Статья «Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования как ресурс развития образовательных возможностей ребёнка»
Развитие профессиональной компетентности педагога
дополнительного образования.
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2020 года для решения стратегической задачи «Обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей» предусматривает повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, модернизацию федеральной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров дополнительного образования детей.
Педагог, являясь субъектом педагогической деятельности, управляет учебно-воспитательным процессом, обеспечивает его образовательный и развивающий характер. Необходимо учитывать тот факт, что работа с ребенком строится в первую очередь на личном примере педагога, она должна быть эмоционально насыщенна. Прежде чем развивать ключевые компетентности у ребенка, необходима работа с педагогическим сообществом, так как именно педагог передает содержание образования и организует учебно-воспитательный процесс.
Под развитием профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования понимается система процессов, направленных на овладение ими необходимыми компетенциями для выполнения профессиональных функций в системе дополнительного образования детей.
В настоящее время понятие «компетентность» выступает в качестве центрального, так как, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие личности, во-вторых, ключевая компетентность обладает интегративной природой, потому что вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма преподавателя, т.е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в м етодических объединениях, творческих группах;
- исследовательская деятельность;
- освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- обобщение собственного педагогического опыта;
- использование ИКТ.
Основные функции системы повышения профессиональных компетенций:
изучение социального заказа и создание банк
а образовательных потребностей;формирование групп для организации курсов повышения квалификации;
проведение комплексных, тематических, целевых, проблемных (72 часа) курсов повышения квалификации в очной, очно-заочной, накопительной, дистанционной и др. формах;
осуществление профессиональной переподготовки работников образования с привлечением специалистов по профилям деятельности;
организация и проведение мастер-классов, семинаров, тренингов, практикумов, творческих мастерских;
изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта;
организация и проведение «Школы молодого педагога», «Школы аниматоров»;
участие в организации и проведении профессиональных конкурсов;
проведение исследований по проблемам общего и дополнительного образования;
проведение научно-практических конференций;
научно-методическое сопровождение инновационных процессов;
издательская деятельность;
участие в проектах разного уровня (ликвидация интернет безграмотности);
участие в независимой оценке качества образовательного процесса;
мониторинг качества образовательного процесса, осуществля
емого ДДиЮ.В МАУ ДО - ДДиЮ планомерно осуществляется работа по повышению уровня квалификации педагогических кадров, курсовая переподготовка проводится в соответствии с планом-графиком. План-график формируется с учетом необходимости прохождения курсовой переподготовки, с учетом запросов педагогических работников. Анализ курсовой подготовки педагогических работников МАУ ДО - ДДиЮ за 2017 - 2018 год показал положительную динамику.
МАУ ДО – ДДиЮ для профессионально-педагогического сотрудничества созданы необходимые условия. В результате использования возможности каждого педагога в направлении педагогического сотрудничества его профессиональная деятельность становится интегрированной и систематизированной, в педагогическом арсенале выявляются разные грани, параметры и формы взаимодействия. Опытные, внимательные, творческие педагоги продолжают открывать для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию. Успех деятельности в решающей мере зависит от сплоченности педагогического коллектива, от умения педагогов повести детей за собой. Это умение во многом зависит от того какими лидерскими качествами обладает каждый педагог.