Программа психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях школы - интернат
Пояснительная записка:
Развитие познавательных процессов детей обучающихся в школе – интернат является важным условием коррекционного обучения. Дети с диагнозом ЛУО характеризуются общим недоразвитием и познавательные способности, естественно формируются у них с большими задержками.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности: память, воображение, восприятие, мышление и внимание. Данная программа предлагает развивающие игры и упражнения, которые способствуют развитию познавательной сферы учащихся младших классов. В основу данного цикла занятий положены упражнения, разработанные И.А. Дубровиной, О. Жуковой, О.И Истратовой и др.
Цель программы: развитие и коррекция уровня развития познавательных способностей у учащихся младшего школьного звена с ОВЗ. Формирование позитивной мотивации к обучению.
Основные задачи программы:
Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
Развития речи, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.
Развитие мышления:
- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Развитие внимания. Формирование концентрации, переключения и распределения внимания.
Развитие памяти. Тренировка зрительной, слуховой, двигательно – моторной памяти.
Развитие мелкой моторики, моторной координации;
Методы обучения:
- Графические работы и работы по образцу (конструирование по предложенной схеме, рисование по клеточкам).
- Анализ литературных произведений.
- Элементы сказкотерапии.
- Упражнения для развития основных мыслительных операций: анализ – синтез, обобщение, классификация.
- Упражнения для установления причинно-следственных связей.
- Игры на формирование положительной мотивации к обучению;
- Игры с правилами (сюжетно – ролевые, словесные, подвижные);
- Развивающие игры;
- Пальчиковая гимнастика;
- Использование мультимедийной аппаратуры, дидактических материалов.
Данная программа состоит из 32 – 34 занятий. Частота проведения 1 раз в неделю. Занятия проводятся в групповой форме.
Структура занятия:
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут.
1.ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.
6. КОРРЕ ГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта
7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).
В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
Содержание программы.
1.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2-го класса по развитию познавательных процессов.
Предлагаемые во 2 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
№ п / п |
Задачи. |
Содержание |
Дата проведения |
1 |
Знакомство. Пояснение целей и задач занятий. Установление контакта. |
- Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания. (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает» - Рисование. Графический диктант. |
|
2 |
Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации Развитие навыков саморегуляции. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. |
|
3 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Право - лево») - Графический диктант. Штриховка. |
|
4 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «лево - право») - Графический диктант. Штриховка. |
|
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зайки-барабанщики», «Саймон сказал») - Графический диктант. Штриховка. |
|
6 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. |
|
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. |
|
8 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») - Графический диктант. Штриховка. |
|
9 |
Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Графический диктант. Штриховка. |
|
10 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. |
|
11 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Тень», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. |
|
12 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. |
|
13 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. |
|
14 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. |
|
15 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») - Графический диктант. Штриховка. |
|
16 |
Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал») - Графический диктант. Штриховка. |
|
17 |
Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») - Графический диктант. Штриховка. |
|
18 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего») - Графический диктант. Штриховка. |
|
19 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. |
|
20 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. |
|
21 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») - Графический диктант. Штриховка. |
|
22 |
Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Графический диктант. Штриховка. |
|
23 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») - Графический диктант. Штриховка. |
|
24 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. |
|
25 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. |
|
26 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. |
|
27 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. |
|
28 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») - Графический диктант. Штриховка. |
|
29 |
Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Графический диктант. Штриховка. |
|
30 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал») - Графический диктант. Штриховка. |
|
31 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. |
|
32 |
Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. |
- Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее |
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 3-го класса по развитию познавательных процессов.
№ п / п |
Задачи. |
Содержание |
Дата проведения |
1 |
Обсуждение планов на будущее. Постановка целей и задач на учебный год. |
- Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает» - Рисование. |
|
2 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да – нет») |
|
3 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа») |
|
4 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка») |
|
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Футбол») |
|
6 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») |
|
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. |
|
8 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») |
|
9 |
Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») |
|
10 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») |
|
11 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») |
|
12 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Я знаю пять ...», «Муха») |
|
13 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перекличка») |
|
14 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. |
|
15 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») |
|
16 |
Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справ») |
|
17 |
Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») |
|
18 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего») |
|
19 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») |
|
20 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол») - Решение ребусов. |
|
21 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») |
|
22 |
Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») |
|
23 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») |
|
24 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») |
|
25 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») |
|
26 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Футбол», «Да - нет») |
|
27 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. |
|
28 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») |
|
29 |
Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») |
|
30 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал») |
|
31 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен») |
|
32 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет») |
|
33 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Футбол», «Что будет, если...») |
|
34 |
Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. |
- Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее |
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4 - го класса
по развитию познавательных процессов.
В 4-м классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей — смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач
для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся 4 класса в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
№ п / п |
Задачи. |
Содержание |
Дата проведения |
1 |
Обсуждение планов на будущее. Постановка целей и задач на учебный год. |
- Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка») - Рисование. |
|
2 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор») |
|
3 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен») |
|
4 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка») |
|
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово») |
|
6 |
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») |
|
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. |
|
8 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») |
|
9 |
Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов») |
|
10 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») |
|
11 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») |
|
12 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь») |
|
13 |
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перечисли предметы на букву..») |
|
14 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Скульптор») - Решение ребусов. |
|
15 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») |
|
16 |
Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа») |
|
17 |
Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») |
|
18 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол») |
|
19 |
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Что изменилось», «Хор») |
|
20 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. |
|
21 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») |
|
22 |
Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») |
|
23 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») |
|
24 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен») |
|
25 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») |
|
26 |
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Разведчики», «Да - нет») |
|
27 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. |
|
28 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») |
|
29 |
Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») |
|
30 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Закончи слово», «Саймон сказал») |
|
31 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен») |
|
32 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет») |
|
33 |
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
- Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Перечисли предметы », «Хор») |
|
34 |
Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. |
- Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее |
Учебно – методическое сопровождение.
Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.
Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной школы.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002
Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.
Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика. Ек-бург Литур.2006 г.
Приложение.
Описание психотехнических игр и упражнений.
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.
« Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
«Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
«Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.
«Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.
«Зеркало»
Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.
« Веселый счет»
Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)
- назови «соседей» цифры…
- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
«Зоопарк»
Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.
Упражнения, направленные на развитие памяти.
«Мы собирались в поход…»
Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.
« Что изменилось»
Множество вариантов. Например.
- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.
- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.
« Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
« Кто больше увидит и запомнит»
Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.
Упражнения, направленные на развитие мышления.
«Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
«Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
«Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно :
-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),
- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)
- «смягчить» (мол – моль) и т.д.
«Бывает – не бывает»
Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
«Что можно сделать с …»
Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических
«Животные – растения»
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)
Содержание коррекционно – развивающей программы
для учащихся 5 классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», автор-составитель С.А. Коробкина, издательство «Учитель», 2015 год – 261 с.
Данная программа актуальна тем, что переход на основной уровень (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.
Цель: оказание психологической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучение в среднем звене.
Задачи:
- создание доброжелательной обстановки в группе;
- формирование у учащихся представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;
- снижение уровня школьной тревожности;
- формирование навыков взаимодействия на основе самораскрытия;
- преодоление коммуникативных барьеров;
- формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
- развитие навыков конструктивного общения, бесконфликтного поведения.
Предполагаемые результаты:
- формирование групповой сплоченности;
- снижение уровня школьной тревожности;
- формирование толерантных поведенческих стратегий во взаимодействии и общении с другими;
- формирование навыков совместной коллективной деятельности.
Форма проведения: подгрупповая работа.
Методы работы:
На занятиях используются: диалоги, рисунок, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, групповая беседа, развивающие упражнения или игры и их обсуждение.
Структура программы: Длительность занятия 35 мин. Частота встреч - 1 раз в неделю.
Календарно – тематическое планирование занятий.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Вводное занятие. Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. |
1 |
2-4 |
«Я - пятиклассник». Снижение уровня эмоциональной напряжённости. (подгрупповое) |
3 |
5-6 |
«Я и мир». Выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной Я -концепции |
2 |
7-8 |
«Я - ученик». Совершенствование и развитие навыков социализации. |
2 |
9-10 |
«Я + мы». Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплочённости классного коллектива. |
2 |
11-12 |
Мы и наше настроение. Актуализация представлений о факторах, влияющих на настроение людей. Развитие навыков произвольного контроля и регуляции собственного настроения. |
2 |
13-14 |
Чего я боюсь? Обучение детей умению распознавать свои школьные страхи, помощь в нахождении способов их преодоления. Снижение школьной тревожности. |
2 |
15-18 |
Диагностика адаптированности учащихся в 5 классе. |
2 |
19 |
Как преодолеть неуверенность в себе. Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности. Знакомство с навыками уверенного поведения. |
1 |
20 |
Наша агрессивность. Обучение участников безопасным способам разрядки гнева, агрессивных эмоций. |
1 |
21-22 |
Работа с негативными переживаниями. Повышение эмоциональной устойчивости детей. Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций. Формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. |
2 |
23 |
Конфликты или взаимодействие? Развитие навыков общения и разрешения конфликтов. Обучение детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. |
1 |
24-25 |
Наши недостатки и наши достоинства. Развитие умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ. |
2 |
26-27 |
Игры и упражнения на развитие сообразительности, наглядно-образного мышления, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), внимания, памяти, речи. |
2 |
28-29 |
Игры и упражнения на развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, образных представлений, речи , |
2 |
30-31 |
Игры и упражнения на развитие логического мышления, любознательности, произвольной памяти и внимания, речи. |
2 |
32-33 |
Игры и упражнения на развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу. |
2 |
34-35 |
Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования |
2 |
Итоговый диагностический минимум на конец учебного года. |
Содержание коррекционно – развивающей программы
психологического сопровождения для учащихся 6- 7- х классов.
Пояснительная записка.
С 6-го класса начинает активно развиваться самооценка подростка в сфере “Я и Я”, он задумывается о своем месте в этом мире, собственной роли в своих достижениях, начинает активно заниматься саморазвитием в том случае, если взрослые направляют его. Если же этого не происходит – энергия подростка направляется на ссоры, конфликты и другие негативные способы самореализации. Поэтому направление энергии на саморазвитие и самоактуализацию является мощным средством по профилактике конфликтности, наркомании и других форм отклоняющегося поведения.
Цель программы:
- содействие процессу эмоционально-личностного развития, развитие волевой, поведенческой сферы учащихся с ОВЗ, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.
Задачи:
- снижение уровня эмоциональной и социальной напряженности в школе,
- профилактика конфликтности;
- преодоление барьеров в общении, развитие коммуникабельности, улучшение психологического климата в школе;
- формирование жизненных целей и ценностей, помощь в жизненном и профессиональном самоопределении;
- профилактика вредных привычек и воспитание ответственности за свое здоровье и будущее;
- повышение учебной мотивации;
- выявление и устранение личностных комплексов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Структура занятия:
1.Ритуал приветствия.
Цель: Создание позитивного настроя на занятие.
2.Разминка.
Цель: Активизация участников группы, введение в рабочую атмосферу. Задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти.
3.Основное содержание:
Выполнение развивающих упражнений, групповые дискуссии, игровые методы, проективные методики рисуночного и вербального типов.
4.Рефлексия занятия.
Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.
5.Ритуал прощания.
Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
В ходе работы используются:
- игровые методы,
- метод группового обсуждения,
- ролевые игры,
- работа в парах и тройках,
- арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия)
- сказкотерапия,
- психогимнастика.
Ожидаемыми результатами данной программы могут быть:
- Качественные показатели (показатели развития мотивационно - личностной сферы):
- Развитие эмоциональной сферы
- Формирование адекватной самооценки
Календарно – тематическое планирование занятий в 6а, 6б классах.
№ |
Тема занятия |
Кол -во часов |
1 |
Вводное занятие. Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. |
1 |
2 |
Развитие межличностных отношений в группе, навыков общения и взаимодействия в классном коллективе. (подгрупповое занятие) |
1 |
3 |
Психологическое занятие «Барьеры в общении» |
1 |
4 |
Обучение навыкам разрешения проблем и конфликтов. |
1 |
5 |
Психологическое занятие «Хочу сказать приятное другому человеку» |
1 |
6 |
Психологическое занятие «Умею ли я слушать другого человека» |
1 |
7 |
Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях. |
1 |
8 |
Игры на отработку саморегуляции и самоконтроля. |
1 |
9 |
Психологическое занятие: «Нужна ли агрессия?» |
1 |
10-11 |
Психологическое занятие «Способы предотвращения конфликтов» (подгрупповое занятие) |
2 |
12-13 |
Мотивирующие игры и упражнения на формирование позитивной учебной мотивации. (групповое занятие) |
2 |
14 |
Психологическое занятие: «Уверенное и неуверенное поведение» |
1 |
15 |
Отработка способов самоконтроля и саморегуляции. |
1 |
16 |
Арт – терапия «Школа моей мечты» |
1 |
17 - 18 |
Коммуникативные игры и упражнения. |
2 |
19 - 20 |
Сказкотерапия. Коррекция тревожности и страхов. (групповое занятие) |
2 |
21 |
Игры на отработку саморегуляции и самоконтроля. |
1 |
22 |
Развитие навыков осознания и управления собственными эмоциями и распознавание эмоционального состояния окружающих. |
1 |
23 |
Психологическое занятие: «Эмоции – наши друзья или враги» |
1 |
24 |
Отработка навыков отреагирования негативных эмоций и переживаний. |
1 |
25-26 |
Формирование умения распознавать чувства и настроения других, работа по снижению уровня школьной тревожности. |
2 |
27 |
Психологическое занятие «Как подружились ХОЧУ и НАДО» |
1 |
28 |
Игры на отработку саморегуляции и самоконтроля. |
1 |
29-30 |
Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности. (групповое занятие) |
2 |
31-32 |
Сказкотерапия. Коррекция поведенческой сферы. |
2 |
33-34 |
Арт – терапия. Развитие эмоциональной сферы. |
2 |
35-36 |
Диагностика в течение года |
2 |
Всего: |
36 |
Календарно – тематическое планирование занятий в 7а, 7б классах.
№ |
Тема занятия |
Кол – во часов |
1 |
Вводное занятие. Беседа. Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. |
1 |
2-3 |
«Саморазвитие личности». Каков я на самом деле? Кто я? |
2 |
4-5 |
«Саморазвитие личности». Уверенное и неуверенное поведение |
2 |
6-7 |
«Саморазвитие личности». Как справиться с раздражением, плохим настроением. |
2 |
8-9 |
«Саморазвитие личности». Как я преодолеваю трудности. |
2 |
10-11 |
«Саморазвитие личности». Мотивы наших поступков. |
2 |
12 |
Люди, значимые для меня. Эффективные приемы общения.Помощь друг другу. |
1 |
13-14 |
«Самопознание» Цели, нормы, правила. Общение в жизни человека. Зачем нужно знать себя. Я глазами других. |
2 |
15 |
“Личность или индивид”. Саморазвитие, самоактуализация личности на основе самоанализа. |
1 |
16-17 |
“Личность или индивид”. Формирование жизненных целей и ценностей. |
2 |
18-19 |
“Личность или индивид”. Коррекция самооценки и уровня притязаний. |
2 |
20 |
Развитие навыков адекватного поведения. |
1 |
21-22 |
Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях. |
2 |
23-24 |
Развитие навыков осознания и управления собственными эмоциями и распознавания эмоциональных состояний окружающих. |
2 |
25-26 |
“Дерево радостей и печалей”. Саморазвитие, самоактуализация личности; коррекция самооценки и уровня притязаний; повышение учебной мотивации. |
2 |
27-28 |
Развитие умения видеть не только отрицательные, но и положительные стороны явления; развитие коммуникабельности. |
2 |
29-30 |
“Можем ли мы называть себя взрослыми”. Развитие рефлексии, самоанализа и уровня притязаний; ответственности за свои поступки и будущее. |
2 |
31-33 |
“Интересы и выбор профессии”. Формирование профессиональных интересов; активизация саморазвития, повышение учебной мотивации. |
2 |
34 |
“Конфликты, можно ли их избежать”. Профилактика конфликтных ситуаций; коррекция самооценки и уровня притязаний. |
1 |
35-36 |
Итоговая диагностика на конец учебного года. |
2 |
Всего: |
36 |
Содержание коррекционно – развивающей программы психологического сопровождения для учащихся 8, 9 классов.
Пояснительная записка.
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам с ЛУО очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Некоторая часть выпускников школ - интернатов идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
1) психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
2) отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
3) неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
4) неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Поэтому профориентационная работа в школе - интернат должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
Основная задача профориентации старшеклассников – подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности. Именно здесь и важна роль системы профессиональных консультаций педагога – психолога.
Цель программы:
Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков с ОВЗ;
Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.
Задачи:
обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитания, саморазвитии и самореализации;
воспитать уважение к рабочему человеку.
Учащиеся должны знать:
уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии; карьеры;
значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Этапы программы по профориентации:
-
Диагностический
Профпросветительский (профинформационный)
Профконсультационный
Постконсультационная диагностика.
Календарно - тематическое планирование занятий в 8 классе.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Вводное. Беседа. |
1 |
2 |
Счастье – когда тебя понимают |
1 |
3 |
Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы. |
1 |
4 |
Темперамент и профессии |
1 |
5 |
Что такое характер? |
1 |
6 |
Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции |
1 |
7 |
Особенности мышления |
1 |
8-10 |
Диагностика по профориентации |
3 |
11-12 |
Склонность и интересы в выборе профессии |
2 |
13-14 |
Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова |
2 |
15 |
Что я знаю о себе? |
1 |
16 |
Ошибки в выборе профессий |
1 |
17-18 |
Составление личного профессионального плана |
2 |
19 |
Навыки самопрезентации. |
1 |
20 |
Здоровье и карьера |
1 |
21 |
Профориентационная игра «Спящий город» |
1 |
22-23 |
Современный рынок труда. Профессии 21 века |
2 |
24 |
Устраиваемся на работу |
1 |
25 |
Сто дорог – одна твоя |
1 |
26 |
Как претворить мечты в реальность |
1 |
27 |
Искусство самопрезентации: язык телодвижений |
1 |
28 |
Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных возможностей |
1 |
29 |
Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми, деловая этика |
1 |
30 |
Я учусь принимать решение |
1 |
31-32 |
Умение учитывать свои сильные и слабые стороны при выборе профессии |
2 |
33 |
Тренинг «На пороге взрослой жизни» |
2 |
34-35 |
Итоговое занятие. Диагностическое. |
3 |
Всего: |
35 |
Календарно - тематическое планирование занятий в 9 классе.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Вводное. Беседа. |
1 |
2 |
Классификация профессий Климова |
1 |
3 |
Эмоциональное отношение к выбору профессии |
1 |
4 |
Темперамент и выбор профессии |
1 |
5 |
Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии |
1 |
6 |
Склонность и профессиональная направленность |
1 |
7 |
Профессиональный тип личности |
1 |
8 |
Деловая игра «Кадровый вопрос» |
1 |
9 |
Как достичь успеха в профессии |
1 |
10 |
Кем я хочу быть и почему? |
1 |
11 |
Профессии моей семьи |
1 |
12 |
Что я знаю о себе? |
1 |
13 |
На пороге взрослой жизни |
1 |
14 |
Развитие умений по принятию решений |
1 |
15 |
Профессиональная зрелость |
1 |
16 |
Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы. |
1 |
17 |
Темперамент и профессии |
1 |
18 |
Что такое характер? |
1 |
19 |
Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции |
1 |
20 |
Склонность и интересы в выборе профессии |
1 |
21-23 |
Что я знаю о мире профессий. Диагностика по профориентации. |
3 |
24-25 |
Перспектива профессионального будущего |
2 |
26 |
Что я знаю о мире профессий |
1 |
27 |
Ошибки в выборе профессий |
1 |
28 |
Составление личного профессионального плана |
1 |
29 |
Навыки самопрезентации. |
1 |
30-31 |
Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры |
2 |
32 |
Знакомство с профессиограммой |
1 |
33 |
Я учусь принимать решение |
1 |
34-35 |
Итоговое занятие. Диагностическое. |
2 |
Всего: |
35 |