Образовательные экскурсии как новое явление в дополнительном образовании РФ

1
0
Материал опубликован 8 May 2020

Подготовил Гришин Артём Александрович 

Учитель истории  

МАОУ Гимназия №13 “Академ” 

1. Причины распространения образовательных экскурсий, как нового метода работы с учащимися. 2. Понятие образовательные экскурсии, общие характеристики. 3. Роль туристских объединений в развитии экскурсионного дела (конец XIX – нач. XX в.)

1. В современной школе, связь учебного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей образовательновоспитательной системы. Во внеурочной деятельности происходит углубление и расширение знаний, полученных на уроках. В настоящее время, педагоги активно используют в своём образовательном арсенале ученические экскурсии, музейные занятия, которые являются важнейшим условием формирования патриотизма и гражданского самосознания у молодого поколения, способствуют изучению, пониманию и сохранению в памяти прошлого своей Родины.1 Но давайте разберёмся, насколько это явление ново для нашего государства.

2. Сам термин «образовательные» или «ученические» экскурсии возник на рубеже XIX – XX вв. и был синонимом понятий «экскурсия», «учебная поездка», иногда, «экспедиция». Но наиболее полным и всеобъемлющим, на наш взгляд, является определение, данное профессором, Санкт – Петербургского университета, историком И.М. Гревсом: «общеобразовательное путешествие, предпринимаемое для изучения определенной темы на конкретных объектах, расположенных в их естественном природном и историко-культурном окружении».2 В подтверждение этому определению, стоит отметить особо значимые функции образовательных экскурсий: образовательная – играла важную роль в получении объективных знаний по различным отраслям науки, будь то природа, экономический процесс или социальное явление. Особую ценность она представляла при изучении истории. Воспитательная функция 1 Тарасова, Н. В. Образовательный потенциал ученических экскурсий во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. / Н.В. Тарасова //Вестник ПСТГУ. – Курск, 2014. – Вып.1 (32) – С.45 2 Киселева, А. С. Экскурсионное дело в Нижнем Новгороде в начале ХХ века (по материалам профильной периодики 1900 – 1917 гг.) / А.С. Киселева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И Лобачевского. – Нижний Новгород, 2011. - № 6 (1). – С. 255 воздействовала на проявление самостоятельности, индивидуального творческого подхода, патриотизма, основанного на истинном знании прошлого. Попутно экскурсии выполняли организующую роль, объединяя людей, заполняя их досуг, давая возможность удовлетворять их творческие интересы.

3 Первые попытки осмысления образовательных экскурсий как научной и учебной деятельности в России относятся ещё к ХVIII веку. Начало академической традиции в изучении было заложено М.В. Ломоносовым, Н.И. Новиковым, В.Н. Татищевым и др.

Значительным исследованием проблемы школьных образовательных экскурсий стала работа русского педагога Н. Х. Весселя «Местный элемент в обучении» (1862 г.)4 . Идеи К. Д. Ушинского о создании учебников краеведческого характера поддерживал Л. Н. Толстой5 .

Образовательные экскурсии в XIX веке освещались на страницах периодических изданий: «Русский экскурсант»6 , «Ученические экскурсии», «Русская школа»7 , «Экскурсионный вестник»8 и др. В этих журналах публиковались отчеты экскурсантов, описания новых экскурсионных маршрутов и карт, различные указы министерств, обзоры тематической литературы и т.д.

К началу ХХ века русскими педагогами и методистами были разработаны общие вопросы школьного краеведения – о роли родиноведения в обучении и воспитании, о содержании и некоторых формах краеведческой работы, о местном материале в книгах для чтения и школьных литературных курсах.9 К этому времени относятся работы И.К. Гревса «К теории и 3 Писцов, К. М. Экскурсии как компонент культурно-просветительной политики в первое десятилетие Советского государства: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 2001. – С. 2 4 Прокофьева, А. Г. Краеведение в школьном научном образовании. – Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №5(13), 2012 – Эл. ресурс. - www.sisp.nkras.ru 5 Там же. 6 Курсы по естествоведению и географии для учителей приходских школ г. Самары // Русский экскурсант. – 1916. - № 6. 7 Поездка учителей и учительниц Курской губернии в Москву // Русская школа. – 1902. - № 3. 8 Гинтовт, С. От редакции // Экскурсионный вестник. – 1914. - № 1. 9 Прокофьева, А. Г. Краеведение в школьном научном образовании. – Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №5(13), 2012 – Эл. ресурс. - www.sisp.nkras.ru практике «экскурсий», как орудия научного изучения истории в университетах»10, А. Свободова11, Н. Бурцева12 и др.

Динамичному развитию образовательных экскурсий учащих (учителей) и учащихся способствовало активное развитие инфраструктуры Российской империи во второй половине XIX в.: строительство ряда железнодорожных веток, пароходство. И здесь не лишним будет упомянуть, введенный 9 марта 1902 г. специальный тариф № 6900 на проезд учащихся13, отправляющихся в образовательные экскурсии. Суть этого тарифа в следующем: на всех российских железных дорогах для групп учеников-экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 г.

Значительную роль в деле развития образовательных экскурсий сыграл циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за № 20.18514, который отменял летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовал руководителям учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки, экскурсии и путешествия.

3. Особую роль в развитии экскурсионного дела в Российской Империи сыграли добровольные туристские объединения - Крымско-Кавказский горный клуб (ККГК) и Российское общество туристов (РОТ)15 .

Крымско-Кавказский горный клуб основан в 1890 г. в Одессе как Крымский горный клуб. Главная цель, согласно уставу клуба, определялась как: «Научное исследование Таврических гор и распространение собираемых 10 Киселева, А. С. Экскурсионное дело в Нижнем Новгороде в начале ХХ века (по материалам профильной периодики 1900 – 1917 гг.) / А.С. Киселева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И Лобачевского. – Нижний Новгород, 2011. - № 6 (1). – С. 261 11 Свободов, А. Экскурсионный тариф // Русский экскурсант. – 1915. - № 8. 12 Бурцев, Н. Роль городских самоуправлений в деле приема экскурсантов // Русский экскурсант. – 1914. - № 3 – 4. 13 Арцыбашев, Д.В., Арцыбашева, Т.Н. Становление и развитие экскурсионного метода обучения в отечественных учебных заведениях конца XIX – начала ХХ вв. // Курский государственный университет. – 2018 14 Там же. 15 Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. С. 22 о них сведений» и «Поощрение к посещению и исследованию этих гор и облегчение пребывания в них естествоиспытателям и художникам, отправляющимся в горы с научной или артистической целью»16 .

Крымский горный клуб представлял собой общественную организацию, существовавшую за счёт взносов своих членов, различных пожертвований, средств, получаемых от общих экскурсий, изданий трудов клуба и др.

В деле образовательных экскурсий особое внимание стоит уделить экскурсионным комиссиям: Центральная экскурсионная комиссия, Ярославская экскурсионная комиссия и др. При этих комиссиях формировались специальные экскурсионные музеи, библиотеки, которые принимали в свои фонды: «…Всё, что может войти в эти учреждения, как-то: фотографические и иные изображения местности, памятников и деятелей, планы, карты, картограммы, книги, археологические предметы и пр.»17

Деятельность Крымско-Кавказского горного клуба заложила прочное основание экскурсионного дела в стране. По праву, Ялтинское отделение клуба считается первым отечественным экскурсионным учреждением – прототипом будущих бюро путешествий и экскурсий, получивших широкое распространение в Советском Союзе в 70 -80-е гг. XX в18 .

Весомый вклад в развитие поездок за рубеж российских граждан внесла экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний. Созданная в 1908 г., она за пять лет до начала первой мировой войны помогла побывать в зарубежных странах 7217 любителям путешествий, в том числе 4500 учителям из различных городов российской империи.

Также стоит отметить работу земств, которые выделяли денежные средства на поездки учащихся. В 1910-е гг. появились сведения об экскурсиях, предназначавшихся для сельских жителей. Например, воронежское земство ежегодно организовывало, как писали, «для наиболее 16 Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. С. 25 17 Спутник экскурсанта. – Москва. – 1912. - № 3 18 Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. С. 22 – 23 развитых крестьян», экскурсии в Киевскую, Полтавскую, Харьковскую, Орловскую, Волынскую губернии, чтобы познакомить их с образцовыми сельскими хозяйствами, опытными полями, садоводством и т.п19. В 1914 г. крестьяне Воронежской губернии выезжали за границу в Моравию (Чехия), где посетили 6 селений и осмотрели 23 хозяйства, а также побывали в сельскохозяйственной школе. Эти экскурсии оказались весьма полезными для крестьян, участвовавших в них. Во многих хозяйствах в результате такого своеобразного обмена опытом появились спустя некоторое время различные нововведения.

С 1910 по 1915 г. число экскурсионных обществ резко возросло. К концу 1915 г. в России, по самым приблизительным оценкам, устройством образовательных экскурсий занималось более 100 организаций; в том числе, Ярославское Естественно-Историческое общество, Костромское научное общество по изучению местного края, Кукарское образовательное общество и др.20

Превращение образовательных экскурсий из эпизодического в общественное явление было обусловлено многими обстоятельствами, как внутренними, так и внешними: политической и социально-экономической ситуацией в стране (реформы Александра II21, развитием железнодорожного и пароходного транспорта22), психологическим состоянием интеллигенции и учительства23, сменой ориентиров на практическое применение, полученных учениками знаний. Изучение данной темы имеет огромное значение. Обращение к опыту экскурсионной практики может оказать значительную помощь во внедрении прогрессивных методов преподавания в ходе школьной реформы, особенно для преодоления безальтернативности программ по истории, придания им большей конкретности и приближения к 19 Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. С. 45-47 20 Русский экскурсант. - 1914. - Ярославль. - № 5-6. - С. 12-13 21 Реформы образования Александра II. – Эл. ресурс. - http://biofile.ru/his/13263.html 22 Голоцван, К. В. Становление массового туризма в России в конце XIX – начале ХХ века (Крым, Кавказ, Волга). - Автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 2009. – С. 3 – 4 23 Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР / Г.П. Долженко // Издательство Ростовского университета, 1988. – С. 35 разнообразным источникам информации, а также в воспитании подрастающего поколения.

Комментарии
Комментариев пока нет.