Доклад на тему «Квест как одна из форм экологического образования»

13
9
Материал опубликован 18 May 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Доклад на фестиваль

«Летние формы организации экологического образования» в рамках областного педагогического салона с демонстрацией лучших практик дополнительного образования

«Опыт, традиции и перспективы развития региональной системы дополнительного образования»

17 мая 2019 г.

Автор: Лукина Ирина Геннадьевна,

учитель начальных классов

I кв.категории

МКОУ «Алнерская основная школа»

СЛАЙД 1

 

Квест как одна из форм экологического образования

СЛАЙД 2

Как пробудить чувство сопричастности к настоящему и будущему нашей планеты, России, малой родины у современных школьников? Мы знаем много эффективных методов и приемов: экскурсии, наблюдения, эксперименты, исследования, конкурсы рисунков и поделок, викторины. Но есть один замечательный метод, который может включать в себя все эти методы. Конечно, это квест! Организовывая экологическую приключенческую командную игру, мы даем возможность каждому участнику находится в центре экологических событий и осознавать, что именно от него (его знаний, умений, действий) зависит успех всей команды.

Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. Игра эта командная, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.

Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.

Мои квесты скорее можно отнести к играм-экскурсиям. И изюминка в них не только задания, но и маршрут, по которому продвигаются команды. Маршрут, места закладки «секретиков», задания подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

К подготовке заданий нужно отнестись особенно серьезно. Все формулировки должны быть простые и ясные, они должны побуждать участников остановиться и внимательнее взглянуть на тот или иной объект. Задания должны показывать что-то необычное, интересное, вести учащихся от зрительных наблюдений к получаемым знаниям и идеям. Хорошо, когда задания встраиваются в единый сюжет, перекликаются между собой, а в финале все ответы складываются у школьников в понятную фигуру (это может быть некоторая законченная идея, а может быть и игровой финал: собранная карта, нарисованный цельный рисунок, найденный предмет...).

Основой сценария квест-игры могут служить книги, интернет – ресурсы, сюжеты литературных произведений, мультипликационных и художественных фильмов, компьютерных игр и другое.

Я хочу представить Вам два квеста «По следам древних Алнер» и «Экологический десант. Родники».

В.А.Сухомлинский писал: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине».

СЛАЙД 3

Экологический квест «По следам древних Алнер» помогает ребятам в игровой форме прикоснуться к волшебному миру наших предков и понять, что человек и природа одно целое. Так было и будет всегда. В каждом городе или деревне существуют свои предания, легенды, сказания. Стать частью этих легенд помогает квест. Его главным артефактом является древнее городище, находящееся между двумя деревнями и окутанное множеством местных легенд.

Квест проходит в несколько этапов. Станции располагаются на территории СП «Деревня «Алнеры» Сухиничского района Калужской области: школа, сельский клуба, библиотека, древнее городище. При переходе к городищу дети знакомятся с местной рекой Гольчей.

В квесте используются задания с элементами геокешинга.

СЛАЙД 4

Во время квеста дети посещают разные Чертоги: Разума, Нечисти, Мокоши, Перуна, Небесный, Бесконечности и Жизни. В каждом из них необходимо выполнить задания, чтобы получить подсказку для продвижения дальше.

Вот примеры заданий.

В Чертоге Разума нужно разгадать кроссворд в сервисе http://LearningApps.org/3659248 и после его решения на экране появляется второе задание, получают координаты путешествия и составляют пеший маршрут на карте.

СЛАЙД 5

 

СЛАЙД 6

В Чертоге Нечисти команды встречаются с Бабой Ягой и Лешим и выполняют их задания: отгадывают загадки, отвечают на вопросы о сказочных героях и славянских богах, разгадывают ребус.

После выполнения всех заданий команды отправляются по своему маршруту на Городище (здесь идет учет времени: какая из команд проложила самый оптимальный маршрут).

СЛАЙД 7

Но так как ребята в основном все местные они проявили смекалку и сократили маршруты, предложенные программой.

На Городище испытания продолжились. В Чертоге Мокоши дети сделали травянку. В чертоге Перуна стреляли из лука, преодолевали «болото» и лабиринт. В Небесном чертоге знакомились с ремеслами древних славян, собирали имя одного из славянских богов. В Чертоге Бесконечности познакомились со славянским календарем и узнавали как называлось современное время года и месяц. Изготавливали руны-обереги.

СЛАЙД 8

В Чертоге Жизни были в роли следопытов и целителей: узнавали следы зверей и искали лекарственные травы.

В конце игры прошло посвящение в Алнеры, а потом все пили травяной чай, приготовленный на костре.

 

СЛАЙД 9

Ещё один квест «Экологический десант. Родники» уже носит чисто экологический характер, но не без краеведческой основы.

Создание и проведение квеста направлено на формирование у детей младшего школьного возраста экологического сознания, бережного отношения к окружающей природе посредством изучения родного края.

 

Легенда квеста такова:

«Ребята, я получила срочное задание из центра экологического управления! Сегодня они расшифровали сообщение о помощи с созвездия Водолея. Нашим командам поручено ответственное дело: определить кто просит о помощи, отправиться на место и решить экологическую проблему.»

СЛАЙД 10

В ходе квеста ребята выполняют следующие задания: отгадать ребусы, найти изображение отгадки у себя в отрядной комнате, отправить смс с ответом, чтобы получите дальнейшие указания. Затем, используя компьютер, найти на карте место, где спрятан «клад» - бутылочка с заданием. Отыскать место «клада» с помощью GPS-навигатора на телефоне и выполните задания.

СЛАЙД 11

Сфотографировать (снять на видео) место, где обнаружили «клад». Определить (сформулируйте) и записать экологическую проблему. Попробовать устранить экологическую проблему. Сделать фото растений, насекомых, птиц и животных, встретившихся на маршруте. Взять пробу воды. Во время прохождения маршрута найти: бумагу, пластик, металл, стекло, а затем разложить по контейнерам для раздельного сбора мусора.

СЛАЙД 12

Команды возвращаются в школу и при помощи атласов-определителей, сети Инернет находят названия птиц, растений, животных и насекомых. Делают каталог.

СЛАЙД 12

Вместе с учителем химии проводят анализ воды из источников. Вам представлен один из отчетов, сделанных в виде презентации. Так же были сделаны видеоотчеты.

СЛАЙД 14

Оба квеста были реализованы в летнем оздоровительном лагере в 2017 году. Квест «Экологический десант» уже несколько раз повторялся.

СЛАЙД 15

Удобство данной формы проведения мероприятий в том, что оно мобильно, применимо на любой территории и с любыми группами детей. Наполнение тоже можно менять: убирать и добавлять новые станции или этапы. Собственно, на основе одного квеста можно создать несколько вариантов его проведения.

СЛАЙД 16

Благодарю за внимание!


Презентация к докладу
PPTX / 6.17 Мб

Предварительный просмотр презентации

Квест как одна из форм экологического образования Лукина И.Г., учитель начальных классов МКОУ «Алнерская основная школа» Областной педагогический салон «Опыт, традиции и перспективы развития региональной системы дополнительного образования» Калуга, 17.05.2019

КВЕСТ - (поиски)русск. (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82_(%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)

Цель: содействие развитию интереса к краеведению и экологии родного края Цель: содействие развитию интереса к краеведению и экологии родного края Задачи: Способствовать развитию логического мышления, разговорной речи, наблюдательности Воспитывать культуру общения, любовь к истории своего народа через игровую деятельность Способствовать развитию активности, умению работать в команде.

Школа Городище СДК

Сокращенный маршрут Школа Городище Гольча СДК

Чертог Нечести

На Городище

Цель: изучение родного края, воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. Задачи: сформировать ответственность за принимаемые экологические решения и уверенность в преодолении экологической опасности, убеждение во всесторонней ценности природы для человека и общества; обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды; закрепить знания детей о растениях и животных; развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе; закрепить знания и навыки поведения в природе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Отличный доклад, Ирина Геннадьевна!!! Интересная презентация!!!

5
18 May 2019

Благодарю, Светлана Анатольевна!

5
18 May 2019

Благодарю, Светлана Анатольевна!

4
18 May 2019

Спасибо, Ирина Геннадьевна! Всё чётко и понятно. Я тквест не умею.

4
18 May 2019

Елена Аркадьевна, благодарю Вас! На самом деле ничего сложного нет! Обычная игра по станциям, только название новое (как всегда)))

5
18 May 2019

Всё понятно. Это мы умеем.

3
18 May 2019

Елена Аркадьевна, благодарю Вас! На самом деле ничего сложного нет! Обычная игра по станциям, только название новое (как всегда)))

6
18 May 2019

Спасибо за интересный материал.

5
18 May 2019

Благодарю Вас, Ольга Владимировна!

6
18 May 2019

Похожие публикации