Интегрированный урок по музыке в 1 классе «Образ зимы в поэзии, живописи и музыке»

0
0
Материал опубликован 4 November 2020

Интегрированный урок

Образ зимы в поэзии, живописи и музыке .

(Слайд 1-2)

1.Мотивация учебной деят.

У. Ребята. А с каким настроением мы начинаем урок? Улыбнитесь друг другу.

Урок сегодня буду вести я и учитель музыки Елена Алексеевна .

Звучит музыка. (метель, вьюга) ( 20сек)

У. Ребята, что это? (метель, вьюга).

У. Холодно? Давайте погреем ручки? ( дуют на ручки – дыхательная гимнастика).

У. Согрелись?

У. Посмотрите и окно оттаяло. (Слайд 3)

Вам интересно, что там за ним ? .

Садитесь.

Но для этого повторяем волшебные слова ?



Речевая разминка. (Слайд 4)

РЕ – РЕ –РЕ СТОИТ ДОМ НА ГОРЕ.

Ри – ри – ри а на ветках снегири.

Прочитайте медленно.

Прочитайте с удивлением. ( выделяя голосом выделенное слово)

На экране появляется домик, снегири. (Слайд 5)

Что вы увидели?

У. Ребята , а когда прилетают снегири?

Снег порхает, кружится

На улице бело,

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

У . О каком времени года пойдёт сегодня речь?

Где и из каких источников мы можем найти информацию о зиме? ( о временах года)?

Какие приметы зимы вы знаете?

( похолодание, снегопад, короткие дни)

Какие ассоциации у вас возникают со словом «зима»?

Или игра «Зимние ассоциации». (Слайд 6)(дети закрывают глаза, когда откроют два раза на слайд)



3.Открытие новых знаний

У каждого человека на земле есть своё отношение к зиме, своё восприятие.

Выйти.Многие художники, композиторы, поэты пишут об этом времени года.

Вот какой увидел зиму русский поэт Иван Захарович Суриков. открыть сесть

Иван Суриков провёл своё детство в деревне. В своих стихах он воспевал родную землю, природу.

У.Послушайте стих. «Зима» и скажите какая картина предстала перед вами. (Слайд 6)

Первичное чтение учителем.

У .Понравилось ли вам стихотворение ? Чем ?

Какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение ?

О чём он думал?

(С нежностью вспоминал свою деревенскую жизнь, простую необычную красоту своей родной земли. Скучает, тоскует по тишине . покою зимней природы.)

- Какая картина предстала перед вами?

( снегопад, который укрывает землю белым и пушистым одеялом.)

- Какие чувства вызвали у вас строчки из стихотворения И.И. Сурикова ?

- Как вы думаетe, что хотел сказать Вам поэт этим стихотворением?( о красоте природы)

Физкультминутка «Снежинки» (Слайд 7)

Ребята, сейчас мы будем читать стих. и отвечать на вопросы.

Словарная работа (Слайд 8,9,10.)

-Дети, чтобы понять стихотворение в полной мере, нужно выяснить значения трудных слов и

выражений, которые нам встретятся. Поэтому для работы на уроке мы используем Толковые

словари Ожегова (Словари лежат на столах)

Пелена – сплошной покров то, что, закрывает, заволакивает со всех сторон. Первоначально: кусок ткани, то, во что пеленают.

Непробудно – длительно, непрерывно.

Читай по слогам ,а затем целым словом.(Слайд 11)

При-на-крыл-ся – принакрылся

Не –про-буд-но – непробудно

Ло- жит-ся – ло- жит-ся

Принакрылся.

Прочитайте 1 четверостишье. 1 ученик

- Чему радуется поэт?

(Что бело и тихо, радуется свежести воздуха, светлому наряду природы, любуется её красотой.)

- Найдите слова, которые описывают первый снег.

(белый снег, пушистый)

- Что автор говорит о снеге? Что он делает?

(кружится, тихо падает , ложится).

Прочитайте четверостишье хором.

Прочитайте 2 четверостишье. 1 ученик.

Читаем в паре.

У. Как вы понимаете выражение «поле забелело»?(стало белым)

С чем автор сравнивает снег? ( с пеленою). Где мы можем узнать лексическое значение слова? ( в толковом словаре)

Давайте обратимся к словарю пелена

Это выразительное средство называется сравнение.

Прочитайте 3 четверостишье.

- Чем принакрылся лес в стихотворении?( шапкой)

- А как это принакрылся?

( не совсем, не полностью)

- Что делает лес зимой ?( спит)

- О ком мы ещё можем сказать спит?

- Как спит лес? (непробудно)

- Прочитайте жужжажим чтением.

4 четверостишье

- О каких приметах зимы говорит автор в этом отрывке?

- Почему автор говорит не морозы .а «морозцы»?( лёгкие, небольшие)

-- В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?( зима настала

Прочитайте мальчики -девочки

Хоровое выразительное чтение или чтение четверых.

У. А сейчас поработайте в группах .

Составить иллюстрацию к стихотворению. Определите к какому четверостишью она подходит.

А четвёртая группа составит словесную картину к четверостишью.

Проверка работы. (Слайд 12,13,14,15),(Выход детей)

Учитель музыки

А Вот какую картину о зиме написал русский художник Иван Иванович Шишкин «Зима». (Слайд 16)

- Что нужно художнику ,чтобы передать свои чувства на картине?(художнику нужны краски)

- Какой зимний день изобразил художник?

- Какие краски использовал художник ,чтобы передать образ зимы.

-О чём хотел нам рассказать художник?

- Какой отрывок из стихотворения И.З.Сурикова подходит к данной картине? (Слайд 17)

Учитель музыки

Мы увидели ,что образ зимы можно создать словами, красками.

А как вы думаете можно зиму услышать? (Слайд18)

Учитель музыки

Ребята а у зимы может быть своя музыка.

Слушанье музыки

- И Услышать зиму нам поможет музыка итальянского композитора Антонио Вивальди. (Показываю портрет). В его произведении «Времена года»  1 минута 25 секунд

Слайд. прил. музыки

1.Какое настроение музыки? (тихо и спокойно.)

2.А зимой у нас всегда тихо? (зимой бывают вьюги и метели)

3.А музыка такой же останется?( Нет. Конечно, она изменится. )

4.А какой станет музыка? (быстрой громкой)

(Слайд 19)

А поможет нам Вивальди "Зима" быстрая часть. 1 минуты 25 секунд

5.В исполнении, какого инструмента прозвучало произведение? (скрипка).

- Скрипка - это струнный инструмент, Антонио Вивальди был композитором, скрипачом, дирижером, Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.

6.Ребята а скрипка одна звучала?(нет,много скрипок)

7.А где мы можем услышать много скрипок? (оркестре)

8.Кто самый главный в оркестре ?это дирижер

А сейчас мы попробуем себя в роли дирижера…

Физ мин. (Слайд дирижера20)

Учитель музыки



Ребята давайте вернёмся к нашему стихотворению. И прочитаем его под музыку.

Чтение стих. под музыку. (Читает Ваня ) (Слайд 21)

Учитель

Итог урока.

Кто помог нам создать образ зимы?

(поэты, художники, композиторы)

С каким литературным произведением мы познакомились? Кто его автор?

Учитель музыки

С каким композитором путешествовали в мире музыки?

Какой музыкальные инструменты звучали на уроке?

С каким художником познакомились?

Рефлексия

-Ребята, у каждого на парте лежит снеговичок . ( картинка с изображением Снеговика )Красивый? Но его лицо не выражает никаких чувств:

ни радости, ни грусти. Если

нашему Снеговику было интересно, и ему понравился урок, изобразите на его лице радость. Если же ему было скучно и неинтересно – изобразите грусть на его лице.

-Поднимите руку вверх с весѐлым снеговиком.

-А теперь с грустным .

Большинство ребят считает, что хорошо поработали.

ВЫ ВСЕ МОЛОДЦЫ! (Слайд 22)

Учитель музыки

песня снежинки ( Слайд 23)























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.