12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Анжелика116 Я работаю учителем иностранных языков- английского и немецкого. С радостью обмениваюсь опытом с коллегами. Россия, Архангельская обл., Северодвинск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа учебного курса «Немецкий - второй иностранный»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «НЕМЕЦКИЙ - ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ»
5-е КЛАССЫ
Петухова Анжелика Александровна,
учитель иностранного языка
первой квалификационной категории
Северодвинск
2017
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по учебному курсу «Немецкий-второй иностранный» составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС-2) (приказ № 1897 от 17.12. 2010 МО РФ)
Примерная программа начального общего образования по иностранному языку – Москва «Просвещение» 2009
Программа общеобразовательных учреждений по немецкому языку как второму иностранному для 7-11-х классов (автор Н.Д.Гальскова, Москва «Просвещение» 2004 год)
Программа общеобразовательных учреждений по немецкому языку для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка (автор Н.Д.Гальскова, Москва «Просвещение» 2004 год).
Общая характеристика курса
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение второго иностранного языка в средней школе выделяется два часа в неделю, в рамках кружка (факультатива) в год на изучение немецкого языка приходится 34 часа. Обучение начинается с 5-го и продолжается до 11 класса.
Данная рабочая программа по курсу «Немецкий-второй иностранный» создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования.
Основанием для разработки данной рабочей программы по немецкому языку послужила завершенная предметная линия учебников «Горизонты» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова ,УМК «Перспектива » ОАО «Издательство «Просвещение».
Приоритетными формами работы являются формы, отраженные в таблице:
Общие формы работы | Частно методические формы работы |
1) Индивидуальная 2) Фронтальная 3) Коллективная 4) Групповая а) кооперативно-групповая б) дифференциально-групповая с) парная | 1) Фонетическая зарядка 2) Лексические и грамматические игры 3) Урок-презентация 4) Круглый стол 5) Ролевая игра 6) Урок-викторина 7) Урок домашнего чтения 8) Видео урок 9) Внеклассное мероприятие |
Цели обучения немецкому языку как второму иностранному.
Основной целью обучения немецкому языку как второму иностранному является формирование у учащегося способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой им коммуникативной деятельности. Отсюда цель обучения немецкому языку как второму
иностранному представляет собой сложное интегративное целое, выходящее не только на коммуникативную, но и межкультурную компетенцию. Реализация данной цели призвана способствовать развитию поликультурной и мультилингвальной языковой личности учащегося.
Развитие способности к межкультурной коммуникации, осуществляемой с помощью немецкого языка, предполагает формирование у учащегося прежде всего знаний, навыков и умений, владение которыми позволяет ему приобщиться к лингвоэтнокультурным ценностям страны изучаемого второго иностранного языка и практически пользоваться этим языком в ситуациях межкультурного взаимодействия и познания.
Речь идет о развитии у школьника коммуникативной компетенции, позволяющей ему в соответствии с его реальными и актуальными потребностями и интересами использовать немецкий язык на базовом уровне в наиболее типичных социально детерминированных ситуациях речевого непосредственного и опосредованного общения.
Данный уровень владения коммуникативной компетенцией предполагает наличие у учащегося:
- знаний о системе немецкого языка и навыков оперирования языковыми средствами общения данного языка;
- коммуникативных умений, т.е. умений понимать и порождать высказывания на немецком языке в соответствии с конкретной сферой, тематикой и ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением, а также с учетом национально-культурной специфики страны/стран изучаемого языка.
Данные знания, навыки и умения призваны обеспечить учащимся способность:
- в устной и письменной форме устанавливать и поддерживать контакт с партнером по общению, сообщать и запрашивать информацию различного объема и характера, логично и последовательно высказываться и адекватно реагировать на высказывания партнера по общению, интерпретировать и обобщать информацию, выражать при этом свое отношение к предмету общения и использовать аргументацию и эмоционально-оценочные суждения;
- использовать различные стратегии извлечения информации из звучащего и/или письменного текста (понимание основного содержания, понимание полного содержания и поиск необходимой/интересующей информации) и интерпретировать (творчески перерабатывать) полученную информацию.
В процессе обучения немецкому языку как второму иностранному учащийся расширяет свою индивидуальную карту мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей этого языка, к их духовному наследию, национально-специфическим способам достижения межкультурного взаимопонимания.
Процесс изучения учащимся третьего для него языка и постижения культуры его носителей связан с развитием языковых (речевых) умений учащегося, психических процессов, которые лежат в основе успешного овладения коммуникативной деятельности на немецком языке.
Важным является также дальнейшее совершенствование у школьника навыков и умений рационального овладения неродным языком и культурой, сформированных в процессе обучения родному и первому иностранному языкам. К ним относятся навыки и умения:
- работать с языковым материалом (правильно осуществлять выбор необходимых языковых явлений; оптимизировать процессы усвоения языкового материала; совершенствовать работу памяти);
- планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и оценку успешности своих результатов.
Поскольку способность к речевому общению на межкультурном уровне затрагивает сферу социальных отношении между людьми, то данная способность самым естественным образом имеет выход на личностные качества учащегося и его навыки и
умения, позволяющие ему успешно взаимодействовать с носителями изучаемого языка и с другими партнерами по общению, что составляет основу межкультурной компетенции.
В связи с этим в процессе обучения немецкому языку как второму иностранному актуальным является развитие у учащихся:
- толерантности к другому образу жизни, мыслей, к иной позиции партнера по общению;
- умения и желания видеть и понимать различие и общность в родной культуре и культуре стран первого и второго иностранных языков, различие и общность в мировосприятии носителей этих культур;
- готовности и умения открыто воспринимать другой образ жизни, понять еще одну – иную - картину мира и обогатить за счет этого свою собственную систему мировосприятия и мироощущения.
Реализация основной цели обучения немецкому языку как второму иностранному предполагает решение задачи развития у учащихся таких личностных качеств, как самостоятельность, активность и способность к словотворчеству в осуществлении коммуникативной деятельности на немецком языке.
Результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты деятельности (в соответствии с ФГОС):
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация. Действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Календарно-тематическое планирование «Немецкий-второй иностранный»
5а,б классы
№ | Тема занятия | Дата |
1. | Приветствие. Введение речевых структур приветствия и прощания. | |
2. | Знакомство. Введение вопросительной структуры «Как тебя зовут». | |
3. | «Откуда ты?». Развитие навыков диалогической речи. | |
4 | Развитие навыков аудирования. | |
5 | Употребление основных модальных глаголов. | |
6 | Названия немецкоговорящих городов и стран. | |
7 | Мой класс. Школьные предметы. | |
8 | Спряжение глаголов в настоящем времени. | |
9 | Обучение чтению. Работа с текстом «На перемене». | |
10 | Цифры и счет в немецком языке. | |
11 | Школьные принадлежности. | |
12 | Определенные и неопределенные артикли. | |
13 | Животные. Винительный падеж имен существительных. | |
14 | Вопросительные предложения и краткие ответы на них. | |
15 | Развитие навыков аудирования и чтения. | |
16 | Школьная жизнь. Обучение чтению с детальным пониманием. | |
17 | Кружки и секции в школах Германии. | |
18 | Который час? Определение времени по часам. | |
19 | Прямой и обратный порядок слов в предложении. | |
20 | Немецкие дни недели. | |
21 | Структура немецкого предложения. Развитие грамматических навыков. | |
22 | Школьная жизнь. Развитие навыков ознакомительного чтения. | |
23 | РС Проектная работа по теме «Моя школа» | |
24 | Хобби и увлечения. Настоящее время Präsens. | |
25 | Отделяемые приставки. | |
26 | Спряжение сильных глаголов в настоящем времени. | |
27 | РС Я и моя семья. Введение новых ЛЕ. | |
28 | Окончания существительных. | |
29 | Семьи в Германии и России. | |
30 | Притяжательные местоимения и артикли. | |
31 | Выбор профессии. Словообразование. | |
32 | Любимые занятия. Развитие навыков аудирования. | |
33 | Покупки. Развитие лексико-грамматических навыков. | |
34 | Урок-повторение. Лексическая игра «Лото» |
Литература
Примерные программы по иностранным языкам. Основное общее образование (базовый уровень).
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. Москва «Дрофа» 2001 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5-9класс. Издательство «Просвещение» 2004 г.
Программы общеобразовательных учреждений «немецкий язык как второй иностранный» Москва «Просвещение», 2003;
Программы общеобразовательных учреждений «Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка» Москва «Просвещение», 2003;
О.А.Радченко «Alles klar» для 5 класса первого года обучения Москва «Дрофа», 2006;
Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез «Немецкий язык» 2-4 классы Москва «Дрофа», 2005;
Мультимедийные комплексы для изучения немецкого языка на начальном этапе обучения.
«Моя первая тетрадь по немецкому языку» Н.В.Богданова, С.Н.Крячина, учебное пособие, Санкт-Петербург «КОРОНА-Век» 2007 г