12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Целобанова Елена Владимировна158
Руководитель изостудии АРТ-ПОЗИТИВ г. Брянск, заместитель директора по УВР в детской художественной школе. преподаватель высшей квалификационной категории. Член ВТОО "Союз художников России", член РОО «Профессиональный союз художников России»
Россия, Брянская обл., Брянск
3

Общеразвивающая программа «Изоблок» 2 года обучения для детей с речевыми нарушениями (6 – 8 лет) обучающихся в школе – интернат V вида.





Учебно-методическая разработка:

Общеразвивающая программа «Изоблок»

2 года обучения

для детей с речевыми нарушениями (6 – 8 лет)

обучающихся в школе – интернат V вида.










Автор:

ЦЕЛОБАНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА.

Место работы:

МБУ ДО «НОВОЗЫБКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА». г. НОВОЗЫБКОВ

Должность:

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ














Общеразвивающая программа

«Изоблок»

2 года обучения

для детей с речевыми нарушениями (6 – 8 лет)

обучающихся в школе – интернат V вида.

Для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка в системе дополнительного образования МБУ ДО «НДХШ» организована работа в школе-интернате V вида. Школа – интернат V вида – это тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, у которых «тяжелые нарушения речи». Понятие «тяжелые нарушения речи» объединяет различные виды речевой патологии, требующие дифференцированных подходов к их коррекции и выбору методов обучения. Дети, поступающие в интернат, в основном имеют такой диагноз, который часто сопровождается общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия, ориентированная на усвоение учащимися стандартных общеобразовательных программ, их адаптацию к условиям современной жизни, создание основы осознанного выбора профессии.

Согласившись работать в школе – интернате V вида, я, конечно же, в полной мере не осознавала, с какими проблемами я там могу столкнуться. Не говоря о проблемах обеспеченности необходимыми материалами, и еще ряда проблем, меня, прежде всего, поразил тот факт, что дети эмоционально «глухи», т.е. при всей работе психологов, логопедов, учителей дети не приучены наблюдать природу, людей, всю окружающую действительность и радоваться всей ее красоте. И, конечно же, я поставила себе цель - прежде всего, соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, что будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка. Поэтому в программных заданиях я это учла. Практически все задания программы построены так, чтобы прежде, чем начать работать, мы с детьми проводим экскурсии, беседы, анализируем тот или иной факт, пытаемся почувствовать и описать красоту природных явлений. А после завершения работы проводим выставки - беседы, анализируем полученный результат.

Данная работа позволяет повысить уровень развития речевых умений и раскрыть души ребят. И оказалось, что дети вовсе эмоционально не «глухи». А наоборот поразила их чистота, искренность души, и своеобразное видение окружающего мира.

Конечно, задачей нашей работы является не только оказание помощи в развитии речи, но и обучение изобразительной грамоте детей с «тяжелыми нарушениями речи».

Нами организованна работа по живописи, композиции, скульптуре, объединенных в изобразительный блок. При изучении основных положений и правил изобразительной грамоты мы также сталкиваемся с некоторыми проблемами. Во-первых, дети имеют ряд психолого – педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию. Во-вторых, отмечается у детей недостаточная устойчивость внимания, ограниченность ее распределения. У детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Поэтому мы стараемся работать быстро, не оставляя на несколько сеансов незаконченных работ, стараемся в работе использовать цветные карандаши, чтобы за одно занятие дети смогли на бумагу выплеснуть все свои эмоции и впечатления. Выполняем много коллективных работ, что позволяет быстро выполнить большую законченную работу, которая способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками. А также на каждом уроке необходимо вспоминать, повторять ранее изученные материалы.

Вся эта работа помогает нам достигать целей и задач при изучении изобразительной грамоты, добиваться хороших результатов, участвовать в международных, областных, городских и других конкурсах детского рисунка. И, конечно, же, это очень нравиться детям, они с большим интересом и удовольствием работают и творчески раскрываются. Наша работа помогает не только адаптации детей к условиям жизни, но и создает основу осознанного выбора профессии.

В данной рабочей программе учтена специфика образовательного учреждения, в котором реализуется программа. Учебно-тематический план составляет 32 рабочие недели ежегодно, занятия проводятся по 3 учебных часа 2 раза в неделю в школе – интернате V вида, по 40 минут в связи с тем, что школа – интернат V вида находится в зоне отселения, пострадавшей от аварии на ЧАЭС. Данная программа предлагает содержание и методические рекомендации для обучения детей, обучающихся в коррекционной школе-интернате V вида.

В разработку данного курса были включены задания из следующих программ: «Изобразительное искусство» программа обучения в 1 – 3 классах преподавателя художественно – графического отделения Тулунского педагогического училища; примерная образовательная программа «Изобразительное искусство» для детей дошкольного возраста обучающихся в подготовительных группах при художественных училищах; программа «Изобразительное искусство» авторы: В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, Э. И. Кубышкина, С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев; программа «Изобразительное искусство и художественный труд» научный руководитель Т. Я. Шпикалова.

Данная программа 1 года обучения содержит 9 разделов:

Графические линии

Цветоведение

Жанры изобразительного искусства

Геометрический анализ предметов

Композиция

Техника аппликации

Основы народного и декоративно-прикладного искусства

Лепка по памяти и представлению

Конкурсные задания

Программа 2 года обучения содержит 5 разделов:

Основы народного и декоративно-прикладного искусства

Натюрморт в декоративно - прикладном искусстве

Композиция

Лепка по памяти и представлению

Конкурсные задания

Каждый раздел включает ряд заданий, которые дают возможность:

- работать над развитием речи учащихся;

- формировать у детей сознательное, в меру их возраста;

- формировать возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию;

- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, способность к обобщению и абстракции;

- развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов).

Эти задания призваны дать детям изобразительные знания и умения.

В результате двух лет обучения учащиеся должны знать:

- название цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, розовый, голубой, коричневый, черный, серый, белый);

- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый — зеленый и т. д.);

- свойства рисовальных материалов (карандаш, краски и т. д.);

- начальные сведения о скульптуре;

- доступные сведения об особенностях художественной росписи по дереву (Полхов - Майдан, Семенова, Городец, Хохлома).

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

- правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги и карандаш;

- свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бу­маги.

- проводить линии разной толщины, изменяя наклон кисти; пере­давать резкий и плавный переход от темного к светлому и от светлого к темному;

- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или по гори­зонтали) в зависимости от характера и пространственного распо­ложения изображаемого;

- работать акварельными и гуашевыми красками — разводить и смешивать крас­ки, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за преде­лы очертания этой поверхности);

- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (изображение должно быть не слишком ве­лико, не слишком мало, не сдвинуто к одному из краев листа бу­маги) ;

- передавать в тематических рисунках пространство — изобра­жать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних предметов — выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;

- выполнять узоры в полосе, в заданном пространстве

- рисовать кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи (цветовое пятно, штрихи, тычки, волнистые линии и т. п.);

- узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (время года, время дня, погода, человек, дом, животное, машина и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.). Высказывать свое мнение о картинах (что больше всего понрави­лось, почему).


Учебно - тематический план

1 год обучения


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Вводное занятие

Задание 1

Проективный тест ДДЧ («ДОМ, «ДЕРЕВО», «ЧЕЛОВЕК»). Знакомство с детьми.

Произвольный рисунок.

3

Раздел 1

Графические линии


Задание 2

Выразительная линия

3

Задание 3

Рисунок простых по форме листьев деревьев

3

Раздел 2

Цветоведение


Задание 4

Знакомство с главными цветами

3

Задание 5

«Смешиваем краски»

3

Задание 6

Монотипия

3

Задание 7

«Здравствуй солнышко»

6

Задание 8

«Деревьям холодно зимой»

3

Раздел 3

Жанры изобразительного искусства


Задание 9

«Родные просторы»

6

Задание 10

«Ваза с цветами»

6

Задание 11

«Я» (автопортрет)

9

Раздел 4

Геометрический анализ предметов


Задание 12

«Деревья»

3

Задание 13

«Цыпленок»

3

Задание 14

«Дерево, дом, солнце»

9

Раздел 5

Композиция


Задание 15

«Мой день рождения»

6

Задание 16

«Я летаю»

6

Задание 17

«Город солнца»

6

Раздел 6

Техника аппликация


Задание 18

«Осенний сюжет»

6

Задание 19

«Корзина с цветами». Коллективная работа

9

Раздел 7

Основы народного и декоративно-прикладного искусства


Задание 20

«Гостья из снежного королевства»

3

Задание 21

«Снежный листопад»

3

Задание 22

«Закладка для книги»


6

Задание 23

«Ягоды», «Листья», «Круги», «Полосы» - элементы народной росписи

3

Задание 24

«Русские матрешки»

3

Раздел 8

Лепка по памяти и представлению


Задание 25

Лепка на свободную тему

3

Задание 26

Лепка посуды

3

Задание 27

«Каргопольские солнышки»

3

Задание 28

«В гостях у мастеров каргопольской игрушки» - лепка игрушек на основе традиционных приемов.

6

Задание 29

Лепка плоского орнамента в квадрате, круге

6

Задание 30

Лепка животных по памяти и наблюдению

9


ИТОГО

144

Раздел 9

Конкурсные задания


Задания 31 – 40

Выполнение композиций на конкурсные темы

60


ИТОГО ЗА ГОД

204

Учебно- тематический план

2 год обучения

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Раздел 1

Основы народного и декоративно-прикладного искусства


Задание 1

«Осенний орнамент»

6

Задание 2

«Осеннее кружево»

3

Задание 3

Упражнение в технике кистевой росписи на выполнение элементов хохломской травки и под листок.

3

Задание 4

«Эскиз для украшения посуды по мотивам хохломской травки и под листок».

6

Задание 5

«Декоративная композиция из квадратов на прямоугольнике».

9

Задание 6

«Декорирование сложной формы (бутылочки)».

6

Задание 7

«Снежная бабочка».

6

Раздел 2

Натюрморт в декоративно - прикладном искусства


Задание 8

«Парад форм»

6

Задание 9

«Натюрморт с радугой»

6

Задание 10

«В гостях у трех медведей»

6

Задание 11

Натюрморт «Отражение»

6

Задание 12

Натюрморт "Предметам холодно"

6

Раздел 3

Композиция


Задание 13

«Цветы для мамы»

6

Задание 14

«Пейзаж на окне»

6

Задание 15

«Звенит капель»

6

Задание 16

«Иллюстрация к любимой сказке».

9

Раздел 4

Лепка по памяти и представлению


Задание 17

Лепка на свободную тему.

6

Задание 18

«Лепка предметов чайного сервиза на основе гжельской керамики».

9

Задание 19

«Сказка о глине» Композиция на тему народных сказок (двух фигурная композиция)».

9

Задание 20

«На лесной опушке». Рельеф. Коллективная работа. Создание панно.

6

Раздел 5

Конкурсные задания


Задания

21 - 33

Выполнение композиций на конкурсные темы

96


ИТОГО ЗА ГОД

204

t1582113395aa.jpg



Цугунов Слава

«Натюрморт» 8 лет








t1582113395ab.jpgt1582113395ac.jpg

Васильева Олеся

«БАБОЧКА», 8 лет








Васильева Олеся

«Осень», 8 лет






t1582113395ad.jpg

Осадчая Дарья «Композиция» 8 лет





Козырев Евгений

«Осенний Натюрморт» 7 лет

t1582113395ae.jpg














«Осенний пейзаж»

Козырев Евгений 7 лет

Шкурапеко Анастасия 7 лет

t1582113395af.jpg




















Шкурапеко Анастасия

«Портрет» 7 лет

t1582113395ag.jpg





t1582113395ah.jpg

Свириденко Денис

«Автопортрет» 8 лет




Коллективная работа «Жучки»


t1582113395ai.jpg
















Список рекомендуемой литературы

1. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. -М., 1987.

2. Программа. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы)/ Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - 3-е изд. - М., 1997.

3. Салтыков А.Б. Избранные труды. - М., 1962.

4. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 1988.

5. Шубников А.В., Копцик В.А. Симмтерия в науке и искусстве. - М., 1988.

6. Юный художник. - М., 1985-2006.

7. Альбом по народному искусству России с методическими рекомендациями. Русская народная игрушка. - М., 1988.

9.Левин В.А. «Воспитание творчества». М. 1979.

10. Щербаков В. С. « Изобразительное творчество»

М. 1965.

11. Вейль Герман. Симметрия. М., 1986.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.