Программа психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях школы - интернат

0
0
Материал опубликован 30 January 2019

Пояснительная записка:

Развитие познавательных процессов детей обучающихся в школе – интернат является важным условием коррекционного обучения. Дети с диагнозом ЛУО характеризуются общим недоразвитием и познавательные способности, естественно формируются у них с большими задержками.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности: память, воображение, восприятие, мышление и внимание. Данная программа предлагает развивающие игры и упражнения, которые способствуют развитию познавательной сферы учащихся младших классов. В основу данного цикла занятий положены упражнения, разработанные И.А. Дубровиной, О. Жуковой, О.И Истратовой и др.

 

Цель программы: развитие и коррекция уровня развития познавательных способностей у учащихся младшего школьного звена с ОВЗ. Формирование позитивной мотивации к обучению.

Основные задачи программы:

Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.

Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).

Развития речи, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.

Развитие мышления:

- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);

- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Развитие внимания. Формирование концентрации, переключения и распределения внимания.

Развитие памяти. Тренировка зрительной, слуховой, двигательно – моторной памяти.

Развитие мелкой моторики, моторной координации;

 

Методы обучения:

- Графические работы и работы по образцу (конструирование по предложенной схеме, рисование по клеточкам).

- Анализ литературных произведений.

- Элементы сказкотерапии.

- Упражнения для развития основных мыслительных операций: анализ – синтез, обобщение, классификация.

- Упражнения для установления причинно-следственных связей.

- Игры на формирование положительной мотивации к обучению;

- Игры с правилами (сюжетно – ролевые, словесные, подвижные);

- Развивающие игры;

- Пальчиковая гимнастика;

- Использование мультимедийной аппаратуры, дидактических материалов.

 

Данная программа состоит из 32 – 34 занятий. Частота проведения 1 раз в неделю. Занятия проводятся в групповой форме.

 

Структура занятия:

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут.

1.ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.

6. КОРРЕ ГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта

7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).

В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

 

Содержание программы.

1.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2-го класса по развитию познавательных процессов.

Предлагаемые во 2 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.

п / п

Задачи.

Содержание

Дата проведения

1

Знакомство.

Пояснение целей и задач занятий.

Установление контакта.

- Вводная беседа.

- Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания. (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает»

- Рисование. Графический диктант.

 

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

Развитие навыков саморегуляции.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

3

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Животные - растения», «Право - лево»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Незнайки», «лево - право»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зайки-барабанщики», «Саймон сказал»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

6

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Веселый счет»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

 

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

10

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Веселый счет»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Тень», «Будь внимателен»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

13

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

14

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

 

15

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

17

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

18

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

19

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

20

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

 

21

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

22

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

23

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

24

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

25

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да - нет»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

26

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

27

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

 

28

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

29

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

30

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

31

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

- Графический диктант. Штриховка.

 

32

Подведение итогов.

Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления.

- Психогимнастика.

- Психодиагностика.

- Подведение итогов, планы на будущее

 

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 3-го класса по развитию познавательных процессов.

 

п / п

Задачи.

Содержание

Дата проведения

1

Обсуждение планов на будущее.

Постановка целей и задач на учебный год.

- Вводная беседа.

- Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает»

- Рисование.

 

2

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да – нет»)

 

3

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа»)

 

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»)

 

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал» «Футбол»)

 

6

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний»)

 

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

 

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»)

 

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

 

10

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»)

 

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен»)

 

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Я знаю пять ...», «Муха»)

 

13

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перекличка»)

 

14

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

 

15

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)

 

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справ»)

 

17

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

 

18

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»)

 

19

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»)

 

20

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол»)

- Решение ребусов.

 

21

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

 

22

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

 

23

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

 

24

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

 

25

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»)

 

26

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Футбол», «Да - нет»)

 

27

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

 

28

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

 

29

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

 

30

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»)

 

31

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен»)

 

32

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет»)

 

33

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Футбол», «Что будет, если...»)

 

34

Подведение итогов.

Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления.

- Психогимнастика.

- Психодиагностика.

- Подведение итогов, планы на будущее

 

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4 - го класса

по развитию познавательных процессов.

В 4-м классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей — смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач

для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся 4 класса в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

п / п

Задачи.

Содержание

Дата

проведения

1

Обсуждение планов на будущее.

Постановка целей и задач на учебный год.

- Вводная беседа.

- Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка»)

- Рисование.

 

2

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор»)

 

3

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен»)

 

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»)

 

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово»)

 

6

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний»)

 

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

 

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»)

 

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов»)

 

10

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»)

 

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен»)

 

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь»)

 

13

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перечисли предметы на букву..»)

 

14

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Скульптор»)

- Решение ребусов.

 

15

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)

 

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа»)

 

17

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

 

18

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол»)

 

19

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Что изменилось», «Хор»)

 

20

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

- Решение ребусов.

 

21

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

 

22

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

 

23

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

 

24

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен»)

 

25

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»)

 

26

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Разведчики», «Да - нет»)

 

27

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

 

28

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

 

29

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

 

30

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Закончи слово», «Саймон сказал»)

 

31

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен»)

 

32

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет»)

 

33

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Перечисли предметы », «Хор»)

 

34

Подведение итогов.

Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления.

- Психогимнастика.

- Психодиагностика.

- Подведение итогов, планы на будущее

 

Учебно – методическое сопровождение.

Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.

Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.

Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.

Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.

Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.

Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной школы.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002

Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.

Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика. Ек-бург Литур.2006 г.

 

Приложение.

Описание психотехнических игр и упражнений.

Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.

« Нос, пол, потолок»

По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

«Гномы – великаны»

По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.

«Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»

Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.

«Запрещенное движение»

Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.

 

«Зеркало»

Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.

« Веселый счет»

Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)

- назови «соседей» цифры…

- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)

«Зоопарк»

Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.

Упражнения, направленные на развитие памяти.

«Мы собирались в поход…»

Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.

« Что изменилось»

Множество вариантов. Например.

- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.

- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.

« Повтори за мной»

Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.

« Кто больше увидит и запомнит»

Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.

Упражнения, направленные на развитие мышления.

«Закончи слово, предложение»

Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.

 

«Назови одним словом»

Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.

«Превращения слов»

Предлагается ряд слов, их нужно :

-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),

- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)

- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)

- «смягчить» (мол – моль) и т.д.

«Бывает – не бывает»

Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.

«Что можно сделать с …»

Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических

«Животные – растения»

Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)

Содержание коррекционно – развивающей программы

для учащихся 5 классов.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», автор-составитель С.А. Коробкина, издательство «Учитель», 2015 год – 261 с.

Данная программа актуальна тем, что переход на основной уровень (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Цель: оказание психологической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучение в среднем звене.

Задачи:

- создание доброжелательной обстановки в группе;

- формирование у учащихся представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;

- снижение уровня школьной тревожности;

- формирование навыков взаимодействия на основе  самораскрытия;

- преодоление коммуникативных барьеров;

- формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

- развитие навыков конструктивного общения, бесконфликтного поведения.

Предполагаемые результаты:

- формирование групповой сплоченности;

- снижение уровня школьной тревожности;

- формирование толерантных поведенческих стратегий во взаимодействии и общении с другими;

- формирование навыков совместной коллективной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая работа.

Методы работы:

На занятиях используются: диалоги, рисунок, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, групповая беседа, развивающие упражнения или игры и их обсуждение.

Структура программы:   Длительность занятия 35 мин. Частота встреч  - 1 раз в неделю.

Календарно – тематическое планирование занятий.

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие. Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям.

1

2-4

«Я - пятиклассник». Снижение уровня эмоциональной напряжённости. (подгрупповое)

3

5-6

«Я и мир». Выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной Я -концепции

2

7-8

«Я - ученик». Совершенствование и развитие навыков социализации.

2

9-10

«Я + мы». Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплочённости классного коллектива.

2

11-12

Мы и наше настроение. Актуализация представлений о факторах, влияющих на настроение людей. Развитие навыков произвольного контроля и регуляции собственного настроения.

2

13-14

Чего я боюсь? Обучение детей умению распознавать свои школьные страхи, помощь в нахождении способов их преодоления. Снижение школьной тревожности.

2

15-18

Диагностика адаптированности учащихся в 5 классе.

2

19

Как преодолеть неуверенность в себе. Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности. Знакомство с навыками уверенного поведения.

1

20

Наша агрессивность. Обучение участников безопасным способам разрядки гнева, агрессивных эмоций.

1

21-22

Работа с негативными переживаниями. Повышение эмоциональной устойчивости детей. Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций. Формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания.

2

23

Конфликты или взаимодействие? Развитие навыков общения и разрешения конфликтов. Обучение детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.

1

24-25

Наши недостатки и наши достоинства. Развитие умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ.

2

26-27

Игры и упражнения на развитие сообразительности, наглядно-образного мышления, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), внимания, памяти, речи.

2

28-29

Игры и упражнения на развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, образных представлений, речи ,

2

30-31

Игры и упражнения на развитие логического мышления, любознательности, произвольной памяти и внимания, речи.

2

32-33

Игры и упражнения на развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу.

2

34-35

Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования

2

 

Итоговый диагностический минимум на конец учебного года.

 

Содержание коррекционно – развивающей программы

психологического сопровождения для учащихся 6- 7- х классов.

Пояснительная записка.

С 6-го класса начинает активно развиваться самооценка подростка в сфере “Я и Я”, он задумывается о своем месте в этом мире, собственной роли в своих достижениях, начинает активно заниматься саморазвитием в том случае, если взрослые направляют его. Если же этого не происходит – энергия подростка направляется на ссоры, конфликты и другие негативные способы самореализации. Поэтому направление энергии на саморазвитие и самоактуализацию является мощным средством по профилактике конфликтности, наркомании и других форм отклоняющегося поведения.

 

Цель программы:

- содействие процессу эмоционально-личностного развития, развитие волевой, поведенческой сферы учащихся с ОВЗ, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.

Задачи:

- снижение уровня эмоциональной и социальной напряженности в школе,

- профилактика конфликтности;

- преодоление барьеров в общении, развитие коммуникабельности, улучшение психологического климата в школе;

- формирование жизненных целей и ценностей, помощь в жизненном и профессиональном самоопределении;

- профилактика вредных привычек и воспитание ответственности за свое здоровье и будущее;

- повышение учебной мотивации;

- выявление и устранение личностных комплексов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.

Структура занятия:

1.Ритуал приветствия.

Цель: Создание позитивного настроя на занятие.

2.Разминка.

Цель: Активизация участников группы, введение в рабочую атмосферу. Задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти.

3.Основное содержание:

Выполнение развивающих упражнений, групповые дискуссии, игровые методы, проективные методики рисуночного и вербального типов.

4.Рефлексия занятия.

Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.

5.Ритуал прощания.

Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.

В ходе работы используются:

- игровые методы,

- метод группового обсуждения,

- ролевые игры,

- работа в парах и тройках,

- арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия)

- сказкотерапия,

- психогимнастика.

Ожидаемыми результатами данной программы могут быть:

- Качественные показатели (показатели развития мотивационно - личностной сферы):

- Развитие эмоциональной сферы

- Формирование адекватной самооценки

Календарно – тематическое планирование занятий в 6а, 6б классах.

Тема занятия

Кол -во

часов

1

Вводное занятие. Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям.

1

2

Развитие межличностных отношений в группе, навыков общения и взаимодействия в классном коллективе. (подгрупповое занятие)

1

3

Психологическое занятие «Барьеры в общении»

1

4

Обучение навыкам разрешения проблем и конфликтов.

1

5

Психологическое занятие «Хочу сказать приятное другому человеку»

1

6

Психологическое занятие «Умею ли я слушать другого человека»

1

7

Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.

1

8

Игры на отработку саморегуляции и самоконтроля.

1

9

Психологическое занятие: «Нужна ли агрессия?»

1

10-11

Психологическое занятие «Способы предотвращения конфликтов» (подгрупповое занятие)

2

12-13

Мотивирующие игры и упражнения на формирование позитивной учебной мотивации. (групповое занятие)

2

14

Психологическое занятие: «Уверенное и неуверенное поведение»

1

15

Отработка способов самоконтроля и саморегуляции.

1

16

Арт – терапия «Школа моей мечты»

1

17 - 18

Коммуникативные игры и упражнения.

2

19 - 20

Сказкотерапия. Коррекция тревожности и страхов. (групповое занятие)

2

21

Игры на отработку саморегуляции и самоконтроля.

1

22

Развитие навыков осознания и управления собственными эмоциями и распознавание эмоционального состояния окружающих.

1

23

Психологическое занятие: «Эмоции – наши друзья или враги»

1

24

Отработка навыков отреагирования негативных эмоций и переживаний.

1

25-26

Формирование умения распознавать чувства и настроения других, работа по снижению уровня школьной тревожности.

2

27

Психологическое занятие «Как подружились ХОЧУ и НАДО»

1

28

Игры на отработку саморегуляции и самоконтроля.

1

29-30

Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности. (групповое занятие)

2

31-32

Сказкотерапия. Коррекция поведенческой сферы.

2

33-34

Арт – терапия. Развитие эмоциональной сферы.

2

35-36

Диагностика в течение года

2

 

Всего:

36

Календарно – тематическое планирование занятий в 7а, 7б классах.

Тема занятия

Кол – во

часов

1

Вводное занятие. Беседа. Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям.

1

2-3

«Саморазвитие личности». Каков я на самом деле? Кто я?

2

4-5

«Саморазвитие личности». Уверенное и неуверенное поведение

2

6-7

«Саморазвитие личности». Как справиться с раздражением, плохим настроением.

2

8-9

«Саморазвитие личности». Как я преодолеваю трудности.

2

10-11

«Саморазвитие личности». Мотивы наших поступков.

2

12

Люди, значимые для меня. Эффективные приемы общения.Помощь друг другу.

1

13-14

«Самопознание» Цели, нормы, правила. Общение в жизни человека. Зачем нужно знать себя. Я глазами других.

2

15

“Личность или индивид”. Саморазвитие, самоактуализация личности на основе самоанализа.

1

16-17

“Личность или индивид”. Формирование жизненных целей и ценностей.

2

18-19

“Личность или индивид”. Коррекция самооценки и уровня притязаний.

2

20

Развитие навыков адекватного поведения.

1

21-22

Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.

2

23-24

Развитие навыков осознания и управления собственными эмоциями и распознавания эмоциональных состояний окружающих.

2

25-26

“Дерево радостей и печалей”. Саморазвитие, самоактуализация личности; коррекция самооценки и уровня притязаний; повышение учебной мотивации.

2

27-28

Развитие умения видеть не только отрицательные, но и положительные стороны явления; развитие коммуникабельности.

2

29-30

“Можем ли мы называть себя взрослыми”. Развитие рефлексии, самоанализа и уровня притязаний; ответственности за свои поступки и будущее.

2

31-33

“Интересы и выбор профессии”. Формирование профессиональных интересов; активизация саморазвития, повышение учебной мотивации.

2

34

“Конфликты, можно ли их избежать”. Профилактика конфликтных ситуаций; коррекция самооценки и уровня притязаний.

1

35-36

Итоговая диагностика на конец учебного года.

2

 

Всего:

36

Содержание коррекционно – развивающей программы психологического сопровождения для учащихся 8, 9 классов.

Пояснительная записка.

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам с ЛУО очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Некоторая часть выпускников школ - интернатов идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

1) психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

2) отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

3) неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

4) неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому профориентационная работа в школе - интернат должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Основная задача профориентации старшеклассников – подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности. Именно здесь и важна роль системы профессиональных консультаций педагога – психолога.

Цель программы:

Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков с ОВЗ;

Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;

Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.

Задачи:

обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитания, саморазвитии и самореализации;

воспитать уважение к рабочему человеку.

 

Учащиеся должны знать:

уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии; карьеры;

значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

 

Этапы программы по профориентации:

  • Диагностический

    Профпросветительский (профинформационный)

    Профконсультационный

    Постконсультационная диагностика.

Календарно - тематическое планирование занятий в 8 классе.

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное. Беседа.

1

2

Счастье – когда тебя понимают

1

3

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

1

4

Темперамент и профессии

1

5

Что такое характер?

1

6

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

7

Особенности мышления

1

8-10

Диагностика по профориентации

3

11-12

Склонность и интересы в выборе профессии

2

13-14

Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова

2

15

Что я знаю о себе?

1

16

Ошибки в выборе профессий

1

17-18

Составление личного профессионального плана

2

19

Навыки самопрезентации.

1

20

Здоровье и карьера

1

21

Профориентационная игра «Спящий город»

1

22-23

Современный рынок труда. Профессии 21 века

2

24

Устраиваемся на работу

1

25

Сто дорог – одна твоя

1

26

Как претворить мечты в реальность

1

27

Искусство самопрезентации: язык телодвижений

1

28

Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных возможностей

1

29

Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми, деловая этика

1

30

Я учусь принимать решение

1

31-32

Умение учитывать свои сильные и слабые стороны при выборе профессии

2

33

Тренинг «На пороге взрослой жизни»

2

34-35

Итоговое занятие. Диагностическое.

3

 

Всего:

35

Календарно - тематическое планирование занятий в 9 классе.

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное. Беседа.

1

2

Классификация профессий Климова

1

3

Эмоциональное отношение к выбору профессии

1

4

Темперамент и выбор профессии

1

5

Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии

1

6

Склонность и профессиональная направленность

1

7

Профессиональный тип личности

1

8

Деловая игра «Кадровый вопрос»

1

9

Как достичь успеха в профессии

1

10

Кем я хочу быть и почему?

1

11

Профессии моей семьи

1

12

Что я знаю о себе?

1

13

На пороге взрослой жизни

1

14

Развитие умений по принятию решений

1

15

Профессиональная зрелость

1

16

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

1

17

Темперамент и профессии

1

18

Что такое характер?

1

19

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

20

Склонность и интересы в выборе профессии

1

21-23

Что я знаю о мире профессий. Диагностика по профориентации.

3

24-25

Перспектива профессионального будущего

2

26

Что я знаю о мире профессий

1

27

Ошибки в выборе профессий

1

28

Составление личного профессионального плана

1

29

Навыки самопрезентации.

1

30-31

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры

2

32

Знакомство с профессиограммой

1

33

Я учусь принимать решение

1

34-35

Итоговое занятие. Диагностическое.

2

 

Всего:

35

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации