12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лукина Ирина Геннадьевна3901 Россия, Калужская обл., г.Сухиничи Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт» |
Доклад на тему «Квест как одна из форм экологического образования»
Доклад на фестиваль
«Летние формы организации экологического образования» в рамках областного педагогического салона с демонстрацией лучших практик дополнительного образования
«Опыт, традиции и перспективы развития региональной системы дополнительного образования»
17 мая 2019 г.
Автор: Лукина Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов
I кв.категории
МКОУ «Алнерская основная школа»
СЛАЙД 1
Квест как одна из форм экологического образования
СЛАЙД 2
Как пробудить чувство сопричастности к настоящему и будущему нашей планеты, России, малой родины у современных школьников? Мы знаем много эффективных методов и приемов: экскурсии, наблюдения, эксперименты, исследования, конкурсы рисунков и поделок, викторины. Но есть один замечательный метод, который может включать в себя все эти методы. Конечно, это квест! Организовывая экологическую приключенческую командную игру, мы даем возможность каждому участнику находится в центре экологических событий и осознавать, что именно от него (его знаний, умений, действий) зависит успех всей команды.
Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. Игра эта командная, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.
Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.
Мои квесты скорее можно отнести к играм-экскурсиям. И изюминка в них не только задания, но и маршрут, по которому продвигаются команды. Маршрут, места закладки «секретиков», задания подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.
К подготовке заданий нужно отнестись особенно серьезно. Все формулировки должны быть простые и ясные, они должны побуждать участников остановиться и внимательнее взглянуть на тот или иной объект. Задания должны показывать что-то необычное, интересное, вести учащихся от зрительных наблюдений к получаемым знаниям и идеям. Хорошо, когда задания встраиваются в единый сюжет, перекликаются между собой, а в финале все ответы складываются у школьников в понятную фигуру (это может быть некоторая законченная идея, а может быть и игровой финал: собранная карта, нарисованный цельный рисунок, найденный предмет...).
Основой сценария квест-игры могут служить книги, интернет – ресурсы, сюжеты литературных произведений, мультипликационных и художественных фильмов, компьютерных игр и другое.
Я хочу представить Вам два квеста «По следам древних Алнер» и «Экологический десант. Родники».
В.А.Сухомлинский писал: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине».
СЛАЙД 3
Экологический квест «По следам древних Алнер» помогает ребятам в игровой форме прикоснуться к волшебному миру наших предков и понять, что человек и природа одно целое. Так было и будет всегда. В каждом городе или деревне существуют свои предания, легенды, сказания. Стать частью этих легенд помогает квест. Его главным артефактом является древнее городище, находящееся между двумя деревнями и окутанное множеством местных легенд.
Квест проходит в несколько этапов. Станции располагаются на территории СП «Деревня «Алнеры» Сухиничского района Калужской области: школа, сельский клуба, библиотека, древнее городище. При переходе к городищу дети знакомятся с местной рекой Гольчей.
В квесте используются задания с элементами геокешинга.
СЛАЙД 4
Во время квеста дети посещают разные Чертоги: Разума, Нечисти, Мокоши, Перуна, Небесный, Бесконечности и Жизни. В каждом из них необходимо выполнить задания, чтобы получить подсказку для продвижения дальше.
Вот примеры заданий.
В Чертоге Разума нужно разгадать кроссворд в сервисе
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
В Чертоге Нечисти команды встречаются с Бабой Ягой и Лешим и выполняют их задания: отгадывают загадки, отвечают на вопросы о сказочных героях и славянских богах, разгадывают ребус.
После выполнения всех заданий команды отправляются по своему маршруту на Городище (здесь идет учет времени: какая из команд проложила самый оптимальный маршрут).
СЛАЙД 7
Но так как ребята в основном все местные они проявили смекалку и сократили маршруты, предложенные программой.
На Городище испытания продолжились. В Чертоге Мокоши дети сделали травянку. В чертоге Перуна стреляли из лука, преодолевали «болото» и лабиринт. В Небесном чертоге знакомились с ремеслами древних славян, собирали имя одного из славянских богов. В Чертоге Бесконечности познакомились со славянским календарем и узнавали как называлось современное время года и месяц. Изготавливали руны-обереги.
СЛАЙД 8
В Чертоге Жизни были в роли следопытов и целителей: узнавали следы зверей и искали лекарственные травы.
В конце игры прошло посвящение в Алнеры, а потом все пили травяной чай, приготовленный на костре.
СЛАЙД 9
Ещё один квест «Экологический десант. Родники» уже носит чисто экологический характер, но не без краеведческой основы.
Создание и проведение квеста направлено на формирование у детей младшего школьного возраста экологического сознания, бережного отношения к окружающей природе посредством изучения родного края.
Легенда квеста такова:
«Ребята, я получила срочное задание из центра экологического управления! Сегодня они расшифровали сообщение о помощи с созвездия Водолея. Нашим командам поручено ответственное дело: определить кто просит о помощи, отправиться на место и решить экологическую проблему.»
СЛАЙД 10
В ходе квеста ребята выполняют следующие задания: отгадать ребусы, найти изображение отгадки у себя в отрядной комнате, отправить смс с ответом, чтобы получите дальнейшие указания. Затем, используя компьютер, найти на карте место, где спрятан «клад» - бутылочка с заданием. Отыскать место «клада» с помощью GPS-навигатора на телефоне и выполните задания.
СЛАЙД 11
Сфотографировать (снять на видео) место, где обнаружили «клад». Определить (сформулируйте) и записать экологическую проблему. Попробовать устранить экологическую проблему. Сделать фото растений, насекомых, птиц и животных, встретившихся на маршруте. Взять пробу воды. Во время прохождения маршрута найти: бумагу, пластик, металл, стекло, а затем разложить по контейнерам для раздельного сбора мусора.
СЛАЙД 12
Команды возвращаются в школу и при помощи атласов-определителей, сети Инернет находят названия птиц, растений, животных и насекомых. Делают каталог.
СЛАЙД 12
Вместе с учителем химии проводят анализ воды из источников. Вам представлен один из отчетов, сделанных в виде презентации. Так же были сделаны видеоотчеты.
СЛАЙД 14
Оба квеста были реализованы в летнем оздоровительном лагере в 2017 году. Квест «Экологический десант» уже несколько раз повторялся.
СЛАЙД 15
Удобство данной формы проведения мероприятий в том, что оно мобильно, применимо на любой территории и с любыми группами детей. Наполнение тоже можно менять: убирать и добавлять новые станции или этапы. Собственно, на основе одного квеста можно создать несколько вариантов его проведения.
СЛАЙД 16
Благодарю за внимание!