Образовательные фотографии на тему «Гриб мукор или белая плесень»
Пояснительная записка
Образовательные фотографии на тему | «Гриб мукор или белая плесень» |
Автор | Панченко Марина Александровна |
Предмет | биология |
Класс/возраст | рекомендовано к использованию обучающимися 7-8 классов общеобразовательных учреждений; обучающимся старшей школы для подготовки к ЕГЭ |
Тип занятия | фотографии могут быть использованы на уроках: изучения нового материала, комплексного применения знаний, закрепления знаний, а также на уроке обобщения и систематизации знаний. При подготовке к ЕГЭ по биологии. |
Цель | формирование у учащихся представление о строении гриба мукора |
Задачи | Образовательные: изучить особенности строения мукора, рассмотреть мицелий и спорангий гриба |
Развивающие: развить умение исследовать, сравнивать, обобщать, сформировать навыки работы с биологическими терминами. | |
Воспитательные: воспитать информационную культуру и коммуникативную компетентность. | |
Планируемые образовательные результаты: | Предметные: знать строения плесневого гриба мукора определять понятия: «гифы», «мицелий», «споры». |
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | |
3. Метапредметные: (познавательные УУД) –умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления (коммуникативные УУД) -умение оформлять свои мысли в устной форме; работать в группе, выполнять разные роли; (личностные УУД) – формирование познавательной самостоятельности и мотивации на изучение объектов природы (регулятивные УУД) - развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Источником получения знаний вместе с книгой, общением с природой, экспериментированием является и фотография.
Фотография обеспечивает наглядность, помогает восприятию и лучшему усвоению материала. Учитывая наглядно-образное мышление ребёнка, при рассматривании фотографий задействуются три вида памяти: моторная, зрительная, слуховая.
Я хочу предложить вашему вниманию серию образовательных фотографий на тему «Гриб мукор или белая плесень». На фотографиях я сделала надписи для лучшего понимания строения гриба. Статичное изображение воспринимается легче, чем динамичное: просмотр каждого фото не ограничен по времени, что даёт ребёнку возможность, не торопясь, детально рассмотреть изображение, и это, в свою очередь, усиливает активность при анализе увиденного.
Рассматривали плесень под световым микроскопом «Микромед С 11» и цифровым микроскопом «Микмед LCD». Съемка велась с обычного смартфона. Кто хоть раз пробовал сделать через объектив микроскопа фотографии без спецприспособлений, тот поймет, на сколько это кропотливая работа.
Начало появления плесневого гриба на хлебе. Гриб мукор также называют белой плесенью. Му́кор (лат. Mucor) из рода низших плесневых грибов класса зигомицетов, который включает около 80 видов.
Его мицелий представляет собой переплетение гиф беловатого цвета и выглядит как пушистый белый налет.
Колонии мукора, как правило, бежевого или серого цвета, быстро растут и могут достигать в высоту до нескольких сантиметров. Старые колонии более тёмные из-за образования многочисленных спорангиев со спорами.
Под микроскопом колония мукора выглядит довольно интересно. Мы увидим, что паутинки состоят из множества бесцветных волокон, которые заканчиваются крошечными черными шариками, содержащими споры (спорангии). Поэтому второе название мукора – головчатая плесень.
Грибница-гигант. Споры мукора, попав в благоприятные условия, быстро прорастают и образуют сильно разветвленный белый мицелий с многоядерной общей цитоплазмой, не разделенной на клетки. Увеличение (80крат).
Тончайшие нити грибницы (толщиной меньше 1 мм), словно некие щупальца, обволакивают поверхность. Это гифы и споры гриба при большем увеличении микроскопа (200 крат).
На этой фотографии видим переплетение грибницы. Бесцветные гифы могут быть тонкие и толстые.
А здесь заметно появление первых молодых грибочков.
Зрелый гриб имеет черный цвет. Хорошо видны вертикальные гифы - спорангиеносцы и спорангии со спорами.
Увеличение мукора (200 крат)
Размножается мукор спорами. Получилось запечатлеть как споры вылетают из разорванных спорангиев. Если споры попадают в благоприятные условия, они прорастают и образуют новую грибницу
Колония мукора. Заметны многочисленные переплетения гифов и зрелых спорангиев.
Созревшие спорангии дают миллиарды новых спор, и вскоре процесс уже можно сравнить со снежной лавиной.
Елена Владимировна
Панченко Марина Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Панченко Марина Александровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Панченко Марина Александровна
Елена Владимировна
Панченко Марина Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Панченко Марина Александровна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Панченко Марина Александровна