Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени Урок усвоения нового материала
Тема. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Урок усвоения нового материала
Ход урока
Мобилизующий этап (этот этап проводится в начале урока и помогает обеспечить высокий уровень вовлеченности учащихся в работу с первых минут. Выполняя задания подобного рода, ученик предвосхищает свои учебные действия, активно работают внимание, память, речь)
Учитель. В.И. Даль так говорил об этой языковой категории: «…часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». О чем так интересно и ёмко говорил Даль? Как вы понимаете его слова?
(Учащиеся отвечают, что речь идет о причастии, которое имеет признаки глагола и прилагательного, называют их, указывают, что в современном языкознании причастие – это не часть речи, а особая форма глагола)
Учитель. О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О причастии).
А сейчас вам предстоит выполнить задание. Посмотрите на экран, прочитайте текст, рассмотрите предложенную формулу. Сформулируйте задание к упражнению
Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала.
Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы.
Паруса, туманно видимые из-за бакборта, валились всей громадой назад.
Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи.
Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю.
6 – 4=?
Предполагаемое задание: соотнести числовые значения с причастиями, имеющимися в тексте. Решить пример.
6 – общее количество причастий в тексте, 4 – действительных причастия, ответ 2 – страдательных причастия. Значит, на уроке будем говорить о страдательных причастиях.
Формулирование темы и целей урока (использование средств субъективизации предполагает максимальную самостоятельность учащихся в работе: на основе подводящих заданий они сами формулируют тему и цели урока. А задания такого рода позволяют максимально заинтересовать учащихся, активизировать их познавательную деятельность)
Учитель. Вспомните, что обозначает цифра 4.
(Количество действительных причастий)
Учитель. Можете ли вы рассказать об образовании действительных причастий?
(Учащиеся рассказывают об образовании действительных причастий)
Учитель. Можете ли вы рассказать об образовании страдательных причастий?
(Нет. Еще не изучали)
Учитель. Можете ли вы, проанализировав все сказанное, сформулировать тему сегодняшнего урока?
Учащиеся формулируют тему урока.
Учитель. Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:
узнать, как……………………………………………………………………;
учиться образовывать и использовать…………………………………………………...
(учащиеся формулируют цели урока: узнать, как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;
учиться образовывать и использоватьстрадательные причастия в речи)
Усвоение новых знаний
Учитель. Приступаем к реализации первой цели нашего урока.
Работа в группах. Каждая группа получает материал для наблюдений. На основе анализа делает вывод по своей теме. Формулирует правило. Соотносит свои выводы с материалом учебника. Представляет правило в виде схемы. Презентует результаты работы в группе (учащимся необходимо отобрать соответствующий материал и на его основе сделать умозаключение. При выполнении заданий от учащихся требуется логичный доказательный ответ).
1 группа
Образование страдательных причастий настоящего времени
Основа глагола 3 лица множественного числа | Суффикс | Пример |
Решают | -ем- | |
Влекут | -ом- | |
Произносят | -им- | |
2 группа
Образование страдательных причастий прошедшего времени
Основа глагола неопределенной формы | Суффикс | Пример |
Расположить | -енн- | |
Прочитать | -нн- | |
Приглушить | -ённ- | |
Побить | -т- | |
3 группа
Написание букв а, я, е перед –нн- в страдательных причастиях прошедшего времени
Основа | Пример |
СказАть | СказАнный |
НастоЯть | НастоЯнный |
ЗамесИть | ЗамешЕнное |
Рефлексия. Учиться всегда интересно и полезно. Поэтому сегодня на уроке мы будем «измерять» на определенных этапах урока уровень пользы и интереса. Мы реализовали первую цель урока? Сделайте отметки в «термометрах рефлексии» (см. Приложение)
Закрепление изученного
Работа в группах (каждая группа получает задание на карточках, причем задание не на то правило, над формулированием которого группа работала в начале урока)
Рассмотрите словосочетания и слова для справок. Сформулируйте задание к упражнению. Продолжите ряд словосочетаний, отобрав из слов для справок подходящие по двум признакам
1 группа
Раздувать + ˄ = страд. прич. настоящего времени (ветром)
Видеть + ˄ = страд. прич. настоящего времени (вдали)
2 группа
Разбить + ˄ = страд. прич. прошедшего времени (мечты)
Перевернуть + ˄ = страд. прич. прошедшего времени (баркас)
3 группа
Разочаровать + ˄ = страд. прич. прошедшего времени (капитан)
Разузнать + ˄ = страд. прич. прошедшего времени (информация)
Слова для справок: забытая карта, гонимый мечтой, опознанный силуэт, ожидаемый давно, покрытый пеной, угадываемый легко, необузданный порыв, любимый всеми.
Самопроверка
1 группа (по наличию суффикса настоящего времени и зависимого слова)
Раздуваемый ветром
Видимый вдали
Угадываемый легко
Ожидаемый давно
Гонимый мечтой
Любимый всеми
2 группа (по наличию суффикса -т- и приставок в причастиях)
Разбитые мечты
Перевернутый баркас
Забытая карта
Покрытый пеной
3 группа (по наличию суффикса -нн- и двух приставок в причастиях)
Разочарованный капитан
Разузнанная информация
Опознанный силуэт
Необузданный порыв
Рефлексия. Сделайте отметки в «термометре рефлексии)
Словарно-орфографическая работа (Словарно-орфографическая работа является обязательной на каждом уроке. Тему (слово) такой работы школьники формулируют самостоятельно. Слово рассматривается с точки зрения лексики, фонетики, грамматики, орфографии).
Найти в третьем предложении текста, данного в начале урока, слово, морфемный состав которого такой же, как в слове испуганный
(Это слово распластанный)
какую орфограмму можно выделить в этом слове?
какой частью речи является слово?
каким членом предложения является данное слово?
определите его лексическое значение.
( Учащиеся отвечают, что можно выделить орфограмму «Правописание приставок на –з(-с)» и в данном слове пишется приставка рас-, т.к. следующий за ней согласный – глухой; в предложении это слово является определением и входит в состав причастного оборота, который выделяется запятыми, т.к. стоит после определяемого слова; указывают, что второй вопрос составлен некорректно, т.к. причастие не является самостоятельной частью речи – это особая форма глагола; определяет лексическое значение слова)
Работа с текстом («Лингвистический ремикс»)
Задание. Посмотрите на текст и сформулируйте задание, учитывая тему урока
Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать ( ? ) чудеса своими руками. Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай это чудо, если ты в состоянии. …Но есть не меньшие чудеса. Улыбка, веселье, прощение, вовремя ( ? ) , нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Наше начало – мое и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, ( ? ) глубиной сердца, ( ? ), что такое любовь.
(Необходимо списать текст, вставив пропущенные страдательные причастия)
Проверка выполнения задания. Учащиеся сравнивают получившийся текст с оригиналом. Указывают, что одно из причастий не может быть страдательным в соответствии с контекстом
Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай это чудо, если ты в состоянии. …Но есть не меньшие чудеса. Улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное , нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Наше начало – мое и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.
Итоговая рефлексия.
Учащиеся соединяют точки на «термометрах рефлексии» и строят кривую пользы и интереса, оценивая урок и свою деятельность.
Домашнее задание
Сочинение – миниатюра:
«Я понял одну нехитрую истину…» (с использованием страдательных причастий)
Подведение итогов
- Достигли ли вы поставленных в начале урока целей?
- Узнали вы произведение, с отрывками из которого мы работали на уроке?
(А. Грин. «Алые паруса»)
- Как назывался корабль, на котором Грэй приплыл за Ассоль? («Секрет»)
- Вот так и в каждом из ваших корабликов таится секрет. Посмотрите. (Учащиеся находят спрятанные в корабликах листочки с написанными страдательными причастиями: увлеченный, заинтересованный, любимый и т.п.)
Не забывайте, что чудеса живут рядом с нами. Творите чудеса и не забывайте дарить их близким.
Приложение. «Термометр рефлексии»
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна