Урок истории «Общественный строй и церковная организация на Руси» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 30 October

Коняхина Ксения Михайловна

ГБОУ СОШ №435 Курортного района Санкт-Петербурга

История

6 класс

Тема: Общественный строй Руси и церковная организация на Руси

Тип: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов

Планируемые результаты

Предметные

познакомить с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности; с системой управления государством, основными слоями населения Древней Руси; определить сущность земельных отношений в Древней Руси; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси.

 

Метапредметные

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; формировать целевые установки учебной деятельности; ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; анализировать материал учебника и дополнительный материал; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; работать с различными источниками информации.

Личностные

формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать гуманистические традиции и ценности русского народа.

Ресурсы урока: учебник История России: 6 класс:в 2 частях/Н.М.Арсентьев,А.А.Данилов, П.С.Стефанович ; под ред. А.В.Торкунова.-Москва:Просвещение, 2021; компьютер, проектор, презентация, рабочие листы

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Приветствует обучающихся.

Рассказывает о системе оценивания на уроке. Обращает внимание на бланки (Приложение 1)

Организует повторение пройденного материала.

 

Викторина:

Текст на экране. О каком событии идет речь?

В каком году произошло данное событие?

Назовите годы правления Рюрика.

В каком году Олег убил Аскольда и Дира и объединил два центра власти – Новгород и Киев?

Как назывался торговый путь, который пронизывал всю территорию Древнерусского государства?

Какого города нельзя было встретить на данном пути?

Что такое полюдье?

Какой князь был убит в ходе полюдья?

Сколько раз отомстила Ольга за смерть своего мужа? С какой целью она это сделала?

Кто из князей осадил Херсонес для того, чтобы жениться?

В каком году произошло событие, изображенное на экране?

При ком из князей завершается процесс складывания Древнерусского государства? С каким событием это связано?

Решение интерактивного задания: https://learningapps.org/3097497

 

Внимательно слушают учителя, изучают бланки.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Предполагаемые ответы:

Призвание варяг

862 г.

862-879 гг.

882 г.

 

 

Путь «из варяг в греки»

 

 

Киев, Новгород, Смоленск, Искоростень

 

Объезд князем территории с целью сбора дани

Игорь Старый

4, с целью укрепления своей власти

 

 

Владимир

 

988 г.

 

Ярослав Мудрый, принятие законов «Русская Правда»

Актуализация необходимых знаний

На экране две карты: «территория Древнерусского государства в IX веке», «территория Древнерусского государства к концу XI века».

 

Проблемный вопрос: какие факторы способствовали формированию единого государства и национальной идентичности?

Организует работу с приложением 2.

Какой вывод можно сделать на основании источника 1?

 

Организует постановку цель и задач урока.

 

Определяют какие изменения произошли за два столетия существования государства.

Предполагаемый ответ: образование единого государства.

 

 

 

 

Внутри страны население обладало неравными правами.

 

Используя технику «УРОК» формулируют цель и задачи урока.

Организация познавательной деятельности

Организует работу с 1 заданием рабочего листа (Приложение 3) по стр. 69-70 учебника.

 

 

 

 

 

 

Организует работу со 2 заданием рабочего листа.

Объясняет правила работы в группе:

Выбрать одного куратора, который будет контролировать и регулировать действия группы;

Выбрать 1-2 историков, которые будут работать с учебником;

Выбрать 1-2 источниковедов для работы с источником.

Объясняет правила выполнения заданий:

На основе текста учебника и исторического источника нужно заполнить схему (слои населения/церковная организация);

Группе, изучающей общественное устройство Руси, нужно написать определения слов «рядовичи», «закупы» в строках, расположенных ниже схемы;

Воспользовавшись материалами конверта №2 (Приложение 4), группе, которая первой выполнила задание в рабочем листе, нужно распределить роли между собой. Также можно использовать участников других групп. Система оценивания в данном случае будет следующей: команда- победитель при качественном ответе получает три жетона «групповое первенство», представители других команд, принявшие участие, получают по одному индивидуальному жетону.

Участники защищают свой ответ.

Участники группы «Общественное устройство» распределяются по трем группам: привилегированное население, свободное и зависимое. Роль князя на себя берет куратор.

Участники группы «Церковная организация» выстраиваются в линию согласно церковной иерархии, от патриарха к священникам на местах.

 

При прослушивании ответов объясняет, почему вопрос об общественной структуре в Древнерусском государстве относится к числу спорных в исторической науке.

 

Выполняют задание и формулируют три фактора, способствующих формированию древнерусской народности

Совместные военные походы

Участие племен в общегосударственных делах (развитие торговли)

Принятие христианства

 

Класс разделен на 5 групп.

1-3 группы изучают общественное устройство Руси.

4-5 группы изучают церковную организацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команды выполняют задание. Куратор каждой группы систематизирует предоставленные участниками группы данные и готовит сообщение об основных категориях населения в Древней Руси или о церковной организации.

Рефлексия деятельности

Раздает филворды (Приложение 5), которые содержат слова, связанные с темой урока.

Решение интерактивного задания: https://learningapps.org/watch?v=p53u241t323

 

Ответ на проблемный вопрос.

 

Возвращает к схеме «УРОК»

Ведут поисковую деятельность.

 

 

Один ученик выполняет задание

 

Подводят итоги деятельности. Отвечают на вопросы:

Что узнали?

Какие умения развили?

Какие вопросы обсудили?

Инструкция по выполнению домашнего задания

Выучить записи в тетради. Пункты 5-6 пересказ.



 


 


 


 


 


 


 


 

t1761800666aa.gif

Бланк ответов

Индивидуальные значки Групповые

Имя_______________

t1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gif t1761800666ab.gif

Имя_______________

t1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gif

Имя_______________

t1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gif

Имя_______________

t1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gif

Имя_______________

t1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gift1761800666ab.gif

 


 


 


 


 


 

Приложение 1.

 


 

t1761800666ac.gift1761800666ad.gif
 

t1761800666ae.gift1761800666af.gift1761800666ag.gift1761800666ah.gift1761800666ai.gift1761800666aj.gift1761800666ak.gift1761800666al.gif
 

t1761800666am.gif

1

Приложение 2.

 


 

1 .Если убьет муж мужа, то мстить брату за брата, или отцу, или сыну, или двоюродному брату, или сыну брата; если никто <из них> не будет за него мстить, то назначить 80 гривен за убитого, если он княжий муж или княжеский тиун; если он будет русин, или гридин, или купец, или боярский тиун, или мечник, или изгой, или Словении, то назначить за него 40 гривен.

11. О княжеском отроке. Если за княжеского отрока, или за конюха, или за повара, то <вира> 40 гривен.

12. А за тиуна огнищного и за конюшего — 80 гривен.

13. А за тиуна княжеского сельского или руководящего пахотными работами — 12 гривен.

14. А за рядовича — 5 гривен. Столько же и за боярского <рядовича>.

15. О ремесленнике и ремесленнице. А за ремесленника и за ремесленницу — 12 гривен.

16. А за смерда и холопа 5 гривен, а за робу — 6 гривен.


 

t1761800666am.gif

2

 

 


 

Если кто будет многим должен, а купец, приехавший из другого города или из другой земли, не зная про то, поверит ему товар, – а тот будет не в состоянии и с ним расплатиться за товар, да и первые заимодавцы также станут требовать уплаты долгов, не давая взаймы для уплаты гостю, в таком случае вести должника на торг и продать, причем наперед выплатить долг пришельца, а остаток поделить между своими местными заимодавцами. Также, если будут за ним в долгу княжие деньги, то взыскать наперед их, а остальное в раздел.

Если закуп убежит от своего господина, то становится через то полным холопом. Если же он отлучился явно или бежал к князю или к судьям, не стерпя обиды своего господина, то не обращать его в рабство, но дать ему суд.

Полное холопство трех видов: если кто купит хотя бы до полугривны, представит свидетелей и ногату даст перед самим холопом; второй вид холопства: женитьба на робе без договора, если с договором, то как договорились, так на том и стоять; а это третий вид холопства: служба тиуном без договора или если [кто] привяжет себе ключ без договора, если же с договором, то как договорятся, на том и стоять.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3

t1761800666an.jpgt1761800666ao.jpg

Приложение 4.

Общественный строй

Перед вами названия различных категорий населения.

Распределите роли между собой. Вам нужно использовать участников других команд.

Куратор должен подойти и предложить участникам другой команды принять участие. За участие они получат по 1 индивидуальному жетону.

Роль князя у куратора группы. Князь для защиты в качестве знака отличия может надеть княжескую корону.

При защите перед классом всему «населению Руси» нужно будет встать по трем группам: привилегированное население, свободное и зависимое.

Куратор рассказывает об общественном устройстве Руси, используя рабочий лист и данные источниковедов.

Церковная организация

Перед вами названия церковных санов. Распределите роли между собой. Вам нужно использовать участников других команд. В таком случаеи куратор должен подойти и предложить участникам другой команды принять участие. За участие они получат по 1 индивидуальному жетону.

Роль митрополита у куратора группы.

При защите перед классом вам нужно будет выстроиться в линию согласно церковной иерархии, от патриарха к священникам на местах.

Начиная от митрополита, каждый должен сказать кто он, используя термин (Образец: «Я митрополит- глава Русской Православной церкви» и так далее)

Роль патриарха митрополит отдает учителю и пытается объяснить почему.

t1761800666ap.gif

Князь

 

 


 

t1761800666ap.gift1761800666ap.gift1761800666ap.gift1761800666aq.gif

Духовенство

Отроки

Бояре

Людины

 

 

t1761800666aq.gift1761800666ar.gift1761800666ar.gift1761800666ar.gift1761800666ar.gif

Холопы

Челядь

Рядовичи

Закупы

Смерды

м

 

t1761800666as.gift1761800666ap.gift1761800666ap.gift1761800666at.gift1761800666ap.gif

Приходской священник

Монах

Епископ

Митрополит

Патриарх

 

Приложение 5.

t1761800666au.pngФt1761800666av.pngt1761800666aw.png илворд на тему «Общественный строй Руси и церковная организация на Руси»

Н

Ь

А

Р

Е

Х

О

Л

О

Э

Г

Ц

Ш

А

С

Г

Ц

Р

Д

Ж

Э

П

М

О

Е

Х

Р

О

Д

Н

О

С

Т

Ь

Ы

И

Л

Н

О

Е

С

Я

Т

И

Н

Н

А

Р

Т

К

О

Л

Д

Й

К

З

М

С

Ь

Я

Я

Р

И

А

Р

Ч

Е

Л

А

Е

О

В

Ц

Д

О

П

А

Ц

Ь

Д

Я

К

Р

К

Р

Е

О

П

Е

Н

Ш

Т

И

К

У

Д

И

Ч

И

В

О

Щ

Д

П

Ч

П

Ш

П

Ы

В

О

Х

Ъ

Л

И

Т

А

А

Е

С

Ы

М

Е

П

И

С

К

О

П

Л

Р

О

С

Т

И

М

А

Е

У

Й

Ч

Е

К


 


 


 

t1761800666au.pngФt1761800666av.pngt1761800666aw.png илворд на тему «Общественный строй Руси и церковная организация на Руси»

Н

Ь

А

Р

Е

Х

О

Л

О

Э

Г

Ц

Ш

А

С

Г

Ц

Р

Д

Ж

Э

П

М

О

Е

Х

Р

О

Д

Н

О

С

Т

Ь

Ы

И

Л

Н

О

Е

С

Я

Т

И

Н

Н

А

Р

Т

К

О

Л

Д

Й

К

З

М

С

Ь

Я

Я

Р

И

А

Р

Ч

Е

Л

А

Е

О

В

Ц

Д

О

П

А

Ц

Ь

Д

Я

К

Р

К

Р

Е

О

П

Е

Н

Ш

Т

И

К

У

Д

И

Ч

И

В

О

Щ

Д

П

Ч

П

Ш

П

Ы

В

О

Х

Ъ

Л

И

Т

А

А

Е

С

Ы

М

Е

П

И

С

К

О

П

Л

Р

О

С

Т

И

М

А

Е

У

Й

Ч

Е

К


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации