12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Фролова Елена Николаевна19152 Педагог-психолог Россия, Камчатский край, Ключи-1 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Образовательная головоломка

«Хорошая вещь в разгадывании кроссворда заключается в том,
что вы знаете, что есть решение».
- Стивен Сондхейм.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор | Фролова Е.Н. Педагог-психолог |
Название материала | Птицы Камчатки |
УМК | Любой |
Вид ресурса | Внеклассное мероприятие посвященное международному дню птиц |
Межпредметная связь | Экология, окружающий мир, психология |
Цель, задачи авторского материала | Цель: Организовать познавательную деятельность учащихся, по закреплению знаний о пернатых родного (Камчатского) края, создать условия для развития основных познавательных процессов. Задачи: развивающие: - развивать вербальный интеллект, включающего устную и письменную речь; - развивать познавательный интерес, внимание и творческое мышление учащихся опираясь на имеющиеся у них знания и опыт; - развивать различные стороны мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение; коррекционные: - корригирование внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости логических связей; - коррекция и развитие личностных качеств эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки; - снятие психоэмоционального напряжения. воспитательные: - воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания взрослого, слушать товарища; - воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природе родного края и Родине в целом. - воспитывать дисциплину, сдержанность, самоконтроль. |
Возраст | 4-6 класс, дети с ОВЗ |
Форма работы | Групповая, индивидуальная |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, распечатанные карточки. |
Комплектация работы | Презентация с пояснительной запиской Раздаточный материал для печати Интерактивная тетрадь |
Вариативность | данная головоломка может использоваться как на уроке окружающего мира, экологического урока, так и во внеурочной деятельности во время проведения мероприятий по краеведению; Интерактивная тетрадь, составленная специально для обучающихся с ОВЗ, может использоваться в коррекционной работе. |
Краткое описание, методические рекомендации по использованию | Головоломка в формате кроссворда разделена на 5 блоков и содержит в себе разные вариативности головоломок: 1. «Загадки». 2. «Координаты». 3. «Ребусы». 4. «Анаграммы». 5. «Криптограммы». |
Актуальность | 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. Этот экологический праздник посвящен проблемам пернатых: их незаконной добыче, постепенному вымиранию и истреблению отдельных видов. Птицы — важные участники всех привычных нам экосистем, их исчезновение может привести к настоящей природной катастрофе. Поэтому все праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню птиц, призваны напомнить о важности пернатых в жизни человека. Данная головоломка, направлена получение и закрепление знаний о птицах родного края, Камчатки. Суровый климат Камчатки может перенести далеко не каждое животное. Однако, даже в этих суровых условиях жизнь бьет ключом. Морские птицы плотно оккупировали прибрежную зону области. А остальные виды расселились повсеместно, по всей территории полуострова. В зимнее время года здесь сложно найти корм в достаточном количестве, поэтому часть птиц мигрирует в более теплые регионы с наступлением холодов. Но многие виды смогли приспособиться к суровым условиям Камчатской области и чувствуют себя достаточно комфортно. Камчатка может похвастаться большим разнообразием пернатой фауны, некоторые представители которой встречаются только здесь и внесены в Красную книгу! |
Список используемых источников |

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО ВЕРТИКАЛИ
2. Отгадайте загадку, название птицы впишите в кроссворд.
Встречают корабли и провожают,
Моряки этих птиц уважают,
Ведь они как символ родины
С криком песенным особенным!
3. Отгадайте загадку, название птицы впишите в кроссворд.
Живёт он очень много лет,
Но, несмотря на возраст, чёрен,
Хранитель тайн, предвестник бед,
Мудрейший и коварный...
4. Отгадайте загадку, название птицы впишите в кроссворд.
Клюв крючком, глаза большие,
Кругом ходит голова,
Сокращает род мышиный
Тихо белая…
6. Отгадайте загадку, название птицы впишите в кроссворд.
Черных птиц летают тучи,
Заселил обрывы, кручи
Колонист приморских стран
Рыбий враг – большой…
7. Координаты. Соедините букву и цифру, соедините полученные буквы в слово. Впишите его в кроссворд.

10. Координаты. Соедините букву и цифру, соедините полученные буквы в слово. Впишите его в кроссворд.
13. Координаты. Соедините букву и цифру, соедините полученные буквы в слово. Впишите его в кроссворд.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ
1. Разгадайте ребус и назовите одного из крупнейших представителей пернатых нашей планеты. Издавна его считали хорошим предзнаменованием. Моряки видят добрый знак в появлении рядом с судном этих пернатых, а некоторые считают, что эти птицы – это и есть души погибших моряков.
5. Разгадайте ребус и назовите самую известную птицу обитающую рядом с жильём человека. Они около 10 000 лет живут рядом с человеком. Учёные установили, что их родина— Юго-Восточная Азия.
Вес взрослой особи составляет всего лишь 25-35 грамм.
8. Разгадайте ребус и назовите птицу, название которой произошло от его физиологической особенности: когда птица начинает петь, одна из костей черепа перекрывает слуховой проход, из-за этого ничего не слышит и становится лёгкой добычей.
9. Решите анаграмму. Расставив буквы в нужном порядке, вы узнаете название птиц, ведущих околоводный образ жизни. Часто встречается в сказках.
![]() |
11. Решите анаграмму, расставив буквы в нужном порядке.
На Камчатке — редкий гнездящийся, зимующий и частично мигрирующий вид, медленно сокращающийся в численности. Один из самых крупных видов хищных птиц, длина тела может доходить до 92 см, размах крыльев 188–224 см.
12. Решите анаграмму, расставив буквы в нужном порядке. О ком идет речь:
«Окраска контрастная: спинная сторона темно-серая, а нижняя светлая с черными каплевидными пятнами на груди и с поперечным рисунком на брюхе. Под глазами характерные заостренные полоски, своеобразные "усы". Глаза и клюв темные. Лапы желтые. Крылья узкие, длинные, заостренные.»
14. Решите криптограмму. Соедините букву с ее местом в слове, получившееся название впишите в кроссворд.

15. Решите криптограмму. Соедините букву с ее местом в слове.

16. Решите криптограмму. Соедините букву с ее местом в слове, получившееся название впишите в кроссворд.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Для печати
Интерактивная тетрадь "Птицы Камчатки"
ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕТРАДЬ
(вариативность 2)



Комментарии (7)
сменить сортировку





