Программа внеурочной деятельности «Увлекательная информатика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26 имени П.С. Горлова станицы Пшехской муниципального образования Белореченский район
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
_____________А.А.Плохой решением Педагогического совета
заместитель директора по ВР от 31. 08. 2021 года протокол №1
31.08.2021 г. Председатель
_____________О.А.Черников
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей математики
______________________
Протокол № 1
30.08.2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Увлекательная информатика»
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации программы: 2 года (1 час в неделю, 34 часа в год)
Возраст обучающихся: 15 – 17 лет
Автор - составитель: Гайдаров Исмаил Саддиевич, учитель информатики
Рабочая программа разработана на основе учебно-методической и справочной литературы учителем информатики Гайдаровым Исмаилом Саддиевичем, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана МБОУ СОШ 26.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . 3
Результаты освоения курса .. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . .. 3-4
Содержание курса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. .. . . 5-8
Тематическое планирование курса…………………………….8-20
Пояснительная записка
Факультатив «Увлекательная информатика» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана МБОУ СОШ 26.
Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
– сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
– изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
– сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
– сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, тренинги по тематическим блокам.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические.
2. Результаты освоения курса
2.1. Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства,общества;
понимание роли информационных процессов в современноммире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемойинформации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационнойсреды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики иИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средствИКТ.
2.2. Предметные результаты:
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
– формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
– формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
– применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
– осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения;
– строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
– использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
– писать программы.
2.3. Метапредметные результаты:
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательнойдеятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поисковогохарактера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и целимоделирования;
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Содержание курса
10 класс
Название раздела |
Количество часов |
Содержание |
|
Введение. |
1 |
|
|
Кодирование информации |
4 |
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано Кодирование растровой графической информации Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации |
|
Системы счисления |
4 |
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления |
|
Основы логики |
6 |
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии |
|
Моделирование |
2 |
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде |
|
Электронные таблицы и базы данных |
3 |
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек |
|
Компьютерные сети |
3 |
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений |
|
Исполнение алгоритмов Программирование |
7 |
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка |
|
Задания по программированию с развернутым ответом |
3 |
Задания по программированию с развернутым ответом (№24, 25, 27) |
|
Тренинг по вариантам |
2 |
Выполнение тренировочного варианта |
|
11 класс |
|
||
Название раздела |
Количество часов |
Содержание |
|
Введение. |
1 |
|
|
Алгоритмизация и программирование |
3 |
Программирование в среде Pascal ABC: инструментарий среды информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося) понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ, моделирование системы. |
|
Объектно-ориентированное программирование |
6 |
Роль, значение и преимущества использования объектно-ориентированного программирования. Обоснование выбора среды объектно-ориентированного программирования Delphi. Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi |
|
Интерфейс среды программирования Delphi. Проект в среде Delphi |
16 |
Запуск среды программирования Delphi на исполнение. Основные окна среды Delphi: главное окно Основные окна среды Delphi: окно редактора форм Основные окна среды Delphi: окно дерева объектов Минимальная настройка среды Delphi Создание проекта в Delphi Структура проекта Delphi
|
|
Работа с компонентами |
8 |
Понятие и особенности визуального программирования в среде Delphi Палитра компонентов, редактор форм и инспектор объектов Создание приложения с помощью компонентов Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов Понятие события и обработчика события в среде Delphi |
Тематическое планирование курса
10 класс
№ |
Наименование раздела и темы занятия |
Кол-во часов |
Содержание занятия |
Форма организации деятельности обучающихся на занятии по внеурочной деятельности |
Виды деятельности обучающихся на занятии по внеурочной деятельности |
1 |
Введение |
1 |
|
|
|
|
Кодирование информации |
4 |
|
|
|
2 |
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано |
1 |
Информация. Роль информации в жизни человека . Основные подходы к определению понятия «информация» |
факультатив
|
познавательная деятельность |
3 |
Кодирование растровой графической информации |
1 |
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
4 |
Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации |
1 |
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации |
факультатив
|
познавательная деятельность |
5 |
Решение заданий (№5,9,10,13) |
1 |
|
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
Системы счисления |
4 |
|
|
|
6 |
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно |
1 |
Системы счисления. Двоичная система счисления. Запись числа в двоичной системе счисления. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
7 |
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления |
1 |
Представление числа в двоичной системе счисления. Числа в памяти компьютера. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
8 |
Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления |
1 |
Типы данных в электронных- таблицах. Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров. Осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; |
факультатив
|
познавательная деятельность |
9 |
Решение заданий (№1,16) |
1 |
|
|
|
|
Основы логики |
6 |
|
|
|
10 |
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция |
1 |
Какие логические операции бывают, их функций; характеристики. Сложные условия поиска. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
11 |
Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений |
1 |
создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; |
факультатив
|
познавательная деятельность |
12 |
Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии |
1 |
Организовывать сложный поиск информации в БД с помощью логических операций. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
13 |
Решение заданий (№2,18) |
1 |
|
|
|
14 |
Решение заданий (№23) |
1 |
|
|
|
15 |
Решение заданий (№26) |
1 |
|
|
|
|
Моделирование |
2 |
|
|
|
16 |
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде |
1 |
Осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования |
факультатив
|
познавательная деятельность |
17 |
Решение заданий (№3,15) |
1 |
|
|
|
|
Электронные таблицы и базы данных |
3 |
|
|
|
18 |
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля |
1 |
Что такое база данных. Типы. Характеристики. Для чего нужны реляционные базы данных. Что такое системы управления базами данных, для чего они нужны. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
19 |
Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек |
1 |
Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
20 |
Решение заданий (№4,7) |
1 |
|
|
|
|
Компьютерные сети |
3 |
|
|
|
21 |
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция |
1 |
Что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; |
факультатив
|
познавательная деятельность |
22 |
Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений |
1 |
Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др; Осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
23 |
Решение заданий (№12,17) |
1 |
|
|
|
|
Исполнение алгоритмов Программирование |
7 |
|
|
|
24 |
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление |
1 |
Основные виды и типы величин. Назначение языков программирования. Работать с готовой программой на языке Паскаль. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
25 |
Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal |
1 |
Назначение систем программирования. Правила оформления программы на Паскале. Правила представления данных и операторов на Паскале. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
26 |
Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек |
1 |
Структура операторов ветвления. Примеры задач с этими операторами. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
27 |
Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка |
1 |
Написание несложных программы обработки одномерных массивов. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
28 |
Решение заданий (№6,8,11,14,19,20) |
1 |
|
|
|
29 |
Решение заданий (№21) |
1 |
|
|
|
30 |
Решение заданий (№22) |
1 |
|
|
|
|
Задания по программированию с развернутым ответом |
3 |
|
|
|
31 |
Задания по программированию с развернутым ответом (№24) |
1 |
Решение задания |
|
|
32 |
Задания по программированию с развернутым ответом (№25) |
1 |
Решение задания |
|
|
33 |
Задания по программированию с развернутым ответом (№27) |
1 |
Решение задания |
|
|
|
Тренинг по вариантам |
2 |
|
|
|
34 |
Выполнение тренировочного варианта |
1 |
|
|
|
11 класс
№ |
Наименование раздела и темы занятия |
Кол-во часов |
Содержание занятия |
Форма организации деятельности обучающихся на занятии по внеурочной деятельности |
Виды деятельности обучающихся на занятии по внеурочной деятельности |
|
1 |
Введение |
1 |
|
|
|
|
|
Алгоритмизация и программирование |
3 |
|
|
|
|
|
Программирование в среде Pascal ABC: инструментарий среды |
1 |
Действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося) |
1 |
Использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ, моделирование системы. |
1 |
Умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; формулирование проблемы и определение способов ее решения; |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Объектно-ориентированное программирование |
6 |
|
|
||
|
Введение.
|
1 |
|
|
|
|
|
Структура курса. |
1 |
Объектно-ориентированное программирование. Среда программирования Delphi Визуальное конструирование формы. Системы окон. Принципы работы в среде. Объекты, свойства, методы, события |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Роль, значение и преимущества использования объектно-ориентированного программирования. |
1 |
Определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Обоснование выбора среды объектно-ориентированного программирования Delphi. |
1 |
Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi |
1 |
Владение основными приемами работы с подпрограммами. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi |
1 |
Владение основными приемами работы с подпрограммами. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Интерфейс среды программирования Delphi. Проект в среде Delphi |
16 |
|
|
||
|
Запуск среды программирования Delphi на исполнение. |
1 |
Меню.КомпонентыTMainMenu, TPopupMenu, TToolBar, TCoolBar, TImageList. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Основные окна среды Delphi: главное окно |
1 |
Понятие и особенности визуального программирования в среде Delphi |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Основные окна среды Delphi: окно редактора форм |
1 |
Объяснить роль, значение и преимущества использования объектно-ориентированного программирования.
|
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Основные окна среды Delphi: окно редактора форм |
1 |
Обосновать выбор среды объектно-ориентированного программирования Delphi. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Основные окна среды Delphi: окно инспектора объектов |
1 |
Палитра компонентов, редактор форм и инспектор объектов |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Основные окна среды Delphi: окно дерева объектов |
1 |
Создание приложения с помощью компонентов Delphi
|
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Основные окна среды Delphi: окно редактора кода |
1 |
Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов
|
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Минимальная настройка среды Delphi |
1 |
Понятие события и обработчика события в среде Delphi |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Минимальная настройка среды Delphi |
1 |
Холст. Методы, свойства холста. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Создание проекта в Delphi |
1 |
Графические примитивы. Сохранение рисунков и их загрузка в графические объекты. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Создание проекта в Delphi |
1 |
Графические примитивы. Сохранение рисунков и их загрузка в графические объекты |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Добавление в проект новой формы |
1 |
Коллекции рисунков.Компоненты TImage, DrawString, TShape, TBevel, TPaintBox. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Переключение между формами |
1 |
Компоненты StringGrid, FormuleOne. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Структура проекта Delphi |
1 |
Cохранение текстовой, числовой информации в файлах |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Сохранение проекта |
1 |
Использование файла для сохранения результатов тестирования |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Запуск проекта на исполнение |
1 |
Создание таблиц. Добавление, удаление, редактирование записей, создание простых отчетов. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Запуск проекта на исполнение |
1 |
Инструменты работы с базами данных. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Работа с компонентами |
8 |
|
|
||
|
Понятие и особенности визуального программирования в среде Delphi |
1 |
Cохранение текстовой, числовой информации в файлах |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Палитра компонентов, редактор форм и инспектор объектов |
1 |
Использование файла для сохранения результатов тестирования |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Создание приложения с помощью компонентов |
1 |
Создание таблиц. Добавление, удаление, редактирование записей, создание простых отчетов. |
факультатив
|
познавательная деятельность |
|
|
Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов |
1 |
Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов
|
факультатив
|
познавательная деятельность |