Образовательные головоломки для школьников по русскому языку в 6 классе
Образовательные головоломки для школьников по русскому языку
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Школа № 1158» г.Москва
Зуева Юлия Михайловна
«Найди лишние буквы» (наречие)
с | д | е | л | а | т | ь | д | е | л | о | н | в | с | е | м | в | м | е | с | т | е | | | | |
а | с | т | а | р | а | т | ь | с | я | с | д | е | л | а | т | ь | в | о | в | р | е | м | я | | |
ч | и | т | а | т | ь | р | к | н | и | г | у | в | с | л | у | х | | | | | | | | | |
н | а | с | и | л | у | е | н | е | н | а | д | е | й | с | я | | | | | | | | | | |
д | е | н | ь | н | е | л | ь | з | я | ч | п | е | р | е | ж | и | т | ь | с | н | а | ч | а | л | а |
и | р | е | з | у | л | ь | т | а | т | н | а | л | и | ц | о | | | | | | | | | | |
н | а | з | л | о | н | е | л | ь | з | я | о | т | в | е | ч | а | т | ь | з | л | о | м | е | | |
Расшифруйте запись, переставив буквы в квадратах в соответствии с числами соседних квадратов. (Особенности наречий)
о | е | о | н | ч | н | | | 1 | 5 | 8 | 7 | 16 | 12 |
н | с | с | б | р | а | | | 6 | 2 | 9 | 4 | 14 | 13 |
т | и | о | й | е | и | | | 10 | 11 | 3 | 18 | 15 | 17 |
Сосчитай и запиши в конце каждой строки количество слов, обозначающих название учебных дисциплин.
1 | геомузыкадмастисторияобжсвднеучжхимавлнблитпбсжупзщмобярыжнотмдуыхмьержыфэь | 3 |
2 | чсмвалалтмалгебратикачыдэтикаюмтчлшйьидцхчтениедвенштьсвргеометрияыждрьтбзхы | 3 |
3 | трувадгеометриядолитажкслысириторикабчлыппзкбиологиятмючдапрцкшнхобобжчбвадгне | 4 |
4 | геотдвимбгеометрияюмлпдкхтхимиябсювалгебраисториявпромузыкаплртэтикасмортбобжю | 7 |
Отгадай звук по паспорту [?] – согласный глухой непарный, твердый непарный [Ц]
Запишите начальные буквы сказуемого
1. По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.
2. Ты актриса и своей улыбкой можешь очаровать любого человека.
3. Наша учительница очень терпеливая.
4. Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.
Замените в глаголах звонкие звуки парными глухими так, чтобы слово изменило свое значение:
Тужил, зиял, обрызгал. (тушил, сиял, опрыскал)
Ребусы
Поднос, водоворот, тритон
Добавь одну букву
| Т | О | Л | | |
| Р | О | М | | |
| К | У | С | | |
| Г | О | Л | | |
| Р | А | Б | | |
| П | А | Р | А | |
Переставь буквы
ГОСТ | |
БРИГ | |
КРАБ | |
ТРОС | |
ЛИГА | |
ЛИСА | |
РОГА | |
Дешифровщик
16,18,22,16,4,18,1,14,14,1 (орфограмма)
161822164181221033 (орфография)
Запишите букву/звук ответа
часть речи, обозначающая предмет;
падеж, отвечающий на вопрос КТО?;
неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы КАК? ГДЕ? КОГДА?;
название падежа, который отвечает на вопрос КЕМ?;
слова, противоположные по значению;
часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;
морфема, стоящая между корнем и окончанием;
самый распространенный союз;
звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ.
(синтаксис)
Лингвистические задачи (Правописание личных окончаний глаголов)
При | + | держ | = | …м |
По | + | стел | = | …шь |
За | + | колыш | = | …тся |
У | + | слыш | = | …т |
На | + | сыпл | = | …т |
По | + | се | = | …м |
Об | + | молот | = | …шь |
Рас | + | та | = | …т |
Под | + | кле | = | …шь |
По | + | смотр | = | …м |
В каждой группе слов найдите ошибки в образовании степени сравнения прилагательного, запишите в правильной форме.
а) Меньше, тоньше, горше, красивше, младше, ближе, строже, длиньше;
б) прямее, гибче, кротче, получше, звончее, поплоше, краше, послабже;
в) более строгий, более лучше, самый высокий, самый красивейший.
Лингвистические задачи (Правописание падежных окончаний существительных)
На | | | = | |
К | + | лошад | = | |
У | | | = | |
О | + | сара | = | |
Об | + | ине | = | |
В | + | лагер | = | |
О | | | | |
Возле | + | дач | | |
По | | | | |
15. Найди лишнее
- Аквариум, парашют, бассейн, грибки
- Долина, далеко, расчищать, трамвай
- Искусство, происхождение, искусный, ладья
- Затмевает, туманный, объявляет, стеречь
- Вверх, далекий, местный, опасный
- Над, но, из-за, из-под
Определи орфограмму по номеру и реши математическое выражение
Чу..ствовать, брош..ра / су..отник + об..ем, праз..ник + окрес..ность – к..лендарик, заяч..и + д..лина, расчищ..ть/оши..ка)/параш..т
1-безударные гласные, проверяемые ударением
2-безударные гласные, не проверяемые ударением
3-непроверяемые согласные
4-парные согласные
5-непроизносимые согласные
6-гласные после шипящих
7-разделительный Ь
8-разделительный Ъ
36:3+85:5-27:9+16:4):6=5
Лингвистическая шарада
1-й слог — корень слова, имеющего значение «стреловидный лист лука»; 2-й слог — общепринятое графическое сокращение единицы измерения площади земли; 3-й — ударный слог в слове документ (слово не произносится, а выносится на доску для закрепления орфоэпической нормы). (Пергамент.)
Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка. (Подсказка.)
Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный, суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок. (Переводчик.)
Лингвистический зоопарк
-- Голоден, как …(волк)
-- Труслив, как ...(заяц)
-- Здоров, как …(бык)
-- На ухо наступил… (медведь)
-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота
-- Грязный, как … (свинья)
-- Колючий, как … (еж)
19. Галерея фразеологизмов
21. Найди лишнее слово
Колоть, колотушка, приколотить, сколотить
Исправительный, исправить, исправление, поправиться
Домик, домосед, доменщик, надомник
22. Восстанови разносклоняемые существительные
В стародавнее древнее_________
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое__________
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове __________,
Как написать свою фамилию и __________,
Зачем на лошадь надевать седло и__________ -
Необразованное было это____________ .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их ___________ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,
Что кислород всегда поддерживает __________
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое __________,
С утра до вечера они чесали ______________
23. Ребусы «Грамматические признаки существительных»
Максакова Наталья Михайловна