Авторская программа кружка «Умелые руки не знают скуки» (5–8 классы)

3
0
Материал опубликован 1 November 2016 в группе

Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

   Рассмотрено                              Согласовано                                           Утверждаю

на МО                                        на МС директор                                     МКОУ СОШ № 3

протокол №______                    протокол №______                        _____________________

от ___________                         от _____________

 

 

Рабочая программа

кружка

«Умелые руки не знают скуки»

 

 

срок обучения – 1-й год обучения

2 часа в неделю (68 часов)

 

 

 

                                         Учитель:

                                                                                 Волынина Светлана Вячеславовна

2016-2017 учебный год

 

 

 

 

С любимым делом жизнь в сто крат милей,

Лишь надо приложить к нему терпенье.

И мастерство становится смелее,

Когда приходит к сердцу вдохновенье.

Пояснительная записка.

     Как часто мы задумываемся над тем, чтобы такое подарить друзьям, родным или знакомым к празднику или просто, когда хочется сделать приятное другому человеку? Этот вопрос неизменно возникает у каждого из нас в канун какого-нибудь торжества, а вот ответ на него найти порой нелегко, даже если мы отлично изучили вкусы людей, для которых этот подарок предназначается. Конечно, проще всего пойти в магазин и купить первую попавшуюся вещь из разряда «более или менее». Но всегда ли нужно связывать подарок с денежной затратой, да еще, может быть, обременительной для себя? Говорят, что дорог не подарок, а внимание, но все-таки подумайте о том, что только оригинальная и практичная вещь будет всегда одобрена и сумеет прослужить своему хозяину верой и правдой более длительный срок, чем бесполезная, штампованная безделушка.

  Изготовить неординарный подарок собственноручно – вот блестящий выход из затруднительного положения! Тем более что такая вещь в своем роде уникальна, она имеет собственное лицо, и вы можете быть уверены, что ее будущий владелец станет хранить ее у себя в доме гораздо бережнее, чем какой-либо покупной подарок. Даже небольшой подарок, сделанный своими руками, поможет укрепить дружбу, доставит радость и удовольствие.

    На уроках технологии обучающиеся поверхностно знакомятся с семейными праздниками, традициями и обрядами, с тем, что принято дарить в эти праздники. Данный курс позволяет полнее познакомить школьников с семейными традициями и народными обрядами, нацелен на развитие их творческих способностей и знакомство с понятием «дизайн».

  Новизна программы состоит в том, что обучающиеся углубленно  учатся основным техникам сразу нескольких  ремесел: шитью, рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами.  Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания  поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

   Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. Данная программа позволяет приобщить обучающихся к полезным видам рукоделия. Все предложенные виды рукоделия приносят огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности ребенка. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Это можно достичь во внеклассной работе, занимаясь в разных кружках.

   Курс разработан для обучающихся 5-8-х классов и рассчитан на 68 часов, занятия проводятся два раза в неделю. Обучение проводится на базе кабинета технологии.

   Программа кружка предусматривает преемственность с содержанием уроков технологии и предполагает связь с такими учебными дисциплинами, как «история», «литература», «география», «изобразительное искусство», «мировая художественная культура».

   Программа кружка «Умелые руки не знают скуки» предполагает выполнение работ в разных техниках: бумагопластика, свит-дизайн, пейп-арт, декупаж, изонить, лепка, бисероплетение и т.д. Возможными результатами деятельности могут быть декоративные предметы, используемые для декора интерьера, подарка родным и друзьям.

  Основные методы обучения: лекции, беседы, объяснения, индивидуально-творческая деятельность, сбор информации и ее обработка.

   При отборе материала использовались интернет-ресурсы, книги, журналы, открытки и фотографии, презентации и фильмы, отвечающие интересам и психологическим особенностям обучающихся данного возраста.

   Цель: развивать творческие способности школьников через знакомство с традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок.

     Задачи:

сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить ценить красоту;

изучать народные традиции и обряды, семейные праздники;

совершенствовать практические умения и навыки при изготовлении изделий, которые могут быть использованы в качестве подарка, а также для оформления интерьера и дома;

воспитывать трудолюбие и культуру поведения;

познакомить с профессией дизайнера.

 

    В качестве конечного результата обучения предусмотрена итоговая выставка творческих, проектных работ учащихся.

     Ожидаемые результаты освоения программы:

Обучающийся будет знать:

общие сведения о традициях и обрядах, семейных праздниках, о том, что принято дарить в эти праздники;

понятие «дизайн», особенности композиций в декоративно-прикладном творчестве;

этапы проектирования и создания декоративных изделий, подарков, сувениров;

построение узоров, цветовую гамму, символику;

свойства материалов и инструментов, используемых при изготовлении декоративных изделий, подарков и сувениров.

Обучающийся будет уметь:

проектировать и создавать декоративные изделия, сувениры, соответствующие празднику или торжеству с учетом закономерностей дизайна;

подбирать соответствующие материалы для изделий;

правильно пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями при выполнении работ;

оформлять и дарить подарки.

правильно определять круг вопросов и проблем, решаемых при выполнении своей работы;

формулировать требования к своему изделию;

анализировать что получилось, а что нет.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию;

реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:

без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

работать в коллективе, группе;

презентовать работу общественности.

  Программа предполагает проведение занятий, работы обучающихся в группах, парах, индивидуальная работа. Предусматривается возможность привлечение к данному виду деятельности родителей, что позволит укрепить семейные взаимоотношения.

  Используемые технологии и методики: проблемное обучение, уровневая дифференциация, моделирующая деятельность, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.

  Особое место в проведении занятий занимает самооценивание, цель которого – осмысление обучающимися собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

 В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:

устойчивый познавательный интерес к видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов;

желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать уже имеющиеся ЗУН;

умение осознавать свои трудности, стремится к их преодолению, адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности;

осознание себя как гражданина, представителя определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность бережно относится к окружающей среде;

эмоционально ценностное отношение к добросовестному творческому труду.

  В сфере метапредметных универсальных учебных действий:

  Регулятивные универсальные учебные действия, которые связаны со способностью детей ставить цели, планировать действия по достижению цели и оценивать результат обучающиеся научатся:

планировать необходимые действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно оценивать свои достижения по определенным критериям;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;

использовать инструменты, организовывать своё рабочее место, следовать режиму учебной деятельности;

проговаривать последовательность действий при работе с технологическими картами и схемами;

высказывать своё предположение при выполнении изделия;

выбирать тему работы;

составлять план решения творческой задачи.

 Познавательные универсальные учебные действия, обусловленные умением искать информацию, связанную с обучением обучающиеся научатся:

читать, слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в дополнительной литературе, в интернете;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

осуществлять для решения творческих задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;

анализировать устройство изделий;

выделять и называть части изделия, способы соединения деталей.

 Коммуникативные универсальные учебные действия, связанные со способностью осуществлять продуктивное общение совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации обучающиеся научатся:

учитывать разные мнения;

формулировать собственное мнение и позицию;

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах, распределять обязанности;

владеть монологической и диалогической формами речи;

разрешать конфликты.

 Предметными результатами освоения программы будут:

знания основы цветоведения;

знания различных видов материалов и их свойств, их использование при изготовлении творческих изделий;

знания видов соединения материалов, их применение на практике;

соблюдение правила техники безопасности.

знания истории основных календарных и семейных праздников: Новый год, Рождество, День матери, день рождения и т.д.;

знания истории некоторых старинных праздников: Масленица, Пасха и т.д.

проявление активного интереса к их истории;

умение делать тематические подарки и их упаковку;

знания, как можно декорировать квартиру, дом.

 Обучающимся предлагается 7 разделов, объединенных единой смысловой направленностью.

                                        Содержание программы. 68 ч. 

Тема 1. Введение. 2 ч.

Цели и задачи курса. Программа курса. Понятие о «дизайне». Демонстрация образцов декоративных изделий, сувениров, видов упаковки подарков.

Тема 2. Традиционные и семейные праздники. 14 ч.

Виды праздников. Личные праздники: дни рождения, юбилеи, именины. Детские праздники: дни рождения, крестины, совершеннолетие. День матери, день семьи. Что дарят на традиционные и семейные праздники.

Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к личному празднику родителей, брата или сестры, бабушки или дедушки. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к детскому празднику.

Тема 3. Общие праздники. 15 ч.

Новогодние и рождественские традиции. Оформление и вручение новогодних и рождественских подарков. Оформление квартиры, дома к празднику. Профессия «дизайнер».

Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка на Новый год для детей и взрослых. Изготовление подарка на Рождество, сочельническая кукла. Оформление и вручение этих подарков.

Тема 4. Весенние праздники. 10 ч.

Весенние праздники: Масленица, Благовещение, Пасха, 8 Марта. Народные обряды и традиции. Пасхальный стол. Оформление и вручение подарков к этим праздникам.

Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Изготовление пасхального сувенира. Как покрасить пасхальные яйца. Весенняя кукла «мартеничка». Выбор и изготовление открытки, сувенира к 8 Марта.

Тема 5. Праздник любят все. 12 ч.

Подарки мужчинам, женщинам и детям. Православные праздники. Подарки и сувениры к 14 февраля, 23 февраля. Оформление интерьера. Свадьба, новоселье. Народные обряды и традиции. Сувениры и подарки к этим праздникам. Оформление и вручение подарка.

Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к одному из праздников.

Тема 6. Упаковка делает вещь подарком. 13 ч.

Виды упаковочных материалов. Материалы, инструменты и оборудование, используемые при оформлении. Правила оформления подарка. Банты, розетки, упаковочные коробки и пакеты. Правила вручения подарка.

Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Разработка и изготовление упаковки, оформление подарка по своему выбору.

Тема 7. Итоговое. 2 ч.

Выставка творческих, проектных работ учащихся выполненных на занятиях и самостоятельно. Подведение итогов.

Учебно-методическое обеспечение кружка

            Нормативно-правовой базой кружка «Умелые руки не знают скуки» являются:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год;

                                      Список литературы для обучающихся

Алберте Л. В. и др. Семья принимает гостей.\ Л. В. Алберте, И. П. Литвинова, А. П. Мисилюне. – 3-е изд. – М.: Профиздат, 1992. – 240 с.: ил.

Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987.- 128с.: ил.

Ерзенкова Н. В. Свой дом украшу я сама. – Мн. – Полымя, 1992.- 333 с.: ил.

Кочанова Н. П. Фантазия и ваших рук творение. – Петрозаводск: Карелия, 1997. – 191 с.: ил.

Подарки своими руками \ Автор-сост. Л. Н. Смирнова – М.: Вече, 2002.- 176 с. («Домашнее рукоделие»)

Смирнова Л.Н.Подарки своими руками. – М. «Вече», 2002.

Терешкович Т. А. Рукодельница. – Мн.: Полымя, 1992. – 222 с.: ил.

Терешкович Т. А. Готовимся к празднику. Как делать и оформлять подарки. – Мн.: ООО «Хэлтон», 2000. – 464 с.

http://proeticet.ru/gifts

http://masterclassy.ru

         http://www.passionforum.ru


 

Материально-техническое обеспечение кружка

Компьютер.

Мультимедийная система.

Видеофильмы по разделам программы.

Швейные машины.

Утюг.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

Обучающиеся сами приобретают ткани, нитки для вышивки и вязания, готовые выдутые яйца, сухофрукты, упаковочную бумагу, ленты, кружево и бижутерию для оформления.


                                                Примерный тематический план

№п\п

Тема

Всего часов

Теория Практика

Введение.

1

Введение. Цели и задачи курса. Программа курса. Понятие о «дизайне». Просмотр образцов декоративных изделий.

    2       

      2

 

Традиционные и семейные праздники.

2

Виды праздников. Личные праздники: дни рождения, именины, крестины, юбилеи. Семейные праздники. Как праздновали на Русском Севере.

      3

       2

         1

3

Подарки на традиционные и семейные праздники. Народные традиции в дарении подарков.

      2

        2

 

4

Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к личному празднику родителей, брата или сестры, бабушки или дедушки (по выбору уч-ся).

      5

   

           5

5

Детские праздники. Выбор и разработка подарка к детскому празднику.

      4

 

           4

Общие праздники.

6

Новогодние и рождественские традиции. Рождество на Русском Севере.

       2

          2

 

7

Украшение дома, квартиры. Изготовление элементов домашнего декора для новогоднего (рождественского) праздника

       6

          1

           5

8

Оформление и вручение новогодних и рождественских подарков. Выбор и разработка открытки, сувенира на Новый год для детей или взрослых (по выбору уч-ся).

        5

 

           5

9

Рождественский подарок. Сочельническая кукла. 

        2

 

           2

Весенние праздники.

10

Весенние праздники: Масленица, Благовещение, Пасха. Народные обряды и традиции на Русском Севере.

         1

            1

 

11

Пасхальный стол. Как покрасить яйца (натуральные и искусственные красители). Изготовление пасхального сувенира.

         5

            1

           4

12

Весенняя кукла «мартеничка». Открытка к празднику 8 Марта.

         4

 

           4

Праздник любят все.

13

Подарки мужчинам, женщинам и детям. Православные праздники. Новоселье, юбилеи, свадьбы и т.д. Народные обряды и традиции.

        2 

            2

 

14

Выбор и разработка сувенира к новоселью, юбилею.

        5

 

           5

15

Профессиональные праздники. Как поздравлять и вручать подарки.

        5

            1

           4

Упаковка делает вещь подарком.

16

Виды упаковочных материалов. Материалы,    инструменты и оборудование, используемые при оформлении подарка.

         2

           2

 

17

Правила оформления подарков. Правила вручения подарков. Разработка и изготовление упаковки подарка (по выбору уч-ся)

         8

           2 

          6

18

Оформление подарка (по выбору уч-ся)

         3

 

          3

Итоговое.

19

Итоговое. Выставка работ учащихся

         2

 

             2

 

Итого:

       68

          18

           50


 
Комментарии
Комментариев пока нет.