Доклад на тему «Квест как одна из форм экологического образования»

13
9
Материал опубликован 18 May 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Доклад на фестиваль

«Летние формы организации экологического образования» в рамках областного педагогического салона с демонстрацией лучших практик дополнительного образования

«Опыт, традиции и перспективы развития региональной системы дополнительного образования»

17 мая 2019 г.

Автор: Лукина Ирина Геннадьевна,

учитель начальных классов

I кв.категории

МКОУ «Алнерская основная школа»

СЛАЙД 1

 

Квест как одна из форм экологического образования

СЛАЙД 2

Как пробудить чувство сопричастности к настоящему и будущему нашей планеты, России, малой родины у современных школьников? Мы знаем много эффективных методов и приемов: экскурсии, наблюдения, эксперименты, исследования, конкурсы рисунков и поделок, викторины. Но есть один замечательный метод, который может включать в себя все эти методы. Конечно, это квест! Организовывая экологическую приключенческую командную игру, мы даем возможность каждому участнику находится в центре экологических событий и осознавать, что именно от него (его знаний, умений, действий) зависит успех всей команды.

Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. Игра эта командная, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.

Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.

Мои квесты скорее можно отнести к играм-экскурсиям. И изюминка в них не только задания, но и маршрут, по которому продвигаются команды. Маршрут, места закладки «секретиков», задания подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

К подготовке заданий нужно отнестись особенно серьезно. Все формулировки должны быть простые и ясные, они должны побуждать участников остановиться и внимательнее взглянуть на тот или иной объект. Задания должны показывать что-то необычное, интересное, вести учащихся от зрительных наблюдений к получаемым знаниям и идеям. Хорошо, когда задания встраиваются в единый сюжет, перекликаются между собой, а в финале все ответы складываются у школьников в понятную фигуру (это может быть некоторая законченная идея, а может быть и игровой финал: собранная карта, нарисованный цельный рисунок, найденный предмет...).

Основой сценария квест-игры могут служить книги, интернет – ресурсы, сюжеты литературных произведений, мультипликационных и художественных фильмов, компьютерных игр и другое.

Я хочу представить Вам два квеста «По следам древних Алнер» и «Экологический десант. Родники».

В.А.Сухомлинский писал: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине».

СЛАЙД 3

Экологический квест «По следам древних Алнер» помогает ребятам в игровой форме прикоснуться к волшебному миру наших предков и понять, что человек и природа одно целое. Так было и будет всегда. В каждом городе или деревне существуют свои предания, легенды, сказания. Стать частью этих легенд помогает квест. Его главным артефактом является древнее городище, находящееся между двумя деревнями и окутанное множеством местных легенд.

Квест проходит в несколько этапов. Станции располагаются на территории СП «Деревня «Алнеры» Сухиничского района Калужской области: школа, сельский клуба, библиотека, древнее городище. При переходе к городищу дети знакомятся с местной рекой Гольчей.

В квесте используются задания с элементами геокешинга.

СЛАЙД 4

Во время квеста дети посещают разные Чертоги: Разума, Нечисти, Мокоши, Перуна, Небесный, Бесконечности и Жизни. В каждом из них необходимо выполнить задания, чтобы получить подсказку для продвижения дальше.

Вот примеры заданий.

В Чертоге Разума нужно разгадать кроссворд в сервисе http://LearningApps.org/3659248 и после его решения на экране появляется второе задание, получают координаты путешествия и составляют пеший маршрут на карте.

СЛАЙД 5

 

СЛАЙД 6

В Чертоге Нечисти команды встречаются с Бабой Ягой и Лешим и выполняют их задания: отгадывают загадки, отвечают на вопросы о сказочных героях и славянских богах, разгадывают ребус.

После выполнения всех заданий команды отправляются по своему маршруту на Городище (здесь идет учет времени: какая из команд проложила самый оптимальный маршрут).

СЛАЙД 7

Но так как ребята в основном все местные они проявили смекалку и сократили маршруты, предложенные программой.

На Городище испытания продолжились. В Чертоге Мокоши дети сделали травянку. В чертоге Перуна стреляли из лука, преодолевали «болото» и лабиринт. В Небесном чертоге знакомились с ремеслами древних славян, собирали имя одного из славянских богов. В Чертоге Бесконечности познакомились со славянским календарем и узнавали как называлось современное время года и месяц. Изготавливали руны-обереги.

СЛАЙД 8

В Чертоге Жизни были в роли следопытов и целителей: узнавали следы зверей и искали лекарственные травы.

В конце игры прошло посвящение в Алнеры, а потом все пили травяной чай, приготовленный на костре.

 

СЛАЙД 9

Ещё один квест «Экологический десант. Родники» уже носит чисто экологический характер, но не без краеведческой основы.

Создание и проведение квеста направлено на формирование у детей младшего школьного возраста экологического сознания, бережного отношения к окружающей природе посредством изучения родного края.

 

Легенда квеста такова:

«Ребята, я получила срочное задание из центра экологического управления! Сегодня они расшифровали сообщение о помощи с созвездия Водолея. Нашим командам поручено ответственное дело: определить кто просит о помощи, отправиться на место и решить экологическую проблему.»

СЛАЙД 10

В ходе квеста ребята выполняют следующие задания: отгадать ребусы, найти изображение отгадки у себя в отрядной комнате, отправить смс с ответом, чтобы получите дальнейшие указания. Затем, используя компьютер, найти на карте место, где спрятан «клад» - бутылочка с заданием. Отыскать место «клада» с помощью GPS-навигатора на телефоне и выполните задания.

СЛАЙД 11

Сфотографировать (снять на видео) место, где обнаружили «клад». Определить (сформулируйте) и записать экологическую проблему. Попробовать устранить экологическую проблему. Сделать фото растений, насекомых, птиц и животных, встретившихся на маршруте. Взять пробу воды. Во время прохождения маршрута найти: бумагу, пластик, металл, стекло, а затем разложить по контейнерам для раздельного сбора мусора.

СЛАЙД 12

Команды возвращаются в школу и при помощи атласов-определителей, сети Инернет находят названия птиц, растений, животных и насекомых. Делают каталог.

СЛАЙД 12

Вместе с учителем химии проводят анализ воды из источников. Вам представлен один из отчетов, сделанных в виде презентации. Так же были сделаны видеоотчеты.

СЛАЙД 14

Оба квеста были реализованы в летнем оздоровительном лагере в 2017 году. Квест «Экологический десант» уже несколько раз повторялся.

СЛАЙД 15

Удобство данной формы проведения мероприятий в том, что оно мобильно, применимо на любой территории и с любыми группами детей. Наполнение тоже можно менять: убирать и добавлять новые станции или этапы. Собственно, на основе одного квеста можно создать несколько вариантов его проведения.

СЛАЙД 16

Благодарю за внимание!


Презентация к докладу
PPTX / 6.17 Мб

Предварительный просмотр презентации

Квест как одна из форм экологического образования Лукина И.Г., учитель начальных классов МКОУ «Алнерская основная школа» Областной педагогический салон «Опыт, традиции и перспективы развития региональной системы дополнительного образования» Калуга, 17.05.2019

КВЕСТ - (поиски)русск. (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82_(%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)

Цель: содействие развитию интереса к краеведению и экологии родного края Цель: содействие развитию интереса к краеведению и экологии родного края Задачи: Способствовать развитию логического мышления, разговорной речи, наблюдательности Воспитывать культуру общения, любовь к истории своего народа через игровую деятельность Способствовать развитию активности, умению работать в команде.

Школа Городище СДК

Сокращенный маршрут Школа Городище Гольча СДК

Чертог Нечести

На Городище

Цель: изучение родного края, воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. Задачи: сформировать ответственность за принимаемые экологические решения и уверенность в преодолении экологической опасности, убеждение во всесторонней ценности природы для человека и общества; обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды; закрепить знания детей о растениях и животных; развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе; закрепить знания и навыки поведения в природе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Отличный доклад, Ирина Геннадьевна!!! Интересная презентация!!!

18 May 2019

Благодарю, Светлана Анатольевна!

18 May 2019

Благодарю, Светлана Анатольевна!

18 May 2019

Спасибо, Ирина Геннадьевна! Всё чётко и понятно. Я тквест не умею.

18 May 2019

Елена Аркадьевна, благодарю Вас! На самом деле ничего сложного нет! Обычная игра по станциям, только название новое (как всегда)))

18 May 2019

Всё понятно. Это мы умеем.

18 May 2019

Елена Аркадьевна, благодарю Вас! На самом деле ничего сложного нет! Обычная игра по станциям, только название новое (как всегда)))

18 May 2019

Спасибо за интересный материал.

18 May 2019

Благодарю Вас, Ольга Владимировна!

18 May 2019

Похожие публикации