Система подготовки обучающихся к выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности ЕГЭ по химии
Дорогу осилит идущий, или как подготовиться к ЕГЭ по химии.
Ни для кого не секрет, что химия – один из сложнейших предметов в школьном курсе. Самое печальное – это уменьшение учебной нагрузки до 1 часа в неделю, в результате чего выпускники совершенно не ориентируются в мире химических знаний.
Но и даже дети, которые учатся по углубленной программе (у меня факультативный курс 3 часа в неделю), нередко испытывают непреодолимый страх перед предметом в силу его «бесконечных исключений и формул». Как выучить химию? Миллионы веществ и их свойства, формулы, химические реакции, законы, качественные реакции… Огромное количество фактического материала. Как все это запомнить?
Ответ один – только решая всевозможные задания и упражнения, не забывая про тесты.
Предлагаю один из вариантов изучения темы «Железо»
После изучения (или повторения) теории по теме мы начинаем последовательно выполнять как можно больше заданий. Сначала проговариваем отвечая на вопросы всю теорию (Приложение 1). Затем закрепляем химические свойства, выполняя упражнения по степени сложности.
Затем приступаем к решению заданий части С – С1 (ОВР), С3 (Взаимосвязь различных классов неорганических веществ), С5 (Расчет массовой доли химического соединения в смеси). (Приложения 2, 3).
Часть заданий решаем вместе, затем когда я вижу, что ребята уже хорошо ориентируются в теме, они решают самостоятельно, мне остается только откорректировать их знания и осуществить итоговый контроль по теме. Для составления банка задания я использую собственные наработки, материалы сайта Решу ЕГЭ (https://chem-ege.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat ), Доронькин В. Н.и др. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2017, Медведев Ю. Н. Химия ЕГЭ 2018.
Мы не зубрим химию, а учимся ее понимать. В химии надо увидеть закономерности, оживить её, осмыслить. И тогда многое запоминается само собой.
Приложение 1.
Упражнения по теме «Железо и его соединения»
Ответьте на следующие вопросы:
Опишите физические свойства простого вещества железа.
На каком свойстве железа основано его применение в качестве сердечников электромагнитов?
Сравните технически чистое и химически чистое железо. Сделайте вывод.
Почему алхимики обозначали железо в виде копья и щита?
От чего зависит число электронов, которое атом железа может отдать при химическом взаимодействии?
В каком случае железо проявляет степень окисления + 3? +2?
С какими простыми веществами реагирует железо?
Каковы особенности взаимодействия железа со сложными веществами?
Назовите соединения железа со степенью окисления + 2.
Назовите качественные реакции для распознавания ионов Fe+2 и Fe+3
Какие соли железа имеют наибольшее техническое значение?
Охарактеризуйте биологическую роль железа. Какой ион железа входит в состав одного из самых важных белков организма – гемоглобина?
Осуществите превращения:
Fe4[Fe(CN)6]3 ← FeCl3 ← Fe → FeCl2 → Fe(OH)2 → FeO
↓ ↓ ↓
Fe2O3 ← Fe(OH)3 FeSO4 Fe(OH)3
3. Напишите по два молекулярных уравнения, соответствующих следующим сокращенным ионным уравнениям:
А) Fe2+ + OH – → Fe(OH)2
Б) Fe3+ + F – → FeF3
С какими из перечисленных ниже веществ: кислород, хлор, медь, вода, щелочь, соляная кислота, хлорид цинка, нитрат меди (II) – может взаимодействовать железо? Составьте и запишите уравнения соответствующих химических реакций.
Какой объем оксида серы (IV) выделяется при обжиге железосодержащей руды пирита FeS2 массой 1 т, содержащей 18% примесей?
Какое количество вещества меди и никеля необходимо взять для производства 100 кг мельхиора? Мельхиор – это сплав, содержащий 80 % меди и 20 % никеля.
Железный гвоздь опустили в раствор хлорида меди. Через некоторое время масса гвоздя увеличилась на 4,7 г. Какое количество вещества железа перешло в раствор?
Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
Fe+ H2O+ O2→
Fe+H2O+ O2+ СO2 →
Fe+ H2O →
Fe+ NaOH+ H2O →
Fe+ HCl, H2SO4 →
Р-р Р-р
Fe+ HNO3, H2SO4 (конц)
Fe+ HNO3 (раствор)→
FeO+HNO3 (70%)→
Fe+ H2SO4 (70%) →
FeCl3 +Na2CO3 + H2O→
Fe + NaOH+ O2+ H2O→
Fe + KNO3 + KOH →
Fe + KOH + H2O →
FeO+ NaOH→
FeO+ H2O+ O2→
FeO+ O2 →
Fe2O3 + H2 + H2S →
Fe2O3+ Cl2 + KOH →
Fe3O4+ HCl (раствор)→
Fe3O4+ HNO3 (70%) →
Fe3O4 + O2 →
Fe3O4 + H2→
Fe3O4+ CO→
Fe3O4+ Al→
Fe3O4+ HNO3 (раствор)→
Fe3O4+ HI→
Fe3O4 + H2SO4 (раствор)→
Fe2O3+ NaOH(конц) →
Fe2O3+ Fe →
Fe2O3+ H2S →
Fe2O3+ CO →
Fe(OH)2+ H2O2→
Fe(OH)2+ KNO2 →
K2FeO4 →
K2FeO4 + H2Oгор→
К2FeO4 +NH3 + H2O →
К2FeO4 +Cr(OH)2 →
Fe + KOH + KNO3 →
FeCl3 ↔
FeCl3 + O2→
FeCl3+H2→
FeCl3 + Cu →
FeCl3 + Na2S→
FeCl3 + KI→
FeCl2 + SО2 + Н2О →
Fe(OH)3 + Br2 + NaOH →
FeCl2 + NH4HS →
FeS2+ H2SO4→
FeS2+HNO3→
FeS2 + 02→
FeSO4→
FeSO4 + HNO3→
FeSO4+ H2O + O2 →
FeSO4 + КMnO4 + H2SO4 →
FeSO4 + КMnO4 + КОН →
FeSO4 + HNO3+ H2O2→
FeSO4 + HNO3+ H2SO4 →
FeSO4 + КСlO3 + H2SO4 →
FeSO4 + КСlO3 + КОН →
FeCl3 + HNO3 (конц) →
Fe2(SO4 )3 + К2SO3 + H2O →
Fe(NO3)3 →
Fe2(SO4)3+ KI →
Fe2(SO4)3+BaI2→
K2FeO4 + KOH →
K2FeO4+ Cu(OH)2 →
Na FeO2 + Na2O2 →
Na FeO2+ Br2 + NaOH →
Приложение 2
Задания типа С2
Задания сайта Решу ЕГЭ
1. Задание 32 № 1001
Серу сплавили с железом. Продукт реакции растворили в водном растворе хлороводорода. Выделившийся при этом газ сожгли в избытке кислорода. Продукты горения поглотили водным раствором сульфата железа (III).
2. Задание 32 № 1632
Хлор прореагировал с горячим раствором гидроксида калия. При охлаждении раствора выпали кристаллы бертолетовой соли. Полученные кристаллы внесли в раствор соляной кислоты. Образовавшееся простое вещество прореагировало с металлическим железом. Продукт реакции нагрели с новой навеской железа.
3. Задание 32 № 1633
Железо сожгли в атмосфере хлора. Полученное вещество обработали избытком раствора гидроксида натрия. Образовался бурый осадок, который отфильтровали и прокалили. Остаток после прокаливания растворили в иодоводородной кислоте. Напишите уравнения четырех описанных реакций.
4. Задание 32 № 1638
Осадок, полученный при взаимодействии растворов хлорида железа (III) и нитрата серебра, отфильтровали. Фильтрат обработали раствором едкого кали. Выпавший осадок бурого цвета отделили и прокалили. Полученное вещество при нагревании реагирует с алюминием с выделением тепла и света. Напишите уравнения описанных реакций.
5. Задание 32 № 313
Даны вещества: хлорид железа (III), оксид алюминия, гидроксид калия, пероксид водорода, иодид калия. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между всеми предложенными веществами, не повторяя пары реагентов.
6. Задание 32 № 1622
В результате неполного сгорания угля получили газ, в токе которого нагрели оксид железа (III). Полученное вещество растворили в горячей концентрированной серной кислоте. Образовавшийся раствор соли подвергли электролизу. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
7. Задание 32 № 42
Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций.
8. Задание 32 № 4261
Газ, полученный при растворении сульфида железа (II) в разбавленной серной кислоте, разделили на две части. Одну растворили в воде, а другую пропустили через раствор нитрата свинца. Выпавший осадок отфильтровали и сожгли в кислороде. Образовавшийся при этом газ пропустили через раствор, полученный из первой порции исходного газа, в результате раствор помутнел. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
9. Задание 32 № 4383
В раствор сульфата меди (II) поместили железную пластинку. По окончании реакции пластинку вынули, а к образовавшемуся зеленоватому раствору добавляли по каплям раствор нитрата бария до тех пор, пока не прекратилось образование осадка. Осадок отфильтровали, раствор выпарили, оставшуюся после выпаривания сухую соль прокалили на воздухе. При этом образовался красно-коричневый порошок, который обработали концентрированной иодоводородной кислотой. Напишите уравнения четырёх описанных реакций
10. Задание 32 № 6320
Железную окалину растворили в концентрированной азотной кислоте. К полученному раствору добавили раствор гидроксида натрия. Выделившийся осадок отделили и прокалили. Образовавшийся твёрдый остаток сплавили с железом. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
11. Задание 32 № 6407
Порошок железа нагрели с серой. Полученное твёрдое вещество растворили в соляной кислоте, а к образовавшемуся раствору добавляли нитрат серебра до прекращения выделения осадка. Осадок отфильтровали, а раствор выпарили и прокалили. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
12. Задание 32 № 2666
Хлорат калия нагрели в присутствии катализатора, при этом выделился бесцветный газ. Сжиганием железа в атмосфере этого газа была получена железная окалина. Её растворили в избытке соляной кислоты. К полученному при этом раствору добавили раствор, содержащий дихромат натрия и соляную кислоту. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
13. Задание 32 № 6990
Через раствор сульфата железа (II) пропустили аммиак. Образовавшийся осадок отделили и обработали необходимым количеством концентрированной азотной кислоты, при этом наблюдали растворение осадка и выделение бурого газа. К полученному раствору добавили раствор карбоната калия, а бурый газ пропустили через раствор гидроксида кальция. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
14. Задание 32 № 9932
К раствору сульфата железа (II) прилили раствор щёлочи. Выпавший осадок отделили и добавили в раствор перекиси водорода. К образовавшемуся осадку бурого цвета прилили раствор иодоводородной кислоты. Полученное простое вещество растворили в тёплом растворе гидроксида калия.
15. Железо растворили в концентрированной азотной кислоте при нагревании. Полученную соль выделили и прокалили. Получившийся бурый порошок нагрели в атмосфере газа, выделившегося при растворении гидрида натрия в воде, образовавшееся при этом вещество не притягивается магнитом. Напишите уравнения четырёх описанных реакций. (Медведев Ю. Н. Химия ЕГЭ 2018)
16. Металлическое железо обработали хлором, а полученный продукт растворили в воде и обработали сульфидом аммония. Выпавший черный осадок растворили в концентрированной азотнойкислоте, при этом наблюдали выделение бурого газа, для утилизации которого использовали раствор кальцинированной соды. Напишите уравнения четырёх описанных реакций. (Медведев Ю. Н. Химия ЕГЭ 2018)
17. Оксид железа (III) сплавили с поташем. Полученный продукт внесли в воду. Образовавшийся осадок отделили и растворили в иодоводородной кислоте. Выделившееся простое вещество реагирует с тиосульфатом натрия. Напишите уравнения четырёх описанных реакций. (Доронькин В. Н. Химия подготовка к ЕГЭ 2017)
18. Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора едкого натра. Выпавший осадок отделили и прокалили. Образовавшееся вещество смешали с железным порошком. Напишите уравнения четырёх описанных реакций. (Доронькин В. Н. Химия подготовка к ЕГЭ 2017)
Приложение 3
Расчеты массовой доли химического соединения в смеси в теме «Железо и его соединения»
Задания сайта https://chem-ege.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat Решу ЕГЭ
1. Задание 39 № 6746. Смесь сульфидов железа(II) и цинка, общей массой 22,9 г, прокалили в потоке воздуха до постоянной массы. После окончания реакции полученное вещество частично растворилось в избытке разбавленного раствора гидроксида калия, а масса нерастворившегося остатка составила 12,0 г. Рассчитайте массовые доли (в %) сульфидов в исходной смеси.
2. Задание 34 № 1520
Смесь железных и серебряных опилок обработали избытком разбавленной соляной кислоты, при этом выделилось 4,48 л (н. у.) водорода. Какой объём 20 %-ной серной кислоты плотностью 1,14 г/мл понадобился бы для растворения всего железа, содержащегося в исходной смеси?
3. Задание 34 № 2193
Смесь сульфида железа (II) и сульфида свинца (II) общей массой 20,0 г обработали избытком раствора разбавленной соляной кислоты. Выделился газ, при взаимодействии которого с избытком сернистого газа образовалось 4,8 г серы. Рассчитайте массовые доли (в %) веществ в исходной смеси.
4. Задание 34 № 2236
Смесь сульфида железа (II) и сульфида цинка общей массой 50,0 г сожгли в кислороде. Полученный твёрдый остаток может прореагировать со 160 г 14,0 %-ного раствора гидроксида калия. Рассчитайте массовые доли (в %) веществ в смеси сульфидов.
5. Задание 34 № 3934
Для полного растворения смеси железа и оксида железа (II) потребовалось 80,0 г 7,3-процентной соляной кислоты. Выделившийся газ пропустили через трубку с раскалённым оксидом меди (II), после чего масса трубки уменьшилась на 0,8 г. Рассчитайте состав (в молях) и массу исходной смеси.
6. Задание 34 № 9755
Смесь нитратов меди и железа (III) общей массой 30,9 г прокалили в течение продолжительного времени. Для растворения полученного твёрдого остатка потребовалось 64 г 20 %-й соляной кислоты. Определите массовые доли веществ в смеси нитратов. Запишите уравнения всех реакций и приведите вычисления. (Относительную атомную массу меди примите равной 64.)
7. Задание 34 № 6449
При нагревании порошка железа с серой образовалось твёрдое вещество массой 14,4 г. Его растворили в соляной кислоте, при этом выделилась смесь газов, при пропускании которой через избыток раствора нитрата свинца образовался осадок массой 23,9 г. Рассчитайте исходные массы железа и серы, вступивших в реакцию, и массовые доли веществ в твёрдой смеси.
8. Задание 34 № 6795
Смесь порошков железа и цинка реагирует с 153 мл 10%-ного раствора соляной кислоты (ρ = 1,05 г/мл). На взаимодействие с такой же массой смеси требуется 40 мл 20%-ного раствора гидроксида натрия (ρ = 1,10 г/мл). Определите массовую долю железа в смеси.
9. Определите массовые доли (в процентах) сульфидов железа (II) и цинка в смеси, если при обработке 28,2 г этой смеси избытком раствора серной кислоты выделяется газ, который полностью осаждает медь из 405 г 10%-ного раствора хлорида меди (II). (Доронькин В. Н.и др. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2017).
Ответ: массовая доля FeS =31,21%, массовая доля ZnS= 68,79%
10. Измельченную смесь, образовавшуюся результате прокаливания 2,16 г порошка алюминия с 6,4 г оксида железа (III), внесли в 20%-ный раствор сульфата меди, содержащий 25 г медного купороса (СuSO4 5Н2О). Определеите массовую долю сульфата меди (II) в полученном растворе. (Медведев Ю. Н. Химия ЕГЭ 2018.)
Ответ: 3,8 %
11. Смесь алюминиевых и железных опилок обработали избытком разбавленной соляной кислоты, при этом выделилось 8,96 л (н. у.) водорода. Если такую же массу смеси обработать избытком раствора гидроксида натрия, то выделится 6,72 л (н. у.) водорода. Рассчитайте массовую долю железа в исходной смеси. (Медведев Ю. Н. Химия ЕГЭ 2018.)
Ответ: 50,9 %