Общеобразовательная программа кружка «Немецкий! Здорово! Не-правда ли?» (5 класс)
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Судайская средняя общеобразовательная школа имени Н.Ф.Гусева
Чухломского муниципального района Костромской области
Общеобразовательная программа кружка
« Немецкий! Здорово! Не-правда ли?»
Класс: 5
Количество часов: 34
Учитель немецкого языка: Лебедева Е.Н.
с. Судай, 2016 год
Пояснительная записка
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 5 классе составлена согласно требованиям ФГОС и является составной частью учебно- воспитательного процесса. Настоящая программа своим содержанием детализирует и раскрывает условия воспитания и развития учащихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями обучения немецкому языку, которые определены новыми стандартами образования. Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует результаты овладения языком и способствует дальнейшему совершенствованию умений и навыков в говорении (диалогической и монологической формах), чтении, обновлению лексического запаса, расширению знаний по страноведению. Внеурочная деятельность определяется добровольным участием школьников, мотивацией данного вида деятельности в воспитательном процессе.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами культуры речи, грамматики немецкого языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о стране изучаемого языка.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами, чтобы занятия немецким языком связывались у детей с положительными эмоциями и чувством радости, а формулировки заданий соотносились с возрастом и интересами учащихся. Ребенок легко и надолго запоминает то, что ему интересно, поэтому наиболее эффективной формой проведения кружка будет игра. Каждое занятие предполагает наличие теоретической части (введение лексических единиц, речевых клише, текстов песен и т.д.), а также практическую часть, в которую включены различные виды игровых упражнений на развитие внимания, памяти, моторики, речи детей (лото, домино, пантомима, мини-театр и др.)
Цель программы: стимулирование интереса учащихся к изучению предмета “Немецкий язык” и развитие их творческих способностей.
Задачи программы:
воспитывать у учащихся толерантности и уважения к другой культуре;
развивать личностные качества (умение работать в сотрудничестве с другими,
коммуникабельность, привитие навыков самостоятельной работы;
приобщать учащихся к новому социальному опыту за счет расширения
cпектора социальных ролей в игровых ситуациях, формирование готовности к общению на немецком языке
Предполагаемый результат:
расширение лексического запаса учащихся;
повышение уровня практического владения иностранным языкомФ;
улучшение страноведческих знаний учащихся.
2. Общая характеристика кружка
Поскольку международные связи нашего государства в различных отраслях экономики и культуры с каждым годом расширяются, повышается роль владения языками, основа знания которых закладывается в общеобразовательной школе.
Одним из факторов повышения результативности и качества знаний является использование интересных, эффективных приёмов и методов, активных форм работы:
-обучающее занятие;
- тренировочное занятие, тренажер по лексике, грамматике, страноведению;
-индивидуальное занятие;
- интеллектуальная игра;
-дискуссия
Основные методы:
- знакомство с историческим материалом по всем темам
- иллюстративно-наглядный
- индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися
- дидактические игры
- ИКТ И ЦОР
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Возрастная группа обучающихся: 10-13 лет, 5 класс
Оптимальная численность группы: 14 человек
Курс рассчитан на 1 час в неделю
Общее количество часов: 34 часа
4.Описание ценностных ориентиров содержания
Кружок «Немецкий без отметок» имеет деятельностный характер, он позволяет осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Формирование коммуникативной компетенции связано с получением социокультурных знаний.
Формирование элементарной коммуникативной компетенции школьника происходит на доступном уровне во всех главных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Используемые технологии:
метод проектов;
технология ИКТ;
игра.
Формы контроля знаний:
ролевые игры;
проведение выставок;
подготовка и защита проектов;
презентация творческих работ;
театральные выступления;
оформление и написание писем.
Способы оценки учебных достижений учащихся
Оценка достижений учащихся осуществляется:
- при презентации результатов творческих упражнений;
- при театральном выступлении .;
Формы проведения занятий.
-
Фронтальная работа
Работа в парах, группе
Ролевые игры
Занятия проводятся в игровой форме с использованием наглядности. На занятиях разучиваются рифмовки, песни, стихотворения, инсценируются различные ситуации.
Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; к родному языку;
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей;
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни;
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология;
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество;
7. Воспитание уважения к культуре народов немецкоговорящих стран.
Ценности: культура и язык народов немецкоговорящих стран, толерантность, интернационализм.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения иностранного языка на занятиях кружка
Личностные результаты:
самосовершенствование в образовательной области “Иностранный язык”;
осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка;
совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры;
расширение лексического запаса
Метапредметные результаты:
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми, выполняя разные социальные роли;
формирование осознанного и уважительного к другому человеку, его мнению, культуре, истории, традициям
Предметные результаты:
Аудирование:
восприятие на слух и понимание речи учителя и одноклассников и сообщения в диалогической и монологической формах;
восприятие на слух и понимание основного содержания несложных текстов аудио- и видеотекстов
Говорение:
Диалогическая речь
умение вести диалоги в стандартных ситуациях общения с соблюдением
норм речевого этикета, а также диалог-расспрос, диалог обмен мнениями;
Монологическая речь
сообщение о старом немецком городе;
Чтение:
чтение вслух (по ролям) и про себя небольших аутентичных текстов использованием словарей, сносок, комментарий;
Письмо:
написание поздравлений, коротких писем личного характера, заполнение анкет;
краткое изложение проектной деятельности;
6. Содержание программы:
Содержание программы соответствует образовательным и воспитательным целям и составлена с учетом возрастных особенностей пятиклассников и их интересов. Поэтому программа предусматривает следующие формы и виды работы, которые активизируют умственную и творческую деятельность учащихся, развивают познавательный интерес к немецкому языку, формируют навыки самообразования, расширяют кругозор учащихся:
- обучающие игры - инсценировки - викторины - проекты - конкурсы знаний
Моя семья-генеалогическое древо. Мой дом, улица. Мое хобби. Я и мой друг по переписке. Старый немецкий город. Города Германии: Берлин и остров музеев. Мюнхен и символы города. Заочная экскурсия по городу. Увлекательный мир цвета.
Праздники немецких детей. День Святого Мартина. Рождество. Традиции страны изучаемого языка. Рецепт рождественского печенья. Песни про рождество (прослушивание и разучивание). Переписка с друзьями. Оформление письма, поздравительных открыток. Инсценирование сказки” Теремок. Знаменитые писатели – сказочники. В гостях у братьев Гримм.
Deutsch! Toll, nicht wahr? |
Беседа учителя о роли немецкого языка в мире. Факты, циф-ры…. Игра - поиск слов |
Meine Visitenkarte |
Заполнение анкет и представление себя (по карточкам о школьниках Германии) |
Wer ist Sant Martin |
Рассказ учителя о Св.Мартине. Поделка: фонарь святого Мар-тина. |
Meine Familie |
Генеалогическое древо моей семьи. Сообщение учащихся. Выставка |
Eine alte deutsche Stadt |
Работа над макетом города (распределение объектов “строи-тельства”) описание объектов. |
Berlin |
Просмотр фильма о Берлине Достопримечательности. Разучивание песни о Берлинe. |
Munchen |
Просмотр фильма. Достопримечательности города |
Wissenstoto |
Викторина по 2 городам |
Meine Strasse, mein Haus |
Фото улицы , дома с описанием. |
Weihnachten Lustige Essstunde |
Фильм про рождество в Германии Традиции и атрибуты праздника. Конкурс кроссвордов Дерево пожеланий и желаний. Чаепитие с рождественским печеньем. |
Briefe schreiben-Freunde gewinnen |
Как писать личное письмо; mail -сообщения |
Lustige Farben |
Чтение микротекстов, веселых рассказов, загадок |
Turmhäuschen |
Инсценировка сказки, показ родителям на собрании и младшим школьникам |
Brüder Grimm |
Рассказ учителя – презентация. Выставка рисунков сказочных персонажей |
Erudit Wir singen Unsere Resultate |
Конкурс знаний по изученным темам Повторение выученных песен, рифмовок, считалок. Выставка проектных работ. Рефлексия |
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Формы работы |
Виды деятельности |
Кол-во часов |
|
1 |
Немецкий! Здорово! Неправда ли? |
Беседа о роли немецкого языка |
Личностные УУД: -освоение социальной роли. -формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Регулятивные УУД: - формулировать цель деятельности с помощью учителя. -проговаривать последовательность действий. -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -перерабатывать полученную информацию: группировать лексику по темам Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других. -учиться выполнять различные роли в группе. Предметные УУД: -формирование языковых представлений и фонетических, лексических и грамматических навыков. -формирование социокультурной осведомлённости в коммуникативной сфере. -умение выполнять задания по усвоенному образцу. -осуществление самооценки. -перспектива применения немецкого языка для контактов с представителями других культур. |
1 |
||
2 |
Факты, циф-ры…. Игра - поиск слов |
Игра |
1 |
|||
3 |
Моя визитная карточка |
Мини - проект |
1 |
|||
4 |
Святой Сант Мартин |
Рассказ учителя. |
1 |
|||
5 |
Поделка: фонарь святого Мартина. |
Мини-проект |
1 |
|||
6 |
Моя семья |
Мини-проект |
1 |
|||
7 |
Старый немецкий город |
Компьютерная презентация |
1 |
|||
8 |
Работа над макетом города (распределение объектов “строи-тельства”) описание объектов. |
Конструирование города |
||||
9 |
Берлин – столица Германии |
Фильм о Берлине |
1 |
|||
10 |
Берлин |
Разучивание песни о Берлинe |
1 |
|||
11 |
Мюнхен |
Фильм о Мюнхене |
1 |
|||
12 |
Конкурс эрудитов |
Викторина |
1 |
|||
13 |
Моя улица. Мой дом. |
Мини-проект |
1 |
|||
14 |
Рождество |
Фильм про Рождество |
||||
15 |
Веселое Рождество |
Традиции и атрибуты праздника. Конкурс кроссвордов Дерево пожеланий и желаний. Чаепитие с рождественским печеньем. |
1 |
|||
16 |
Мы мастерим |
Рисунки и поделки Коллаж поделок |
1 |
|||
17 |
Интеллектуальная игра «Самый умный» |
Игра |
1 |
|||
18 |
Почта |
Правила написания письма |
1 |
|||
19 |
Веселый час чтения |
Сообщения в mail на немецком языке |
1 |
|||
20 |
Увлечения, хобби друзей |
Написание мини-сочинения |
1 |
|||
21 |
Достопримечательности Германии |
Компьютерная презентация |
1 |
|||
22 |
Веселая палитра |
Мир цвета (рассказ учителя) |
1 |
|||
23 |
Сказка «Теремок» |
Чтение сказки по ролям |
1 |
|||
24 |
Развитие устной речи. Работа над сказкой «Теремок» |
Распределение ролей, характеристика персонажей |
1 |
|||
25 |
Изготовление атрибутов к сказке |
Проект |
1 |
|||
26- 27 |
Инсценировка сказки «Теремок» |
Репетиция. Инсценировка сказки |
2 |
|||
28 |
Немецкие поэты |
Чтение немецких стихов. Конкурс чтецов |
1 |
|||
29 |
В гостях у братьев Гримм |
Чтение сказок |
1 |
|||
30 |
Эрудит |
Конкурс знаний |
1 |
|||
31 |
Викторина «Знатоки немецкого языка» |
Викторина |
1 |
|||
32 |
Давайте споем |
Песни, считалки, рифмовки |
1 |
|||
33 |
Проектная работа «Мои успехи» |
Проект |
1 |
|||
34 |
Подведение итогов |
Итоги года. Рефлексия. Выставка проектных работ. |
1 |
8. Материально-техническое обеспечение:
Компьютер.
Интерактивная доска.
Диски.
Фильмы.
Презентации.
Двуязычные словари.
Аудиокурс для 5 класса.
9. Использованная литература
1. Бим И.Л. Немецкий язык. 5класс.Академический школьный учебник.M.:Просвещение,2014г
2. Бим И.Л. Аудиокурс к учебнику немецкого языка. 5класс.
3. Двуязычные словари
4. Дидактические материалы. Немецкий язык. Упражнения для 5-6 классов.
5. Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Бим И. Л. Москва.” Просвещение” 2009г.
6. Серия книг “ Мы отмечаем праздники”. Издательство Эрнст Кауфманн.
7. Занимательный немецкий 2-11 класс.
8. Журналы: “Шрумдирум”,” Витамин Д”, “Германия”
9. Книги для чтения.
Интернет-ресурсы:
htt:// shool- collekction.edu.ru
http://www.lernspiele.at/ lese2000
studygerman.ru Тесты по немецкому языку online, игры online.info@goethe.de
Ермолаева Анастасия Анатольевна