Общеразвивающая программа «Изоблок» 2 года обучения для детей с речевыми нарушениями (6 – 8 лет) обучающихся в школе – интернат V вида
Учебно-методическая разработка:
Общеразвивающая программа «Изоблок»
2 года обучения
для детей с речевыми нарушениями (6 – 8 лет)
обучающихся в школе – интернат V вида.
Автор:
ЦЕЛОБАНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА.
Место работы:
МБУ ДО «НОВОЗЫБКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА». г. НОВОЗЫБКОВ
Должность:
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Общеразвивающая программа
«Изоблок»
2 года обучения
для детей с речевыми нарушениями (6 – 8 лет)
обучающихся в школе – интернат V вида.
Для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка в системе дополнительного образования МБУ ДО «НДХШ» организована работа в школе-интернате V вида. Школа – интернат V вида – это тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, у которых «тяжелые нарушения речи». Понятие «тяжелые нарушения речи» объединяет различные виды речевой патологии, требующие дифференцированных подходов к их коррекции и выбору методов обучения. Дети, поступающие в интернат, в основном имеют такой диагноз, который часто сопровождается общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия, ориентированная на усвоение учащимися стандартных общеобразовательных программ, их адаптацию к условиям современной жизни, создание основы осознанного выбора профессии.
Согласившись работать в школе – интернате V вида, я, конечно же, в полной мере не осознавала, с какими проблемами я там могу столкнуться. Не говоря о проблемах обеспеченности необходимыми материалами, и еще ряда проблем, меня, прежде всего, поразил тот факт, что дети эмоционально «глухи», т.е. при всей работе психологов, логопедов, учителей дети не приучены наблюдать природу, людей, всю окружающую действительность и радоваться всей ее красоте. И, конечно же, я поставила себе цель - прежде всего, соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, что будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка. Поэтому в программных заданиях я это учла. Практически все задания программы построены так, чтобы прежде, чем начать работать, мы с детьми проводим экскурсии, беседы, анализируем тот или иной факт, пытаемся почувствовать и описать красоту природных явлений. А после завершения работы проводим выставки - беседы, анализируем полученный результат.
Данная работа позволяет повысить уровень развития речевых умений и раскрыть души ребят. И оказалось, что дети вовсе эмоционально не «глухи». А наоборот поразила их чистота, искренность души, и своеобразное видение окружающего мира.
Конечно, задачей нашей работы является не только оказание помощи в развитии речи, но и обучение изобразительной грамоте детей с «тяжелыми нарушениями речи».
Нами организованна работа по живописи, композиции, скульптуре, объединенных в изобразительный блок. При изучении основных положений и правил изобразительной грамоты мы также сталкиваемся с некоторыми проблемами. Во-первых, дети имеют ряд психолого – педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию. Во-вторых, отмечается у детей недостаточная устойчивость внимания, ограниченность ее распределения. У детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Поэтому мы стараемся работать быстро, не оставляя на несколько сеансов незаконченных работ, стараемся в работе использовать цветные карандаши, чтобы за одно занятие дети смогли на бумагу выплеснуть все свои эмоции и впечатления. Выполняем много коллективных работ, что позволяет быстро выполнить большую законченную работу, которая способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками. А также на каждом уроке необходимо вспоминать, повторять ранее изученные материалы.
Вся эта работа помогает нам достигать целей и задач при изучении изобразительной грамоты, добиваться хороших результатов, участвовать в международных, областных, городских и других конкурсах детского рисунка. И, конечно, же, это очень нравиться детям, они с большим интересом и удовольствием работают и творчески раскрываются. Наша работа помогает не только адаптации детей к условиям жизни, но и создает основу осознанного выбора профессии.
В данной рабочей программе учтена специфика образовательного учреждения, в котором реализуется программа. Учебно-тематический план составляет 32 рабочие недели ежегодно, занятия проводятся по 3 учебных часа 2 раза в неделю в школе – интернате V вида, по 40 минут в связи с тем, что школа – интернат V вида находится в зоне отселения, пострадавшей от аварии на ЧАЭС. Данная программа предлагает содержание и методические рекомендации для обучения детей, обучающихся в коррекционной школе-интернате V вида.
В разработку данного курса были включены задания из следующих программ: «Изобразительное искусство» программа обучения в 1 – 3 классах преподавателя художественно – графического отделения Тулунского педагогического училища; примерная образовательная программа «Изобразительное искусство» для детей дошкольного возраста обучающихся в подготовительных группах при художественных училищах; программа «Изобразительное искусство» авторы: В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, Э. И. Кубышкина, С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев; программа «Изобразительное искусство и художественный труд» научный руководитель Т. Я. Шпикалова.
Данная программа 1 года обучения содержит 9 разделов:
Графические линии
Цветоведение
Жанры изобразительного искусства
Геометрический анализ предметов
Композиция
Техника аппликации
Основы народного и декоративно-прикладного искусства
Лепка по памяти и представлению
Конкурсные задания
Программа 2 года обучения содержит 5 разделов:
Основы народного и декоративно-прикладного искусства
Натюрморт в декоративно - прикладном искусстве
Композиция
Лепка по памяти и представлению
Конкурсные задания
Каждый раздел включает ряд заданий, которые дают возможность:
- работать над развитием речи учащихся;
- формировать у детей сознательное, в меру их возраста;
- формировать возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, способность к обобщению и абстракции;
- развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов).
Эти задания призваны дать детям изобразительные знания и умения.
В результате двух лет обучения учащиеся должны знать:
- название цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, розовый, голубой, коричневый, черный, серый, белый);
- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый — зеленый и т. д.);
- свойства рисовальных материалов (карандаш, краски и т. д.);
- начальные сведения о скульптуре;
- доступные сведения об особенностях художественной росписи по дереву (Полхов - Майдан, Семенова, Городец, Хохлома).
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
- проводить линии разной толщины, изменяя наклон кисти; передавать резкий и плавный переход от темного к светлому и от светлого к темному;
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или по горизонтали) в зависимости от характера и пространственного расположения изображаемого;
- работать акварельными и гуашевыми красками — разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности);
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (изображение должно быть не слишком велико, не слишком мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги) ;
- передавать в тематических рисунках пространство — изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних предметов — выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
- выполнять узоры в полосе, в заданном пространстве
- рисовать кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи (цветовое пятно, штрихи, тычки, волнистые линии и т. п.);
- узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (время года, время дня, погода, человек, дом, животное, машина и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.). Высказывать свое мнение о картинах (что больше всего понравилось, почему).
Учебно - тематический план
1 год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Вводное занятие Задание 1 | Проективный тест ДДЧ («ДОМ, «ДЕРЕВО», «ЧЕЛОВЕК»). Знакомство с детьми. Произвольный рисунок. | 3 |
Раздел 1 | Графические линии | |
Задание 2 | Выразительная линия | 3 |
Задание 3 | Рисунок простых по форме листьев деревьев | 3 |
Раздел 2 | Цветоведение | |
Задание 4 | Знакомство с главными цветами | 3 |
Задание 5 | «Смешиваем краски» | 3 |
Задание 6 | Монотипия | 3 |
Задание 7 | «Здравствуй солнышко» | 6 |
Задание 8 | «Деревьям холодно зимой» | 3 |
Раздел 3 | Жанры изобразительного искусства | |
Задание 9 | «Родные просторы» | 6 |
Задание 10 | «Ваза с цветами» | 6 |
Задание 11 | «Я» (автопортрет) | 9 |
Раздел 4 | Геометрический анализ предметов | |
Задание 12 | «Деревья» | 3 |
Задание 13 | «Цыпленок» | 3 |
Задание 14 | «Дерево, дом, солнце» | 9 |
Раздел 5 | Композиция | |
Задание 15 | «Мой день рождения» | 6 |
Задание 16 | «Я летаю» | 6 |
Задание 17 | «Город солнца» | 6 |
Раздел 6 | Техника аппликация | |
Задание 18 | «Осенний сюжет» | 6 |
Задание 19 | «Корзина с цветами». Коллективная работа | 9 |
Раздел 7 | Основы народного и декоративно-прикладного искусства | |
Задание 20 | «Гостья из снежного королевства» | 3 |
Задание 21 | «Снежный листопад» | 3 |
Задание 22 | «Закладка для книги» | 6 |
Задание 23 | «Ягоды», «Листья», «Круги», «Полосы» - элементы народной росписи | 3 |
Задание 24 | «Русские матрешки» | 3 |
Раздел 8 | Лепка по памяти и представлению | |
Задание 25 | Лепка на свободную тему | 3 |
Задание 26 | Лепка посуды | 3 |
Задание 27 | «Каргопольские солнышки» | 3 |
Задание 28 | «В гостях у мастеров каргопольской игрушки» - лепка игрушек на основе традиционных приемов. | 6 |
Задание 29 | Лепка плоского орнамента в квадрате, круге | 6 |
Задание 30 | Лепка животных по памяти и наблюдению | 9 |
ИТОГО | 144 | |
Раздел 9 | Конкурсные задания | |
Задания 31 – 40 | Выполнение композиций на конкурсные темы | 60 |
ИТОГО ЗА ГОД | 204 |
Учебно- тематический план
2 год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Раздел 1 | Основы народного и декоративно-прикладного искусства | |
Задание 1 | «Осенний орнамент» | 6 |
Задание 2 | «Осеннее кружево» | 3 |
Задание 3 | Упражнение в технике кистевой росписи на выполнение элементов хохломской травки и под листок. | 3 |
Задание 4 | «Эскиз для украшения посуды по мотивам хохломской травки и под листок». | 6 |
Задание 5 | «Декоративная композиция из квадратов на прямоугольнике». | 9 |
Задание 6 | «Декорирование сложной формы (бутылочки)». | 6 |
Задание 7 | «Снежная бабочка». | 6 |
Раздел 2 | Натюрморт в декоративно - прикладном искусства | |
Задание 8 | «Парад форм» | 6 |
Задание 9 | «Натюрморт с радугой» | 6 |
Задание 10 | «В гостях у трех медведей» | 6 |
Задание 11 | Натюрморт «Отражение» | 6 |
Задание 12 | Натюрморт "Предметам холодно" | 6 |
Раздел 3 | Композиция | |
Задание 13 | «Цветы для мамы» | 6 |
Задание 14 | «Пейзаж на окне» | 6 |
Задание 15 | «Звенит капель» | 6 |
Задание 16 | «Иллюстрация к любимой сказке». | 9 |
Раздел 4 | Лепка по памяти и представлению | |
Задание 17 | Лепка на свободную тему. | 6 |
Задание 18 | «Лепка предметов чайного сервиза на основе гжельской керамики». | 9 |
Задание 19 | «Сказка о глине» Композиция на тему народных сказок (двух фигурная композиция)». | 9 |
Задание 20 | «На лесной опушке». Рельеф. Коллективная работа. Создание панно. | 6 |
Раздел 5 | Конкурсные задания | |
Задания 21 - 33 | Выполнение композиций на конкурсные темы | 96 |
ИТОГО ЗА ГОД | 204 |
Цугунов Слава
«Натюрморт» 8 лет
Васильева Олеся
«БАБОЧКА», 8 лет
Васильева Олеся
«Осень», 8 лет
Осадчая Дарья «Композиция» 8 лет
Козырев Евгений
«Осенний Натюрморт» 7 лет
«Осенний пейзаж»
Козырев Евгений 7 лет
Шкурапеко Анастасия 7 лет
Шкурапеко Анастасия
«Портрет» 7 лет
Свириденко Денис
«Автопортрет» 8 лет
Коллективная работа «Жучки»
Список рекомендуемой литературы
1. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. -М., 1987.
2. Программа. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы)/ Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - 3-е изд. - М., 1997.
3. Салтыков А.Б. Избранные труды. - М., 1962.
4. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 1988.
5. Шубников А.В., Копцик В.А. Симмтерия в науке и искусстве. - М., 1988.
6. Юный художник. - М., 1985-2006.
7. Альбом по народному искусству России с методическими рекомендациями. Русская народная игрушка. - М., 1988.
9.Левин В.А. «Воспитание творчества». М. 1979.
10. Щербаков В. С. « Изобразительное творчество»
М. 1965.
11. Вейль Герман. Симметрия. М., 1986.