Методическая разработка «Образовательный центр на свежем воздухе как форма экологического образования»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ - КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель географии Поткур Марина Викторовна
Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе. Экологический лагерь - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования и т.д.
В июне месяце 2019 года на базе школы-интерната впервые был организован и проведен эколого — эстетический лагерь“Живая природа” . Продолжительность смены — 1 неделя; количество детей 25; возраст — 6-8 класс. Наш лагерь – маленький, семейный – не больше 30 человек вместе с детьми и преподавателями. Отряды по 6-8 человек, в каждом отряде – 1 тьютор (студент экологического факультета ВУЗА и 1 стажер – старшеклассник.
Цель создания: развитие экологического сознания и понимания природы, творческих способностей детей.
Основные принципы работы - « полевое» экологическое образование, т.е. ознакомление с природой и ее изучение в природной обстановке: а экскурсиях, в походах, экспедициях.
В связи с особенностями подхода к обучению детей, весь учебный процесс сосредоточен на максимальной близости к природе.
В числе основных образовательных тематик центра такие разделы естественных наук как :
Предмет БОТАНИКА И ГЕОБОТАНИКА включает:
1. изучение морфологии и определение растений, флористические описания;
2. геоботанические описания растительных сообществ (лесных, луговых; болотных)
3. составление геоботанических карт.
Предмет ЗООЛОГИЯ включает:
1. ознакомление с фауной беспозвоночных и позвоночных животных Приморского края;
2. изучение численности насекомых, амфибий, птиц, крупных и мелких млекопитающих;
3. изучение экологии и поведения диких животных.
Предмет ВОДНАЯ ЭКОЛОГИЯ включает:
изучение основных гидрологических показателей водоемов ( ручьев, озер, моря);
изучение флоры и фауны водоемов (высшая водная растительность, планктон, бентос, перифитон).
Предмет БОИНДИКАЦИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ включает:
1. биоиндикация наземных экосистем: лихеноиндикация, оценка состояния лесов;
2. биоиндикация водных экосистем: по зоопланктону, макробентосу, EPT комплексу;
3. оценка экологического состояния водоемов и качества воды по физико-химическим показателям.
Общим принципом образовательной работы по этим направлениям является экскурсионная и учебно — исследовательская деятельность.
Экскурсионная работа основана на ознакомлении с реальными объектами живой природы: рельефом, почвами, растениями, животными и различными аспектами их существования в экосистемах.
Учебно — исследовательская деятельность основана на ознакомлении учащихся с используемыми в «большой науке» методиками исследовательской работы в природе и самостоятельном проведении экологических исследований.
Дети в эколагере познают простую и удивительную истину – учиться и узнавать новое интересно!
Но детский экологический лагерь, все-таки, не совсем научная экспедиция, и нас волнует множество других очень жизненных вопросов – как научиться жить в коллективе, как научиться дружить, как общаться со взрослыми и вообще с теми, кто тебе не нравиться? И у детей появляется еще один очень важный предмет – психология, (психология общения, игровая психология). Ведь надо сделать так, чтобы гармония была не только в природе, но и в человеческих отношениях.
И еще очень важно – свобода творчества и самовыражение. Ведь наш лагерь — эколого -эстетический, поэтому в программу лагеря были включены занятия, которые позволяли раскрыть творческий потенциал учащихся. Ежедневно вечером было выделено время для мастер-классов, время творить самим, на которых участники учились лепить из глины, познавали философию природного рисунка сценическое мастерство, учились играть на гитаре и петь бардовские песни, двигаться как модели на подиуме в «Экологическом фиделе»
И еще одна наука экологического лагеря – каждый должен оставить о себе добрую память – обязательно в чем-то помочь природной территории – и ребята обустраивали экологические тропы, занимались ландшафтным дизайном школьного участка, организовывали и провели экологические акции.
Программа летнего школьного эколого - эстетического лагеря “Живая природа”Дата проведения: 31 мая - 6 июня 2019 г.
Руководитель программы: учитель географии Поткур Марина Викторовна
Срок выполнения программы: 7 дней
Цель программы: Формирование научно-познавательного интереса к природе у школьников. Активный полезный отдых на природе с элементами обучения.
Задачи:
полноценный активный отдых школьников;
развитие научно-исследовательского интереса школьников;
экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;
развитие творческих возможностей учащихся.
Формы работы
Научно исследовательская деятельность учащихся (теория, практика) в работе с малой группой (5 человек) и всей группой (25 человек);
Беседа в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;
Консультации в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;
Экскурсии в работе с малой группой (5 человек) и всей группой (25 человек);
Обсуждение итогов дня в работе со всей группой;
2. Краткое содержание программы.
Заезд, открытие лагеря 31.05.2019 г.
Теоретические и практические занятия с 1.06 – 4.06.2019 г.
Камеральные работы
Конференция и закрытие лагеря 6.06.2019 г.
Отъезд
31 июня - «День знакомства»
Психологический тренинг знакомства и сплочения.
Игра «Робинзонада»
Теоретическая подготовка « Основы исследовательской деятельности учащихся»
1 июня — День леса
Утренняя сессия в ИБС ДВО РАН
Работа на экологической тропе ( многообразие флоры Приморского края)
Достижения современной селекции ( знакомство с коллекцией растений Ботанического сала)
Геоботанические исследования, сбор лишайников, мхов, составление гербария сосудистых растений.
Камеральные работы в лаборатории.
2 июня — День птиц
Утренняя сессия в зоологическом музеи ДВГУ
Экскурсия в лес (орнитологические исследования)
Праздник «Мир птиц Приморского края»
3 июня — День моря
Утренняя сессия в музее ИБМ ДВО РАН
Работа в лабораториях ИБМ ДВО РАН
Экскурсия «Круг моря» - сбор материала на берегу моря и его исследование
Камеральные работы в лаборатории.
Создание морского коллажа, оформление гербария морских водорослей.
4 июня - День ручья
Утренняя сессия «Гидробиологические исследования пресных водоемов»
Экскурсия на ручей.
Взятие гидрохимических и гидробиологических проб воды.
Камеральная работа в лаборатории, изучение, систематизация и анализ полученных результатов.
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
Проведение экологической акции «Сделаем наш мир лучше»
Создай свой проект «Город будущего» (создание и защита проектов по группам)
Экологическая акция по городу ( распространение листовок в защиту окружающей среды)
Просмотр фильма «Черные лесорубы», обсуждение фильма.
Круглый стол «Будущее зависит от каждого из нас»
6 июня — День закрытия смены
Научно - практическая конференциях
Концерт
Подведение итогов, оценка достижений
Программа носит комплексный характер: включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Изюминка нашего лагеря - это сочетание теоретических знаний закрепляемых практической работой в природе. То есть, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальный разбор объекта или предмета исследований (теория); практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе (практика: геоботанические описания, орнитологические гидробиологические наблюдения). Опять же, на лицо преимущества лагеря в природе – полученные теоретические знания в первую половину дня закрепляются на практике во второй половине. Это способствует возникновению и постановки проблемных вопросов у учеников, которые им ненавязчиво помогает сформулировать педагог и предлагает заняться научным исследованием данного вопроса. Как показал опыт работы, после лагеря, 80% детей продолжили заниматься исследованиями по заинтересовавшим их темам во время лагеря. Очень важный фактор в занятиях эколагеря - это сотрудничество с сотрудниками ДВО РАН. Это специалисты узких научных специализаций – орнитолог, ихтиолог, геоботаник и т.д. А кто может рассказать о своей работе и науке красочнее и занимательнее, нежели специалист, каждодневно работающий над своим исследованием.
С ребятами постоянно шли беседы, консультации. Структура работы лагеря позволяла работать с малыми группами (5 человек), где ребята, не стесненные “толпой”, задавали вопросы и получали на них исчерпывающие ответы.
Очень важно отметить, что занятия по теории проходили в естественных природных условиях, где все комментарии сопровождались наглядной демонстрацией. С первых же минут ребята настолько увлекались занятиями, что просто забывали об обеде и ужине. Вечером каждого дня проводилось обсуждение работы лагеря, где окончательно разъяснялись все непонятные вопросы, а также происходило планирования следующего дня.
Результат.
1. Дети получили базовый минимум знаний и умений для проведения самостоятельных небольших научно-исследовательских работ по ботанике, гидробиологии, зоологии.
2. С детьми были организованы и проведены занятия по учебно- исследовательской деятельности, экотуризму, здоровому образу жизни и тематических эковикторин.
3. Сделано описание растительного сообщества экотропы (3 участка); созданы рисунки доминирующих растений (мини-определитель экотропы на 25 растений);
4. Сделано описание животного мира берега моря (3 участка), рисунки типичных животных (мини-определитель на 34 вида).
5. Сделано описание гидробионтов водоемов (3 водоема), рисунки типичных видов (мини-определитель на 25 видов).
6. Собран и оформлен гербарий растений, собранных во время экскурсий и походов в лес, коллеций раковин моллюсков с берега моря.
7. Ребята выпустили собственную газету “Живая Природа”, где осветили работу лагеря и высказали свое мнение о сохранении окружающей среды.
8. В процессе работы лагеря был отснят небольшой видеоролик о его работе. Отснято более 1000 кадров фото пленки. Предполагается на основе снимков и детских рисунков организовать выставку “Живая Природа” в ботаническом с целью привлечения большего числа сторонников организации таких типов детских лагерей.
9. По программе лагеря были проведены 5 познавательные экскурсий (ботаника, зоология, гидробиология).
10.Поступили заявки на участие в летнем профильном экологическом лагере “Живая природа” на сезон 2020 г. от школьников города и края.
И последнее и самое главное.
У ребят появляется стимул учиться, желание делать что-то важное и полезное не только для себя, но и для других. Наше общение не заканчивается летним лагерем. Мы хотим, чтобы наше эколагерное братство не распадалось, и мы разработали программу постоянной работы с детьми в течение всего учебного года.