Дополнительная общеразвивающая программа «Учусь читать» (Для детей 6-7 лет)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №107 общеразвивающего вида» (МДОУ «Д/с №107»)
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
педагогическим советом приказом заведующего
от 13 января 2021 г МДОУ «Д/С №107».
Протокол №2. от 13 января 2021г.
№01-10/12
Дополнительная общеразвивающая программа
«Учусь читать»
(Обучение чтению)
Для детей 6 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Горобий Г.В.
(Воспитатель)
пгт. Водный, 2021 год
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………..2
1.1. Актуальность Программы …………………………………………………….3
1.2. Отличительные особенности Программы …………………………………...4
1.3. Адресат Программы……………………………………………………………6
1.4. Объем Программы……………………………………………………………...6
1.5. Формы организации образовательного процесса ……………………………6
1.6. Срок освоения Программы ……………………………………………………7
1.7. Режим занятий ………………………………………………………………….7
2. Цель и задачи Программы………………………………………………………..7
3. Содержание Программы:
3.1. Учебный план (Приложение 2) ………………………………………………..8
3.2. Календарно-тематическое планирование (Приложение 3) …………………10
3.3. Планируемые результаты……………………………………………………...29
4. Организационно-педагогические условия:
4.1. Календарный учебный график (Приложение 4)……………………………..30
4.2. Условия реализации Программы ……………………………………………..30
4.3. Формы контроля ……………………………………………………………….30
4.4. Оценочные материалы ………………………………………………………...31
5. Список литературы ………………………………………………………………32
Пояснительная записка
«Обучение чтению» - общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению.
Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введений программного материала (от простого к сложному).
Организация обучения была продумана так, что:
- обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,
- каждый ребенок может участвовать в процессе выполнения заданий,
- используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний и умений).
1.1. Актуальность программы определяется ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе. К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.
Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: вначале знакомимся с гласными. Это буквы, которые могут "петь" А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя пальчиком от одной буковки к другой, научиться читать слоги из 2-ух гласных. И только после знакомства с гласными - перебегаем к согласным.
Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны столбики слогов. Можно читать по вертикали, по горизонтали либо в разнобой читай, тренируй скорость чтения. Все слова, даже слова в текстах, разбиты на слоги, что упрощает процесс чтения. Материала для чтения в букваре много и подобран он так успешно, что ребенок и не увидит, что читает уже без помощи других и понятно огромные «куски» текста. Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения. Работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения.
Новизна и педагогическая направленность программы.
Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
1.2. Отличительные особенности программы.
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме, поэтому большое внимание уделяется одному из центральных принципов программы – достаточно долгому этапу звукового анализа, предшествующему этапу введения букв и обеспечивающему лингвистическую ориентацию детей в языке – представлению о слове как звучащей форме. Формирование у детей отношения к слову, как к особому предмету работы – исходное условие сознательного овладения техникой чтения и письма. В учебном материале созданы специальные проблемные ситуации, позволяющие детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебных задач по грамоте. Содержание занятий представляет собой последовательность учебно практических задач, решая которые дети открывают законы русской графики и орфографии, создаются условия для развёртывания самостоятельных практических действий со словом. Для знакомства с простейшими правилами русского языка используются грамматические сказки. Знания не даются в готовом виде, детям предлагаются схемы, которые помогают им самим добывать новые знания, т.е. на занятии главенствует дух открытия (ничего не сообщается в готовом виде). Такое обучение является личностно-ориентированным, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности. Такой подход позволит синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимо - обогащающими развитие ребенка.
1.3. Адресат программы.
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), которые имеют трудности слогового чтения, понимание смысла прочитанного слова (предложения), навыков фонематического восприятия, а также навыков звукового анализа. Программа реализуется с учётом возрастных и физиологических особенностей детей.
1.4. Объем Программы:
Срок обучения: 71 занятие, 230 часов в год.
Основная форма занятий – групповая.
Для успешной реализации программы формируют группу не более 10 человек.
1.5. Формы организации образовательного процесса.
Обучение происходит с помощью игровых технологий и происходит в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач. Детям созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. В ходе выполнения заданий у ребенка возникает потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач. Поэтому отношение к обучению детей старшего дошкольного возраста в схемах «знаю — не знаю», «умею — не умею», «владею — не владею» меняется на параметры «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». В руководстве детской деятельностью используется демократический путь общения. Педагог принимает ребенка-дошкольника таким, какой он есть, и ничего от него не требует. Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Основа обучения — разнообразная деятельность детей. Образовательная ситуация на занятии конструируется так, чтобы ребенок был в активной позиции, в деятельности. Очередной вид деятельности начинается с постановки задачи в общем виде. Педагог на занятии специально проектирует такие формы общения, которые направлены на формирование коммуникативных способностей. На совершенствование речевого аппарата детей направлено систематическое включение в занятия артикуляционной гимнастики или 5 разминки (чтение скороговорок, потешек, чистоговорок, стихов и четверостиший). Статическая нагрузка, когда ребенок сидит за столом, не превышает 50% времени всего занятия. Продолжительность работы в рабочих тетрадях на занятиях по обучению грамоте составляет не более 10 минут на одном занятии. Программное содержание занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Также на занятиях по обучению грамоте детям даются разнообразные задания и упражнения для подготовки руки к письму, на развитие внимания, памяти, мышления.
Каждое занятие состоит из нескольких частей, включающих в себе и ознакомление с новым материалом, и закрепление уже имеющихся знаний, и самостоятельное выполнение заданий, и оказание помощи тому, кто затрудняется, практическое овладение графическими навыками, овладение навыками звуко - буквенного анализа и синтеза.
Такое построение занятий позволяет сохранить 4 раздела методики по формированию элементарных навыков чтения и письма:
- знакомство со всеми звуками и буквами русского языка;
- развитие звукобуквенного анализа слова;
-обучение чтению;
- формирование первоначальных навыков письма.
1.6. Срок освоения Программы
Срок освоения программы: 2021-2022 учебный год, сентябрь 2021 – май 2022
1.7. Режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю по 35 - 40 минут, в течение 9 месяцев.
В месяц проводится 8 занятий.
2.Цели и задачи программы:
Цель:
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, овладение навыком чтения.
Формирование запаса знаний, умений и навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к обучению в начальной школе.
Задачи:
1. Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука (буквы),
2. Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного,
3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление,
4. Развитие звукобуквенного анализа слова,
5. Формирование первоначальных навыков письма,
6. Воспитывать интерес к чтению.
3. Содержание Программы.
Приложение №2
3.1. Учебный план
№ | Наименование раздела, темы | Кол- во занятий | Всего |
Сентябрь | Вводное занятие «Звуки – слышим, буквы пишем» | 1 | 8 занятий |
Звук и буква А. | 1 | ||
Звук и буква О. | 1 | ||
Звук и буква У. | 1 | ||
Звук и буква И. | 1 | ||
Звук и буква Ы. | 1 | ||
Звук и буква Э. | 1 | ||
Закрепление гласных звуков. Работа с коннтрольной таблицей. | 1 | ||
Октябрь | Звук и буква М | 2 | 8 занятий |
Звук и буква П | 2 | ||
Звук и буква Б | 2 | ||
Звук и буква Н | 2 | ||
Ноябрь | Звук и буква Т | 2 | 8 занятий |
Звук и буква В | 2 | ||
Звук и буква Я | 2 | ||
Звук и буква Д | 2 | ||
Декабрь | Звуки буква Ф | 2 | 8 занятий |
Звук и буква С | 2 | ||
Звук и буква Е | 2 | ||
Звук и буква К | 2 | ||
Январь | Звук и буква Г | 2 | 7 занятий |
Работа с контрольной таблицей. Закрепление пройденных звуков и букв. | 1 | ||
Звук и буква Х | 2 | ||
Звук и буква З | 2 | ||
Февраль | Звук и буква Ш | 2 | 8 занятий |
Звук и буква Ж | 2 | ||
Звук и буква Л | 2 | ||
Звук и буква Р | 2 | ||
Март | Звук и буква Ё | 2 | 9 занятий |
Звук и буква Й | 2 | ||
Звук и буква Ч | 2 | ||
Звук и буква Ц | 2 | ||
Звук и буква Ю | 1 | ||
Апрель | Мягкий знак | 2 | 8 занятий |
Твёрдый знай | 2 | ||
Дифференциация звуков [р] и [л]. | 2 | ||
Дифференциация звуков [с] и [ш]. | 2 | ||
Май | Закрепление пройденных звуков и букв | 2 | 7 занятий |
Закрепление пройденных звуков и букв | 2 | ||
Диагностика освоения программы | 1 |
Приложение №3
3.2. Календарно – тематический план
№ занятия | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование | Дата проведения | Дата проведения (факт) | |
Цель, задачи | Методы, приёмы | |||||
1 | Вводное занятие «Звуки – слышим, буквы пишем» | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков; Объяснить различие понятий «звук» и «слово». | игры на различение окружающих звуков. Применение ИКТ. | Магнитная доска; кукла; картинки с изображениями собаки, коровы, мухи, машины, листьев, змеи, комаров; картинка или макет «Лесная полянка» с животными; картинка «Мак» с кружочками под ней; Игрушки: паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко; домики: красный, синий и зеленый с круглыми окошками того же цвета. | Сентябрь | 07.09.21 |
2 | Звук и буква А. | закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой А, закрепление понятия «буква». | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек Игры и игровые упражнения Применение ИКТ. | Домик для гласных звуков, красный кружок, буква А большая и маленькая (для домика), полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы А к этим полоскам; предметные муляжи фруктов: абрикос, арбуз, апельсин; картинки: пила, метла, лейка, астра, азбука, айва. | Сентябрь | 09.09.21 |
3 | Звук и буква О. | выделение заданного гласного звука в начале и в середине слов, из потока слов, из текста; воспроизведение и чтение звуковых рядов из трех звуков; анализ звукового ряда из трех звуков; понятие «предложение». | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек Игры и игровые упражнения Применение ИКТ. | Буква О большая и маленькая, домики для гласных (с гласными А, У, И, О); куклы: дедушка, бабушка; картинки: остров, козы, овцы, кони, коровы, озеро, кот, дом, озеро, окунь, сом; сюжетная картинка «Овощи»; полоски с буквами (О) на каждого ребенка и для педагога. | Сентябрь | 14.09.21 |
4 | Звук и буква У. | развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов; Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста; закрепление понятий «звук», «слово»; продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква». | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек Игры и игровые упражнения Чтение и анализ звукокомплексов: ау, уа, ауа, уау аауа. Применение ИКТ. | Предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка. | Сентябрь | 16.09.21 |
5 | Звук и буква И | развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов; Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста; закрепление понятий «звук», «слово»; продолжить знакомство с буквой И, закрепление понятия «буква». | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек Игры и игровые упражнения Чтение сказки про звуки. | Предметные картинки: красный домик; буква И большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы И к этим полоскам; картинки или предметы: индюк, игла, игрушки… | Сентябрь | 21.09.21 |
6 | Звук и буква Ы | закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в середине и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой Ы, закрепление понятия «буква». | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек Игры и игровые упражнения Чтение звукокомплексов: ауы, иоы, ауыи, иыо, ауиоы Применение ИКТ | Предметные картинки: красный домик; буква Ы большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Ы к этим полоскам; | Сентябрь | 23.09.21 |
7 | Звук и буква Э | закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в середине и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой Ы, закрепление понятия «буква». | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек Игры и игровые упражнения | Предметные картинки: красный домик; буква Э большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Э к этим полоскам; Видео презентация | Сентябрь | 28.09.21 |
8 | Повторение изученных гласных букв и звуков. Работа с контороль- ной таблицей | закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданных гласных звуков из потока гласных звуков; в начале, середине и в конце слова, в словах из текста; | Проблемная ситуация, Игры и игровые упражнения Чтение звукокомплексов с гласными звуками Применение ИКТ | Гласные буквы. Полоски, разделенные на три части на каждого ребенка, картинки Видео презентация | Сентябрь | 30.09.21 |
9 -10 | Звук и буква М | Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, произносится губами и голосом). Знакомство с буквой М: обведение по контуру, печатание ее пальцем на доске, составление из палочек, отыскивание в алфавите. • Составление обратных слогов, чтение и преобразование их в прямые: ам — ма, ум — му им — ми. Составление и анализ слова мама. Графическая схема слова: красные квадраты для гласных, а синие — для согласных. | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов с заданным звуком | Предметные картинки: синий домик; буква М большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы М к этим полоскам; Тетради | Октябрь | 05.10.21 07.10.21 |
11-12 | Звук и буква П | Характеристика звука (согласный — не поется, произносится губами, глухой). • Знакомство с буквой П: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите. • Чтение звукокомплексов: ап, уп, ип, оп, ауп, аип, иу-ап, уап. • Чтение и преобразование слогов: ап — па, оп — по, уп — пу, ип — пи, ып — пы. • Чтение и преобразование слов: поп — попы, папа — папы, пуп — пупы. | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов с заданным звуком | Предметные картинки: синий домик; буква П большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы П к этим полоскам; Тетради | Октябрь | 12.10.21 14.10.21 |
13-14 | Звук и буква Б | Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, звонкий — произносится с голосом, произносится губами — губной). • Знакомство с «младшим братцем» звука [б] — мягким звуком [б'] Чтение звукокомплексов и слов: аб, абу, бау, уиб, баба | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов с заданным звуком | Предметные картинки: синий домик; буква Б большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Б к этим полоскам; Тетради | Октябрь | 19.10.21 21.10.21 |
15-16 | Звук и буква Н | Знакомство со звуком (согласный — не поется, твердый, произносится с помощью языка и верхних зубов, при этом из ноздрей выходит воздух). • Знакомство с буквой Н: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите. | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов и слов с заданным звуком | Предметные картинки: синий домик; буква Н большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Н к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Октябрь | 26.10.21 28.10.21 |
17-18 | Звук и буква Т | Характеристика звука (согласный — не поется, глухой — произносится без голоса, твердый, зубной). • «Придумай слово» на слог «Та» обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите. Анализ и графическая схема слов: том, аут. | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов с заданным звуком | Предметные картинки: синий домик; буква Т большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Т к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Ноябрь | 02.11.21 09.11.21 |
19-20 | Звук и буква В | Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, звонкий, произносится с помощью верхних зубов и нижней губы, его можно тянуть: «В-в-в»). Деление слов на слоги. Знакомство с буквой В: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Составление, чтение и анализ предложений. | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов с заданным звуком | Предметные картинки: синий домик; буква В большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы В к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Ноябрь | 11.11.21 16.11.21 |
21-22 | Звук и буква Я | Знакомство с буквой Я: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Куда «смотрит» буква Я? (Влево.) • Чтение слов. | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек и схем предложений Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов с заданным звуком. Чтение предложений. | Предметные картинки: красный домик; буква Я большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Я к этим полоскам; Видео презентация | Ноябрь | 18.11.21 23.11.21 |
23-24 | Звук и буква Д | Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, звонкий — произносится с голосом с помощью языка и зубов). Знакомство с буквой Д: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Составление, чтение и анализ предложений. Составление графических схем предложений. | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек и схем предложений Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов с заданным звуком. Чтение предложений. | Предметные картинки: синий домик; буква Д большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Д к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Ноябрь | 25.11.21 30.11.21 |
25-26 | Звук и буква Ф | Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, глухой — произносится без голоса, произносится с помощью верхней губы и нижних зубов). Звук можно тянуть: «Ф-ф-ф». Знакомство с буквой Ф: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Чтение слов. Составление, чтение и анализ предложений. Составление их графических схем | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек и схем предложений Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов с заданным звуком. Чтение предложений. | Предметные картинки: синий домик; буква Ф большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Ф к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Декабрь | 02.12.21 07.12.21 |
27-28 | Звук и буква С | Характеристика звука (согласный — не поется, свистящий, твердый, произносится без голоса — рука на горлышке). Знакомство с буквой С: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Составление, чтение и анализ предложений. | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек и схем предложений Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов с заданным звуком. Чтение предложений. | Предметные картинки: синий домик; буква С большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы С к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Декабрь | 09.12.21 14.12.21 |
29-30 | Звук и буква Е | закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в середине и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой Е, Чтение слогов , слов и предложений | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек и схем предложений Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов с заданным звуком. Чтение предложений. | Предметные картинки: красный домик; буква Е большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Е к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Декабрь | 16.12.21 21.12.21 |
31-32 | Звук и буква К | Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, при произношении — язык «горкой», глухой — произносится без голоса). Знакомство с «младшим братцем» звука [к] — мягким звуком [к']. Знакомство с буквой К: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите. Чтение обратных слогов и преобразование их в прямые. Чтение предложений, написанных на доске: «Тут папа. У папы кот». | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек и схем предложений Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов с заданным звуком. Чтение предложений. | Предметные картинки: синий домик; буква К большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы К к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Декабрь | 23.12.21 28.12.21 |
33-34 | Звук и буква Г | Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, звонкий, произносится с помощью задней части языка). «Один —много». Знакомство с «младшим братцем» звука [г] — мягким звуком [г']. Утюг — утюги, пирог — пироги и т.д. Знакомство с буквой Г: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите. Чтение слов по карточкам. Слова составлены из пройденных букв. • Составление слова бумага и его графической схемы. Составление, чтение и анализ предложений | Проблемная ситуация, составление буквы из палочек и схем предложений Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов с заданным звуком. Чтение предложений. | Предметные картинки: синий домик; буква Г большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Г к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Январь | 11.01.22 13.01.22 |
35 | Работа с контрольной таблицей. Закрепление пройденных звуков и букв. | Закрепление понятия «согласный звук»; Выделение заданных согласных звуков из потока согласных звуков; в начале, середине и в конце слова, в словах из текста; Составление слов из пройденных букв и их графических схем. Составление, чтение и анализ предложений. | Проблемная ситуация, составление схем предложений Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. | Большие и маленькие полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Январь | 18.01.22 |
36-37 | Звук и буква Х | Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, произносится без голоса, его можно тянуть). Слоговой анализ слов: отпрыгать количество слогов в словах по картинкам. Мы попрыгаем немножко, пусть слова разделят ножки! Чтение слов: пух, ухо, уха, хата, тахта, пихта, хохот. • Знакомство с буквой X: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите. «Подбери схему». Определить позицию звука [х] в словах (начало, середина, конец) | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Предметные картинки: синий домик; буква Х большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Х к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Январь | 20.01.22 25.01.22 |
38 | Звук и буква З | Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, звонкий — произносится с голосом, звук можно тянуть — «комарик» («з-з-з»). Выполнение упражнения «заборчик». Знакомство с буквой 3: обведение по контуру, печатание ее пальцем на доске, отыскивание в алфавите. На что похожа буква 3? (На цифру 3.) Куда «смотрит» буква 3? (Влево.) Чтение слов: зонт, зубы, замок, завод. Чтение и анализ пар слов: замок — замки, звонок — звонки. Деление слов на слоги. | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Предметные картинки: синий домик; буква З большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы З к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Январь | 27.01.22 |
39-40 | Звук и буква Ш | Характеристика звука (согласный — не поется, только твердый, глухой — произносится без голоса, шипящий звук — его можно тянуть: «Ш-ш-ш»). Знакомство с буквой Ш: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите. Отработка правописания слога ши. Составление, чтение и анализ предложения. Составление его графической схемы: «Вот у Саши сушка». | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Предметные картинки, синий домик; буква ш большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Ш к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Февраль | 1.02.22 03.02.22 |
41-42 | Звук и буква Ж | Характеристика звука (согласный — не поется, только твердый, звонкий — произносится с голосом). Знакомство с буквой Ж: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите. Отработка правописания слога жи. Составление, чтение и анализ предложений: «Вот ежи и ужи. В саду много жуков». | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Предметные картинки, синий домик; буква Ж большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Ж к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Февраль | 08.02.22 10.02.22 |
43-44 | Звук и буква Л | Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, произносится с помощью языка и верхних зубов). Знакомство с «младшим братцем» звука [л] — мягким звуком [л']. Мягкость звука подчеркнуть артикуляцией и ласкательной интонацией. Знакомство с буквой Л: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Дифференциация звуков [л] и [л']. | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Предметные картинки, синий домик; буква Л большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Л к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Февраль | 15.02.22 17.02.22 |
45-46 | Звук и буква Р | Характеристика звука [р] (согласный — не поется, твердый, произносится с помощью языка — язык «пляшет»). Знакомство с «младшим братцем» звука [р] — мягким звуком [р'] (картинки). Определение место звука [р'] в слове. Знакомство с буквой Р: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Предметные картинки, синий домик; буква Р большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Р к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Февраль | 22.02.22 24.02.22 |
47-48 | Звук и буква Ё | закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в середине и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой Ё, закрепление понятия «буква». Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Предметные картинки: красный домик; буква Ё большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Ё к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Март | 01.03.22 03.03.22 |
49-50 | Звук и буква Й | Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, глухой — произносится без голоса). Знакомство с буквой Й: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Чтение слогов | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Предметные картинки: красный домик; буква Й большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Й к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Март | 10.03.22 15.03.22 |
51-52 | Звук и буква Щ | Характеристика звука (согласный — не поется, мягкий, глухой — произносится без голоса). Знакомство с буквой Щ: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Составление, чтение и анализ предложений: «В шкафу плащ. Щи — наша пища. На, Клава, овощи». Составление графических схем предложений. | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, Составление графических схем предложений | Предметные картинки, синий домик; буква Щ большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Щ к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Март | 17.03.22 22.03.22 |
53-54 | Звук и буква Ц | Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, глухой — произносится без голоса). Знакомство с буквой Ц: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Чтение слогов: -цва-, -цло-, -цву-, -цлы-, -вца-, -вцу-. Составление, чтение и анализ предложений: «В саду цапля. На суку птица. Вот улица, а вот дом». Составление их графической схемы. | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | предметные картинки: синий домик; буква Ц большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Ц к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Март | 24.03.22 29.03.22 |
55 | Звук и буква Ю | Знакомство с буквой Ю: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Составление предложений. | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Предметные картинки: красный домик; буква Ю большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога буквы Ю к этим полоскам; Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Март | 31.03.22 |
56-57 | Звук и буква Ь | учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь формировать умение объяснять орфограмму. развивать фонематическое восприятие и слух. | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Сигнальные карточки «светофор», схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук), тетради, карандаши | Апрель | 05.04.22 07.04.22 |
58-59 | Звук и буква Ъ | Ознакомление с буквой Ъ. Формирование навыка чтения слов, предложений с новой буквой. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематических представлений. | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Сигнальные карточки «светофор», схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук), тетради, карандаши | Апрель | 12.04.22 14.02.22 |
60-61 | Дифференциация звуков [р] и [л]. | упражнять детей в различении звуков [л] —[р] в слогах, словах; - учить слышать звук в слове, - учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; - учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке; - уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах; - учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук; | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Апрель | 19.04.22 21.04.22 |
62-63 | Дифференциация звуков [с] и [ш]. | упражнять детей в различении звуков [с] —[ш] в слогах, словах; - учить слышать звук в слове, - учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; - учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке; - уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с]— [ш], изолированных, в словах и фразах; - учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук; | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадраты Тетради | Апрель | 26.04.22 28.04.22 |
64-65 | Закрепление пройденных звуков и букв | Подбор слов к схемам Чтение слов и предложений в «Азбуке» Пересказ рассказа «В пенале» Пересказ рассказа «Одна буква» | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные, зеленые и синие квадраты Рассказы на каждого ребенка. Тетради | Май | 05.05.22 12.05.22 |
66-67 | Закрепление пройденных звуков и букв | Преобразование слов: тачка — качка — дачка — пачка — почка — ночка — дочка — кочка — точка — тучка — жучка — ручка — речка — гречка. Диктант. Слова составлены из пройденных букв. «Прочти половинку». Чтение слов по карточкам с выкладыванием графической схемы. | Игры и игровые упражнения Применение ИКТ Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проблемная ситуация, составление схем предложений | Картотеки слов, предложений рассказов на каждого ребенка. Для схем предложений: длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные, зеленые и синие квадраты. | Май | 17.05.22 19.05.22 |
68 | Диагностика | Диагностика результатов освоения программы | Применение ИКТ | Диагностические задания на каждого ребенка | Май | 24.05.22 |
3.3. Планируемые результаты.
Ребёнок знает и умеет:
- Определять место звука в слове: в начале, середине, в конце.
- Буквы русского алфавита.
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
- Вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
- Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки.
- Использовать условное обозначение звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
- Делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную.
- Писать печатные буквы в клетке, используя образец.
- Пользоваться графическим обозначением звуков при написании слов.
- Писать слова, предложения печатными буквами.
- Составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта.
- Понимать и выполнять учебную задачу.
- Применять навык самоконтроля и самооценки.
4. Организационно-педагогические условия:
Приложение №4
4.1. Календарно- учебный график
Группа | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Сроки контрольных процедур |
Старший дошкольный возраст | Сентябрь 2021г. | Май 2022г. | 35 | Май |
4.2. Условия реализации Программы.
Для эффективного обучения детей старшего дошкольного возраста чтению созданы следующие педагогические условия:
- Разработано планирование образовательной работы обучению чтению.
- Создана развивающая среда для занятий по обучению чтению.
- Для проведения занятий имеется помещение, хорошо освещенное, проводится влажная уборка т проветривание в соответствии с СанПиНом. Количество столов и стульев соответствует количеству детей, размеры мебели – соответствовать ростовым показателям.
- Оборудование, методические пособия, наглядный демонстрационный материал содержательно-насыщенны, безопасны, практичны, доступны.
4.3. Формы контроля.
Для проверки контроля по выполнению дополнительной общеразвивающей программы проводятся открытые занятия и мастер классы, результаты которых позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований.
4.4. Оценочные материалы.
В конце учебного года для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.
5. Список литературы:
1. Н.С.Жукова. Букварь: Учебное пособие. – Екатеринбург:
«Издательский дом «Литер», 2014г.
2. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Учебное пособие «Учимся читать». ООО
«Издательство АСТ», 2015 г.
3. Буквы едут в гости к нам. (Азбука). – Москва «АСТ-Пресс», 1996 г.
4. Т.Е.Ковригина, Р.Е.Шеремет. Занимательное обучение чтению.
5. Комплексные занятия, разрезная азбука для детей 6-7 лет. –
Изд.3-е. - Волгоград: Учитель, 2016г.