Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ТЕХНИКА И ФИЗИКА»


Возраст обучающихся: 8 – 10 лет

Срок реализации: 15 академических часов










Разработчики -

Семичева Юлия Александровна

педагог дополнительного образования;










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность – техническая.

Уровень освоения – общекультурный.


Актуальность

В летний период реализуется программа, в процессе которой обучающийся отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое. Основные задания связаны с решением технических задач на практике, подбором технологических решений для простых машин, оснащенных мотором.

В программе уделяется большое внимание практической деятельности обучающихся: освоение базовых понятий техники и физики. На занятиях обучающиеся получат возможность понять и научатся применять механические и конструктивные принципы, которые встретятся им в жизни. При изучении материала обучающиеся должны будут применять ранее полученные знания по робототехнике на основе Lego, а так же технологии и математике, а также использовать навыки технического конструирования, творческий подход и интуицию при изучении нового материала.


Адресат программы – обучающиеся 8-10 лет, увлеченные конструированием, проявляющие интерес к решению технических задач.

Объем и срок реализации программы: 2 недели, 15 акад. часов.


Цель программы: развитие творческих способностей и навыков конструирования посредством изучения базовых понятий физики и решения технических задач.


Задачи программы:

Обучающие:

ознакомить обучающихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов (простейшие механизмы, пневматика, источники энергии, управление электромоторами, зубчатые передачи, инженерные графические среды проектирования и др.);

сформировать знания, умения и навыки в области технического конструирования и моделирования роботизированных систем.

Развивающие:

способствовать развитию навыка самостоятельной работы;

способствовать развитию мелкой моторики рук и глазомера, координации движений;

способствовать развитию коммуникабельности.

Воспитательные:

способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, терпения и упорства;

способствовать воспитанию нравственных качеств: отзывчивость, честность, ответственность.


Формы проведения занятий:

самостоятельная работа в асинхронном режиме.

Основной формой проведения занятий является практическая работа в дистанционном режиме, заключающаяся в выполнении заданий.


Условия реализации программы:

Условия набора в коллектив: в группу принимаются обучающиеся, прошедшие обучение в объединениях «Робототехника на базе конструкторов LegoWedo, LegoWedo 2.0» или «Робототехник-изобретатель».

Условия формирования групп: разновозрастные.

Количество детей в группе: 15 человек.

Особенности организации образовательного процесса

Программа реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий. Обучение происходит на базе онлайн-платформы конструирования образовательных материалов и проверки знаний COREAPP.AI (https://coreapp.ai/). К каждому уроку обучающиеся получают от педагога код доступа. При прохождении урока ребята изучают материалы и выполняют задания. Обучающиеся имеют возможность просматривать результаты прохождения урока и получать комментарии от педагога.


Материально-техническое обеспечение программы:

ноутбуки, планшеты или компьютеры с программным обеспечением для работы с конструктором Lego;

доступ в сеть Интернет:

онлайн-платформа COREAPP.AI (https://coreapp.ai/);

набор конструктора на базе LEGO «Технология и физика» (либо его аналог).


Планируемые результаты:

Личностные

настойчивость в достижении цели, терпение и упорство;

нравственные качества: отзывчивость, честность, ответственность.

Метапредметные

развитие навыка самостоятельной работы; мелкой моторики рук и глазомера, координации движений.

Предметные

знание базовых понятий физики; основных приемов конструирования и моделирования; базовых технологий, применяемых при создании роботов (простейшие механизмы, пневматика, источники энергии, управление электромоторами, зубчатые передачи, инженерные графические среды проектирования и др.);

умение решать технические задачи; проектировать и конструировать по собственному творческому замыслу.
























УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика


Вводное занятие.

Техника и физика

3

1

2

викторина, выполнение практического задания

1

Рычажные весы. Башенный кран

3

1

2

опрос; выполнение практического задания

2

Гоночный автомобиль

3

-

3

выполнение практического задания

3

Машины прошлого

3

-

3

выполнение практического задания


Итоговое занятие

3

-

3



Итого

15

2

13




































Календарный учебный график

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Техника и физика»

на 2019-2020 учебный год


Год

обучения

Дата начала

обучения по

программе

Дата окончания

обучения по

программе

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

часов

Режим

занятий

1 год



2

15

3 раза в неделю

по 3 акад. часа









































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Содержание программы


Вводное занятие

Техника и физика

Теория: Цели и задачи программы. Вводный инструктаж. Техника и физика.

Практика: Викторина. Повторение основных приемов конструирования.


Тема 1. Рычажные весы. Башенный кран

Теория: Рычажные весы. Башенный кран.

Практика: Создание рычажных весов и грузов.


Тема 2. Гоночный автомобиль

Практика: Создание проекта и модели машины будущего.


Тема 3. Машины прошлого

(катапульта, наблюдательная вышка)

Практика: Создание катапульты для метания маленьких снарядов; создание высокой и устойчивой вышки для наблюдения за птицами.


Итоговое занятие

Практика: Создание модели на основе конструктора Lego. Проведение испытаний и оценка характеристик. Подведение итогов.









Календарно-тематический план на ___________ учебный год

«Техника и физика»

Группа № ____, количество часов 15


зан.

Дата проведения

Тема
занятий

Кол-во часов

Содержание

Оснащение

план

факт

1



Вводное занятие.

Техника и физика

1/2

Теория: Цели и задачи программы. Вводный инструктаж. Техника и физика.

Практика: Викторина. Повторение основных приемов конструирования.

Ноутбуки, планшеты или компьютеры с программным обеспечением для работы с конструктором Lego,

наборы конструкторов на базе LEGO

2



Рычажные весы. Башенный кран

1/2

Теория: Рычажные весы. Башенный кран.

Практика: Создание рычажных весов и грузов

Ноутбуки, планшеты или компьютеры с программным обеспечением для работы с конструктором Lego,

наборы конструкторов на базе LEGO

3



Гоночный автомобиль

3

Практика: Создать самострельный проект машины будущего.

Ноутбуки, планшеты или компьютеры с программным обеспечением для работы с конструктором Lego,

наборы конструкторов на базе LEGO

4



Машины прошлого (катапульта, наблюдательная вышка)

3

Практика: Создание катапульты для метания маленьких снарядов; создание устойчивой вышки для наблюдения за птицами.

Ноутбуки, планшеты или компьютеры с программным обеспечением для работы с конструктором Lego,

наборы конструкторов на базе LEGO

6



Итоговое задание

3

Практика: Создание модели на основе конструктора Lego. Проведение испытаний и оценка характеристик. Подведение итогов.

Ноутбуки, планшеты или компьютеры с программным обеспечением для работы с конструктором Lego,

наборы конструкторов на базе LEGO

Оценочные и методические материалы

Оценочные материалы

Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:

Входной контроль проводится на первом занятии данной программы. Форма проведения – викторина, выполнение практического задания.

Текущий контроль – проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся, заканчивается коррекцией усвоенного материала.

Промежуточная аттестация – проводится по изученным темам для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса. Форма проведения: тестирование (Приложение 1). Результаты промежуточной аттестации фиксируются в оценочном листе.

Итоговый контроль – проводится в конце реализации программы и позволяет оценить уровень результативности усвоения программы. Форма проведения: практическая работа (Приложение 2). Результаты итогового контроля фиксируются в оценочном листе и протоколе.



Методические материалы

При реализации программы используются современные педагогические технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии и др.

В процессе обучения применяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковые методы, метод проектов. Проектная деятельность способствует повышению интереса обучающихся к работе по данной программе, способствует расширению кругозора, формированию навыков самостоятельной работы. При объяснении нового материала используются компьютерные презентации, видеофрагменты. Во время практической части ребята работают со схемами, инструкциями, таблицами. На занятиях используется дифференцированный подход, учитываются интересы и возможности обучающихся. Предусмотрено выполнение заданий разной степени сложности. Таким образом, создаются оптимальные условия для активной деятельности всех обучающихся.



Дидактические средства


п/п

Раздел или тема

программы

Дидактические средства


Вводное занятие.

Техника и физика

Инструкции, образцы, видеоролик «История Лего»; памятка по работе с платформой COREAPP.AI

1

Рычажные весы. Башенный кран

Инструкции, образцы, видеоролик «Работа башенного крана»

2

Гоночный автомобиль

Инструкции, образцы, видеоролик, презентация «Гоночные автомобили»

3

Машины прошлого (катапульта, наблюдательная вышка)

Инструкции, образцы, презентация «Машины прошлого»


Итоговое занятие

Презентация «Лучшие работы группы»







Информационные источники

Список литературы для педагога:

1. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для учителя. LEGO Group, перевод ИНТ. – 134 с.

2. Белиовская Л. Г., Белиовский А. Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. – М.:ДМК Пресс, 2010. – 280 с.

3. Злаказов А. С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120 с.

4. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ. – 87 с.

5. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.

6. CD Lego Education, Руководство для учителя CD WeDO Software v.1.2.3.


Список литературы для обучающихся и родителей:

1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. – 80 с.

2. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286 с.

3. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87 с.


Интернет-ресурсы:

1. Сайт Lego education. – Режим доступа: 2. Институт новых технологий. – Режим доступа: www.int-edu.ru

3. Наука и технологии России. – Режим доступа: http://www.strf.ru/

4. Сайт, посвященный робототехнике. Мой робот. – Режим доступа: http://myrobot.ru/stepbystep/

5. Сайт, посвященный робототехнике. Lego Technic. – Режим доступа: https://www.lego.com/ru-ru/themes/technic

























Приложение 1


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

обучающихся

Форма проведения: тестирование.

Тестирование

1. Как с датского переводится «Leg, Godt» и слово LEGO?

1) кирпичики, строить; 2) детали, конструировать; 3)игра, удовольствие.

2. С помощью чего соединяются между собой детали Лего?

1) шипы и трубка; 2) болтики и гайки; 3) саморезы.


3. Как называется деталь Lego ТиФ?

t1606246318aa.jpg








1) ось; 2) балка; 3) пластина


4. Как называется деталь – основа наборов Lego?

1) конструктор; 2) кирпичик; 3) элемент.


5. Проведите линии от слов к изображению модели

t1606246318ab.jpgt1606246318ac.gif

2


5.1.Груз (нагрузка)

5.2.Ось (вращение)

5.3.Сила (усилие)

t1606246318ad.gift1606246318ae.gif

1

3







Ключ ответов

п/п

Ответ

1

3

2

1

3

3

4

2

5.1.

1

5.2.

3

5.3.

2


Максимальное количество баллов за тестирование – 7 баллов.

Критерии уровня обученности по сумме баллов:

от 4 баллов и более – высокий уровень;

2 – 3 баллов – средний уровень;

1 балл – низкий уровень

Приложение 2


ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ


Практическая работа

Задание: Сборка модели по собственному замыслу.


Критерии оценки:

Модель собрана правильно и в полном объеме – 10 баллов.

Модель собрана не полностью, использованы не все детали и элементы – 4 балла.

Программа написана самостоятельно и без ошибок – 5 баллов.

Программа написана, но обучающийся обращался за помощью к педагогу – 2 балла.


Максимальное количество баллов за практическую работу – 15 баллов.

Общее количество баллов – 15.


Критерии уровня обученности по сумме баллов:

от 10 баллов и более – высокий уровень;

от 6 до 9 баллов – средний уровень;

до 5 баллов – низкий уровень.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации