Статья «Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования как ресурс развития образовательных возможностей ребёнка»

1
0
Материал опубликован 14 June 2019

Развитие профессиональной компетентности педагога

дополнительного образования.

Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2020 года для решения стратегической задачи «Обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей» предусматривает повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, модернизацию федеральной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров дополнительного образования детей.

Педагог, являясь субъектом педагогической деятельности, управляет учебно-воспитательным процессом, обеспечивает его образовательный и развивающий характер. Необходимо учитывать тот факт, что работа с ребенком строится в первую очередь на личном примере педагога, она должна быть эмоционально насыщенна. Прежде чем развивать ключевые компетентности у ребенка, необходима работа с педагогическим сообществом, так как именно педагог передает содержание образования и организует учебно-воспитательный процесс.

Под развитием профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования понимается система процессов, направленных на овладение ими необходимыми компетенциями для выполнения профессиональных функций в системе дополнительного образования детей.

В настоящее время понятие «компетентность» выступает в качестве центрального, так как, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие личности, во-вторых, ключевая компетентность обладает интегративной природой, потому что вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма преподавателя, т.е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих группах;
  • исследовательская деятельность;
  • освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщение собственного педагогического опыта;
  • использование ИКТ.

Основные функции системы повышения профессиональных компетенций:

изучение социального заказа и создание банка образовательных потребностей;

формирование групп для организации курсов повышения квалификации;

проведение комплексных, тематических, целевых, проблемных (72 часа) курсов повышения квалификации в очной, очно-заочной, накопительной, дистанционной и др. формах;

осуществление профессиональной переподготовки работников образования с привлечением специалистов по профилям деятельности;

организация и проведение мастер-классов, семинаров, тренингов, практикумов, творческих мастерских;

изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта;

организация и проведение «Школы молодого педагога», «Школы аниматоров»;

участие в организации и проведении профессиональных конкурсов;

проведение исследований по проблемам общего и дополнительного образования;

проведение научно-практических конференций;

научно-методическое сопровождение инновационных процессов;

издательская деятельность;

участие в проектах разного уровня (ликвидация интернет безграмотности);

участие в независимой оценке качества образовательного процесса;

мониторинг качества образовательного процесса, осуществляемого ДДиЮ.

В МАУ ДО - ДДиЮ планомерно осуществляется работа по повышению уровня квалификации педагогических кадров, курсовая переподготовка проводится в соответствии с планом-графиком. План-график формируется с учетом необходимости прохождения курсовой переподготовки, с учетом запросов педагогических работников. Анализ курсовой подготовки педагогических работников МАУ ДО - ДДиЮ за 2017 - 2018 год показал положительную динамику.

МАУ ДО – ДДиЮ для профессионально-педагогического сотрудничества созданы необходимые условия. В результате использования возможности каждого педагога в направлении педагогического сотрудничества его профессиональная деятельность становится интегрированной и систематизированной, в педагогическом арсенале выявляются разные грани, параметры и формы взаимодействия. Опытные, внимательные, творческие педагоги продолжают открывать для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию. Успех деятельности в решающей мере зависит от сплоченности педагогического коллектива, от умения педагогов повести детей за собой. Это умение во многом зависит от того какими лидерскими качествами обладает каждый педагог.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации