Общеразвивающая программа "Увлекательная физика"
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Сосновоборска
Рассмотрена на заседании методического совета МАУДО «ДДТ» г. Сосновоборска
Протокол №__ от _____2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУДО «ДДТ» г. Сосновоборска
__________Т.М. Молоканова Приказ №___ от ______2020 г. |
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Увлекательная физика»
Возраст учащихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: И.А. Дегтярева,
педагог дополнительного
образования
г. Сосновоборск
2020 г.
Пояснительная записка
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность
Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательная физика» (далее – программа) является программой стартового уровня и относится к естественно-научной направленности.
Исходя из идеи непрерывности естественно-научного образования и ориентируясь на структуру содержания школьного обучения физике, данная программа позволяет реализовать принцип развивающего обучения на основе системно - деятельностного подхода, который способствует развитию личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Образовательная деятельность и учебное сотрудничество в ходе изучения курса служит достижению целей личностного и социального развития обучающихся. В ходе его изучения они вовлекаются во все этапы научного познания: от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез и экспериментальной проверки теоретических выводов. Новизна заключается в том, что изложение материала нетрадиционно - рисунок, эксперимент являются основными средствами подачи материала. Экспериментальная часть программы базируется на исследовательском методе, что позволяет развивать мыслительную деятельность (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) Методологическая основа программы базируется на личностно-ориентированном подходе с учётом возрастных особенностей обучающихся 11-12 лет. Основополагающие принципы обучения: здоровьесберегающее обучение; преемственность в обучении; интеграция с другими предметами; научность.
Программа рекомендуется для работы, с целью привития интереса к предмету, формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, углубления и расширения знания по физике. Программа повышает интерес к физике как к предмету и покажет, что знания, полученные на занятиях, можно применять в разных отраслях деятельности человека.
Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов, пока не обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков по физике. Данные занятия способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает расширить и углубить знания и умения и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия по данной программе являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Данная программа обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе, формирует готовность учащихся к изучению физики, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования.
Так же занятия дополнительного образования способствуют лучшему усвоению материала, направлены на создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся, на развитие интереса к практической деятельности на материале простых увлекательных опытов.
Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний о природе, ученики выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных практических работ обеспечивает связь физического эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет детям, позволяет самостоятельно делать обобщения и выводы.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин, программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.). Отличительная особенность: наличие экспериментов, интересных опытов, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся, мини-проекты развивают самостоятельность учащихся, совместная работа воспитывает коммуникативные навыки. Данная программа имеет сильную практическую составляющую.
Цель и задачи
Цель:
Расширить представления учащихся об окружающем мире, удовлетворить интерес к устройству окружающих их предметов, механизмов; выявить отдельные личные характеристики из серии «Изучаю себя»;
способствовать развитию творческих способностей; пробудить у учащихся любознательность, наблюдательность, желание думать.
Задачи:
Формирование у учащихся собственной картины Мира на научной основе. Подведение детей к пониманию причинно-следственных связей.
Предварительное знакомство детей с языком и методами физики и других естественных наук.
Способствовать развитию интереса к изучению физики.
Расширить и углубить знания учащихся.
Развить интерес и способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, активность и самостоятельность, умение вести диалог.
Создать условия для развития творческого потенциала каждого ученика.
Сроки реализации образовательной программы
На программу отводится 144 часа (4 часа в неделю). Программа реализуется в течение одного учебного года.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана на учащихся 12-13 лет и учитывает возрастные особенности школьника. В этом возрасте у детей появляется желание узнать что-то новое с научной точки зрения, глубже понять окружающий его мир. Поэтому главной задачей педагога будет направить познавательную деятельность ребенка в нужное русло, вовлечь в раздумья, через необычные формы занятий и активного участия ребят в работе, через приближение учения к жизни подростка.
Формы и режим занятий
Занятия по программе проводятся два раза в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут) с десятиминутным перерывом.
Структура занятий:
Разминка
Основное содержание – изучение нового материала
Активная физминутка
Занимательные опыты
Рефлексия
Формы работы: занимательные опыты; самостоятельная деятельность детей по конструированию приборов и технических устройств; наблюдения, выполнение практических работ по изготовлению самодельных приборов и постановки экспериментальных опытов.
Педагог выступает в роли консультанта. В большей степени необходимо понимать и чувствовать, как учится ребенок, координировать и направлять его деятельность, учить учиться. Лучшим вариантом в организации этих занятий является проектная деятельность.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения и опыты;
- использовать полученную информацию в различных жизненных ситуациях;
- высказывать собственные суждения, вести диалог;
- обосновать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
-уметь правильно организовать свое рабочее место;
-уметь выдвигать гипотезу и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
-обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
-уметь готовить информационные сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).
-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы;
-сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты;
-участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах;
-создание индивидуального журнала «Я и Физика».
Уровни освоения программы
Низкий уровень свидетельствует о фрагментарности знаний по предмету. Таким учащимся требуется помощь, необходима поддержка в формировании мотивации обучения. Учащийся только проводит наблюдения.
Средний уровень свидетельствует об отсутствии систематической подготовки, осваивает меньше половины планируемых результатов. Необходима помощь в индивидуальной траектории обучения. Учащийся наблюдает и может провести простой опыт.
Выше среднего уровень соответствует достижению учебных действий с опорной системой знаний в рамках данного круга предметной области. Этот уровень соответствует планируемым предметным результатам учения и позволяет такому учащемуся без коррекции переходить к другому кругу предметной области. Учащийся выдвигает гипотезу, проводит занимательный опыт и сможет сделать некоторые выводы.
Высокий уровень свидетельствует не только об овладении учебными действиями в рамках очерченного круга предметной области, но и о широте интересов, о стремлении к развитию кругозора, об успешном формировании мышления. У этих учащихся следует развивать и укреплять интерес к изучаемому предмету. Учащийся ставит цель опыта, выдвигает гипотезу и самостоятельно проводит опыт. Проводит анализ результатов опыта.
Диагностическая карта №1
Уровень сформированности экспериментальных умений
№п.п | ФИ учащегося | Отметка о выполнении (низкий, средний, высокий) | |||
Наблюдения | Решение практических задач | Самостоятельное проведение опытов | Творческое задание. Олимпиады | ||
| | | | | |
| | | | | |
Диагностическая карта №2. Создание индивидуальных и групповых физических проектов
№п.п | Ф.И.О. учащегося | Индивидуальные проекты | Групповые проекты | |||
Отметка об участии (да-нет) | ||||||
Журнал «Я и Физика» | Интеллект-карты | Мой проект (занимательный опыт) | Мини-сайт | Мир глазами физика | ||
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Приложение 1
Критерии оценки практических работ или опыта - исследования
| Критерий |
Аккуратность оформления (описание) работы | |
Наличие рисунка (схемы) установки с обозначением измеряемых величин | |
Наличие правильных измерений (оформление измерений в таблице, в виде графика) | |
Наличие правильных вычислений или анализ наблюдения | |
Наличие развернутого вывода, отражающего сущность изучаемого явления с указанием конкретных результатов |
Приложение 2
Пример отчета по практической работе или опыта - исследования
Тема: «___________________________________________»
(Отвечает на вопрос: «По какому поводу делали?»)
Цель:_____________________________________________
(Отвечает на вопрос: «Для чего делали?» Важно помнить, что именно цель работы нацеливает на выводы, которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель должна соответствовать выводам, а выводы - поставленной цели.)
Оборудование:_____________________________________
(Отвечает на вопрос: «Что необходимо для выполнения работы?», а также «Чем научились пользоваться за время выполнения работы?»)
Ход работы:_______________________________________
(Отвечает на вопрос: «Что делали?» По существу, это краткий конспект ваших действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаётся в методических указаниях в разделе «Методика выполнения работы». «Методика» - это то, что должны сделать. «Ход работы» - это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они совпадают!)
Результаты: _______________________________________
(Отвечают на вопрос: «Что наблюдали?» Или: «Что регистрировали?» Надо привести конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведённых измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки препаратов или рисунков.)
Варианты представления результатов:
1. Описание явления.
2. Таблица.
3. Рисунок. Необходимо подписать название рисунка и сделать обозначения его важнейших деталей.
Выводы: __________________________________________
(Отвечают на вопрос: «Что поняли?» Отвечая на этот вопрос следует исходить из цели лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и напишите, что же именно вы доказали.)
Приложение 3
Рефлексия обучающегося
Оцените свои умения и деятельность на занятиях «Увлекательная физика»
0 – не владею
Слабо владею
Владею
Владею хорошо
Владею в совершенстве
№п.п. | Профиль умений и моя деятельность | Мои баллы | Баллы учителя |
1 | Ставлю перед собой цели на занятиях, чему я должен(а) научиться на занятии | | |
2 | Я могу поставить самостоятельно занимательный опыт и объяснить его физическую суть | | |
3 | Я умею составлять интеллектуальные карты | | |
4 | Я могу оценивать свою работу на занятиях и работу своих товарищей | | |
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Презентация программы | 8 | 8 | 0 | | |
Раздел 1. Механика | 16 | 6 | 10 | | |
1.1 | Вводное занятие. Правила ТБ. Что такое физика. Техника безопасности. Первые опыты. Измерительные приборы | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
1.2 | Средства измерения. Средства для измерения расстояния, массы, времени | 2 | 1 | 1 | Решение практических задач |
1.3 | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | 2 | 3 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
1.4 | Механические явления | 5 | 2 | 3 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
Раздел 2. Тепловые явления | 15 | 4 | 11 | | |
2.1 | Тепло и холод | 8 | 2 | 6 | Выполнение творческих заданий, анализ работ |
2.2 | Кристаллы | 2 | 1 | 1 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
2.3 | Мир природы | 5 | 1 | 4 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
Раздел 3 Давление | 8 | 1 | 7 | | |
3.1 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 4 | 1 | 3 | Выполнение творческих заданий, анализ работ |
3.2 | Выталкивающее действие жидкости и газа | 2 | | 2 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
3.3 | Промежуточная аттестация. | 2 | | 2 | Зачёт |
Раздел 4. Световые явления | 13 | 2 | 11 | | |
4.1 | Образование тени и полутени. Отражение света | 2 | | 2 | Выполнение творческих заданий, анализ работ |
4. 2 | Свет мой зеркальце скажи. Оптические иллюзии. | 8 | 2 | 6 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
4.3 | Свет и цвет | 3 | | 3 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
Раздел 5. Электрические явления | 7 | 1 | 6 | | |
5.1 | Электризация. | 4 | | 4 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
5.2 | Электрические цепи | 2 | | 2 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
5.3 | Зачетное занятие | 1 | 1 | | |
Раздел 6. Магнитные явления | 8 | 1 | 7 | | |
6.1 | Магниты и их взаимодействие | 7 | 1 | 6 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
6.2 | Фокусы с магнитами | 1 | | 1 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
Раздел 7. Поверхностное натяжение | 5 | 1 | 4 | | |
7.1 | Рисунки на воде | 5 | 1 | 4 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
Раздел 8. Статика | 5 | 1 | 4 | | |
8.1 | Статическое электричество. Опыты | 5 | 1 | 4 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
Раздел 9. Занимательные опыты при полном отсутствии физического оборудования | 27 | | 27 | | |
9.1 | Занимательные опыты | 27 | | 27 | Самостоятельное проведение опытов обучающимися |
Раздел 10. Я изучаю себя | 8 | | 8 | | |
10.1 | Человеческое тело | 8 | | 8 | Решение практических задач |
Раздел 11. Интеллект-карты | 8 | | 8 | | |
11.1 | Разработка интеллект-карт | 8 | | 8 | Решение практических задач |
Раздел 12. Работа над проектами | 16 | 2 | 14 | | |
12.1 | Индивидуальные проекты | 8 | | 8 | Проектная работа |
12.2 | Групповые проекты | 6 | | 6 | Проектная работа |
12.3 | Итоговая аттестация | 2 | 2 | | Презентация творческих проектов |
Итого | 144 | 27 | 117 | |
Содержание программы
Тема №1. Комплектация групп. Презентация программы. (8 ч.)
Раздел №1 Механика (16 ч)
Теория (6ч) Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление учащихся с режимом работы. Организационные вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены. Средства измерения. Средства для измерения расстояния, массы, времени. Первоначальные сведения о строении вещества. Механические явления
Практика (10 ч) Правильность формулировки цели эксперимента.
1 опыт: графин с водой, бумага.
2 опыт: бутылка с широким горлышком, бумага, круто сваренное очищенное яйцо.
3 опыт: тарелка с водой, бумага, стакан, монета.
Эксперимент 1: ученическая линейка, несколько шашек, можно использовать монеты.
Эксперимент 2: яйцо, стакан с водой, карточка, кольцо.
Эксперимент 3: две длинные палки, два бумажных кольца.
Эксперимент 4: Понадобятся два карандаша и две палки.
Эксперимент 5: пластилин, семечко подсолнуха, спички, перышки, проволока.
Эксперимент 6: картон неправильной формы, нить, штатив, линейка, толстая иголка.
Раздел №2 Тепловые явления (15 ч)
Теория (4ч) Тепло против холода. Как передается тепло. Солнце -огромная печь. Кристаллы. Мир природы. Составление интеллект-карт
Практика (11ч)
Эксперимент 1: тонкий картон, источник тепла (светильник, плитка), спица, воткнутая в пробку.
Эксперимент 2: тонкий картон, карандаш, линейка, клей, бумага, спички.
Практическое изучение кристаллов, полученных заранее в домашних условиях. Технология выращивания кристаллов. Выполнение мини-проекта.
Раздел №3 Давление (8 ч)
Теория (1ч) Давление твердых тел, жидкостей и газов. Составление интеллект-карты.
Практика (7ч) Проведение занимательных опытов
Эксперимент 1: тетрадный лист в клетку, карандаш, формула для расчета давления твердого тела (p=mg/s, где p –давление, m-масса, s-площадь).
Эксперимент 2: стеклянная трубка большого сечения, картон, сосуд с водой, нитка.
Эксперимент 3: сосуды разной формы, но с одинаковыми отверстиями, большой сосуд с водой, бумажный кружок, метки.
Эксперимент 4: пластиковая бутылка, вода, пипетка с подкрашенной водой.
Эксперимент 5: стеклянная чашка с водой, кусочек пенопласта, кусочек сахара-рафинада, стеклянная банка.
Эксперимент 6: воронка с отверстием, сосуд с водой.
Эксперимент 7: стакан с водой, лист бумаги.
Эксперимент 8: бутылка из-под кетчупа, сваренное яйцо, бумага, спички.
Эксперимент 9: стакан и сосуд с водой.
Зачетное занятие.
Раздел №4 Световые явления (13ч)
Теория (2ч) Образование тени и полутени. Отражение света. Свет мой зеркальце скажи. Оптические иллюзии. Составление интеллект-карты.
Практика (11ч)
Эксперимент 1: настольная лампа с круглым плафоном (Солнце), маленький шарик на подставке (Луна) и шарик побольше (Земля).
Эксперимент 1: лазерная указка, зеркало, вода.
Эксперимент 2: стакан с водой.
Эксперимент 3: монета, чайная чашка, вода.
Эксперимент 4: лупа или линза в оправе.
Эксперимент 5: бинокль.
Эксперимент 6: телескоп, перископ.
Эксперимент 7: обман зрения.
Эксперимент 8: промасленная бумага, картон, две лампы.
Выполнение творческих заданий. Постановка занимательных опытов
Раздел №5 Электрические явления (7ч)
Теория (1ч) Электризация. Электрические цепи. Составление интеллект-карты
Практика (6ч) Постановка занимательных опытов. Зачетное занятие.
Эксперимент 1: плоская пластмассовая расческа или линейка, кусочки бумаги, тонкая струйка воды, собственные волосы.
Эксперимент 2: гильза из фольги, подставка, стеклянная палочка.
Эксперимент 3: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев, воздушный шарик, шерстяной свитер.
Эксперимент 4: пластмассовая воронка, штатив, шар с электрометром, песок.
Эксперимент 5: два воздушных шарика.
Эксперимент 6: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) соли, 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяной свитер.
Эксперимент 7: клей, квадратный кусочек дерева размером 2,5х2,5 см или деревянный кубик, швейная игла, ножницы, кусочек писчей бумаги, стеклянный (не пластиковый) стакан диаметром (длина линии, проведённой через центр окружности, образованной верхней кромкой стакана) не менее 5см, шерстяной свитер.
Эксперимент 8: лимон, соленый огурец, электроды, раствор медного купороса, гвоздь, с намотанным проводом, металлические кнопки, фотоэлемент, провода, низковольтная лампочка, ключ, гальванометр.
Раздел№6 Магнитные явления (8ч)
Теория (1ч) Магниты и их взаимодействия. Составление интеллект-карты.
Практика (7ч) Постановка занимательных опытов
Эксперимент 1: два магнита полосовых, дугообразный магнит, железные опилки, лист бумаги.
Эксперимент 2: магнит, иголка, блюдце, вода.
Эксперимент 3: картон, тонкая палочка, булавка, магнит.
Эксперимент 4: четыре медных стержня, обод из тонкой железной проволоки, вязальная спица, пробковый кружок, перламутровая пуговица, стеклянная бусина, подковообразный магнит, спиртовка.
Раздел №7 Поверхностное натяжение (5ч)
Теория (1ч) Рисунки на воде. Составление интеллект-карты.
Практика (4ч) Самостоятельное проведение опытов
Эксперимент 1: нетолстая игла от швейной машинки, стакан с водой, капля масла.
Эксперимент 2: бокал с водой, булавки или скрепки.
Эксперимент 3: детская игрушка для выдувания мыльных пузырей, небольшая проволочная рамка разных форм, мыльный раствор с добавлением глицерина.
Раздел №8 Статика (5ч)
Теория (1ч) Теория по статическому электричеству. Интеллект-карта
Практика (4ч)
Постановка опытов: электрический ритм, электроскоп своими руками, ватное облако, воздушный шарик, хлопья и статическое электричество, струи воды и статика.
Раздел №9 Занимательные опыты при полном отсутствии физического оборудования (27ч)
Практика (27ч)
«Не замочив рук», «Подъем тарелки с мылом», «Волшебная вода», «Тяжелая газета», «Нервущаяся бумага», «Как быстро погаснет свеча», «Несгораемая бумага», ,«Несгораемый платок», «Несгораемая нитка», «Вода кипит в бумажной кастрюле», «Картофельные весы», «Загадочная картофелина», давление воздуха, колебания и звук, инерция, центр тяжести, трение, свет, электромагнетизм, рисует магнит, магнит из гвоздя, стальной барьер, нарушенное равновесие, прочность и форма, маятник.
Раздел №10 Я изучаю себя (8ч)
Практика (8ч) Решение практических задач
Физические параметры тела человека. «Определение объёма и плотности своего тела».
«Определение средней длины своего шага». «Определение силы давления атмосферы на своё тело». «Определение силы рук при выполнении упражнения на перекладине». «Измерение мощности, развиваемой при подъёме по лестнице». «Определение своего роста с помощью часов». «Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке». «Определение частоты пульса. Детектор лжи»
Раздел №11 Интеллект-карты (8ч)
Практика (8ч) Разработка интеллект карт по темам выбранными учениками. Решение практических заданий
Раздел№12 Работа над проектами (16ч)
Теория (2ч) Итоговый зачет. Квест по физике «Поиск напитка бодрости»
Практика (14ч) Индивидуальны и групповые проекты. Интеллеккарта «Мир глазами физика». Презентация своего журнала «Я и физика». Групповой проект «Прочность яичной скорлупы», «Башня».
Материально-техническое обеспечение программы
Компьютер, проектор
Лабораторное оборудование кабинета физики
Бытовые приборы, подручные средства
Канцелярские принадлежности
Список литературы
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
О природе. Балашов М. М. Кн. Для учащихся 7 кл.- М.: Просвещение. 1991 г
Занимательные опыты и эксперименты. Ф. Ола и др. М.: Айрис-пресс, 2006 г
Решение практических задач. Шутов И. С., Гуринович К. М. Мн.: Современное слово. 1997 г.
Интернет-источники
Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
Физика для самых маленьких WWW yoube.com