Авторская программа кружка «Умелые руки не знают скуки» (5–8 классы)
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на МО на МС директор МКОУ СОШ № 3
протокол №______ протокол №______ _____________________
от ___________ от _____________
Рабочая программа
кружка
«Умелые руки не знают скуки»
срок обучения – 1-й год обучения
2 часа в неделю (68 часов)
Учитель:
Волынина Светлана Вячеславовна
2016-2017 учебный год
С любимым делом жизнь в сто крат милей,
Лишь надо приложить к нему терпенье.
И мастерство становится смелее,
Когда приходит к сердцу вдохновенье.
Пояснительная записка.
Как часто мы задумываемся над тем, чтобы такое подарить друзьям, родным или знакомым к празднику или просто, когда хочется сделать приятное другому человеку? Этот вопрос неизменно возникает у каждого из нас в канун какого-нибудь торжества, а вот ответ на него найти порой нелегко, даже если мы отлично изучили вкусы людей, для которых этот подарок предназначается. Конечно, проще всего пойти в магазин и купить первую попавшуюся вещь из разряда «более или менее». Но всегда ли нужно связывать подарок с денежной затратой, да еще, может быть, обременительной для себя? Говорят, что дорог не подарок, а внимание, но все-таки подумайте о том, что только оригинальная и практичная вещь будет всегда одобрена и сумеет прослужить своему хозяину верой и правдой более длительный срок, чем бесполезная, штампованная безделушка.
Изготовить неординарный подарок собственноручно – вот блестящий выход из затруднительного положения! Тем более что такая вещь в своем роде уникальна, она имеет собственное лицо, и вы можете быть уверены, что ее будущий владелец станет хранить ее у себя в доме гораздо бережнее, чем какой-либо покупной подарок. Даже небольшой подарок, сделанный своими руками, поможет укрепить дружбу, доставит радость и удовольствие.
На уроках технологии обучающиеся поверхностно знакомятся с семейными праздниками, традициями и обрядами, с тем, что принято дарить в эти праздники. Данный курс позволяет полнее познакомить школьников с семейными традициями и народными обрядами, нацелен на развитие их творческих способностей и знакомство с понятием «дизайн».
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. Данная программа позволяет приобщить обучающихся к полезным видам рукоделия. Все предложенные виды рукоделия приносят огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности ребенка. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Это можно достичь во внеклассной работе, занимаясь в разных кружках.
Курс разработан для обучающихся 5-8-х классов и рассчитан на 68 часов, занятия проводятся два раза в неделю. Обучение проводится на базе кабинета технологии.
Программа кружка предусматривает преемственность с содержанием уроков технологии и предполагает связь с такими учебными дисциплинами, как «история», «литература», «география», «изобразительное искусство», «мировая художественная культура».
Программа кружка «Умелые руки не знают скуки» предполагает выполнение работ в разных техниках: бумагопластика, свит-дизайн, пейп-арт, декупаж, изонить, лепка, бисероплетение и т.д. Возможными результатами деятельности могут быть декоративные предметы, используемые для декора интерьера, подарка родным и друзьям.
Основные методы обучения: лекции, беседы, объяснения, индивидуально-творческая деятельность, сбор информации и ее обработка.
При отборе материала использовались интернет-ресурсы, книги, журналы, открытки и фотографии, презентации и фильмы, отвечающие интересам и психологическим особенностям обучающихся данного возраста.
Цель: развивать творческие способности школьников через знакомство с традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок.
Задачи:
сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить ценить красоту;
изучать народные традиции и обряды, семейные праздники;
совершенствовать практические умения и навыки при изготовлении изделий, которые могут быть использованы в качестве подарка, а также для оформления интерьера и дома;
воспитывать трудолюбие и культуру поведения;
познакомить с профессией дизайнера.
В качестве конечного результата обучения предусмотрена итоговая выставка творческих, проектных работ учащихся.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Обучающийся будет знать:
общие сведения о традициях и обрядах, семейных праздниках, о том, что принято дарить в эти праздники;
понятие «дизайн», особенности композиций в декоративно-прикладном творчестве;
этапы проектирования и создания декоративных изделий, подарков, сувениров;
построение узоров, цветовую гамму, символику;
свойства материалов и инструментов, используемых при изготовлении декоративных изделий, подарков и сувениров.
Обучающийся будет уметь:
проектировать и создавать декоративные изделия, сувениры, соответствующие празднику или торжеству с учетом закономерностей дизайна;
подбирать соответствующие материалы для изделий;
правильно пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями при выполнении работ;
оформлять и дарить подарки.
правильно определять круг вопросов и проблем, решаемых при выполнении своей работы;
формулировать требования к своему изделию;
анализировать что получилось, а что нет.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию;
реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
Программа предполагает проведение занятий, работы обучающихся в группах, парах, индивидуальная работа. Предусматривается возможность привлечение к данному виду деятельности родителей, что позволит укрепить семейные взаимоотношения.
Используемые технологии и методики: проблемное обучение, уровневая дифференциация, моделирующая деятельность, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Особое место в проведении занятий занимает самооценивание, цель которого – осмысление обучающимися собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:
устойчивый познавательный интерес к видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов;
желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать уже имеющиеся ЗУН;
умение осознавать свои трудности, стремится к их преодолению, адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности;
осознание себя как гражданина, представителя определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность бережно относится к окружающей среде;
эмоционально ценностное отношение к добросовестному творческому труду.
В сфере метапредметных универсальных учебных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия, которые связаны со способностью детей ставить цели, планировать действия по достижению цели и оценивать результат обучающиеся научатся:
планировать необходимые действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно оценивать свои достижения по определенным критериям;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
использовать инструменты, организовывать своё рабочее место, следовать режиму учебной деятельности;
проговаривать последовательность действий при работе с технологическими картами и схемами;
высказывать своё предположение при выполнении изделия;
выбирать тему работы;
составлять план решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия, обусловленные умением искать информацию, связанную с обучением обучающиеся научатся:
читать, слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в дополнительной литературе, в интернете;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
осуществлять для решения творческих задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;
анализировать устройство изделий;
выделять и называть части изделия, способы соединения деталей.
Коммуникативные универсальные учебные действия, связанные со способностью осуществлять продуктивное общение совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации обучающиеся научатся:
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах, распределять обязанности;
владеть монологической и диалогической формами речи;
разрешать конфликты.
Предметными результатами освоения программы будут:
знания основы цветоведения;
знания различных видов материалов и их свойств, их использование при изготовлении творческих изделий;
знания видов соединения материалов, их применение на практике;
соблюдение правила техники безопасности.
знания истории основных календарных и семейных праздников: Новый год, Рождество, День матери, день рождения и т.д.;
знания истории некоторых старинных праздников: Масленица, Пасха и т.д.
проявление активного интереса к их истории;
умение делать тематические подарки и их упаковку;
знания, как можно декорировать квартиру, дом.
Обучающимся предлагается 7 разделов, объединенных единой смысловой направленностью.
Содержание программы. 68 ч.
Цели и задачи курса. Программа курса. Понятие о «дизайне». Демонстрация образцов декоративных изделий, сувениров, видов упаковки подарков.
Тема 2. Традиционные и семейные праздники. 14 ч.
Виды праздников. Личные праздники: дни рождения, юбилеи, именины. Детские праздники: дни рождения, крестины, совершеннолетие. День матери, день семьи. Что дарят на традиционные и семейные праздники.
Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к личному празднику родителей, брата или сестры, бабушки или дедушки. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к детскому празднику.
Тема 3. Общие праздники. 15 ч.
Новогодние и рождественские традиции. Оформление и вручение новогодних и рождественских подарков. Оформление квартиры, дома к празднику. Профессия «дизайнер».
Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка на Новый год для детей и взрослых. Изготовление подарка на Рождество, сочельническая кукла. Оформление и вручение этих подарков.
Тема 4. Весенние праздники. 10 ч.
Весенние праздники: Масленица, Благовещение, Пасха, 8 Марта. Народные обряды и традиции. Пасхальный стол. Оформление и вручение подарков к этим праздникам.
Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Изготовление пасхального сувенира. Как покрасить пасхальные яйца. Весенняя кукла «мартеничка». Выбор и изготовление открытки, сувенира к 8 Марта.
Тема 5. Праздник любят все. 12 ч.
Подарки мужчинам, женщинам и детям. Православные праздники. Подарки и сувениры к 14 февраля, 23 февраля. Оформление интерьера. Свадьба, новоселье. Народные обряды и традиции. Сувениры и подарки к этим праздникам. Оформление и вручение подарка.
Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к одному из праздников.
Тема 6. Упаковка делает вещь подарком. 13 ч.
Виды упаковочных материалов. Материалы, инструменты и оборудование, используемые при оформлении. Правила оформления подарка. Банты, розетки, упаковочные коробки и пакеты. Правила вручения подарка.
Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Разработка и изготовление упаковки, оформление подарка по своему выбору.
Тема 7. Итоговое. 2 ч.
Выставка творческих, проектных работ учащихся выполненных на занятиях и самостоятельно. Подведение итогов.
Учебно-методическое обеспечение кружка
Нормативно-правовой базой кружка «Умелые руки не знают скуки» являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год;
Алберте Л. В. и др. Семья принимает гостей.\ Л. В. Алберте, И. П. Литвинова, А. П. Мисилюне. – 3-е изд. – М.: Профиздат, 1992. – 240 с.: ил.
Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987.- 128с.: ил.
Ерзенкова Н. В. Свой дом украшу я сама. – Мн. – Полымя, 1992.- 333 с.: ил.
Кочанова Н. П. Фантазия и ваших рук творение. – Петрозаводск: Карелия, 1997. – 191 с.: ил.
Подарки своими руками \ Автор-сост. Л. Н. Смирнова – М.: Вече, 2002.- 176 с. («Домашнее рукоделие»)
Смирнова Л.Н.Подарки своими руками. – М. «Вече», 2002.
Терешкович Т. А. Рукодельница. – Мн.: Полымя, 1992. – 222 с.: ил.
Терешкович Т. А. Готовимся к празднику. Как делать и оформлять подарки. – Мн.: ООО «Хэлтон», 2000. – 464 с.
http://proeticet.ru/gifts
http://masterclassy.ru
http://www.passionforum.ru
Материально-техническое обеспечение кружка
Компьютер.
Мультимедийная система.
Видеофильмы по разделам программы.
Швейные машины.
Утюг.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Обучающиеся сами приобретают ткани, нитки для вышивки и вязания, готовые выдутые яйца, сухофрукты, упаковочную бумагу, ленты, кружево и бижутерию для оформления.
Примерный тематический план
№п\п |
Тема |
Всего часов |
Теория | Практика |
Введение. |
||||
1 |
Введение. Цели и задачи курса. Программа курса. Понятие о «дизайне». Просмотр образцов декоративных изделий. |
2 |
2 |
|
Традиционные и семейные праздники. |
||||
2 |
Виды праздников. Личные праздники: дни рождения, именины, крестины, юбилеи. Семейные праздники. Как праздновали на Русском Севере. |
3 |
2 |
1 |
3 |
Подарки на традиционные и семейные праздники. Народные традиции в дарении подарков. |
2 |
2 |
|
4 |
Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к личному празднику родителей, брата или сестры, бабушки или дедушки (по выбору уч-ся). |
5 |
5 |
|
5 |
Детские праздники. Выбор и разработка подарка к детскому празднику. |
4 |
4 |
|
Общие праздники. |
||||
6 |
Новогодние и рождественские традиции. Рождество на Русском Севере. |
2 |
2 |
|
7 |
Украшение дома, квартиры. Изготовление элементов домашнего декора для новогоднего (рождественского) праздника |
6 |
1 |
5 |
8 |
Оформление и вручение новогодних и рождественских подарков. Выбор и разработка открытки, сувенира на Новый год для детей или взрослых (по выбору уч-ся). |
5 |
5 |
|
9 |
Рождественский подарок. Сочельническая кукла. |
2 |
2 |
|
Весенние праздники. |
||||
10 |
Весенние праздники: Масленица, Благовещение, Пасха. Народные обряды и традиции на Русском Севере. |
1 |
1 |
|
11 |
Пасхальный стол. Как покрасить яйца (натуральные и искусственные красители). Изготовление пасхального сувенира. |
5 |
1 |
4 |
12 |
Весенняя кукла «мартеничка». Открытка к празднику 8 Марта. |
4 |
4 |
|
Праздник любят все. |
||||
13 |
Подарки мужчинам, женщинам и детям. Православные праздники. Новоселье, юбилеи, свадьбы и т.д. Народные обряды и традиции. |
2 |
2 |
|
14 |
Выбор и разработка сувенира к новоселью, юбилею. |
5 |
5 |
|
15 |
Профессиональные праздники. Как поздравлять и вручать подарки. |
5 |
1 |
4 |
Упаковка делает вещь подарком. |
||||
16 |
Виды упаковочных материалов. Материалы, инструменты и оборудование, используемые при оформлении подарка. |
2 |
2 |
|
17 |
Правила оформления подарков. Правила вручения подарков. Разработка и изготовление упаковки подарка (по выбору уч-ся) |
8 |
2 |
6 |
18 |
Оформление подарка (по выбору уч-ся) |
3 |
3 |
|
Итоговое. |
||||
19 |
Итоговое. Выставка работ учащихся |
2 |
2 |
|
Итого: |
68 |
18 |
50 |