и музыке»
Интегрированный урок
Образ зимы в поэзии, живописи и музыке .
(Слайд 1-2)
1.Мотивация учебной деят.
У. Ребята. А с каким настроением мы начинаем урок? Улыбнитесь друг другу.
Урок сегодня буду вести я и учитель музыки Елена Алексеевна .
Звучит музыка. (метель, вьюга) ( 20сек)
У. Ребята, что это? (метель, вьюга).
У. Холодно? Давайте погреем ручки? ( дуют на ручки – дыхательная гимнастика).
У. Согрелись?
У. Посмотрите и окно оттаяло. (Слайд 3)
Вам интересно, что там за ним ? .
Садитесь.
Но для этого повторяем волшебные слова ?
Речевая разминка. (Слайд 4)
РЕ – РЕ –РЕ СТОИТ ДОМ НА ГОРЕ.
Ри – ри – ри а на ветках снегири.
Прочитайте медленно.
Прочитайте с удивлением. ( выделяя голосом выделенное слово)
На экране появляется домик, снегири. (Слайд 5)
Что вы увидели?
У. Ребята , а когда прилетают снегири?
Снег порхает, кружится
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
У . О каком времени года пойдёт сегодня речь?
Где и из каких источников мы можем найти информацию о зиме? ( о временах года)?
Какие приметы зимы вы знаете?
( похолодание, снегопад, короткие дни)
Какие ассоциации у вас возникают со словом «зима»?
Или игра «Зимние ассоциации». (Слайд 6)(дети закрывают глаза, когда откроют два раза на слайд)
3.Открытие новых знаний
У каждого человека на земле есть своё отношение к зиме, своё восприятие.
Выйти.Многие художники, композиторы, поэты пишут об этом времени года.
Вот какой увидел зиму русский поэт Иван Захарович Суриков. открыть сесть
Иван Суриков провёл своё детство в деревне. В своих стихах он воспевал родную землю, природу.
У.Послушайте стих. «Зима» и скажите какая картина предстала перед вами. (Слайд 6)
Первичное чтение учителем.
У .Понравилось ли вам стихотворение ? Чем ?
Какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение ?
О чём он думал?
(С нежностью вспоминал свою деревенскую жизнь, простую необычную красоту своей родной земли. Скучает, тоскует по тишине . покою зимней природы.)
- Какая картина предстала перед вами?
( снегопад, который укрывает землю белым и пушистым одеялом.)
- Какие чувства вызвали у вас строчки из стихотворения И.И. Сурикова ?
- Как вы думаетe, что хотел сказать Вам поэт этим стихотворением?( о красоте природы)
Физкультминутка «Снежинки» (Слайд 7)
Ребята, сейчас мы будем читать стих. и отвечать на вопросы.
Словарная работа (Слайд 8,9,10.)
-Дети, чтобы понять стихотворение в полной мере, нужно выяснить значения трудных слов и
выражений, которые нам встретятся. Поэтому для работы на уроке мы используем Толковые
словари Ожегова (Словари лежат на столах)
Пелена – сплошной покров то, что, закрывает, заволакивает со всех сторон. Первоначально: кусок ткани, то, во что пеленают.
Непробудно – длительно, непрерывно.
Читай по слогам ,а затем целым словом.(Слайд 11)
При-на-крыл-ся – принакрылся
Не –про-буд-но – непробудно
Ло- жит-ся – ло- жит-ся
Принакрылся.
Прочитайте 1 четверостишье. 1 ученик
- Чему радуется поэт?
(Что бело и тихо, радуется свежести воздуха, светлому наряду природы, любуется её красотой.)
- Найдите слова, которые описывают первый снег.
(белый снег, пушистый)
- Что автор говорит о снеге? Что он делает?
(кружится, тихо падает , ложится).
Прочитайте четверостишье хором.
Прочитайте 2 четверостишье. 1 ученик.
Читаем в паре.
У. Как вы понимаете выражение «поле забелело»?(стало белым)
С чем автор сравнивает снег? ( с пеленою). Где мы можем узнать лексическое значение слова? ( в толковом словаре)
Давайте обратимся к словарю пелена
Это выразительное средство называется сравнение.
Прочитайте 3 четверостишье.
- Чем принакрылся лес в стихотворении?( шапкой)
- А как это принакрылся?
( не совсем, не полностью)
- Что делает лес зимой ?( спит)
- О ком мы ещё можем сказать спит?
- Как спит лес? (непробудно)
- Прочитайте жужжажим чтением.
4 четверостишье
- О каких приметах зимы говорит автор в этом отрывке?
- Почему автор говорит не морозы .а «морозцы»?( лёгкие, небольшие)
-- В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?( зима настала
Прочитайте мальчики -девочки
Хоровое выразительное чтение или чтение четверых.
У. А сейчас поработайте в группах .
Составить иллюстрацию к стихотворению. Определите к какому четверостишью она подходит.
А четвёртая группа составит словесную картину к четверостишью.
Проверка работы. (Слайд 12,13,14,15),(Выход детей)
Учитель музыки
А Вот какую картину о зиме написал русский художник Иван Иванович Шишкин «Зима». (Слайд 16)
- Что нужно художнику ,чтобы передать свои чувства на картине?(художнику нужны краски)
- Какой зимний день изобразил художник?
- Какие краски использовал художник ,чтобы передать образ зимы.
-О чём хотел нам рассказать художник?
- Какой отрывок из стихотворения И.З.Сурикова подходит к данной картине? (Слайд 17)
Учитель музыки
Мы увидели ,что образ зимы можно создать словами, красками.
А как вы думаете можно зиму услышать? (Слайд18)
Учитель музыки
Ребята а у зимы может быть своя музыка.
Слушанье музыки
- И Услышать зиму нам поможет музыка итальянского композитора Антонио Вивальди. (Показываю портрет). В его произведении «Времена года» 1 минута 25 секунд
Слайд. прил. музыки
1.Какое настроение музыки? (тихо и спокойно.)
2.А зимой у нас всегда тихо? (зимой бывают вьюги и метели)
3.А музыка такой же останется?( Нет. Конечно, она изменится. )
4.А какой станет музыка? (быстрой громкой)
(Слайд 19)
А поможет нам Вивальди "Зима" быстрая часть. 1 минуты 25 секунд
5.В исполнении, какого инструмента прозвучало произведение? (скрипка).
- Скрипка - это струнный инструмент, Антонио Вивальди был композитором, скрипачом, дирижером, Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.
6.Ребята а скрипка одна звучала?(нет,много скрипок)
7.А где мы можем услышать много скрипок? (оркестре)
8.Кто самый главный в оркестре ?это дирижер
А сейчас мы попробуем себя в роли дирижера…
Физ мин. (Слайд дирижера20)
Учитель музыки
Ребята давайте вернёмся к нашему стихотворению. И прочитаем его под музыку.
Чтение стих. под музыку. (Читает Ваня ) (Слайд 21)
Учитель
Итог урока.
Кто помог нам создать образ зимы?
(поэты, художники, композиторы)
С каким литературным произведением мы познакомились? Кто его автор?
Учитель музыки
С каким композитором путешествовали в мире музыки?
Какой музыкальные инструменты звучали на уроке?
С каким художником познакомились?
Рефлексия
-Ребята, у каждого на парте лежит снеговичок . ( картинка с изображением Снеговика )Красивый? Но его лицо не выражает никаких чувств:
ни радости, ни грусти. Если
нашему Снеговику было интересно, и ему понравился урок, изобразите на его лице радость. Если же ему было скучно и неинтересно – изобразите грусть на его лице.
-Поднимите руку вверх с весѐлым снеговиком.
-А теперь с грустным .
Большинство ребят считает, что хорошо поработали.
ВЫ ВСЕ МОЛОДЦЫ! (Слайд 22)
Учитель музыки