12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Поткур Марина Викторовна19

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ - КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Учитель географии Поткур Марина Викторовна


Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе. Экологический лагерь - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования и т.д.

В июне месяце 2019 года на базе школы-интерната впервые был организован и проведен эколого — эстетический лагерь“Живая природа” . Продолжительность смены — 1 неделя; количество детей 25; возраст — 6-8 класс. Наш лагерь – маленький, семейный – не больше 30 человек вместе с детьми и преподавателями. Отряды по 6-8 человек, в каждом отряде – 1 тьютор (студент экологического факультета ВУЗА и 1 стажер – старшеклассник.

Цель создания: развитие экологического сознания и понимания природы, творческих способностей детей.

Основные принципы работы - « полевое» экологическое образование, т.е. ознакомление с природой и ее изучение в природной обстановке: а экскурсиях, в походах, экспедициях.

В связи с особенностями подхода к обучению детей, весь учебный процесс сосредоточен на максимальной близости к природе.

В числе основных образовательных тематик центра такие разделы естественных наук как :

Предмет БОТАНИКА И ГЕОБОТАНИКА включает:

1. изучение морфологии и определение растений, флористические описания;

2. геоботанические описания растительных сообществ (лесных, луговых; болотных)

3. составление геоботанических карт.

Предмет ЗООЛОГИЯ включает:

1. ознакомление с фауной беспозвоночных и позвоночных животных Приморского края;

2. изучение численности насекомых, амфибий, птиц, крупных и мелких млекопитающих;

3. изучение экологии и поведения диких животных.

Предмет ВОДНАЯ ЭКОЛОГИЯ включает:

изучение основных гидрологических показателей водоемов ( ручьев, озер, моря);

изучение флоры и фауны водоемов (высшая водная растительность, планктон, бентос, перифитон).

Предмет БОИНДИКАЦИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ включает:

1. биоиндикация наземных экосистем: лихеноиндикация, оценка состояния лесов;

2. биоиндикация водных экосистем: по зоопланктону, макробентосу, EPT комплексу;

3. оценка экологического состояния водоемов и качества воды по физико-химическим показателям.

Общим принципом образовательной работы по этим направлениям является экскурсионная и учебно — исследовательская деятельность.

Экскурсионная работа основана на ознакомлении с реальными объектами живой природы: рельефом, почвами, растениями, животными и различными аспектами их существования в экосистемах.

Учебно — исследовательская деятельность основана на ознакомлении учащихся с используемыми в «большой науке» методиками исследовательской работы в природе и самостоятельном проведении экологических исследований.

Дети в эколагере познают простую и удивительную истину – учиться и узнавать новое интересно!
Но детский экологический лагерь, все-таки, не совсем научная экспедиция, и нас волнует множество других очень жизненных вопросов – как научиться жить в коллективе, как научиться дружить, как общаться со взрослыми и вообще с теми, кто тебе не нравиться? И у детей появляется еще один очень важный предмет – психология, (психология общения, игровая психология). Ведь надо сделать так, чтобы гармония была не только в природе, но и в человеческих отношениях.

И еще очень важно – свобода творчества и самовыражение. Ведь наш лагерь — эколого -эстетический, поэтому в программу лагеря были включены занятия, которые позволяли раскрыть творческий потенциал учащихся. Ежедневно вечером было выделено время для мастер-классов, время творить самим, на которых участники учились лепить из глины, познавали философию природного рисунка сценическое мастерство, учились играть на гитаре и петь бардовские песни, двигаться как модели на подиуме в «Экологическом фиделе»

И еще одна наука экологического лагеря – каждый должен оставить о себе добрую память – обязательно в чем-то помочь природной территории – и ребята обустраивали экологические тропы, занимались ландшафтным дизайном школьного участка, организовывали и провели экологические акции.

Программа летнего школьного эколого - эстетического лагеря “Живая природа”

Дата проведения: 31 мая - 6 июня 2019 г.

Руководитель программы: учитель географии Поткур Марина Викторовна

Срок выполнения программы: 7 дней

Цель программы: Формирование научно-познавательного интереса к природе у школьников. Активный полезный отдых на природе с элементами обучения.

Задачи:

полноценный активный отдых школьников;

развитие научно-исследовательского интереса школьников;

экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;

формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;

развитие творческих возможностей учащихся.

Формы работы

Научно исследовательская деятельность учащихся (теория, практика) в работе с малой группой (5 человек) и всей группой (25 человек);

Беседа в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;

Консультации в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;

Экскурсии в работе с малой группой (5 человек) и всей группой (25 человек);

Обсуждение итогов дня в работе со всей группой;

2. Краткое содержание программы.

Заезд, открытие лагеря 31.05.2019 г.

Теоретические и практические занятия с 1.06 – 4.06.2019 г.

Камеральные работы

Конференция и закрытие лагеря 6.06.2019 г.

Отъезд


31 июня - «День знакомства»

Психологический тренинг знакомства и сплочения.

Игра «Робинзонада»

Теоретическая подготовка « Основы исследовательской деятельности учащихся»


1 июня — День леса

Утренняя сессия в ИБС ДВО РАН

Работа на экологической тропе ( многообразие флоры Приморского края)

Достижения современной селекции ( знакомство с коллекцией растений Ботанического сала)

Геоботанические исследования, сбор лишайников, мхов, составление гербария сосудистых растений.

Камеральные работы в лаборатории.


2 июня — День птиц

Утренняя сессия в зоологическом музеи ДВГУ

Экскурсия в лес (орнитологические исследования)

Праздник «Мир птиц Приморского края»


3 июня — День моря

Утренняя сессия в музее ИБМ ДВО РАН

Работа в лабораториях ИБМ ДВО РАН

Экскурсия «Круг моря» - сбор материала на берегу моря и его исследование

Камеральные работы в лаборатории.

Создание морского коллажа, оформление гербария морских водорослей.


4 июня - День ручья

Утренняя сессия «Гидробиологические исследования пресных водоемов»

Экскурсия на ручей.

Взятие гидрохимических и гидробиологических проб воды.

Камеральная работа в лаборатории, изучение, систематизация и анализ полученных результатов.


5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды

Проведение экологической акции «Сделаем наш мир лучше»

Создай свой проект «Город будущего» (создание и защита проектов по группам)

Экологическая акция по городу ( распространение листовок в защиту окружающей среды)

Просмотр фильма «Черные лесорубы», обсуждение фильма.

Круглый стол «Будущее зависит от каждого из нас»

6 июня — День закрытия смены

Научно - практическая конференциях

Концерт

Подведение итогов, оценка достижений


Программа носит комплексный характер: включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Изюминка нашего лагеря - это сочетание теоретических знаний закрепляемых практической работой в природе. То есть, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальный разбор объекта или предмета исследований (теория); практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе (практика: геоботанические описания, орнитологические гидробиологические наблюдения). Опять же, на лицо преимущества лагеря в природе – полученные теоретические знания в первую половину дня закрепляются на практике во второй половине. Это способствует возникновению и постановки проблемных вопросов у учеников, которые им ненавязчиво помогает сформулировать педагог и предлагает заняться научным исследованием данного вопроса. Как показал опыт работы, после лагеря, 80% детей продолжили заниматься исследованиями по заинтересовавшим их темам во время лагеря. Очень важный фактор в занятиях эколагеря - это сотрудничество с сотрудниками ДВО РАН. Это специалисты узких научных специализаций – орнитолог, ихтиолог, геоботаник и т.д. А кто может рассказать о своей работе и науке красочнее и занимательнее, нежели специалист, каждодневно работающий над своим исследованием.

С ребятами постоянно шли беседы, консультации. Структура работы лагеря позволяла работать с малыми группами (5 человек), где ребята, не стесненные “толпой”, задавали вопросы и получали на них исчерпывающие ответы.

Очень важно отметить, что занятия по теории проходили в естественных природных условиях, где все комментарии сопровождались наглядной демонстрацией. С первых же минут ребята настолько увлекались занятиями, что просто забывали об обеде и ужине. Вечером каждого дня проводилось обсуждение работы лагеря, где окончательно разъяснялись все непонятные вопросы, а также происходило планирования следующего дня.

Результат.

1. Дети получили базовый минимум знаний и умений для проведения самостоятельных небольших научно-исследовательских работ по ботанике, гидробиологии, зоологии.

2. С детьми были организованы и проведены занятия по учебно- исследовательской деятельности, экотуризму, здоровому образу жизни и тематических эковикторин.

3. Сделано описание растительного сообщества экотропы (3 участка); созданы рисунки доминирующих растений (мини-определитель экотропы на 25 растений);

4. Сделано описание животного мира берега моря (3 участка), рисунки типичных животных (мини-определитель на 34 вида).

5. Сделано описание гидробионтов водоемов (3 водоема), рисунки типичных видов (мини-определитель на 25 видов).

6. Собран и оформлен гербарий растений, собранных во время экскурсий и походов в лес, коллеций раковин моллюсков с берега моря.

7. Ребята выпустили собственную газету “Живая Природа”, где осветили работу лагеря и высказали свое мнение о сохранении окружающей среды.

8. В процессе работы лагеря был отснят небольшой видеоролик о его работе. Отснято более 1000 кадров фото пленки. Предполагается на основе снимков и детских рисунков организовать выставку “Живая Природа” в ботаническом с целью привлечения большего числа сторонников организации таких типов детских лагерей.

9. По программе лагеря были проведены 5 познавательные экскурсий (ботаника, зоология, гидробиология).

10.Поступили заявки на участие в летнем профильном экологическом лагере “Живая природа” на сезон 2020 г. от школьников города и края.

И последнее и самое главное.

У ребят появляется стимул учиться, желание делать что-то важное и полезное не только для себя, но и для других. Наше общение не заканчивается летним лагерем. Мы хотим, чтобы наше эколагерное братство не распадалось, и мы разработали программу постоянной работы с детьми в течение всего учебного года.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.