Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветные ладошки» (для детей 3–6 лет)

3
0
Материал опубликован 21 March 2019 в группе

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММ

«ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»

(основы изобразительной деятельности

и декоративно-прикладного творчества)

Направленность: художественная

Возраст учащихся: 3-6 лет

Срок реализации: 3 года

 

Автор-составитель:

Емельянова Елена Эдуардовна

Должность:

педагог дополнительного

образования

 

Ревда

2015г.

(2018 год последней редакции)

 

Оглавление

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветные ладошки» создана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с концепцией модернизации российского образования, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, «Примерными требованиями к программам дополнительного образования для детей», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Основой для создания программы «Цветные ладошки» стала программа Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Направленность программы

Направленность программы – художественная, по времени реализации-трехгодичная. Программа направлена на создание условий для художественно-эстетического, творческого, духовно- нравственного развития обучающихся.

Новизна программы

состоит в том, что направлена на детей младшего дошкольного возраста, начиная с 3х лет. В процессе обучения воспитанники получают знания о разнообразных приемах работы с различными материалами и приобретают навыки работы с ними. Особое внимание уделяется работе с пластичными материалами (пластилин, глина, тесто и т.п.)

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед нами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения с учетом изменившихся культурно - исторических требований.

Художественное творчество - одно из главных проявлений творческого начала в ребенке, позволяющее преломлять и преобразовывать житейский и духовный опыт в художественных видах деятельности: рисование, лепка, аппликация, художественный труд на образной основе.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Известно, что художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.

Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из условий успешной подготовки детей к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, ведь доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики—один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, способности к чистописанию.

Разнообразная работа с бумагой, художественными и пластичными материалами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Лепка, рисование, аппликация, бумагопластика активизируют мыслительные процессы, стимулируют развитие памяти, творческого и пространственного воображения, художественного вкуса, способствуют концентрации внимания и самодисциплине, конструктивного мышления, прививают эстетические чувства. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Помимо прочего дети знакомятся с новыми словами, понятиями и специфическими терминами за счет чего происходит обогащение словарного запаса и общее расширение кругозора.

Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления продуктивного вида деятельности словом, игрой, проигрыванием. Без этого ребенка сложно раскрыть задуманный образ, объяснить задуманное действие. В силу возрастных особенностей маленький ребенок легко перевоплощается, активно общается и включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому продуктивную творческую деятельность детей целесообразно обогащать и поддерживать.

Необходимость создания предлагаемой образовательной программы вызвана социальным запросом в обществе, большим количеством детей дошкольного возраста, родители которых хотят дать детям основы изобразительного творчества.

Основная цель программы:

Развитие художественных способностей детей в изобразительной деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи программы:

Обучающие:

Формирование умений и навыков работы с материалами и инструментами ИЗО и ДПИ;

Формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль;

Формирование умения осуществлять свой замысел через ИЗО и ДПИ;

Знакомство с жанрами изобразительного искусства;

Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

Развивающие:

Развитие творческого потенциала ребенка, его познавательной активности;

Развитие навыков работы с различными материалами;

Развитие умения различать цвета и оттенки;

Развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

Воспитательные:

Адаптировать ребенка к окружающему миру через изобразительную деятельность;

Формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;

Воспитывать любовь и уважение к окружающему миру, к своей Родине, к искусству разных стран и народов;

Воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;

Воспитывать аккуратность и бережливость.

Отличительная особенность программы

заключается в том, что особое внимание уделено работе с пластичными материалами во всем их многообразии (пластилин, масса для лепки, солёное и бумажное тесто), применяются различные техники и методы работы с пластичным материалом. Никакие другие виды творчества не дают возможности так осязаемо почувствовать материал, как лепка. Материал, из которого ребенок лепит, должен быть доступным ему по физическим возможностям и приятным для работы. Параллельно осуществляется знакомство с изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Адресность дополнительной общеразвивающей программы:

программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, не имеющих какой-либо подготовки, специальных навыков и базовых знаний.

Возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы:

первый год обучения дети 3-4 года, второй год обучения дети 4-5 лет и третий год обучения дети 5-6 лет.

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Условия формирования групп:

группы одновозрастные, допускается дополнительный набор обучающихся на второй и третий год обучения, наполняемость – 10-12 человек.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Срок реализации образовательной программы три года.

Режим занятий:

Занятия проходят в вечернее время 1 раз в неделю для групп базового уровня (4-5 летки по 2 часа, всего 56 часов в год) и 2 раза в неделю для групп расширенного уровня (3-4 летки 2 часа, всего 56 часов в год), (4-5 летки 3 часа, всего 84 часа в год). (5-6 летки 4 часа, всего 112 часов в год).

Основные формы организации деятельности детей на занятиях:

Занятия проводятся по группам и индивидуально, реализуя принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Формы проведения занятий различны, это — беседа, рассказ, показ способа действия, экскурсия, занятие-игра, наблюдение, непосредственное выполнение работы. Занятия имеют интегрированную форму обучения с использованием музыки, литературы, гимнастики.

Психолого-педагогическое обоснование:

Самые младшие дошкольники - двухлетки - находятся еще в до изобразительного периода развития, и в манипуляциях с пластичными материалами их привлекает только самостоятельность действия. Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых. Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте.

К четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор и дети способны различать цвета и оттенки и знать их названия. В этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению. Действия руки к четырем годам уже в значительной степени сформированы, хотя еще недостаточно скоординированы. На начальных этапах обучения дети всецело поглощены процессом нанесения линий и пятен.

К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них.

Структура организации образовательной продуктивной деятельности:

Структурной особенностью данной программы является модульное планирование содержания. Содержание каждого года обучения основывается на четырех тематических модулях: «Я и мир природы», «Я и мир животных», «Я и мир человека».

Первый тематический модуль:

«Я и мир природы» (образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве)

Задачи: Заинтересованное восприятие (наблюдение, любование, созерцание) различных природных проявлений.

Создание при помощи разнообразных художественных материалов одухотворенных образов неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей и т.п.

Знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства и др.

Второй тематический модуль:

«Я и мир животных» (образы животных в жизни, искусстве и детском творчестве)

Задачи: Заинтересованное наблюдение за жизнью животных в природе.

Изображение различными художественными материалами одухотворенных образов птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т.п.

Знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре и в жанре иллюстрации.

Третий тематический модуль:

«Я и мир человека» (образы людей и их окружения в жизни, искусстве и детском творчестве)

Заинтересованное наблюдение за жизнедеятельностью человека (быт, производство, отдых праздники и др.)

Изображение различными художественными материалами одухотворенных образов людей разных возрастов и профессий.

Изображение предметного окружения человека (посуда, одежда, транспорт, архитектура).

Знакомство с произведениями книжных иллюстраторов, художников, работающих в портретном, бытовом, историческом и фантастическом жанрах, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства и др.

Каждый из тематических модулей включает в себя основные виды художественной деятельности, это - рисование, лепка, аппликация и художественный труд.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Обучающиеся овладеют навыками:

выбирать способ удовлетворения эстетических потребностей, ценностей и чувств;

владения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи;

различать виды и жанры изобразительного искусства;

различать виды художественной деятельности;

понимать образную природу искусства;

эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;

применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы;

узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.

Формы контроля:

наблюдение и диагностика личностного роста;

творческие задания, тесты, анкеты;

участие в выставках, конкурсах, фестивалях.

Мониторинг развития осуществляется в следующих направлениях:

выявление уровней художественно-творческого развития детей;

выявление уровней развитости творческого воображения;

выявление уровней сформированности личностных качеств.

 

 
Учебно-тематический план

пп/п

Название тем, разделов

Базовый

Расширенный

Количество часов

Количество часов

Всего

Теория

Прак

тика

Всего

Теория

Прак

тика

1

Вводное занятие

1

1

 

1

1

 

2

Я и мир природы

8

2

6

18

4,5

13,5

 

2.1 Рисунок

1

0,25

0,75

4

1

3

 

2.2 Лепка

4

1

3

8

2

6

 

2.3 Аппликация

2

0,5

1,5

4

1

3

 

2.4 Художественный труд

1

0,25

0,75

2

0,5

1,5

3

Я и мир животных

9

2,25

6,75

18

4,5

13,5

 

3.1 Рисунок

3

0,75

2,25

6

1,5

5,5

 

3.2 Лепка

4

1

3

8

2

6

 

3.3 Аппликация

1

0,25

0,75

2

0,5

1,5

 

3.4 Художественный труд

1

0,25

0,75

2

0,5

1,5

4

1

Я и мир человека

9

2,25

6,75

18

4,5

13,5

 

4.1 Рисунок

2

0,5

1,5

4

1

3

 

4.2 Лепка

4

1

3

8

2

6

 

4.3 Аппликация

2

0,5

1,5

4

1

3

 

4.4 Художественный труд

1

0,25

0,75

2

0,5

1,5

5

Итоговое занятие, выставки

1

 

1

1

 

1

 

ВСЕГО

28

   

56

   

 

 

Раздел 1. Введение.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

 

2.Я и мир природы 8/18

Рисунок 1/4

Лепка 4/8

Аппликация 2/4

Худож.труд 1/2

Цветы на поляне.

Осеннее дерево.

Тучи.

Зимний лес.

Радуга.

 Цветик семицветик.

Арбузная долька.

Снежинка.

Елочка.

Солнечный круг.

Листопад.

Капель.

Космос.

Букет.

Красивая тарелочка.

Снежинка.

 

Тематический блок: Я и мир животных. 9/18 ч.

Рисунок 3/6

Лепка 4/8

Аппликация 1/2

Худож.труд 1/2

Ёжики.

Медведь.

Зайчик.

Кошка. Птичка.

Гусеница. Стрекоза.

Снеговик.

Жирафик.

Крокодил.

Птичка.

Лошадка.

Обезьянка.

Зайчики.

Цыпленок.

Ёжик.

Павлин.

 

Тематический блок: Я и мир человека. 9/18 ч.

Рисунок 2/4

Лепка 4/8

Аппликация 2/4

Худож.труд 1/2

Платок.

Человечки.

Варежки.

Елочные шары.

Сердечки.

Бусы.

Печенье.

Чашка с блюдцем.

Вертолет.

Домик.

Ледяная избушка. Шарфик.

Кораблик. Самолетик.

Рисунок

Дети познакомятся с материалами и инструментами для рисования, с мольбертами, с разными видами красок и кисточек. Познакомятся с цветами спектра (радуга), с теплыми и холодными. Научатся заполнять фон, работать разными кистями. Познакомятся с нетрадиционными техниками рисования. Научатся составлять узор в круге, квадрате, полосе, в заданном контуре.

Лепка

Дети познакомятся с разными материалами и их свойствами, с оборудованием для лепки, с различными видами лепки, с народными лепными игрушками.

Познакомятся с разными приемами и способами работы с пластичными материалами. Создадут объемные и плоские поделки, будут рисовать пластилином. Узнают, что такое пластицирование, пластилинография.

Аппликация

Дети познакомятся с материалами и инструментами для аппликации, с порядком и правилами выполнения аппликации. Познакомятся с разными видами бумаги и приемами работы с ними (мять, рвать, обрывать, складывать). Познакомятся с основами композиции, научатся составлять простые узоры из готовых форм.

Художественный труд

Дети познакомятся с природным материалом (семена, шишки, листья) и его возможностями, приемами работы. Узнают, как сочетать разные материалы между собой и создавать из них неповторимые поделки.

Раздел 6. Итоговое занятие, выставки

На итоговом занятии выявляются (с использованием игровых методов) знания, умения и навыки, приобретенные детьми в течении года, кроме того работы каждого ребенка оформляются на выставку.

 

 

К концу первого года обучения дети будут знать:

Основные и некоторые дополнительные цвета;

Цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

Понятие о декоративном искусстве;

Названия и назначение используемых материалов и инструментов;

Основные геометрические формы;

Основные виды изобразительного искусства;

Свойства изобразительных материалов;

Понятие перспективы (дальше, ближе);

Основные приемы работы с пластическими материалами.

Уметь:

Смешивать цвета на палитре;

Передавать цвет и форму изображаемого предмета;

Владеть приемами работы с пластичными материалами;

Составлять несложные композиции;

Правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

Грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;

Работать самостоятельно и в коллективе.

У них получат развитие личностные качества:

Умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;

Трудолюбие;

Самостоятельность;

Уверенность в своих силах.

 

 
 
Учебно-тематический план

п/п

Название тем, разделов

Базовый

Расширенный

Количество часов

Количество часов

Всего

Теория

Прак

тика

Всего

Теория

Прак

тика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

2

 

2

Я и мир природы

15

3,75

11,25

30

7,5

22,5

 

2.1 Рисунок

5

1,25

3,75

10

2,5

7,5

 

2.2 Лепка

5

1,25

3,75

10

2,5

7,5

 

2.3 Аппликация

3

0,75

2,25

6

1,5

4,5

 

2.4 Художественный труд

2

0,5

1,5

4

1

3

3

Я и мир животных

20

5

15

40

10

30

 

3.1 Рисунок

6

1,5

4,5

12

3

9

 

3.2 Лепка

8

2

6

16

4

12

 

3.3 Аппликация

4

1

3

8

2

6

 

3.4 Художественный труд

2

0,5

1,5

4

1

3

4

Я и мир человека

19

4,75

14,25

36

9

27

 

4.1 Рисунок

7

1,75

5,25

14

3,5

10,5

 

4.2 Лепка

6

1,5

4,5

12

3

9

 

4.3 Аппликация

4

1

3

8

2

6

 

4.4 Художественный труд

2

0,5

1,5

4

1

3

6

Итоговое занятие, выставки

1

 

1

2

 

2

 

ВСЕГО

56

   

112

   

 

 

Раздел 1. Введение.

Чем мы будем заниматься в этом году, что узнаем и чему научимся.

Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Повторение основ техники безопасности, правила личной гигиены на занятиях. Правила поведения. Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и оборудованием.

Я и мир природы 8/18

Рисунок 5/10

Лепка 5/10

Аппликация 3/6

Худож.труд 2/4

Осенний пейзаж.

Зимний пейзаж.

Космос.

Букет астр.

Цветочная поляна.

Осенние листья.

Подсолнух.

Новогодняя елка.

Радуга.

Солнцеворот.

Листопад.

Солнышко. Капель.

Украшение из семян.

Жар-птица осенняя.

 

Тематический блок: Я и мир животных. 9/18 ч.

Рисунок 6/12

Лепка 8/16

Аппликация 4/8

Худож.труд 2/4

Ёжики.

Медведи.

Бабочка.

Зайка.

Снегири.

Снежная птица.

Бабочка.

Жирафик.

Собачка.

Петушок.

Зайки.

Крокодил.

Жуки.

Медвежата.

Зайка.

Птичка.

Колобок.

Рыбка.

Ёжики.

Волшебная птица.

Золотая рыбка.

 

Тематический блок: Я и мир человека. 9/18 ч.

Рисунок 7/14

Лепка 6/12

Аппликация 4/8

Худож.труд 2/4

Портрет.

Снеговики.

Избушка. Девочка.

Вертолет.

Красивый платок.

Варежки.

Вертолет.

Пасхальное яйцо.

Сердечко.

Тортик.

Панно.

Кот.

Тарелочка.

Домик.

Открытка. Кораблик.

Маска.

Красивая тарелочка.

Рисунок

Дети познакомятся с новыми материалами и инструментами для рисования, узнают новые приемы работы кисточками. Закрепят знания основных и дополнительных цветов, теплых и холодных. Продолжат учиться заполнять фон, работать разными кистями. Познакомятся с новыми нетрадиционными техниками рисования. Продолжат учиться составлять узоры в круге, квадрате, полосе, в заданном контуре. Будут учится рисовать человека, животных, пейзаж, натюрморт. Познакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, с некоторыми художниками и их картинами.

Лепка

Дети познакомятся с различными видами лепки из пластилина и из теста, среди которых традиционные (с натуры, по замыслу, предметная, сюжетная, коллективная, по мотивам декоративно-прикладного искусства), и нетрадиционные (лепка миниатюр, пластилинография, лепка на готовой форме, лепка-экспериментирование, пластицирование).

Аппликация

Дети познакомятся с новыми материалами и инструментами для аппликации, с порядком и правилами выполнения аппликации (двухслойное и многослойное вырезание), будут учиться пользоваться ножницами. Познакомятся с разными видами бумаги и приемами работы с ними (мять, рвать, обрывать, складывать, скручивать).Познакомятся с основами композиции, научатся составлять узоры из готовых форм.

Художественный труд

Продолжат знакомство с природным материалом (семена, шишки, листья, орехи, камушки) и его возможностями, приемами работы. Познакомятся с бросовым материалом (коробочки, трубочки, обрезки ткани и т. Д.) Узнают, как сочетать разные материалы между собой и изготовить поделку.

Раздел 6. Итоговое занятие, выставки

На итоговом занятии выявляются (с использованием игровых методов) знания, умения и навыки, приобретенные детьми в течении года, кроме того работы каждого ребенка оформляются на выставку.

 

 

 

К концу второго года обучения дети будут знать:

Дополнительные цвета;

Сочетания цвета;

Азы композиции (центральная);

Понятие о пропорции предметов;

Основные виды и жанры изобразительного искусства.

Уметь:

Определять расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

Соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

Придумывать и составлять несложные композиции;

Реализовывать задуманное;

Сочетать различные материалы между собой;

Работать ножницами;

Применять двухслойное вырезание;

Использовать различные приемы работы с пластичными материалами.

Получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

Умение работать в группе;

Умение планировать свою деятельность;

Ответственность;

Самокритичность;

Умение организовывать рабочее место.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов и природы, испытывать чувство радости.

 

 
Учебно-тематический план

п/п

Название тем, разделов

Базовый

Расширенный

Количество часов

Количество часов

Всего

Теория

Прак

тика

Всего

Теория

Прак

тика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

2

 

2

Тематический блок

«Я и мир природы»

17

4,25

12,75

34

8,5

25,5

 

2.1 Рисунок

5

1,25

3,75

10

2,5

7,5

 

2.2 Лепка

7

1,75

5,25

14

3,5

10,5

 

2.3 Аппликация

3

0,75

2,25

6

1,5

4,5

 

2.4 Художественный труд

2

0,5

1,5

4

1

3

3

Тематический блок

«Я и мир животных»

19

4,75

14,25

38

9,5

28,5

 

3.1 Рисунок

6

1,5

4,5

12

3

9

 

3.2 Лепка

8

2

6

16

4

12

 

3.3 Аппликация

3

0,75

2,25

6

1,5

4,5

 

3.4 Художественный труд

2

0,5

1,5

4

1

3

4

Тематический блок

«Я и мир человека»

18

4,5

13,5

36

9

27

 

4.1 Рисунок

6

1,5

4,5

12

3

9

 

4.2 Лепка

5

1,25

3,75

10

2,5

7,5

 

4.3 Аппликация

4

1

3

8

2

6

 

4.4 Художественный труд

3

0,75

2,25

6

1,5

4,5

6

Итоговое занятие, выставки

1

 

1

2

 

2

 

ВСЕГО

56

   

112

   
 
 

 

 

Раздел 1. Введение.

Чем мы будем заниматься в этом году, что узнаем и чему научимся.

Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Техника безопасности и правила поведения в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Тематический блок: Я и мир природы.

Рисование 5/10.

Лепка 7/14

Аппликация 3/6

Худож.труд 2/4

Осенний пейзаж.

Зимний пейзаж.

Новогодняя елка.

Космический мир.

Волшебный лес.

Кленовый лист.

Осенний венок.

Яблоки на ветке.

Новогодняя елка.

Чудо дерево.

Листопад.

Солнцеворот.

Море.

Лесовичок. Елочка.

 

Тематический блок: Я и мир животных.

Рисование 6/12

Лепка 8/16

Аппликация 3/6

Худож.труд 2/4

Птицы на ветках.

Три медведя.

Веселые кошки.

Такса.

Слон, жираф.

Жар-птица.

Собачки.

Кошки.

Лошадка.

Индюк.

Бабочка.

  Динозавры.

Динозавр.

Лошадка.

Белый медведь.

Лесные животные.

Птичка в клетке

Петушок.

 

Тематический блок: Я и мир человека. 36 ч.

Рисование 6/12

Лепка 5/10

Аппликация 4/8

Худож.труд 3/6

Портрет мамы.

Фигура человека.

Грузовик.

Кораблик.

Избушка.

Паровоз.

Лодочка.

Набор посуды.

Семья.

Волшебный замок.

Роботы.

Избушка.

Веер.

Валентинки.

Пасхальное яйцо.

Маска.

Рисунок.

Дети закрепят знания о материалах и инструментах для рисования, узнают новые приемы работы кисточками. Закрепят знания основных и дополнительных цветов, теплых и холодных и их применение. Продолжат учиться заполнять фон, работать разными кистями. Познакомятся с новыми нетрадиционными техниками рисования. Продолжат учиться составлять узоры в круге, квадрате, полосе, в заданном контуре. Будут учится рисовать человека, животных, пейзаж, натюрморт. Познакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, с некоторыми художниками и их картинами, с декоративными росписями.

Лепка.

Дети продолжают знакомство с различными видами лепки, среди которых традиционные (с натуры, по замыслу, предметная, сюжетная, коллективная, по мотивам декоративно-прикладного искусства), и нетрадиционные (лепка миниатюр в спичечном коробке, лепка из пластин или на готовой форме, лепка-экспериментирование, лепка с элементами конструирования, лепка – рельефная панорама, пластицирование), лепка из холодного фарфора и бумажного теста.

Аппликация.

Дети познакомятся с некоторыми новыми материалами для аппликации, с порядком и правилами выполнения аппликации (двухслойное и многослойное вырезание), продолжат учиться правильно использовать ножницы. Познакомятся с разными приемами вырезания из бумаги, работа с картоном. Продолжат знакомство с композицией, составление узоров из готовых форм, сюжетные композиции.

Художественный труд.

Продолжат знакомство с природным материалом (семена, шишки, листья, орехи, камушки) и его возможностями, приемами работы. Познакомятся с бросовым материалом (коробочки, трубочки, обрезки ткани и т. Д.) Узнают новые способы сочетания разных материалов между собой и изготовления оригинальных поделок.

5. Итоговое занятие, выставка.

На итоговом занятии выявляются (с использованием игровых методов) знания, умения и навыки, приобретенные детьми в течении года, а также работы каждого ребенка оформляются на выставку.

 

 

К концу третьего года обучения дети будут

знать:

Оттенки цвета;

Понятие симметрии и асимметрии;

Гармонию цвета;

Азы композиции (статика, движение, плановость);

Понятие о перспекве;

Виды и жанры изобразительного искусства;

Уметь:

Выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

Подбирать материалы согласно задуманному образу;

Соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

Придумывать и составлять несложные композиции;

Реализовывать задуманное;

Сочетать различные материалы между собой;

Передавать движение предметов;

Использовать законы перспективы;

Использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

Применять многослойное вырезание;

Использовать различные приемы работы с пластичными материалами:

Получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

Умение планировать свою деятельность;

Завершать начатое;

Умение работать в группе

Умение организовывать рабочее место.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, красоту окружающего мира, испытывать чувство радости.

 

 

 

Игрушки, народные игрушки, предметы мелкой пластики.

Образцы, изготовленные педагогом.

Образцы детских работ.

Подборка изображений животных, растений, насекомых, природы и т.д.

Репродукции картин, наборы открыток.

Видео материалы по темам.

Дидактические материалы и игры.

Детская литература, энциклопедии.

Таблицы и схемы.

Наборы ягод, фруктов и овощей.

Корзинки, вазочки, разная посуда.

Образцы декоративно-прикладного искусства.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом, возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

 

 

 

Оборудование: Столы, стулья, мольберты, полки, шкафы, средства ТСО.

Пластичные материалы: пластилин, глина, пластика, соленое тесто, бумажное тесто, мягкий пластилин, дощечки.

Инструменты для обработки пластичных материалов: стеки, формочки, штампики, дощечки, палочки, прессы, шпажки, соломинки.

Принадлежности для рисования: кисти, акварель, гуашь, разнообразная бумага, карандаши, фломастеры, баночки для воды, различные мелки, поролоновые тампоны, пульверизаторы.

Принадлежности для аппликации: цветная и разнообразная бумага, картон, клей, кисточки, ножницы, линейки, коробки, ватман.

Природный и бросовый материал: пуговицы, ракушки, сухие листья, камешки, шишки, палочки, семена…

 

 

Нормативно-правовые документы.

Конвенция о правах ребенка.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Концепция дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, г. Москва)

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования

Областная государственная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области» («Наша новая школа») на 2011-2015гг. (от 11.10.2010г.)

Государственная программа РФ «Развитие образования 2013-2020гг.»

Методическая литература.

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –М.: АСТ: Астрель, 2006.

Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997.

Григорьева Г.Г. Игровые приѐмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.

Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

Давыдова Г. Н. Пластилинография-2. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. –М.: Издательство «Скрипторий 2003»

Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя/Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006.

Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

Коротеев И. А. Оригами для малышей. –М., 1996.

Лыкова И.А. (в соавторстве с Казаковой Т.Г.). Изобразительное искусство//Примерная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ИД «Карапуз-дидактика», 2005.

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. - М.: Карапуз-дидактика, 2006, 2007.

Лыкова И.А. Генезис изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возраста (монография). - М.: Карапуз-дидактика, 2007.

Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М.: КарапузДидактика, 2007.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. - М.: КарапузДидактика, 2006.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий; методические рекомендации. Средняя группа. - М.: КарапузДидактика, 2007.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: КарапузДидактика, 2008.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятия методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии М.: Карапуз-Дидактика, 2008.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность /Развивающие занятия с детьми 5-6 лет/Под ред. Л.А. Парамоновой. - М. 0ЛМА Медиа Групп, 2006.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность//Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.

Михайлова И. Лепим из соленого теста. ООО Эксмо, 2005.

Новикова О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: АСТ; СПб: Сова, 2006.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.

Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. -1997.

Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Халезова Н. Б. Лепка в детском саду. М., 1978.

Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.,1984.

Хананова И. Соленое тесто. – М., Оникс, 2006.

Литература, рекомендованная родителям.

\

Афонькин С. Ю. Оригами и аппликация. –С-Пб, 1998.

Афонькин С. Ю. Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. –С-Пб, 1997.

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем: книга для занятий с детьми. - М.: Сфера, 2000, 2005.

Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.

Рузина М. С. Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. –С-Пб, 1997.

Силаева К. «Соленое тесто». –М.,2003.

 

 

Емельянова Елена Эдуардовна

МАУ ДО «ЦДО»

Педагог дополнительного образования.

Образование высшее.

Окончила в 1993 году Нижнетагильский государственный педагогический институт по специальности учитель черчения и изобразительного искусства.

Педагогический стаж 30 лет.

Стаж работы в данной должности 4 года.

e-mail: elemka-1968@list.ru

 

Аннотация

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей дошкольного возраста, начиная с 3-х лет. Направленность программы «Цветные ладошки» -- ИЗО и ДПИ, образовательная область--искусство, по способу реализации - творческая, предполагает базовый уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному назначению--учебно-познавательная. Программа направлена на создание условий для художественно-эстетического, творческого, духовно- нравственного развития обучающихся.

Цель программы: развитие мелкой моторики и художественных способностей в изобразительной деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Программа реализует ряд задач: обучающие, развивающие и воспитывающие.

В процессе обучения по данной программе, посредством интеграции разных видов искусства и художественной деятельности на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент), дети получают оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Полученные в процессе занятий знания, умения и навыки помогут детям адаптироваться к современным условиям, реализовать свою потребность к самовыражению, приобщиться к миру прекрасного.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации