Образовательный проект «Совершенствование системы подготовки выпускников школы к ЕГЭ по математике в условиях непрерывного обновления содержания КИМ. Решение заданий повышенной трудности»
Образовательный проект.
Педагогическая мастерская. «Совершенствование системы подготовки выпускников школы к ЕГЭ по математике в условиях непрерывного обновления содержания КИМ.
Решение заданий повышенной трудности»
Автор: Васильева Вадия Фаритовна
руководитель РМО учителей математики,
учитель математики ОСОШ №2
п. Октябрьский
Оглавление.
Актуальность проекта. 3
Сущность проекта. 4
Организация работы педагогической мастерской. 5
Заключение. 6
Список информационных источников 7
Учителю, который готовит школьников к экзамену, необходимо знание о формате и структуре ЕГЭ, особенностях процедуры его проведения. ЕГЭ помогает решать такую важную задачу, стоящую перед педагогом, как освоение технологий обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать достойный уровень знаний.
Содержание экзаменационных материалов для выпускников не должно быть неожиданным. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. Подготовка к экзамену – это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, хорошо известные каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и приемов самопроверки.
Трудность в сдаче ЕГЭ для многих старшеклассников, да и учителей, связана, прежде всего, с непониманием того, как к нему готовиться. И здесь во многих случаях подготовка сводится к разбору решений экзаменационных заданий прошлых лет. Эффективность такой подготовки достаточно сомнительна. Между тем уже в самой структуре ЕГЭ содержится указание на то, как можно выстроить подготовку. Существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько крупных тематических блоков, выстроив повторение либо по содержательным (вычисления, буквенные выражения, уравнения, неравенства, элементы математического анализа и т.д.), либо по функциональным линиям. Такой подход будет способствовать формированию более прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника на экзамене.
Для устранения недостатков в подготовке учеников к ЕГЭ по математике, необходимо совершенствовать процесс преподавания. Активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения, использовать практические разработки по индивидуализации обучения (создание индивидуальных модулей обучения), учитывать рекомендации психологов, а педагогам пропагандировать положительный опыт в этой деятельности.
Сущность проекта.В настоящее время в связи с развитием и постоянным совершенствованием содержательной части единого государственного экзамена по математике возрастает роль профессиональных объединений и сообществ педагогов в решении проблемы повышения качества подготовки выпускников школы к государственной итоговой аттестации. Живое профессиональное общение помогает каждому педагогу свободно и продуктивно ориентироваться в современном информационном мире, а также укреплять и обновлять собственную базовую математическую подготовку. Взаимообогащение в системе межличностного общения профессионально компетентных, грамотных, творческих учителей математики обеспечивает формирование глубоких математических знаний и качественную подготовку к единому государственному экзамену выпускников старшей школы.
С целью совершенствования профессиональной компетентности учителей математики района, начиная с 2014-2015 учебного года, на базе ОСОШ №1 планируется организовать работу педагогической мастерской по подготовке к ЕГЭ по математике.
Проблема, над которой планируется работа:
Прогрессивная подготовка выпускников школы к итоговой аттестации по математике в условиях постоянного изменения содержания ЕГЭ?
Основная цель:
Совершенствование методики преподавания математики в условиях подготовки к единому государственному экзамену.
Задачи
- обеспечить интенсивную подготовку учителей математики по освоению нового содержания ЕГЭ.
- сформировать у педагогов устойчивую мотивацию к решению усложнённых и конкурсных заданий по математике
- создать условия для формирования и развития прочных навыков оформления и решения тестовых заданий в системе «Мастер-класс – педагог - ученик».
Форма обобщения:
Отчёт на заседании РМО, подготовка методических рекомендаций.
Ожидаемый результат:
Работа педагогической мастерской позволит:
Педагогам - расширить кругозор знаний в области освоения и применения тестовых технологий, пополнить теоретический и методический багаж;
Обучающимся – более качественно подготовиться к государственной итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ.
Время проведения: каждая третья суббота месяца
Место проведения: МБОУ ОСОШ №1.
Участники: Педагоги, работающие в 10-11 классах.
Организация работы педагогической мастерской.
На занятиях педагогической мастерской педагоги-математики
- осваивают методические и дидактические основы подготовки учащихся к ЕГЭ.
- приобретают практические навыки решения и оформления заданий ЕГЭ, оценки заданий части с развёрнутыми ответами.
-осуществляют мониторинг готовности учащихся к ЕГЭ.
-решают конкурсные и олимпиадные задания.
-рассматривают актуальные проблемы развития российского математического образования, в том числе ЕГЭ по математике.
Тематическое планирование.
Тематическое планирование предполагает ежемесячные занятия по 2-3 часа с октября по июнь каждого учебного года.
При составлении программы и проведении занятий используются материалы для проведения ЕГЭ, материалы системы СТАТГРАД и популярных сайтов сети ИНТЕРНЕТ, олимпиадных заданий «Профи-край» от ВШЭ, методические материалы журналов «Математика в школе», «Математика для школьников», «Квант», газеты «Математика», сборников и пособий для подготовки к ЕГЭ.
Пример тематического планирования
№ |
Месяц |
Организацион-ный компонент |
Тема |
1 |
Октябрь |
Круглый стол |
Обсуждение результатов, содержания и нововведений ЕГЭ. Знакомство и разбор заданий Демоверсии ЕГЭ. |
2 |
Ноябрь |
Творческая мастерская |
Решение олимпиадных заданий для школьников в том числе и заданий С6, заданий олимпиады учителей математики «Профи-край» |
3 |
Декабрь |
Мастер-класс |
Методы решения стереометрических задач С2 |
4 |
Январь |
Мастер-класс |
Методы решения задач С3 |
5 |
Февраль |
Практикум |
Решение заданий диагностической (тренировочной) работы СтатГрад. Разбор заданий части С диагностических работ. |
6 |
Март |
Мастер-класс |
Методы решения планиметрических задач С4 |
7 |
Апрель |
Обмен опытом |
Методы решения заданий с параметром С5 |
8 |
Май |
Практикум |
Решение заданий досрочного ЕГЭ, диагностических работ, заданий Открытого банка задач. |
9 |
Июнь |
Круглый стол |
Подготовка отчёта о проделанной работе. Составление методических рекомендаций |
Заключение.
Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро. Математика – обязательный для всех выпускников средней школы экзамен, и альтернативы ЕГЭ как формы его проведения сегодня нет. При неоднозначном отношении к ЕГЭ мы вместе с тем понимаем, что такая независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя, прежде всего ориентации на результат, который может быть достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы по приведению знаний обучающихся к требованиям Единого государственного экзамена. ЕГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый ученик. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае «натаскивание» на варианты ЕГЭ возможно, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.
Реализация проекта состоялась успешно. От педагогов района были получены положительные отзывы о работе педагогической мастерской. Атмосфера сотрудничества и обмена опытом привлекла к активной деятельности достаточно широкий круг участников, причём не только педагогов базовых школ района, но и что особенно радует, педагогов сельских школ, которые порой, не имея специального математического образования, работают учителями математики, а значит, должны заниматься подготовкой учащихся к ГИА.
В настоящее время внутри РМО учителей математики в формате педагогической мастерской успешно и плодотворно работают две творческие группы, возглавляемые авторитетными учителями. Теперь деятельность этих групп охватывает не только работу педагогов по подготовке учащихся к ГИА, но и организацию олимпиадного движения, как формы работы с одарёнными детьми.
Список информационных источников.
http://www.edu.lesnoy.ru/?p=346
http://www.ctege.info/ege-2015/planiruemyie-izmeneniya-v-ege-na-2015-god.html.