Авторская методическая разработка «Квест-технология в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
Авторская методическая разработка
«Квест-технология в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
Автор В.А. Черенкова
«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»
Макаренко А. С.
Дошкольный возраст – возраст почемучек. А любознательность - это естественное стремление ребёнка к приобретению новых знаний. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для формирования познавательной активности, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Квест – это приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника. Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вовлечь детей и их родителей в увлекательный мир приключений и разнообразных событий. В ходе решения игровых поисковых задач, она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка, развитию у него любознательности и познавательного интереса.
В ходе квест-технологии реализуются образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;
Развивающая – развитие интереса, любознательности, поисковой и познавательной активности, творческих способностей каждого ребенка;
Воспитательная – воспитание личной ответственности за выполнение работы.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо объединить усилия всех педагогов ДОУ и разработать квест таким образом, чтобы по ходу следования с детьми поработал каждый специалист (музыкальный руководитель, логопед, педагог-психолог, инструктор по физ. воспитанию).
Вся деятельность должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:
доступность, т.е. задания должны быть приемлемо сложными для ребёнка;
системность – все задания логически связаны друг с другом;
эмоциональная окрашенность заданий;
разумность по времени, т.е. время на выполнение заданий рассчитывается таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес;
наличие видимого конечного результата и обратной связи (т.е., на каждом этапе следования, дети должны получать часть пазла,)
наличие интеграции областей и всех видов детской деятельности.
При подготовке и проведении квеста учитываются три основных условия:
игры и задания должны быть безопасными;
вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
споры и конфликты должны решаться только мирным путем.
Предметно-развивающая среда - «пусковой механизм» для познавательной мотивации и творческой активности ребенка. Поэтому, при формировании предметно-развивающей среды по содержанию квеста учитывается, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, преодолевать. Для достижения поставленной цели - для проведения всех квестов могут использоваться групповые помещения, коридоры, музыкальный и спортивный залы, прогулочные площадки.
В ходе реализации квест-игры естественным образом осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.
Задания могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Каждое задание - ключ к преодолению или выполнению следующей задачи. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации, на основе имеющихся у детей, знаний, и умений - не требующих специальной подготовки.
Образовательный эффект квест-технологии
Как показали результаты, квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе игры проявляется индивидуальность каждого ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковая активность. Квест-технология – это деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает или приобретает новый практический и социальный опыт.
Экологическая квест-игра
«Путешествие по страницам Красной Книги»
для детей старшего дошкольного возраста
Экологическая квест-игра «Путешествие по страницам Красной книги» является игрой, целью которой является закрепление знаний детей дошкольного возраста о Красной книге РФ, бережном отношения к живой природе.
В ходе игры дошкольники закрепляют и усваивают практическое значение Красной книги в спасении исчезающих и восстановлении редких видов. Многие задания способствуют возможности показать знания об охраняемых растений и животных.
Игра проводится между 6 командами по 7 станциям: Зеленая, Голубая (Водная), Заповедная, Голоса природы, Загадочная, SOS!, Мастерская Красной Книги. Игра рассчитана на детей от 5 до 7 лет, На станциях детям предлагаются задания: которые они должны выполнить. Предлагаемая игра можно проводить как в помещении, так и на природе.
Игра является активным средством идеологического воздействия, определяет значимую роль и место игры в воспитательном процессе. Данная игра способствует воспитанию экологической грамотности бережному отношению к природе. Проводится как в природе, так и в помещении. Оптимальное количество команд может соответствовать количеству станций. Для количества детей в команде нет ограничений, так как игра с одновременным участие всех. Имеется элемент соревнования. Игра проходит в свободном режиме, проходит весело и интересно, поощряется творчество и инициатива, самостоятельность.
Цель игры: закрепление знаний детей дошкольного возраста о Красной Книге РФ, воспитание бережного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи игры:
1. Развивать познавательные способности (внимание, память, мышление, формировать коммуникативные умения детей, умение быстро находить правильные ответы
2. Расширить и закреплять знания о Красной Книге, её практическом значении - спасение исчезающих и восстановление редких видов
3. Воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней.
Предварительная работа
Знакомство с редкими животными и растениями Тамбовской области (птицы, животные, растения), разучивание стихов о природе, знакомство-беседа с Красной книгой, чтение произведений о животных, рассматривание страниц Красной книги, иллюстраций о природе.
Создание запрещающего знака (по аналогии со знаками дорожного движения) экологической направленности. Подготовка его защиты (в пределах 1,5 минут).
Знакомство с загадками, детскими песнями о зверях и птицах.
Подготовка раскрасок и материалов для проведения конкурсов, викторины.
Посещение библиотеки и знакомство с книгами о редких животных.
Родителям были даны домашние задания: изготовить запрещающие экологические знаки, карточки с загадками, разрезные картинки с изображением животных Красной Книги, раскраски с видами редких животных, для проведения для опыта: фильтры (салфетки, вата, ватные диски, бинт или марля), закрашенная, загрязненная землей вода, колбы, награды для победителей.
Сюжет игры заключается в путешествии по страницам Красной книги. Игра командная проходит по 7 станциям с маршрутным листом и одновременным участием всех играющих. Движение по станциям осуществляется по жребию по кругу от станции к станции.
1станция - Зеленая. Дети выполняют задание «Помоги сохранить животных!». Отвечая на вопросы экологической викторины, дети находят правильное решение проблемы.
2 станция - Голубая (Водная) Исследовательская деятельность.
Задание «Помоги очистить воду!» С помощью предложенных материалов (ватные диски, марля, салфетки) дети очищают воду от загрязнения и делают вывод о необходимости сохранения водных ресурсов.
3 станция – Заповедная. Задание «Рассмотрите фотографии животных и птиц, выберите те из них, которые занесены в Красную Книгу. Почему страницы Красной Книги разного цвета? Зачем нужны заповедники? Обоснование выбора.
4 станция - Пернатая, хвостатая. Задание «Прослушайте записи голосов птиц, обитающих в Тамбовской области. Назовите их.
Работа с карточкой. Подумайте, какому зверю принадлежит конкретный след. Назовите животное.
Музыкальная пауза
Послушайте мелодию и угадайте песню. «В траве сидел кузнечик», «Воробей», «Лесной олень» и другие. Изобразите движение главных героев песен.
5 станция – Загадочная. Конкурс капитанов команд – «Отгадай загадку».
6 станция - SOS! SOS! Задание «Для чего нужны запрещающие знаки?» Дети объясняют, что означает предложенный команде запрещающий экологический знак (1 минута).
7 станция - Мастерская Красной Книги. Задание «Создай свою страницу Красной Книги». Надо нарисовать или раскрасить животное или птицу Красной Книги Тамбовской области и объяснить свой выбор.
Маршрутный лист экологического квеста
№ |
Станция |
Содержание конкурса-станции (содержание задания в приложении) |
Кол-во правильных ответов |
Общее количество баллов |
1 |
Зеленая |
«Помоги сохранить животных!» Ответьте на вопросы экологической викторины и найдите правильное решение проблемы. |
||
2 |
Голубая (Водная) |
Помоги очистить воду! Экспериментальная деятельность. С помощью предложенных материалов (ватные диски, марля, салфетки) очистите воду от загрязнения. |
||
3 |
Заповедная |
Красная Книга Рассмотрите фотографии животных и птиц, выберите те из них, которые занесены в Красную Книгу.Почему страницы Красной Книги разного цвета?Зачем нужны заповедники? |
||
4 |
Голоса природы |
Пернатая, хвостатая Прослушайте записи голосов птиц, обитающих в Тамбовской области.Назовите их.Подумайте, какому зверю принадлежит конкретный след. Назовите животное. Музыкальная пауза Послушайте мелодию и угадайте песню «В траве сидел кузнечик», «Воробей», «Лесной олень» и другие. |
||
5 |
Загадочная |
Конкурс капитанов команд Отгадай загадку. |
||
6 |
SOS! |
ISOS! Для чего нужны запрещающие знаки?Что означает Ваш запрещающий экологический знак (1 минута) – по очереди каждая команда. |
||
7 |
Мастерская Красной Книги |
Создай свою страницу Красной Книги. Нарисуйте, раскрасьте животное или птицу и расскажите о них. |
1 правильный ответ = 1 балл
Завершение квеста-игры подведение итогов. Подсчет баллов. Определение победителей.
Приложение 1.
1.Опросный лист (для взрослых участников)
1.Статус участника акции ____________________________________
(ведущий, тьютор, организатор, член команды)
2.Название команды ____________________________________
3.Наиболее запомнившийся конкурс или вопрос
____________________________________
4.Почему именно он? ____________________________________
________________________________________________________________________
5. Ваши пожелания и предложения по модернизации марафона ______________
____________________________________
____________________________________
Приложение 2
Задания конкурсов (станций)
Первый конкурс «Помоги сохранить животных!»
Ответьте на вопросы экологической викторины и найдите правильное решение проблемы, за каждый правильный ответ команде присуждается один листочек (балл).
Бланк заданий познавательной викторины для дошкольников «Помоги сохранить животных!»
1.) Девочка сорвала много цветов в лесу и поставила их в вазу. Правильно ли она поступила по отношению к природе?
Да. Будет красиво
Нет. Растения не смогут дать семена
Затрудняюсь ответить
2.) Мальчик нашёл маленького ёжика в лесу и взял его домой. Хороший ли это поступок?
Да. Мальчик пожалел его, иначе ёжик пропадёт один в лесу
Нет. Нельзя забирать диких зверей и птиц
Затрудняюсь ответить
3.) Как можно помочь выжить птицам зимой?
сделать кормушку и периодически подсыпать корм;
взять себе домой, согреть и накормить;
затрудняюсь ответить.
4.) Где взять ёлку на новый год, чтобы не наносить вред природе?
Нарядить искусственную ёлку;
Срубить ёлку в лесу;
Затрудняюсь ответить.
5.) Как правильно изучить жизнь муравьев в лесу?
Расковырять муравейник палкой, чтобы посмотреть как он устроен;
Понаблюдать за насекомыми, не трогая их дом;
Затрудняюсь ответить.
6.) После отдыха на озере группа туристов оставила много мусора. В чем их ошибка?
Они поступили верно, оставив мусор. Зачем нести его с собой.
Нужно было сжечь этот мусор или забрать с собой, чтобы не засорять природу.
Затрудняюсь ответить.
7.) Что нужно делать, если ты найдешь в лесу гнездо с яйцами?
Отнести домой и приготовить из них яичницу;
Оставить на месте, чтобы из них вылупились птенцы;
Затрудняюсь ответить.
8.) Что НЕЛЬЗЯ делать в лесу?
Громко включать музыку;
Любоваться природой;
Затрудняюсь ответить.
Количество набранных баллов_______(1 верный ответ = 1 балл, всего 10 баллов)
Ответы:
1.) Нет. Растения не смогут дать семена
2.) Нет. Нельзя забирать диких зверей и птиц
3.) Сделать кормушку и периодически подсыпать корм;
4.) Нарядить искусственную ёлку;
5.) Понаблюдать за насекомыми, не трогая их дом;
6.) Нужно было сжечь этот мусор или забрать с собой, чтобы не засорять природу.
7.) Оставить на месте, чтобы из них вылупились птенцы;
8.) Громко включать музыку.
Второй конкурс «Помоги очистить воду!»
Экспериментальная деятельность. Ребятам предлагается набор разных предметов, из которых они должны выбрать все необходимое для очистки воды, кто первый справится с этой задачей и очистит воду — получает листочек (балл).
Конкурс третий «Красная Книга»
Рассмотрите фотографии животных и птиц, выберите те из них, которые занесены в Красную Книгу.
Почему страницы Красной Книги разного цвета?
Зачем нужны заповедники?
Конкурс четвертый«Пернатые, хвостатые»
Прослушайте записи голосов птиц, обитающих в Тамбовской области. Назовите их.
Подумайте, какому зверю принадлежит конкретный след. Назовите животное (на экране).
Музыкальная пауза Задание «Угадай мелодию»
Конкурс капитанов команд.
Отгадай загадку.
Отгадайте загадки.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Ответ: Вода
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
Ответ: Ветер
Мой белый брат во льдах живёт
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мёд
И ягоду лесную. (медведь)
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
Ответ (Леопард)
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (дятел)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (еж)
Конкурс шестой «Защита экологического знака»
Для чего нужны запрещающие знаки?
Что означает Ваш запрещающий экологический знак (1 минута) – по очереди каждая команда защищает свой знак.
Конкурс седьмой «Создай свою страницу Красной Книги»
Работа в мастерской Красной Книги. Нарисуйте, раскрасьте животное или птицу и расскажите о них.
ирина