12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Чучалова176
Россия, Ростовская обл., Матвеев Курган

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского технического творчества»

Матвеево-Курганского района

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«Тепло наших сердец»

Срок реализации: 2 года

Возраст обучающихся: 8 - 10 лет

Разработчики: Чучалова Е.А.,

методист,

Николенко И.Н.

педагог дополнительного

образования,


 


 


 

Матвеев Курган

2014 г.


 


 

1. Актуальность.


 

Проблема духовно-нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, уважающего близких и окружающих его людей, выстраивающих с ними гармоничные отношения, чувствующего себя неотъемлемой частью современного общества, неосуществимо без глубокого познания внутреннего духовного богатства своего народа.

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности и социальной адаптивности, ибо воспитание это качество личности. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной и средней школе, наиболее восприимчив к проблемам социальной адаптации, духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого процесса трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается психологической устойчивостью. Особо остро эта проблема наблюдается у детей, по той или иной причине имеющий некие физические или психические отличия от обычных детей.

Детство всегда с надеждой обращено в будущие, как бы ни было беспощадно настоящие. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведенья и одиночества? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое, чтобы стать добрым к людям и себе, надо научиться понимать других и себя, проявлять сочувствие, стойкость духа, быть милосердным и терпеливым, удивляться красоте окружающего мира, чувствовать себя неотъемлемой частью этой жизни. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Уже сегодня мы должны научить ребенка грамотно адаптироваться в окружающей среде. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимся сделать нашу землю еще лучше. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла.

Конечно, основы воспитания с малых лет и даже с первых дней жизни ребенка закладываются прежде всего в семье. С родителей главный спрос за нравственные качества молодого поколения. Но и школа, через которую проходят в детстве и юности миллионы и миллионы жителей нашей страны, и наш Центр детского творчества не может уклониться от ответственности за формирование душ будущих граждан России.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.

Термин "сказкотерапия" у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.

Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Через сказку мы учим ребенка познавать жизнь. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии. Потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель.

Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Таким образом, задача педагога, или, иначе, сказкотерапевта, - изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт.

Исходя из этого, сказкотерапия, является мощным методом преодоления внутренних барьеров и социальной адаптации не только полноценно здорового ребенка, но и детей с ограниченными возможностями.

Источниками духовности в процессе формирования и развития духовно-нравственной личности ребенка я считаю:

воспитание патриотизма и гражданственности, знакомство с историко-культурным наследием;

познавательная деятельность, духовно-нравственное развитие учащихся через приобщение к народным традициям и традициям мировой литературы;

обращение к духовно – нравственным традициям православной культуры.

эстетическое развитие детей, формирование умений видеть, слышать и создавать прекрасное;

создание мощного поля для социализации детей имеющих затруднения при контакте с обществом, развитии их внутреннего потенциала, самоопределения и самоидентификации себя как неотъемлемой части этого общества (детей с ограниченными возможностями физического или психического развития)


 

2. Пояснительная записка.

Данная программа посвящена наиболее актуальным проблемам современной педагогики – социальному, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей с ограниченными возможностями средствами сказкотерапии. В основе концепции программы лежит научное положение А.В.Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей.

По мере взросления и расширения сферы общения дети испытывают воздействие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. И порой это воздействие на подобных детей носит негативный и болезненный характер. Это травмирующее сказывается на внутреннем мире ребенка, его эмоциональном состоянии, отношении к окружающему миру. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, контролировать их, культурно управлять чувствами и адекватно реагировать на внешние факторы. Научиться этому позволяют сказка и игра.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой. Основной принцип метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, его внутреннего мира.

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами.

При использовании сказки как психотерапевтического средства ребенок и взрослый учатся постигать внутренний мир и образ мыслей себя и другого человека. Продумывая судьбы главных героев, проживая сказочные ситуации, ребенок во многом формирует у себя картину Мира. В зависимости от этого ребенок будет адекватно воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка школьного возраста:

1. потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;

2. потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

3. потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:

автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

активность, которая предполагает способность проявлять инициативу в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, вовлекаться в процесс общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;

социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

поведенческого, который не только связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения, но и адекватным включением себя в социальное пространство.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, сопоставлять себя с ними, в результате чего у него появляются новые представления о себе и людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для духовно-нравственного, эмоционального развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия).

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный жизненный период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего народа. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка и его душевную консервацию. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он живет, осознать свое место в этом мире.

Цель данной программы – повышение социальной активности детей с ограниченными возможностями через формирование у них стойких мотивов, ориентированных на активный образ жизни и социальную адаптацию.

Задачи программы:

устремить мысль ребенка к красоте, духовным, нравственным идеалам, помочь ему войти в гармонию с окружающим миром, осознать свою роль и место в окружающей среде;

расширение знаний, умений и навыков по различным областям деятельности;

познакомить детей с отечественной и мировой культурой через сказки народов мира;

приобщить ее к видению и осознанию красоты во всех ее проявлениях: в мыслях, поступках, человеческих отношениях, в природе, произведениях искусства;

воспитать умение общаться с окружающими людьми, проявляя тактичность, дружелюбие, умение слушать собеседника, терпимость к недостаткам других, доброту и милосердие, почитание старших;

расширение кругозора;

воспитывать в детях красоту мышления;

воспитание чувства собственного достоинства;

содействовать преодолению отрицательных стереотипов представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и о внутреннем мире;

содействие развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка;

познакомить детей с духовно-нравственными традициями православной культуры.

Данная программа является авторской и представляет собой синтез программ по сказкотерапии и психокоррекции таких авторов как М.И. Чистякова, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.Д. Короткова, С.О.Николаева.

Программа рассчитана на 2 года обучения и адаптирована для детей младшего школьного возраста – 8-10 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья. Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с нормами СЭС предъявляемыми к организации занятий с детьми данного типа и составляют 144 часа на первом и втором году обучения. Занятия проводятся по группам. Оптимальная наполняемость одной группы 10-12 человек.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Занятия проводятся на базе ГКОУ РО школа-интернат VIII вида п. Матвеев Курган.


 

3. Основные формы и методы обучения:

Сказкотерапия позволяет безболезненно и безопасно пересмотреть и заново сформировать свой жизненный сценарий. В занятия включены распространенные методы и подходы психотерапии, такие как психодрамма, библиотерапия, АРТ-терапия (рисунок, театр, рукоделие), терапия творческим самвыражением, игротерапия которые способствуют не только успешной психокоррекции, но и развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для адаптации ребенка в обществе. Это также и обучение позитивному восприятию и общению, приобщение к культурному наследию, возможность соприкосновения с глубинными ценностями человечества, такими как любовь, дружба, милосердие, трудолюбие.

Знакомство ребёнка со сказкой начинаются с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.

Для достижения поставленной цели используются следующие формы и методы обучения:

- словесные (рассказ, объяснение, работа с литературой);

- исследовательские (наблюдение, опыт, практические занятия, исследования);

- наглядные;

- практические

I. Целенаправленное наблюдение

1. Педагог, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет не обходимые акценты в суть переживаемого.

2. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки.

3. Сказку можно нарисовать.

4. Сказку можно сложить из ткани.

5. Сказки имеют запахи (Проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов.).

6. Сказки звучат. (Создавать звуки можно и с помощью голоса и музыкальных инструментов.)

7. Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок и т. д.) и характера действия.

II. Сравнение.

1. Игра в сравнения

2. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.

3. Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта.

III. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей

1. Узнавание автора по стилю.

2. Узнавание детьми иллюстраций

З. В героев сказки можно переодеться и потанцевать.

IV. Эксперимент с художественным образом.

1. Рассказывание от имени одного из героев произведения.

2. Герои среди нас.

З. Домысливание судьбы героя.

V. Оценка и суждение.

1. Мой любимый герой.

2. Любимая сказка, любимый автор.

3. Тематические беседы.

4. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях.

5. Беседа о жанре.

6. Беседа об авторе.

7. Самая смешная сказка.

8. Игры-беседы детей с персонажами сказок.

9. Игры-драматизации.

После восприятия сказки и игр-драматизаций может провести с детьми и их родителями следующую работу:

1. Фиксирование всего, что рассказывают родители о детях в связи со сказкой и игрой.

2. Запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых ситуаций.

3. Фиксирование ситуаций, возникающих естественно и созданных специально, в которых необходимо проявить нравственные качества, изображенные в сказочных ситуациях.

4. Составление характеристик на тех детей, которые участвовали в этих ситуациях.

5. Проведение занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных ранее.

6. Литературный театр.

Параллельно с занятиями с детьми предусматривается работа с психологом коррекционного учреждения и родителями в виде индивидуальных бесед и коллективных тренингов.

Основные методы и формы обучения, используемые на занятиях:

Рассказывание сказок: рассказывание от 1 и 3 лица; рассказывание и придумывание продолжения.

Сочинение сказок.

Куклотерапия (пальчиковые, марионетки).

Постановка и разыгрывание сказок (иногда совместно с родителями).

Анализ сказок.

Имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).

Рисование сказок (в коррекционном учреждении и дома с родителями).

Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс).

Библеотерапия.

Терапия творческим самовыражением.

Драматизация и театрализация.

Игротренинги и игровые этюды.

4. Принципы работы с детьми.

Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, интеллектуальных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями).

Основные установки программы:

  • Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроениям, самочувствием.

    Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.

    Недопустимы менторская позиция, упреки и порицания за неуспех.

    Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

    Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

    У детей создается на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

5. Тематическое планирование

1 год обучения

п/п

Содержание разделов и тем

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Я знакомлюсь со сказками. Диагностика внутреннего состояния детей.

4

0

4

2.

Сказкотерапия. Отношение к природе. Взаимоотношение с окружающим миром. Отношение к животным.

16

2

18

3.

Сказкотерапия. Взаимоотношения между людьми.

50

10

60

4.

Беседы на этические темы.

18

2

20

5.

Драматизация и театрализация.

0

22

22

6.

Пальчиковая гимнастика.

0

6

6

7.

Игры и игровые ситуации.

2

2

4

8.

Промежуточная и итоговая диагностика

-

10

10

 

Итого:

100

44

144

Тематическое планирование

2 год обучения.

п/п

Содержание разделов и тем.

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Мир моих эмоций. Вводная диагностика.

2

0

2

2.

Сказкотерапия. Эмоциональное развитие ребенка.

78

0

78

3.

Психотерапевтические игры и этюды

4

8

12

4.

Театрализация и драматизация

8

24

32

5.

Пальчиковая гимнастика.

4

8

12

6.

Промежуточная и итоговая диагностика.

0

8

8

 

Итого:

96

48

144

6. Содержание разделов и тем Программы:

1. Вводное занятие. Я знакомлюсь. Вводная диагностика.

Знакомство с педагогом, с программой. Знакомство с миром сказок. Диагностика внутреннего состояния ребенка, его отношения к окружающему миру.

2. Взаимоотношение с окружающим миром.

Отношение к природе. Отношение к животным.

Сказки о красоте, хитрости трусости, коварстве и находчивости, сообразительности, смекалке, глупости, хвастовстве, наивности, жадности и злости.

З. Взаимоотношение между людьми.

Сказки о мудрости, доброте и благородстве, о храбрости, зависти, жадности и справедливости, о доброте, жестокости, милосердии, прощении, об ответственности за свои поступки, о дружбе, честности, порядочности, о лени, бессердечии, о совести, отношении к старшему поколению, о жестокости, о добре и зле, о несправедливости, о нетерпимости, о наказании, о братской любви, о смирении и доброте, послушании, любопытстве, о взаимовыручке, силе, любви, о мужестве и героизме, о стойкости духа и силе воли, об отношении детей между собой, неприятии по каким-либо причинам, о чувстве долга, гордыне, об отношении детей к родителям, понимании ценностей счастливой семейной жизни, об ответственности за свои поступки, об отношении старших детей к младшим, ревность в семье, об отношении к приемным родителям.

4. Беседы на этические темы.

Беседы по культуре поведения в окружающем мире. Беседы о нравственно-патриотическом воспитании.

5. Драматизация.

Обыгрывание сценок из сказок. Психотерапевтические игры и этюды на развитие основных умений общаться, снятие психоэмоционального напряжения, эмоциональное раскрепощение. Этюды на выражение основных эмоций.

6. Пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

7. Игры и игровые ситуации. Психотерапевтические игры и этюды.

Игровая культура. Игры-путешествия по сказкам. Игровые тренинги коммуникации и взаимодействия. Проигрывание сказочных ситуаций. Дидактические игры. Игры на развитие внимания и памяти, коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений ребенка с помощью коррекционных игр.

8. Диагностирование.

Диагностика нравственно-эмоционального развития ребенка. Диагностика внутренних изменений, происходящих в ходе реализации программы. Диагностика комфортности освоения программы. Диагностика микроклимата группы.

Диагностика результативности (первое и последнее занятие цикла)

Тест «Волшебная страна чувств» (стр. 12-15 Тренинг по сказкотерапии под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, С-Петербург, речь-2004 год).

Тест «Лесенка».

Тест «Цветные ладошки» (Hand test)

Тест «Ежик»

Тест «Неизвестное животное»

Тест «Кактус»

Тест «ДДЧ»

Тест «Грустная мама»

7. Ожидаемые результаты.

По окончании изучения курса 1 года обучения дети:

знакомы с правилами поведения в обществе;

имеют представления о нравственных категориях;

имеют навыки культурного поведения в повседневной жизни;

умеют видеть свои недостатки в поведении и умеют их исправлять;

активизируют лучшие черты, чувствительность, восприимчивость к окружающему миру, его адекватное восприятие;

реализуют потребность к самовыражению;

относятся к окружающим с заботой и терпением;

проявляют любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

активно проявляют чувства любви и доверия;

любят природу, родной край;

формируют устойчивый интерес к выбранному виду деятельности.

По окончании изучения курса 2 года обучения дети:

учатся умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения;

имеют развитое воображение и фантазию;

развивают речь при ответах на вопросы, свободно и ясно выражают свои мысли;

умеют передавать заданное эмоциональное состояние выразительными средствами;

различают эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния;

реализуют потребность к саморазвитию, самообразованию и самостоятельности;

умеют дать адекватную оценку сложившемуся положению и окружающей среде;

умеют преодолевать психологические трудности из-за сложившегося положения;

формируют внутренний эмоциональный щит, против негативных ситуаций, возникающих во внешнем мире;

формируют внутреннее представление о своем месте в окружающем мире;

формируют чувство собственного достоинства и самоуважения.

8. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо психолого-педагогическое сопровождение программы: тесное сотрудничество педагога с психологом коррекционного учреждения (в виде консультаций). Кроме того, предусматривается активное сотрудничество с родителями (опекунами).

5.1. Материально-техническое оснащение образовательной программы:

Стереопроигрыватель

Аудиомагнитофон

Пластинки

Аудиокассеты, CD-диски с записями музыки для сказок.

Наличие отдельного помещения с нужным количеством посадочных мест

Коврик для занятий на полу

Альбомы для рисования

Краски, карандаши, ножницы

Наличие методической литературы по программе

Дидактические карточки по темам

Иллюстрации со сказками и сказочными персонажами

Персонажи сказок кукольного театра

Маски персонажей сказок.

Свечи.

Куклы би-ба-бо для кукольного театра.

Одежда для переодевания в сказочных героев.

Простые музыкальные инструменты (колокольчик, барабан, бубен и др.)

5.2. Методическое и дидактическое оснащение:

наличие обширного программно методического оснащения.

дидактические пособия.

карты и схемы.

наглядные материалы.

раздаточные материалы

9. Управление программой. Методы отслеживания результатов учебного процесса.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем психолого-педагогического обследования, проводимого в течение изучения программы (возможно привлечение психолога коррекционного учреждения). В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционально-нравственного развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются:

наблюдение;

эксперимент;

тестирование;

проективные рисуночные тесты;

анкетирование детей и родителей.

Наблюдение является основным методом оценки эмоционально-нравственного состояния ребенка. Для подтверждения или опровержения выводов наблюдения используются специальные проективные рисуночные методики:

тест «Рисунок семьи»

тест «Дом. Дерево. Человек»

интерпретивный тест «Грустная мама»

методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

тест «Рисунок человека»

тест Несуществующие животное»

тест «Кактус» и др.

Эти методики могут успешно использоваться как специалистом - психологом, воспитателем, который наблюдает ребенка целый день, так и педагогом, работающем непосредственно по программе.

10. Список литературы.

Данилина Т.А., Зедченидзе В.Я.. Степина Н.М. «В мире детских эмоций». - М.: АйриСпресс, 2004г.

Журнал «Обруч».

Журнал «Дошкольник. Младший школьник ».

«Журнал Сказок».

Журнал «Мой ребенок»

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии - СПБ.: Речь, 2004г.

Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2001.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003.

Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). — СПб.: Речь, 2002.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: Речь, 1998.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. Методический практикум по сказкотерапии. — СПб.: Златоуст, 1999.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.

Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. — М.: Эксмо, 2002.

Франц М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. — СПб., 1998.

Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Владос.2004г.

Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов-на-Дону.: Феникс.,2002г.

Русские пословицы и поговорки. - М.: Художественная литература. Под редакцией В.П. Аникина, 1988г.

Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002.

Стрелкова Я.П. «Уроки сказки». - М.: Педагогика, 1989г.

«Сказки дядюшки Римуса». - М.: Детская литература. 1986г.

Тесты для дошкольников. - М.: АСТ, 2001г.

«Умная Марсела». Филиппинские народные сказки. - М.: Детская литература, 1981г.

«Чивы, чивы, чивычок.» // Русские сказки. - М.: Детская литература. 1985г.

Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение. 1995г.

Шорыгина ТА. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. - М.: Книголюб. 2004г.

Японские народные сказки.- Минск, 1992г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.