Дополнительная общеобразовательная программа кружка школьной газеты «6 дней» (5–9 классы)

2
0
Материал опубликован 11 November 2016

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МКУ «Управление образования Исполнительного комитета

Заинского муниципального района» РТ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» ЗМР РТ

 

г. Заинск, 2016

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

объединения школьной газеты «6 дней»

Автор-составитель:

Иванова Лариса Александровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «ЗСОШ№6»

Возраст обучающихся: 11-15лет

Срок реализации: 1 год

Принята на заседании методического совета

от « ____» __________ 2016 г.

Протокол № _____

 

Утверждаю:

Директор МБУДО «Дом детского творчества» ЗМР РТ

_____________ В.П.Куликова

«____» ________ 2016 г.

 

 

 

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………………………………..3

1. Постановка проблемы, которую предполагается решить с помощью программы.
1.1. Анализ социокультурной ситуации.
1.2. Анализ существующего программного обеспечения решения проблемы.
2. Краткая характеристика предмета. Миссия программы.
3-4. Цель, задачи программы.
5. Организационно-методическое обеспечение программы (Условия реализации программы).
6. Ожидаемые образовательные результаты.

Учебно-тематический план……………………………………………………………………6

Содержание учебного курса…………………………………………………………………...7

Методическое обеспечение программы……………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………………………...11

Приложение……………………………………………………………………………………12

Календарный учебный график………………………………………………………….…..17

Пояснительная записка

1. Постановка проблемы, которую предполагается решить с помощью программы.
1.1. Анализ социокультурной ситуации.

Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества.

Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к её быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся начальной школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.

Цель образования - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого культурного человека, способного к постоянному жизненному совершенствованию.

Учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости и учащиеся находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.

В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но ориентированы они, чаще всего, для учащихся среднего звена или старших классов.

Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Конечно, с центральными изданиями школьная печать конкурировать не может. Но это и не является ее задачей. Нашу школьную газету можно сейчас рассматривать как средство установления дружеских межличностных отношений среди младших школьников разных классов и внутри одного класса, средство создания в начальной школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета станет своеобразным катализатором и генератором идей. А содержание школьной газеты - это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

Программа целесообразна для детей с нарушениями зрения для адаптации их в социум, способствует совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью, красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной речи.

Речевое развитие детей с нарушением зрения является одним из основных компонентов психологической основы усвоения знаний в школе. Поэтому просто необходимо привлекать учащихся к работе в кружке, посредством уроков которого они смогут не только пополнить свой словарный запас, но и значительно расширить кругозор. У детей появляется дополнительная возможность для практического применения знаний литературного русского языка не только в устной, но и в письменной речи. Это, в свою очередь, не может положительно не сказаться на успеваемости по русскому языку и чтению.

1.2. Анализ существующего программного обеспечения решения проблемы.

Уровень освоения дополнительной образовательной программы - общекультурный и специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение его информированности, освоение понятий и технологий в области журналистской деятельности.

Уровень усвоения содержания образования - творческий, предполагает поиск учащимися действий и применение знаний, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения (при выполнении разных видов журналистской деятельности).

Дополнительная образовательная программа объединения «6 дней» по направленности освоения материала - вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий.

Основной способ подачи содержания - комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с информационным материалом.

2. Краткая характеристика предмета. Миссия программы.

Содержание образовательной программы направлено на:

создание условий для развития личности ребенка;

· развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

· обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

· приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

· профилактику асоциального поведения;

· создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

· интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

· укрепление психического и физического здоровья;

· взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

3-4 . Цель, задачи программы.

Цель программы - раскрыть творческий потенциал учащихся в сфере журналистики. Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:

Познакомить обучающихся с основными терминами журналистики.

Дать представление о сущности журналистской профессии.

Познакомить со способами сбора информации.

Обучить первичным навыкам работы с содержащейся в текстах (различной направленности) информации.

Формировать у обучающихся первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог.

Учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.

Учить давать самооценку результатам своего труда.

Обучить первоначальным навыкам работы в программе Publisher в процессе создания школьной газеты.

5. Организационно-методическое обеспечение программы (Условия реализации программы).
Срок обучения:

Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 64 часа.

Возраст учащихся: 11-15 лет.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Количество учащихся в группе : 15 человек.

6. Ожидаемые образовательные результаты.

В результате изучения курса (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты освоения курса предполагают:

приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты «6 дней»;

получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные результаты отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы объединения «6 дней» школьники:

познакомятся с основными терминами журналистики;

приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно - познавательных текстов, инструкций;

получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;

приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

научатся давать самооценку результатам своего труда;

приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;

приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;

научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;

научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;

поймут, на доступном младшему школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «6 дней» (1 раз в четверть) и спецвыпусков газеты, посвященных одной выбранной теме (по мере поступления важной оперативной информации или на тему важного события в стране), а также участие в конкурсах для юных журналистов.

 Реализация программы кружка позволит:

Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;

Заинтересовать учащихся творческим процессом;

Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;

Повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

Подготовить к выпуску очередной номер школьной газеты «6 дней»;

Осуществлять пропаганду педагогической деятельности;

Формировать необходимые качества, присущие социально-активной личности (научить кружковцев активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).

Учебно-тематический план

п/п

Раздел

Тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

 

1.

Введение в программу

Цели и задачи кружка.

1

1

   

2.

История журналистики в России

1

1

   

3.

Газета в моих руках

Современные газеты

1

 

1

Распределение обязанностей

4.

Газета в моей семье (презентация)

1

1

 

Выступление участников

5.

Журналистика как профессия

Работа в редакции

1

 

1

 

6.

Юнкор школьной газеты

1

 

1

опрос

7.

Презентация газеты «6 дней»

1

 

1

Организация презентации

8.

Посвящение в юные журналисты

1

 

1

 

9.

Функции

журналистики

Функции журналистики

1

1

 

опрос

10

Способы сбора информации

Способы сбора инфор­мации (анкетирование, опрос, интервью и работа с корреспонденцией)

3

 

3

опрос

11

Мастерская информационных газетных жанров

Заметка

2

1

1

Практическая работа

12

Интервью

3

1

2

Практическая работа

13

Репортаж

3

1

2

Практическая работа

14

Отчёт

2

1

1

Практическая работа

15

Культура речи

Газетный язык.

1

1

 

Практическая работа

16

Речевые ошибки в тексте сообщения

2

1

1

Практическая работа

17

Упражнения по формиро­ванию выразительной письменной речи

1

 

1

Практическая работа

18

Функционально-­смысловые типы текстов

2

1

1

Практическая работа

19

Знакомство с оформительским делом

Структура газеты

1

 

1

Практическая работа

20

Макетирование номера газеты «6 дней»

2

1

1

Практическая работа

21

Заголовок

1

 

1

Опрос

22

Шрифт

1

 

1

 

23

Иллюстрация в газете

3

 

3

Практическая работа

24

Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты

Устройство фотоаппарата и диктофона. Основные технические термины.

1

 

1

беседа

25

Работа с фотоаппаратом

4

 

4

Практическая работа

26

Работа с диктофоном

2

 

2

Практическая работа

27

Подготовка статей для школьной газеты

10

 

10

Практическая работа

28

Компьютерное редактирование. Вёрстка газеты.

9

 

9

Практическая работа

29

Подведение итогов работы кружка

1

 

1

 
 

ИТОГО

66 64

     

Содержание учебного курса

 Введение в программу.

Теория: Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Юный журналист», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

 История журналистики в России.

Теория: Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси.

 Газета в моих руках.

Современные газеты

Практическая работа: рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Составление плана для рассказа о печатном издании.

Презентация «Газета в моей семье».

Практическая работа: презентация выбранной газеты (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану).

 Журналистика как профессия.

Работа редакции.

Теория: формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты.

Практическая работа: выбор приоритетных направлений работы для каждого кружковца в редакции школьной газеты.

Юнкор школьной газеты.

Теория: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм,

владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы.

Практическая работа: ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и

отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации).

Презентация газеты.

Практическая работа - подготовка кружковцев к ответственной миссии - презентация школьной газеты для всех учащихся школьного звена с целью привлечения к чтению школьной газеты большого круга читателей и проведение презентации газеты (выступление агитбригады кружковцев).

Посвящение в юные журналисты.

Практическая работа: подготовка клятвы юного корреспондента, организация мероприятия,

проведение мероприятия перед школьниками всех классов. Вручение юнкорам рабочих инструментов: рабочего блокнота журналиста и профессиональной ручки.

 Функции журналистики.

Теория: Функции журналистики - информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основа для его работы.

Практическая работа: на примере выпусков центральных печатных изданий провести анализ

некоторых статей для определения направленности каждой из них, учить определять какую функцию выполнял журналист при работе над статьёй, заметкой .

 Способы сбора информации.

Теория: Основные методы - это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование.

Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции

Мастерская информационных газетных жанров.

Заметка.

Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка - информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение.

Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как её написать?» Оформление заметки на выбранную тему.

Интервью.

Теория : Особенности жанра, его виды: интервью - монолог, интервью -диалог, интервью- зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью» . Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.

Репортаж.

Теория: отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие. Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».

Отчёт.

Теория: Отчёт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета.

Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком -то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.

Культура речи.

Теория :Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка.

Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей.

Знакомство с оформительским делом.

Структура газеты. Макет.

Теория: Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «:тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование».

Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе).

Заголовок.

Теория: Понятие и основные функции заголовка.

Практическая работа: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на

содержание (творческая работа кружковцев).

Шрифт.

Теория: Знакомство с видами шрифта различных изданий периодической печати. Изучение особенностей некоторых видов шрифта, соответствие его содержанию информации в газете. Практическая работа: Упражнение в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление заголовков, плакатов. Работа в программе Publisher.

Иллюстрация в газете.

Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков».

Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

 Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты .

Теория: Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой.

Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).

 Подготовка статей для школьной газеты.

Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.

 Компьютерное редактирование. Верстка газеты.

Теория: «компьютерная вёрстка газеты».

Практическая работа: Печатание материала , подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Обработка фотографий и рисунков в программе Publisher. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты и обработка фотографий с помощью программы Photoshop.

 Подведение итогов работы кружка

Теория: Подведение итогов занятий за год.

Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев

Методическое обеспечение программы

Основные формы и режим занятий.

Дополнительная программа составлена из расчета 64 часа 2 раза в неделю по 1 часу.

Основная форма организации - учебные занятия (индивидуальные и групповые).

Реализация программы предусматривает следующие формы работы с обучающимися: занятия теоретического плана и практические занятия. Практическая работа предполагает выход в классы, встречи с педагогами, анализ литературных источников, практическую работу по сбору и обработке информации, работу по макетированию и верстке выпуска газеты.

Методы подачи нового материала:

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Приёмы организации работы:

Решение проблемных ситуаций

Ролевые игры

Объяснение

Показ приёмов работы с техникой

Тренинговые упражнения по развитию устной и письменной речи

Разбор речевых ошибок

Презентация

Опрос

Распределение обязанностей

Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты

Практическая работа с ПК. Фотоаппаратом и диктофоном

Издание и распространение выпусков школьной газеты

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев). Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика (застенчивый работает больше в группе и выполняет практическую работу по верстке материалов, рассеянный - в режиме четкого алгоритма действий, чаще выполняет задания практического характера, например, проведение опроса, работа с макетированием, подбор шрифта и т.д.

Программа объединения школьной газеты «6 дней» реализуется при наличии:

Дидактического материала и атрибутов;

Материально-технического обеспечения:

компьютерной сети для монтажа школьной газеты - компьютеры в классах и в кружке,

наличие соответствующего программного обеспечения на компьютерах (программы Publisher)

принтера,

цифрового фотоаппарата,

диктофон

Список литературы

1.Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

2.Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

3.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

4.Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

7.Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.

8. http://festival.1september.ru/articles/419133/

Приложение

Краткий словарь журналиста

Актуальность
Актуальная информация – это информация важная, злободневная. Актуальность – одно из важнейших требований, которые предъявляют к материалу, подготовленному журналистом. Прямая его обязанность – сообщать своим читателям, слушателям и зрителям о том, что им интересно, но о чем они пока еще не знают или знают мало. И поэтому актуальным будет не только экстренное сообщение о важном событии по радио или в телевизионном выпуске новостей, но и развитие волнующей читателя темы в газете или журнале. По оценкам психологов, самыми актуальными во все времена оставались темы семьи, быта, досуга. И вполне возможно, что статья о гастролях Мариинского театра в Москве окажется для театрала куда более актуальной, чем новости из Государственной думы. Но в том-то и состоит профессионализм журналиста, чтобы суметь показать, какое событие действительно важно и актуально, и показать это через предметы, близкие и понятные каждому.

Аналитический обзор
Один из самых солидных и уважаемых жанров (см. Жанр) в журналистике. Ежечасно радио и телевидение приносят нам десятки свежих новостей, разобраться в которых бывает не так-то просто. Помогают, как правило, все расставить по своим местам обозреватели и комментаторы в своих аналитических обзорах. Задача журналиста – сопоставить факты, проанализировать их, показать их место в контексте других событий. На телевидении обзоры делают, как правило, раз в неделю (например, «Итоги» на НТВ). Все чаще стали появляться обзоры в газетах, что позволяет не просто вернуться к событиям вчерашнего дня, но и увидеть их в новом свете. В журналах именно аналитический обзор часто становится «гвоздем» номера.

Анонс
«Смотрите на канале!», «Слушайте в сегодняшнем эфире!»,
«В следующем номере вы прочтете...» – все это разные формы анонсов. Анонс (от фр. annonce) – это объявление о том, что важного и интересного готовят для нас пресса, телеканалы, радиокомпании. Журналы могут позволить себе отвести целую страницу под анонсы самых ярких материалов следующего номера. Но и газеты не отстают. Например, «Аргументы и факты» регулярно сообщают своим читателям о том, с чем они смогут познакомиться в ближайших выпусках еженедельника и его приложений. Анонсы, как правило, делают очень короткими. На телевидении и на радио анонс в среднем идет около 30 секунд! Сколько же нужно таланта и проницательности, чтобы за такое короткое время убедить нас, что новую передачу обязательно нужно посмотреть или послушать!

Брифинг
Это слово пришло к нам из английского языка, а по-английски brief означает «короткий, недолгий». В журналистской практике брифингом называют краткое сообщение о важном и значительном событии. Информирует журналистов о произошедшем представитель правительства, Думы или другое официальное лицо высокого ранга. На брифинге, в отличие от пресс-конференции, вопросов почти не задают – журналистам приходится довольствоваться той краткой информацией, которую им официально предоставили.

Газета
«История мира за одни сутки». Сложно придумать лучшее определение для этого вида периодики, старейшего и одного из самых распространенных. Само слово «газета» по традиции связывают с названием итальянской монеты – gazzetta. Говорят, что в середине XVI в. она служила платой за листки, сообщавшие венецианским купцам и их клиентам торговые новости. История газетного дела ведет начало с 1609 г. Именно тогда в Германии, в Страсбурге и Аугсбурге, раз в неделю начали выходить газеты. А первая русская газета «Куранты» (от фр. courant – «текущий») появилась в 1621 г. Правда, она была рукописной и издавалась всего в нескольких экземплярах. Ее читателями были царь и бояре. Газету составляли переводные сообщения: из иностранных источников для нее брали военные, торговые и дипломатические новости. Первый номер печатной газеты «Ведомости» вышел в Петербурге 16 декабря 1702 г. (по другим источникам – 2 или 13 января 1703 г.). Газета была учреждена указом Петра I.

Главные признаки газеты как особого типа печатного издания: периодичность (см. Периодичность), массовость, оперативность – складывались постепенно. И постепенно увеличивалось число газет.
В 1998 г. в России их выпускалось больше 20 тысяч. Большинство современных газет выходит ежедневно, хотя есть в семье газет и такие, которые выходят 5 раз в неделю («Известия»), и еженедельники, например «Аргументы и факты» (см. Еженедельник). Ежедневное чудо создания газеты совершается совместными усилиями большого коллектива журналистов, а помогают им работники типографии, служба распространения, экспедиторы. Девизом газетчика по-прежнему остается новость, а его главная задача – поставлять читателю самую оперативную и актуальную информацию. Правда, сегодня газетам приходится соперничать с гораздо более оперативными радио и телевидением. И в газете читатель ищет уже не просто сообщение, но сопо-
ставление фактов, комментарий к ним. Важно для газетчика умение говорить с читателем интересно, увлекательно. Способ подачи материала, набор жанров (см. Жанр) и рубрик (см. Рубрика), а также их оформление создают особый стиль газеты, ее лицо. И здесь важно помнить о читательском адресе. Одно дело – газета, адресованная юным читателям, другое – газета для бизнесменов или, например, для любителей спорта; есть газеты специальные, для представителей той или иной профессии. В зависимости от того, насколько широкая аудитория (см. Аудитория) у издания, говорят о газетах общероссийских и местных – областных, городских, краевых.

Дайджест
Английское digest означает «краткий обзор». В современной журналистике термин «дайджест» закрепился за особым видом периодики. Составители дайджеста отслеживают, что важного и интересного появилось в других изданиях, и перепечатывают эти материалы, часто в сокращенном виде. Самое известное издание такого типа – журнал «Rider Digest». Вот уже несколько десятилетий его читают в США, Австралии, во многих странах Европы и Азии. Отечественные дайджесты еще довольно молоды. Среди них – еженедельник «Успех» и газета «Домашний доктор», которая выходит раз в месяц.

Жанр
Жанр (от фр. genre – «род, вид») – это форма, в которой нам преподносят ту или иную информацию. У журналистики – свои особые жанры, отличные от литературных. Основа любого из них – реальные факты, события, люди. У каждого жанра свой стиль, свои законы построения, и у каждого – особая задача. Одно и то же событие, одна и та же тема могут стать основой репортажа, очерка или интервью. Но как же по-разному они прозвучат! Впрочем, жанр не железная застывшая рамка. Жанры меняются, одни типы исчезают, другие приходят им на смену. В первой печатной русской газете «Ведомости» основными жанрами были хроника, реляция, письмо. В журналах прошлого века основное место занимали аннотации и комментарии. Очень популярными были очерки и фельетоны. Позже прессу завоевывают информационные жанры: репортажи (см. Репортаж), заметки, корреспонденции. Сейчас они все более активно используются в теле- и радиожурналистике, а на страницах прессы все больше места отводится аналитическим обзорам (см. Аналитический обзор), репортажам с комментариями, статьям. Чтобы издание не было скучным и однообразным, в нем помещают материалы, написанные в разных жанрах. Чередуются жанры и в теле- или радиопрограмме.

Закон «О средствах массовой информации»
Зачем журналистам нужен такой закон? Чтобы они точно знали свои права и обязанности. Попытки на основе законов урегулировать отношения между журналистами, властью и публикой предпринимались в России с начала прошлого века. Почти все издаваемые уставы и правила были по сути правилами цензуры. Введение цензуры стало одним из главных пунктов и в Декрете о печати, изданном в 1917 г.
И только 70 лет спустя появился проект закона, провозгласивший свободу слова и профессиональную независимость журналиста. Прошло еще несколько лет, и наконец 1 августа 1990 г. вступил в силу Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», а в
1991 г. был принят Закон РФ «О средствах массовой информации». Свобода печати признается отныне естественным состоянием общества. Закон защищает право журналиста на получение информации: общество должно знать о том, что происходит. С другой стороны, закон защищает личную информационную безопасность. Только интересы общества могут заставить журналиста вторгнуться в частную жизнь гражданина. В газетах и журналах теперь часто можно увидеть надпись «Печатается на правах рекламы». Это тоже реализация одного из требований закона: отделять информацию от рекламы. Кроме того, закон обязывает журналиста особенно тщательно проверять достоверность фактов, ведь от этого часто зависит доброе имя человека. Интересно, что уже Декрет о печати 1917 г. предусматривал, что опровержение по объему должно быть в два раза больше того сообщения, которое оказалось ложным; его нужно печатать тем же шрифтом и размещать на том же месте.

Интервью
Интервью (от англ. interview) – один из самых популярных жанров (см. Жанр) журналистики. Не так давно возникла новая его форма: интервью в прямом эфире. Журналист задает вопросы, его собеседник на них отвечает. Казалось бы, что может быть проще? На самом деле найти путь к собеседнику бывает очень сложно. Еще сложнее так составить вопросы, чтобы они помогли раскрыть характер героя или нужную тему. Здесь очень важна степень подготовки к беседе, а еще – умение слушать. Будет ли это интервью-поединок или дружеская беседа, его главные условия: уважение к собеседнику и искренность. Ничто не приносит такого вреда интервью, как стандартные, шаблонные вопросы. В легенду вошел поступок американского альпиниста Рика Базетта, получившего кроме медали за покорение вершины еще и награду за находчивость. На майке альпиниста, спускающегося с вершины, репортеры, жаждущие взять интервью, увидели готовые ответы: «Наверху отличная погода. Мой вес в норме. Жена и дети в порядке. На достигнутой высоте не остановлюсь».

Информация
Информация (от латинского informatio – «осведомление, изложение, разъяснение») – это все те сведения, которыми располагает журналист и которые он сообщает своим слушателям, зрителям или читателям. Потребность обладать информацией присуща человеку искони. Не случайно в легендах самыми могущественными оказывались всеведущие боги. Правда, даже у них были помощники. Так, Одину, верховному божеству из скандинавских мифов, информацию поставляли два ворона: Хугин (Думающий) и Мугин (Помнящий). В реальном мире долгое время скорость распространения информации была очень низкой. Например, о смерти императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы его подданные узнали спустя четыре месяца. Только телеграф, изобретенный в середине прошлого века, сделал распространение информации мгновенным. Сегодня в распоряжении журналиста самые современные виды связи, которые позволяют ему оперативно информировать огромное количество людей (отсюда и термин «средства массовой информации») о самых важных событиях. Сами журналисты называют информацией короткое сообщение о последних событиях, новости из сферы политики, экономики, культуры, спорта. Тексты такого типа называют также заметками (см. Заметка). Другое специальное значение слова «информация» – группа «новостных» жанров: репортажи (см. Репортаж), актуальные интервью
(см. Интервью), отчеты.

Корреспондент
В каждой редакции существует целый штат корреспондентов (от лат. correspondere – «отвечать, осведомлять»). На их плечах лежит основной труд по сбору информации, и их главная обязанность – регулярно поставлять свежие новости. Корреспондент должен разбираться во всем: ведь сегодня по заданию редакции он может оказаться на митинге, завтра – на концерте заграничной знаменитости, а послезавтра – на открытии книжной выставки. Газеты и журналы часто используют и те материалы, которые присылают их собственные корреспонденты (собкоры): они передают в редакцию сведения о важнейших мероприятиях в других городах и регионах страны. Особо важные задания редакции выполняют специальные корреспонденты. Есть у газеты и нештатные корреспонденты, ее верные помощники. Впервые материалы нештатных корреспондентов начали использовать в газетах «Беднота» и «Рабочая газета» в 1920-е годы. В последнее время появилось и еще одно определение для нештатного сотрудника издания – «фрилансер» (от англ. free lance). Это независимый журналист, предлагающий свои материалы изданию. Его точка зрения не всегда совпадает с мнением редакции издания, опубликовавшего эти материалы.

Сенсация
Сенсация (от лат. sensus – «чувство») – сильное, ошеломляющее впечатление от какого-нибудь события, сообщения или само событие и сообщение, производящие такое впечатление. Найти настоящую сенсацию – мечта любого журналиста. Но, увы, в погоне за сенсациями рождаются и «утки». Термин произошел от сокращения NT (non testatur – «не проверено»), которое оставлял на полях редактор газеты. По звучанию сокращение совпало с немецким словом «утка», вот так и стали называть непроверенные сенсационные сообщения. Об одной из самых знаменитых журналистских «уток» сообщил в свое время журнал «Наука и жизнь». В 1835 г. газета «Нью-Йорк сан» напечатала сенсационное сообщение о том, что астроному Дж. Гершелю якобы удалось увидеть обитателей Луны. Газета достаточно долго рассказывала своим читателям о жизни «селенитов». Многие в эту «утку» поверили.

Этика журналистская
Главным законом для журналиста является его совесть, а критерием этичности – доверие читателей. Существуют и различные кодексы и хартии, устанавливающие этические принципы, обязательные для каждого журналиста. Так, на Конгрессе журналистов России в 1994 г. была принята Московская хартия журналистов. Среди принципов, закрепленных в хартии, – честность, объективность, внепартийность прессы. Важнейшими требованиями, предъявляемыми к журналисту, являются достоверность сообщаемых им фактов, уважение к чести и достоинству тех, чьи имена так или иначе оказались на страницах прессы. «Не навреди» – этот принцип работы врача вполне применим и к профессии журналиста. Нарушения этических норм журналистами рассматривает Судебная палата по информационным спорам.

Язык журналистики
Радио, телевидение, пресса говорят с нами особым языком. Какой же он? Прежде всего, выразительный, эмоциональный, ведь он выражает оценки и мнения, он должен волновать и будоражить. Кроме того, это язык очень насыщенный, информативный, в нем много заимствований и терминов. Правда, поиски единственно верного точного слова, увы, часто заканчиваются газетными штампами. Штампы и ярлыки – главные враги языка журналиста.

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия (факт)

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

октябрь

4

 

беседа

1

Цели и задачи кружка. Инструктаж по ТБ

Кабинет №302

 

2

6

 

изучение нового материала

1

История журналистики в России

Кабинет №302

опрос

3

11

 

Практическая работа

1

Современные газеты

Кабинет №302

опрос

4

13

 

презентация

1

Газета в моей семье

Кабинет №302

 

5

18

 

экскурсия

1

Работа в редакции

Редакция газеты «Новый Зай»

 

6

20

 

беседа

1

Юнкор школьной газеты

Кабинет №302

Самостоятельная работа

7

25

 

презентация

1

Структура газеты

Кабинет №302

опрос

8

27

 

практическая работа

1

Макетирование газеты «6 дней»

Кабинет №302

Выпуск газеты

9

ноябрь

1

 

практическая работа

1

Заголовок

Кабинет №302

Выпуск газеты

10

3

 

практическая работа

1

Шрифт

Кабинет №302

Выпуск газеты

11

8-10

 

практическая работа

1

1

Подготовка статей для школьной газеты

Кабинет №302

Выпуск газеты

12

 

15,17

 

практическая работа

1

1

Компьютерное редактирование. Верстка газеты.

Кабинет №302

Выпуск газеты

13

22

 

акция

1

Презентация газеты «6 дней»

Актовый зал

 

14

24

 

викторина

1

Посвящение в юные журналисты

Актовый зал

 

15

29

 

изучение нового материала

1

Функции журналистики

Кабинет №302

опрос

16

декабрь

1,6,8

 

практическая работа

1

1

1

Способы сбора информации

Кабинет №302

опрос

17

13,15

 

практическая работа

1

1

Заметка

Кабинет №302

Выпуск газеты

18

20,22

 

практическая работа

1

1

Подготовка статей для школьной газеты

Кабинет №302

Выпуск газеты

19

27,29

 

практическая работа

1

1

Компьютерное редактирование. Верстка газеты.

Кабинет №302

Выпуск газеты

20

январь

5,10,12

 

практическая работа

1

1

1

Интервью

Кабинет №302

Выпуск газеты

21

17,19,24

 

практическая работа

1

1

1

Репортаж

Кабинет №302

Выпуск газеты

22

26,31

 

практическая работа

1

1

Отчёт

Кабинет №302

Составление отчета

23

февраль

2

 

практическая работа

1

Газетный язык

Кабинет №302

опрос

24

7,9

 

практическая работа

1

1

Речевые ошибки в тексте сообщения

Кабинет №302

опрос

25

14

 

практическая работа

1

Упражнения по формированию выразительной письменной речи

Кабинет №302

Самостоятельная работа

26

16,21

 

беседа

1

1

Функционально-смысловые типы текстов

Кабинет №302

опрос

27

23,28,2

 

практическая работа

1

1

1

Подготовка статей для школьной газеты

Кабинет №302

Выпуск газеты

28

март

7,9

 

практическая работа

1

1

Компьютерное редактирование. Верстка газеты.

Кабинет №302

Выпуск газеты

29

14,16,21

 

практическая работа

1

1

1

Иллюстрация

Кабинет №302

Выпуск газеты

30

23

 

изучение нового материала

1

Устройство фотоаппарата и диктофона. Основные технические термины.

Кабинет №302

опрос

31

28,30,4,6

 

практическая работа

1

1

1

1

Работа с фотоаппаратом

Школа

Выпуск газеты

32

апрель

11,13

 

практическая работа

1

1

Работа с диктофоном

Школа

Выпуск газеты

33

18,21,25,27

 

практическая работа

1

1

1

1

Подготовка статей для школьной газеты

Кабинет №302

Выпуск газеты

34

май

2,4,9,11

 

практическая работа

1

1

1

1

Компьютерное редактирование. Верстка газеты.

Кабинет №302

Выпуск газеты

35

16

 

беседа

1

Подведение итогов кружка

Кабинет №302

 
 

ИТОГО

     

64

     
Комментарии
Комментариев пока нет.