Образовательная статья «Дела сердечные, или круги кровообращения»
Дела сердечные, или круги кровообращения
Деление материала на простой и сложный - дело непростое. Есть темы, которые воспринимаются легко. Некоторые требуют сил и времени для усвоения.У каждого ученика своя мера сложности. К тому же, у каждого учителя своя методика, умение доступно преподнести материал.
Раньше было больше реальных возможностей поделиться своим опытом на заседаниях методических объединений. Чаще проводились открытые уроки, на которых можно было увидеть достижения коллег и использовать в своей работе увиденное. Теперь можно найти массу материала на педагогических сайтах. «Урок РФ» -один из них. А этот конкурс – ещё одна возможность показать свой опыт и поделиться им с коллегами, что-то взять для себя из их опыта.
В школьном курсе «Биология» много сложных тем, вопросы по которым всегда есть в материалах ЕГЭ. На уроках в школе всегда искал пути, которые помогали доступно излагать материал. Занимаясь сейчас репетиторством, продолжаю эту работу. При изложении сложных вопросов предлагаю разработанные мной опорные схемы. Посмотрите опорные схемы к теме «Кровообращение». С помощью графика легко выяснить причины изменения скорости крови в разных участках кровеносной системы. Для этого сначала просто отмечаем скорость крови в разных сосудах, а потом объясняем причины шириной участков кровяного русла. Затем подтверждаем правильность выводов сравнением кровяного русла с шириной русла реки в горах и на равнине.
Сложнее обстоит дело с усвоением кругов кровообращения. Начинаем изучение этого вопроса с одного круга кровообращения у рыб. В связи с выходом на сушу у земноводных появляется второй круг кровообращения и сердце становится трёхкамерным. У птиц и млекопитающих сердце уже четырёхкамерное, это теплокровные животные. Заканчиваем изучение данного вопроса при рассмотрении кровообращения у человека.
К одиннадцатому классу всё забывается. Приходится разбирать заново. Предлагаемая мной схема помогает быстро вспомнить строение сердца.
Вполне доступно изложены в схеме круги кровообращения, но их надо запомнить. В этом главная сложность вопроса. Приходится ещё больше упрощать схему, сердце изображать в виде круга. Затем вертикальной линией делим круг-сердце на две половины. Но какая из них правая и какая левая?
Поступаем просто. Складываем над рисунком руки крест на крест. Там, где лежит левая ладонь, левая половина, а где правая – правая. Теперь надо запомнить, что в левой половине кровь артериальная, в правой всегда венозная. Артериальная кровь ярко-алая в левой половине ( левая – алая). Это сочетание слов запоминается легко. Теперь надо указать , откуда начинаются и где заканчиваются круги кровообращения.
Снова кладём руки крест на крест, представляя, что под ним большой круг, обозначающий сердце. Локоть правой руки лежит в левом желудочке, а кисть на правом предсердии. Локоть левой руки в правом желудочке, кисть – на левом предсердии. Проводим стрелку из левого желудочка к правому предсердию через центр круга.Затем такую же стрелку из правого желудочка к левому предсердию.
А чтобы проверить, что это так, надо приложить схему к своему сердцу, чтоб рисунок был спереди. Слегка отогнув рисунок от сердца, ученики убеждаются в правильности расположения правой и левой половин сердца.Данный рисунок легко воспроизводится. Проверено опытом подготовки учеников к ЕГЭ и ГОЭ.
Схема учеников "Круги кровообращения"
DOCX / 11.66 Кб
Возвращаясь к выше сказанному, хочу сказать, что на степень сложности в большей степени влияет умение учителя преподнести трудное в доступной форме. Я уже публиковал на сайте материал по изучению закона Моргана. Можно просто рассказать материал. А можно вызвать к доске двух учеников и предложить им решать одинаковые задачи, но при разном условии. Потом попробовать объяснить отличия. Учителю останется только сформулировать сам закон.Вот так простые мелочи делают доступным сложный материал.
Интересно посмотреть на результаты использования данных способов запоминания материала. В центре образования №1048 мои ученики попали под независимое тестирование. Работу писали без меня. Листы сразу собрали и увезли. И только потом мы получили результаты. 73,9 % учеников написали на 4 и 5. В теме 04.06 (кровообращение) справились с заданиями 87%, по городу – 58. При анализе знаний по темам только в пяти мы оказались ниже городского, а в 13 – выше городского.
Данные по результатам тестирования показывают полезность тех методов и приёмов, которые я использовал в своей работе. Поэтому работа в данном направлении продолжается и сейчас. Из опорных схем можно собирать рабочие тетради, облегчающие усвоения материала. Схемы в сжатом виде содержат весь необходимый результат, помогают съэкономить время, затрачиваемое на механическую работу по составлению таблиц, конспектов, направляют ход мысли ученика.
Интернет-ресурсы:
2.https://www.grandars.ru/college/medicina/krugikrovoobrashcheniya.html
3.https://www.youtube.com/watch?v=pDe-koBWg4U
4. https://www.youtube.com/watch?v=fDQVVNwt3Bg
5.https://xnj1ahfl.xp1ai/library/voprosi_dlya_razmishleniya_po_teme_krovoobrashenie_225815.html
Использованная литература:
Биология: Школьная энциклопедия/Редкол.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Р.А. Матвеева и др. – М.:Большая Российская энциклопедия, 2004.
Биология.Современный курс.3-е изд.,испр. и доп./под ред.А.Ф.Никитина. – СПб.:СпецЛит, 2008.
Занимательная физиология:Б.Ф. Сергеев. – М.: Просвещение,2001
Приложения по результатам тестирования
Выборка – это ЦО № 1048, все – это город Москва
Строение сердца
DOCX / 11.66 Кб