Образовательная головоломка по математике для учащихся 11 класса «Цилиндр, конус, шар»
Образовательная головоломка по математике для учащихся 11 класса
Пояснительная записка
«Геометрия даёт нам возможность правильно
мыслить и рассуждать»
Г. Галилей.
Человечество с давних времён оценило красоту и практичность точных геометрических форм. Примером тому являются древние гончарные круги, глиняные сосуды, которые находят археологи при раскопках, а также древние архитектурные сооружения. В нашей современной жизни, при высоком уровне развития науки и техники мы также не можем обойтись без точных геометрических форм: домашняя и церковная утварь, окружающие нас здания и сооружения. И это не только предметы обихода, но это и бесценная красота, созданная человеческими руками.
Все эти предметы объединяет симметрия, соразмерность тел вращения.
Автор | Чернопятова Н.Н. , учитель математики филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова» в с. Большая Ржакса Ржаксинского района Тамбовской области |
Название | Кроссворд |
Предмет | Математика |
Тема | Цилиндр, конус, шар. |
Класс | 11 |
Цель | Обобщить знания по теме «Цилиндр, конус, шар» |
Задачи | Образовательные: - закрепить знания обучающихся по теме «Цилиндр, конус, шар»; - с помощью кроссворда проверить уровень усвоения основных понятий по изученной теме. Развивающие: - развитие логического мышления, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные факты и понятия; - расширение словарного запаса, тренировка памяти и внимания; - формирование познавательной активности и самостоятельности. Воспитательные: - воспитание интереса к математике; - повышение уровня мотивации обучающихся; -формирование уверенности в своих силах; навыков продуктивного делового взаимодействия. |
УУД | Личностные: - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Регулятивные: - умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. Познавательные: - умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, работать по алгоритму; Коммуникативные: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - умение работать индивидуально и в группе. |
Формы | Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Уровень сложности | |
Ожидаемые результаты | При выполнении данного задания обучающиеся: - повторят основные понятия темы: определения цилиндра, конуса, шара, сферы и их элементов; - проявят самостоятельность, ответственность, навыки принятия делового решения. |
Принадлежности | Кроссворд, вопросы к кроссворду в печатном виде, ответы на кроссворд (распечатанные листы или в виде слайда презентации). |
Инструкция по использованию на уроке | Данный кроссворд можно использовать как на уроке обобщающего повторения, так и на уроке-зачёте, который проводится в конце изучения темы. Для этого необходимо распечатать кроссворд и вопросы к нему либо по количеству учеников в классе, либо по количеству планируемых групп. В течении отведённого времени обучающиеся выполняют кроссворд. По истечении времени обучающиеся (или группы) меняются листами друг с другом, и с помощью ответов проверяют работу. |
Литература. | 1.Геометрия .Учебник для 10-11 классов. Атанасян Л.С. И. – М.: Просвещение, 2015. 2.Поурочные разработки по геометрии 11 класс/ Сост. В.А.Яровенко. – М.: ВАКО, 2009. |
Интернет-ресурсы | 1.Для создания кроссворда был использован сервис https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html 2. Для создания ребусов был использован сервис http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1 3. Источник шаблона презентации ответов на кроссворд: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей № 21, г. Иваново, сайт: http://pedsovet.su/ 4. https://www.yaklass.ru/p/geometria/9-klass/nachalnye-svedeniia-o-stereometrii-13313/tela-i-poverkhnosti-vrashcheniia-13315/re-f78fa3ef-0945-4686-b080-5f4e17baf76e изображения цилиндра, шара. |
Вопросы к кроссворду «Цилиндр, конус, шар»
№ | По горизонтали |
1 | Тело, полученное вращением полуокружности вокруг её диаметра. |
3 | Как называется отрезок AB? |
5 | Тело, полученное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. |
7 | Что представляет собой сечение цилиндра плоскостью, проходящей через его ось? |
8 | Основание цилиндра. |
9 | Тело, полученное вращением круга вокруг оси, лежащей в плоскости круга и не пересекающей его. |
11 | Отрезок, проведённый из вершины конуса, перпендикулярно его основанию. |
12 | Тело вращения, об устойчивости движения которого написана известная работа великой русской женщины – математика. |
По вертикали | |
2 | Отрезок, соединяющий центр и какую-нибудь точку сферы. |
4 | Что представляет собой сечение конуса плоскостью, проходящей через его ось? |
6 | Как называется отрезок AA1 или BB1? |
10 | Тело, полученное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. |
13 | Плоская фигура, при вращении которой образуется усечённый конус. |
14 | Тело вращения, являющееся верхней частью архитектурного сооружения. |
15 | Тело, ограниченное сферой. |
Ответы к кроссворду
№ | По горизонтали | № | По вертикали |
1 | сфера | 2 | радиус |
3 | диаметр | 4 | треугольник |
5 | цилиндр | 6 | образующая |
7 | прямоугольник | 10 | конус |
8 | круг | 13 | трапеция |
9 | тор | 14 | купол |
11 | высота | 15 | шар |
12 | юла |
Ответы на кроссворд
Семяшкина Ирина Васильевна
Чернопятова Наталия Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Чернопятова Наталия Николаевна