Статья «Социальное проектирование системы дополнительного образования в условиях новой образовательной стратегии»
Выступление на районной августовской педагогической конференции работников образования Боковского района
Сценарий выступления:
«Социальное проектирование системы дополнительного образования в условиях новой образовательной стратегии»
Докладчик:
Лиховидова Ирина Александровна- педагог дополнительного образования МБОУДО Дома детского творчества
Ст. Боковская
2017г.
Процессы, происходящие в воспитательной системе нашего учреждения, можно сегодня обозначить как становление воспитательной системы социальной ориентации. Это опыт гражданского поведения, основ демократической культуры, осознанного выбора профессий, получение квалифицированной помощи в различных аспектах социальной жизни, обеспечение духовного и физического роста, что само по себе жизненно важно для социальной адаптации детей и молодежи в современных условиях жизни.
В основе реализации концепции воспитательной работы - проектно-целевой подход. Наши образовательные программы и проекты - это площадки для создания новых педагогических идей, поддержки, координации детских инициатив, обобщения нового опыта социализации подростков.
Проектная деятельность служит механизмом профессионального самоопределения детей, помогает их полноценной адаптации к условиям профессионального функционирования в дальнейшей деятельности.
С целью создания условий для творческой самореализации личности ребенка был разработан и успешно реализуется проект экологический направленности «Мы обустраиваем мир», который направлен на формирование экологического сознания и развития личности ребенка, воспитание личной ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природы, осознание экологической опасности, угрожающей здоровью людей. В рамках данного проекта были проведены: экологические акции «Очистим планету от мусора», «Дом, в котором Я живу», соревнования на местности «Школа выживания», туристические старты «Мир заповедной природы».
Пройдя «школу» экологических акций, обучающиеся чувствуют гармонию природы и поступают в соответствии с ее законами. Дети учатся решать экологические проблемы глобального масштаба путем решения локальных проблем, привлекать к решению проблем единомышленников, а значит - учатся жить в согласии с природой и социумом.
Проблема отчужденности поколений решается с помощью воспитания духовности и милосердия через социальный проект «Наследие». Общение со старшим поколением может помочь раскрыть красоту моральных ценностей. Познание истории страны через познание истории своего народа, познание своих корней.
Актуальность данного проекта вызвана недостатком в общении с представителями старшего поколения, необходимостью в духовно- нравственном и патриотическом воспитании, развитии активной гражданской позиции, ответственности, чувства долга, гордости за принадлежность к великой истории и культуры своей страны.
Цель данного проекта: создание условий для совместной деятельности двух поколений.
Диалог поколений возможен, если сближаются ценностные ориентации пожилых людей и молодого поколения.
В рамках проекта дети участвовали в акциях: «Ветеранам нашу заботу», «Память поколений», «Подарок ветерану». Традиционными мероприятиями стали проведение районного этапа областной краеведческой конференции «Все помнит наша древняя Земля», «Пока жива память» - автопробег по местам боевой славы Боковского района, концерты, праздничные программы для ветеранов войны и труда, пожилых людей социального приюта.
В течение нескольких лет в учреждении реализуется социальный проект «Здоровье», который направлен на развитие адаптивных способностей обучающихся, психологическое здоровье, готовность строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. Проект обеспечивает психологическую безопасность образовательной среды. Кризисные ситуации, возникающие в жизни ребенка, требуют специальной подготовки. Владение навыками психологической самозащиты приобретает большое значение не только с точки зрения предупреждения психологических травм, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям. В рамках проекта решаются задачи формирования здорового образа жизни и активной жизненной позиции, насыщения образовательного пространства за счет организации разнообразных форм досуга и отдыха детей и подростков.
Целенаправленно ведется работа по реализации проекта «Шаг навстречу», цель которого подготовка к жизни детей и подростков "группы риска", а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В учреждении создаются благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, четкое осознание собственной значимости в обществе - это далеко неполный перечень тех значимых навыков, благодаря которым ребенок сможет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки.
На развитие детских общественных объединений и социально-значимых инициатив направлен проект «Школа социальной зрелости», который совместно с Общественным движением детей и молодежи Боковского района «Союз беспокойных сердец» осуществляет свою деятельность на базе нашего учреждения. Включаясь в работу Общественного движения детей и молодежи Боковского района, подростки оказываются в пространстве разновозрастного общения, проявляют свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества. В силу того, что все дети являются учащимися общеобразовательных учреждений, именно эти учреждения мы рассматриваем как основное
пространство развития детских общественных организаций и социально-значимых инициатив в Боковском районе.
Развитие созидательной инициативы обучающихся и вовлечение их в решение значимых для них проблем осуществляется через конференции-слеты, сборы «Лидер», заседания Детской палаты.
Положительными результатами является взаимодействие и тесное сотрудничество с образовательными учреждениями района. Интеграция общего и дополнительного образования в единое образовательное пространство, преемственность в деятельности позволяет использовать потенциал образования для творческого развития личности ребенка, где каждое учреждение сохраняет свою специфику работы.
Таким образом, в нашем учреждении созданы все условия для формирования образовательной среды, направленной на социализацию обучающихся и реализацию их жизненного и профессионального самоопределения.