Программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика каждому»

1
0
Материал опубликован 4 December 2017 в группе

 

РАССМОТРЕНА

на заседании методического

совета школы

Протокол №______________

от «__»____________20__г.


 


 


 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

____________________ А.Н.Андрощик

Приказ №______________

от «____» _____________ 20___г.

 

 

Программа курса

внеурочной деятельности

«Увлекательная математика каждому»

(общеинтеллектуальное направление)

7 класс

Учителя математики

высшей квалификационной категории

,

Давыдовой

Ларисы Викторовны

2017-2018 учебный год

структура программы

Титульный лист.

Пояснительная записка.

Содержание программы курса внеурочной деятельности.

Учебно – тематическое планирование.

Календарно – тематическое планирование.

Список литературы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности. Активные методы и формы обучения во внеклассной работе помогут подготовить учеников, обладающих необходимым набором знаний, умений позволят им уверенно чувствовать себя в жизни.

В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания, поскольку общество нуждается в массовом творчестве, массовом совершенствовании уже известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и, овладевая приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели, то есть мыслить, тем самым добиваться результатов.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний.

Удачным с этой точки зрения представляется применение одного из самых востребованных и продуктивных видов эвристической деятельности - исследование.

Сколько времени продолжается исследование? Можно потратить час и почувствовать, что ты сделал достаточно. А можно потратить день и, в конце концов, обнаружить, что, хотя ты и ответил на некоторые вопросы, гораздо больше их еще осталось, или что внезапно открываются новые пути.

Постепенно и неоднократно повторяясь, запомнятся и основные принципы математического исследования: воображение, организованность, время.

Параллельно осуществляется и воспитательный процесс: работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению формируют качества личности, ценностные ориентиры школьников, отвечающие современным потребностям общества.

Занятие состоит из двух частей: сначала коллективно разбирается заранее запланированная тема, а затем идет основная часть занятия – индивидуальные консультации и практика.

Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Любой экзамен по математике, любая проверка знаний строится на решении задач. И тут обнаруживается, что многие учащиеся не могут продемонстрировать в этой области достаточного умения. Особо остро встает эта проблема, когда встречается задача незнакомого или малознакомого типа, нестандартная задача. Причины – в неумении решать задачи, в не владении приемами и методами решения, в недостаточной изученности задачи и т. д. Надо научиться анализировать задачу, задавать по ходу анализа и решения правильные вопросы, понимать, в чем смысл решения задач разных типов, когда нужно проводить проверку, исследовать результаты решения и т.д.

Педагогу необходимо заинтересовать, привлечь внимание всех обучающихся, а не только детей, обладающих определенными математическими способностями, т.о. повышая мотивацию каждого независимо от степени подготовки. Привлечь интерес детей к предмету помогут театральные постановки, в которых отражается история развития науки, идут повествования о великих математиках и их заслугах. Знакомство с историческими сведениями через театрализацию - один из интереснейших и надежных способов качественного усвоения знаний. Вместе с тем театральная работа способствует не только развитию познавательного интереса учащихся, воображения, эрудиции, самостоятельности, но и создает условия, обеспечивающие творческую деятельность обучаемых. Именно театральная деятельность позволит объединиться детям разной степени подготовки, а значит, легче будет вместе преодолевать психологический барьер перед сложной наукой. Изучая математику через театральную деятельность, прививаем интерес к предмету, а значит, повышаем мотивацию.

Зачастую значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося, Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося. Для этого необходимо показать им математику во всей ее многогранности, акцентируя внимание на интересных, занимательных темах, математических проблемах и фактах и способах их познания.

Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества. А, значит, высоко мотивированные дети уже сейчас нуждаются в расширенных возможностях самореализации. Такая возможность заключается как в публичной демонстрации результатов исследовательской деятельности, так и в активных участиях в математических олимпиадах, праздниках и конкурсах различного уровня: от школьного до международного. Потому возникает необходимость в метапредметной проектной деятельности.


 

Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Увлекательная математика каждому», являются:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

4. Основная образовательная программа МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа».

 

5. Локальные акты МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа», обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Использованы методические пособия:

1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).

Новизной данной программы является то, что она базируется на системно - деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика каждому» предназначена для учащихся 7 классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся (умение поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (вдохновенность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения) и коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию. В ходе решения системы задач у семиклассники смогут:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью: семиклассники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основной профессиональной деятельностью. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и пространственного мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная Программа относится к научно-познавательной деятельности, служит для раскрытия и реализации познавательных способностей учащихся, воспитания успешного поколения граждан страны, работающих на развитие собственных творческих возможностей.

Программа позволяет семиклассникам ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики на данном этапе обучения, расширить представление о математике как науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, ИКТ-компетенции, а также совершенствовать у детей навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.

Цели:

- развитие у детей творческого мышления;

- развитие уверенности в своих способностях и творческих возможностях;

- формирование желания открывать для себя что-то новое;

- приобретение знаний и умений учащимися посредством проектирования исследовательской деятельности;

- освоение ими основных приемов исследовательской работы;

- раскрытие и развитие собственного потенциала, в создании благоприятных условий для реализации природных способностей учащегося;

- развитие высокой позитивной мотивации обучающегося.

Задачи:

- разобрать основные виды задач практико-ориентированного содержания;

- проанализировать задачи по геометрии на построение, перекраивание и разрезание;

- научить воспитанников оперировать различными чертежными инструментами;

- познакомить учащихся с элементами теории множеств, теории вероятности, комбинаторики, логики;

- научить искусству отличать математическое доказательство от «правдоподобных рассуждений» посредством применения логики;

- познакомиться с планиметрическими фигурами, некоторыми многогранниками и телами вращения и изучить их взаимосвязи;

- научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать новый материал;

- сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности;

- сформировать умения и навыки работы с научно-популярной литературой, используя различные источники информации (книги, интернет и т. д.), научить извлекать нужную информацию и применять ее в исследованиях и решении задач;

- познакомить ребят с разнообразием задач разных исторических периодов и разных народов мира;

- изучая историю развития математики через театрализованные постановки, развивать воображение, интеллект, самостоятельность, эрудицию и др. качества личности.

Формы занятий

Беседы

Игра, как основная форма работы

Лабораторная работа.

Театрализация исторических событий становления математической науки

Конференция при подведении итогов исследовательской работы

Работа с научно-популярной литературой

Олимпиады, математические праздники, конкурсы решения задач

Фестиваль исследовательских работ


 

Отличительные особенности программы

Программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика каждому» является программой изучения предмета «Математика» в основной школе и предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. У семиклассников появляется желание отказаться от образца, проявить самостоятельность, что способствует развитию у них сообразительности и любознательности. Программа обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей. Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы общего образования, в которой предусмотрено духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся.

Форма организации: кружок для учащихся 7 классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 34 ч.

Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.

Сроки реализации программы: 1 год.

Особенности возрастной группы детей.

Программа учитывает возрастные особенности семиклассников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая усиливает умственную работу. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, физкультминутки, предусмотрено передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий и участия в игровых ситуациях, рекомендуется проведение парковых занятий (занятия на свежем воздухе).


 


 

Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.

Личностные результаты:

готовность и способность учащихся к саморазвитию;

мотивация деятельности;

самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные результаты:

развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;

формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;

развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

После завершения обучения по данной программе ученики будут

ЗНАТЬ:

- о развитии науки математики в разные исторические периоды;

- о математических открытиях и изобретениях некоторых великих математиков;

- об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;

- о свойствах геометрических фигур и их элементов;

- принципы построения геометрических фигур по заданным элементам с помощью различных чертежных инструментов;

- формулы для вычисления площадей фигур на плоскости;

- об отличии равновеликих и равносоставленных фигур;

- формулы объемов некоторых многогранников и тел вращения;

- принцип золотого сечения, способ его построения и применение золотого сечения в некоторых областях человеческой деятельности ;

- об особенностях и уникальности задач народов мира;

- о возникновении оригами и его применении в современном мире;

- принцип и необходимые условия составления паркета;

- как измерять расстояния и углы на местности между недоступными объектами;

- как выполнить некоторые геометрические построения с помощью подручных средств;

- о существовании и значении симметрии и асимметрии в окружающем мире;

- о вреде азартных игр , в том числе игровых автоматов.

УМЕТЬ:

- использовать методику решения простейших практико-ориентированных задач и задач повышенного уровня;

- работать с различными чертежными инструментами;

- выполнять построения необходимых чертежей с помощью инструментов разного уровня сложности;

- складывать базовые фигуры оригами;

- читать схемы сложения оригами и выполнять модели разного уровня сложности;

- применять различные способы решения нестандартных задач ;

- находить точку Золотого Сечения некоторых объектов;

- составлять паркеты;

- измерять на местности длины и углы;

- выполнять некоторые геометрические построения с помощью некоторых подручных средств;

- узнавать среди многогранников правильные и полуправильные и находить объемы некоторых из них;

- узнавать тела вращения и находить объемы некоторых из них;

- разгадывать и составлять разного уровня сложности математические головоломки;

- определять степень возможного выигрыша в лотерею;

- работать с различными источниками информации (книгой, интернет, научными сотрудниками, музейными экспонатами и т.д.) с дальнейшим использованием полученной информации;

- работать парами и в группе;

- работать самостоятельно.

Реализация программы способствует достижению следующих результатов:

В сфере личностных универсальных учебных действий у детей будут сформированы умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся планировать и координировать совместную деятельность (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

Одним из значимых результатов будет продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.


 


 

Система оценки освоения программы

проводится в процессе практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ.

Вводный контроль осуществляется в виде тестирования, чтобы выяснить уровень знаний учащихся и иметь возможность откорректировать распределение учебных часов в курсе.

Текущий контроль проводится на практико-исследовательских работах, по итогам выполнения письменных работ.

Важен контроль за изменением познавательных интересов воспитанников, в связи с чем на разных этапах обучения производятся индивидуальные беседы.

Итоговый контроль осуществляется на олимпиадах, математических праздниках, занятиях-исследованиях, при выполнении письменных рефератов на выбранную тему, в виде индивидуальных исследовательских работ (проектов), при осуществлении театральных постановок.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке. Практика. Тестирование на определение уровня математических способностей. Знакомство с математической библиотекой, электронными ресурсами.

Раздел 2 Задача как объект изучения

Теория Задача как предмет изучения в процессе обучения. Разбор задачи на части: отделение условия (то, что дано) от заключения, вопроса задачи (того, что надо найти). Нахождение взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Важность умения ставить вопросы. Различные способы записи краткого условия: таблицы, схемы, рисунки, краткие записи.

Практика Постановка вопросов к условию задачи, подбор ассоциаций, умение находить аналогии и различия в изучаемом объекте. Оперирование вопросами при решении задач разного вида. Оформление краткого условия задач различными способами.

Раздел 3. Элементы теории множеств.

Теория. Вводная характеристика теории множеств. Множество точек на прямой. Принадлежность точки графику функции (принадлежность элемента множеству). Пустое множество. Теория множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

Практика Решения неравенств (промежутки и операции над ними).

Раздел 4. Задачи практико-ориентированного содержания.

Теория. Воссоздание общей системы всех видов задач. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие.

Практика Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности:

решение задач на составление систем линейных уравнений;

практикум-исследование решения задач на составление систем линейных уравнений (индивидуальные задания);

- приведение к единице, решение задач на прямую пропорциональность;

- на переливание;

- на площади и объемы;;

- практикум – исследование решения задач (индивидуальные задания);

- задачи на встречное движение двух тел;

- задачи на движение в одном направлении;

- задачи на движение тел по течению и против течения;

- практикум-исследование решения задач на движение (индивидуальные задания);

- задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;

- задачи на нахождение процентов от числа;

- задачи на нахождение числа по его процентам;

- задачи на составление буквенного выражения;

- практикум- исследование задач на дроби и проценты (индивидуальные задания);

- решение задач на совместную работу;

- задачи на обратно пропорциональные величины;

- практикум-исследование задач на совместную работу (индивидуальные задания).

Раздел 5. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур.

Теория Введение элементов геометрии. Геометрия вокруг нас. Существующие способы овладения чертежными инструментами. Красота геометрических построений. Разнообразие видов геометрических фигур. Симметрия, ее виды. Симметрия и асимметрия в нашей жизни. Золотое Сечение: история открытия; сферы использования. Геометрические головоломки.

Практика Исследование задач геометрического характера:

- Практическая работа с чертежными инструментами;

- Задачи на построение фигур линейкой и циркулем;

- Задачи на построение некоторых геометрических фигур с помощью подручных средств (веревка, бутылка с водой, груз и др.);

- Задачи на вычисление площадей;

- Задачи на перекраивание и разрезания;

- Исследование объектов культурного наследия, в которых применяется Золотое Сечение (по репродукциям);

- Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. Знакомство с мозаиками М. Эшера;

-Практическое занятие с выходом в город с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии (асимметрию) и Золотое Сечение (с созданием фотогазеты);

Раздел 6. Математический фольклор .

Теория Особенности развития математики на Древнем Востоке. Математики Древнего Востока. Япония-родина оригами.. Шахматы. Шахматные задачи. Развитие математики в России. Задачи Магницкого. Отражение народных традиций в математических задачах.

Практика Решение задачи аль- Хорезми на взвешивание. Восточная задача о наследстве. Правила складывания базовых фигур оригами. Выполнение моделей оригами простого и среднего уровня сложности. Решение задач на шахматной доске. Задачи на старинные меры измерений.

Раздел 7 Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики.

Теория Что такое логика. Великие личности о логике. Значение логики для некоторых профессий. Элементы теории вероятностей (Т.В.). Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. В чем вред азартных игр.

Понятие графов. Софизмы. Парадоксы. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач.

Практика Знакомство со способами решения доступных задач из раздела Т.В.. Разбор некоторых олимпиадных задач.

- Решение софизмов, парадоксов;

- Задачи на случайную вероятность;

- Решение задач на вероятность событий практико - ориентированного содержания: «Расчет возможности выигрыша в лотерею»; «В чем вред «одноруких бандитов»;

- Решение задач на графы;

- Решение логических задач с помощью составления таблиц;

- Решение логических задач из коллекции математических праздников;

Раздел 8 Исследовательская работа

Теория Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. От исследования произвольно выбранного объекта к исследованию математического объекта. Исследование других математических объектов, их значение в окружающем мире.

Неразрывная связь математики с другими науками. Умение самостоятельно добывать знания из разных источников информации. Необходимость использования математических знаний в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Математика как аппарат для проведения вычислений и фактор, стимулирующий исследовательскую работу.

Методика составления задач по известным фактам.

Практика Продуктивная работа с различными источниками информации. Составление авторских задач с использованием добытой информации.

Выполнение рефератов, презентаций, и т.д.;

Защита работ;

Раздел 9 Театрализация постановок из истории развития математики, выполнение и защита проектов.

Теория Развитие математики в разных странах на разных исторических этапах. Известные личности мира математики и их заслуги перед наукой. Знакомство с историческими сведениями о математиках Древнего Мира. Как театрализация способствует развитию воображения, эрудиции, а также самостоятельности и др. качеств личности.

Практика Постановка мини-спектаклей с опорой на исторические сведения и факты.

Защита проектов через электронную презентацию или стенд.

Раздел 10 Итоговое занятие

Теория Подведение итогов года. Выявление самого активного участника. Поощрение победителей конкурсов и олимпиад. Рефлексия.

Практика Награждение лучших математиков. Фестиваль лучших исследовательских работ. Тестирование с целью диагностики изменения мотивации детей к изучению предмета. Обработка информации.


 

Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

2

Задача как объект изучения.

1

1

3

Элементы теории множеств.

1

1

4

Задачи практико-ориентированного содержания

8

1

7

5

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур.

3

1

2

6

Математический фольклор .

3

1

2

7

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики.

8

3

5

8

Исследовательская работа.

6

2

4

9

Выполнение и защита проектных работ в виде презентаций и театральных постановок.

2

2

10

Итоговое занятие.

1

1

 

Итого:

34

14

20


 

Наименование разделов и тем

Дата по плану

Дата по факту

1.

Вводное занятие.

   

2

Задача как объект изучения.

   

3

Элементы теории множеств.

   

Задачи практико-ориентированного содержания 8ч

   

4

Задачи на совместную работу.

   

5

Площади.

   

6

Объёмы.

   

7

Движение.

   

8

Проценты.

   

9

Пропорции.

   

10

Задачи на переливания.

   

11

Задачи на взвешивания.

   

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур 3ч

   

12

Задачи на разрезание и перекраивание.

   

13

Укладка сложного паркета. Мозаика.

   

14

Геометрические построения без чертежных инструментов.

   

Математический фольклор 3ч

   

15

Математика Востока

   

16

Шахматы

   

17

Задачи Магницкого

   

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики

   

18

Таблицы.

   

19

Таблицы.

   

20

Диаграммы.

   

21

Диаграммы.

   

22

Как узнать вероятность события?

   

23

Факториал.

   

24

Решение логических задач.

   

25

Решение логических задач.

   

Исследовательская работа 6ч

   

26

Решение алгебраических задач исследовательского характера.

   

27

Решение геометрических задач исследовательского характера.

   

28

Выбор темы для исследования. Работа с научно-популярной литературой.

   

29

Исследование объектов.

   

30

Составление задач.

   

31

Составление задач.

   

Выполнение и защита проектных работ в виде презентаций и театральных постановок 2ч

   

32

Оформление проектов (стенд, электронная презентация, театральная постановка).

   

33

Защита проектов.

   

34

Итоговое занятие.

   


 

Литература для обучающихся

1. Абдрашитов Б. М. и др. Учитесь мыслить нестандартно. – М.: Просвещение, 1999.

Александрова Э., Левшин В. В лабиринте чисел. – М.: Детская литература, 1977.

Александрова Э., Левшин В. Стол находок утерянных чисел. – М.: Детская литература,1988.

Конфорович А.Г. Математическая мозаика. – Киев: Вища школа, 1982.

Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1999.

Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. – М.: Просвещение, 1999.

Ленгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. – М.: Педагогика, 1987.

Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике. – М. 1999.

Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983.

Перли Б.С., Перли С.С. Москва и ее жители. – М.: Просвещение, 1997.

Пойя Д. Как решать задачу? – М.: Педагогика, 1961.

Шапиро А.Д. Зачем нужно решать задачи? – М.: Просвещение, 1999.

Литература для педагога

1. Агаханов Н.Х. и др. «Всероссийские олимпиады школьников по математике 1993-2006 «М., издательство МЦНМО,2007;

2. Блинков А.Д. Горская Е.С., Гуровиц.В.М. «Московские математические регаты», М. издательство МЦНМО, 2007;

3. Бородуля И Г. «Тригонометрические уравнения и неравенства, М, «Просвещение»,1989.

4. Генкин С.А. и др. «Ленинградские математические кружки», Киров,1994;

5. Гусев Д.А. ,Удивительная логика, М, ЭНАС,2010;

6. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М., 1994;

7. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К., «Как решают нестандартные задачи»,М. издательство,МЦНМО,2009;

8. Кноп К.А. «Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам» М, издательство МЦНМО,2011;

9. Мерзон Г.А., Ященко И.В., «Длина, площадь, объем.(6-11 кл.), М, издательство МЦНМО,2011;

10. Сергей Федин «Логические задачи для юного сыщика»-М. Айрис-Пресс,2008;

11. Смирнова Е.С. « Интеллектуальный театр в школе 5-11 класс», М.,УЦ «Перспектива»,2008

12. Спивак А.В. «Математический кружок 6-7кл»,М, издательство МЦНМО,2010;

13. Том Тит «Научные развлечения»,издательский Д Мещерякова 2011;

14. Фарков А В « Внеклассная работа по математике»5-11 кл, М, Айрис-Пресс, 2009;

15. Харламова Л.Н., элективные курсы, «Математика8-9 кл. Самый простой способ решения непростых неравенств», Волгоград, издательство « Учитель»,2006;

16. Чулков П.В. «Арифметические задачи», М, издательство МЦНМО. 2009;

17. Шевелева Н.В., Математика (алгебра, элементы статистики и теории вероятностей) 9 кл.;

18 Шейнина О.С., Соловьева Г.М. «Занятия школьного кружка 5-6 кл.»,М, издательство НЦ ЭНАС,2007;

19. Щербакова Ю.В., Гераськина И.Ю. «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 кл.», М, издательство «Глобус»,2010;

20. Ященко И.В. Приглашение на математический праздник» М., издательство МЦНМО,2005;

21. Ященко И В.,Семенов А.В., Захаров П.И., «Подготовка к экзамену по математике ГИА 9», М, издательство МЦНМО,2011;

22. Мультимедиа «Школа изобретателей алгебра 9 кл.», Бука софт,2009;

23. Мультимедиа «Витаминный курс. Математика 7 кл.», «Руссобит-М;

24. Мультимедиа «Математика 6 кл.» универсальный тренажер, издательство « Экзамен»;

25. Мультимедиа «Я умею строить графики» интерактивный тренажер, ЗАО 1С.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации