Программа развития детской общественной организации "Ровесники"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В ней ребята получают первый опыт решения возникших проблем, учатся жить и работать вместе с другими людьми, учатся познавать себя и окружающий мир. Социальная активность воплощается в реальных действиях, поступках, в повседневном поведении. В школьном возрасте самостоятельная деятельность нуждается в определённой педагогической помощи, внимательной поддержке профессиональных педагогов. Среди разнообразных процессов, протекающих в детской среде, немаловажную роль играет детское общественное объединение или организация. Современные детские общественные организации выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Если в школе, как важнейшем социальном институте закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего поколения, то в детской организации подростки реализуют свой творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни. Детская организация – это самодеятельное, самоуправляемое общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующее его деятельность, нормы и правила, зафиксированные в уставе. Детская организация является особым типом общественного объединения и характеризуется следующими признаками:
- наличие ценностной идеи (цели);
- добровольное вступление в члены;
- организационная самостоятельность, самоуправление, социальное творчество;
- четко выраженная структура;
- гарантированные для всех членов организации права, задачи.
Программа рассчитана на возраст 11 – 18 лет.
Тематическое планирование составляется ежегодно.
Срок реализации программы Программа деятельности детской организации рассчитана на 5 лет.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Дети объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в деятельности, общении, самоутверждении. Сегодня, когда у школьников есть выбор, наиболее привлекательными для них являются объединения, где они не только чувствуют себя социально, психологически защищенными, но и имеют условия для духовного и физического развития и самореализации. Детские объединения выполняют и педагогические функции: развивающую - обеспечение гражданского, нравственного становления личности ребенка, ориентационную - обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных ценностей, для устранения дефицита общения и соучастия. Все, кто проплывают через бухты детства, отрочества и юности, готовятся вступить в открытый океан жизни. Однако в этих бухтах бывают бури и штормы, проносятся цунами, поэтому пребывание в них далеко не безмятежно. И чем быстрее человек научится ориентироваться в бухтах, тем проще ему будет в открытом океане жизни. Готовиться надо не только к тому, чтобы выжить. Надо открывать новые земли, готовиться преобразовывать общество. При этом каждый должен внести свой вклад в прокладывание нового курса корабля, который носит имя Родина.
Ведущая идея программы – создание единой комфортной среды общения, формирование гражданско-патриотических качеств, развитие творческих способностей и лидерского потенциала подростков для организации работы в первичном детском объединении.
Особенность представляемой программы в том, что она объединяет разные виды деятельности детей одной эмоционально-нравственной установкой, взаимоотношения детей и взрослых в рамках детской организации строятся на основе сотрудничества и сотворчества. Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной деятельности – путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений.
Вариативно-программный подход не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные.
Такой подход позволяет вести работу по программе в соответствии с целями и задачами конкретного детского коллектива, способствует росту самостоятельности и творческой активности детей. В центре внимания оказываются ребята, обладающие выраженными лидерскими способностями, увлеченные своим делом. Они составляют актив организации, через который строится вся работа по программе.
Участники программы:
-дети в возрасте 1 1 - 1 8 лет, старшеклассники - кураторы, родители, педагогические работники. А также: воспитательные центры школы (библиотека, музей, школьный лагерь, факультативы, кружки и секции).
Нормативно – правовая база:
- Конвенция о правах ребёнка.
- Закон РФ «Об образовании».
- Указа президента РФ В.В.Путина от 29 октября 2015г. «О создании Детской Общественной Организации «Российское движение школьников»».
Целью деятельности ДОО является организация социально-значимой деятельности и защита прав и интересов членов детской организации.
Задачами организации являются:
-формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
-создание условий для реализации творческого потенциала членов организации, развитие их интеллектуальных и физических сил;
-создание условий для самовыражения членов организации через участие в ее конкретных делах;
-способствовать воспитанию в каждом подростке позитивной активности, желанию узнать больше;
-поддерживать в реализации социально-значимых инициатив; * приобщать к основным духовным ценностям своего Отечества.
Ожидаемый результат деятельности: сформированность у членов ДОО позитивных, социальных, нравственных и политических ценностей, обладание навыками коллективного взаимодействия.
Принципы деятельности по реализации программы.
Исходя из изменений социально-политической и экономической ситуации в стране, опираясь на личностно- деятельный подход к организации жизни детей и подростков, учитывая возрастную психологическую открытость детей, придавая смысл ранней и опережающей в современных условиях социализации молодежи, предусматривая ускоренную включенность в различные формы демократизации общественной жизни, программа опирается на определенные научные принципы:
Принцип демократизации:
признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели;
создание предпосылок для активности детей и взрослых, участие детей в решении всех вопросов жизнедеятельности объединения;
упрочение норм уважительного отношения к другим людям, их социальному и профессиональному выбору, труду и его результатам;
добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения;
участие в других общественных и политических организациях и движениях.
Принцип самореализации:
осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития;
учет осознанности каждым ребенком своего я;
последовательность, поэтапность решаемых задач;
учет возрастных и индивидуальных особенностей, которые способствуют обеспечению успешной самореализации ребенка.
Принцип развития:
каждый этап развития по программе должен иметь конкретное логическое завершение;
последовательный переход от этапа к этапу;
реализация через деятельность каждого ребенка – участника программы;
творчество.
Принцип непрерывности, комплексности и последовательности:
развитие деятельности по программе от простого к сложному;
отказ от разовых невзаимосвязанных мероприятий; взаимосвязь со всеми субъектами воспитательного пространства.
Принцип гуманных и толерантных взаимоотношений:
при построении системы взаимодействия всех участников программы.
Принципы коллективного творческого воспитания:
коллективная организация деятельности;
коллективное творчество;
коллективное целеполагание;
ситуации - образцы;
эмоциональное насыщение жизни коллектива;
общественная направленность деятельности коллектива.
Периоды освоения программы:
I ступень. Учащиеся 8-10 лет. На первой ступени ведется работа с детьми начальной школы кураторами старшей группы 11-18 лет
II ступень. Учащиеся 11-18 лет. На второй ступени ведется работа с детьми, только вступившими в ДОО, работа направлена на обучение детей необходимым знаниям, умениям и навыкам, ведение работы осуществляется по системе КТД, с ребятами, овладевшими знаниями, умениями и навыками в работе детской организации способными стать для вожатого опорой при проведении работы с участниками I ступени. В работе по программе учащиеся 9-11 классов выполняют роль кураторов ДОО.
Условия реализации
Проблемы воспитания подрастающего поколения возможно решать только в комплексе при условии реального межведомственного взаимодействия в интересах более полного удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи и общества.
Педагогические условия реализации программы:
В течение каждого этапа реализации программы идет работа по блокам по предварительно составленному плану, включающему учебу актива, очные и заочные конкурсы, акции, фестивали, праздники, позволяющие привлечь к проведению большое количество детей и взрослых. По истечению каждого года реализации программы проходит подведение промежуточных итогов по всем блокам.
Организаторы программы: МБОУ «Ржаницкая».
Участники программы – дети и подростки в возрасте 11-18 лет, старшая вожатая, педагогические работники.
Структура организации
Членами детской организации «Ровесники» являются учащиеся школы с 5 по 11 классы.
Основой организации является одновозрастной первичный классный коллектив. В классном коллективе ребята объединяются по творческим группам.
В каждой творческой группе выбирается лидер, который потом становится участником органов ученического самоуправления (Совет учащихся 5-11 классов). Советы учащихся включают в себя: сектор культуры и досуга; сектор спорт и здоровье; сектор дисциплины и порядка; информационный центр; экологический сектор). Все Советы собираются не реже, чем один раз в месяц.
Все первичные коллективы входят в состав единой организации.
Руководит классным коллективом командир класса.
Командир класса входит в ученический Совет, которым руководит старшая вожатая.
Ученический Совет собирается один раз в две недели. Ученический Совет является главным органом ученического самоуправления.
Совет учащихся собирается один раз в месяц.
Все органы ученического самоуправления избираются сроком на один год. Высшим органом самоуправления является общешкольное собрание всех представителей ученического самоуправления, который собирается два раза в год.
Организация деятельности
Во главе детского самоуправления находится ученический Совет детской организации. Его основу составляют: председатель и лидеры направлений деятельности организации. В начале четверти принимается решение по работе детского самоуправления на четверть, ставятся задачи и цели работы на данное время, а в конце четверти подводятся итоги. При необходимости проводятся экстренные совещания.
Председатель ДОО проводит Совет заместителей 1-2 раза в четверть. На данном совете заместители знакомятся с решением Совета детской организации, вносят свои коррективы и предложения по внедрению их в дальнейшую работу.
Заместители проводят заседания рабочих групп своих направлений по внедрению решений Совета 1 раз в четверть.
Председатель детской организации «Ровесники» выбирается из членов детской организации голосованием.
Секретарь детской организации отвечает за документацию и ведет протоколы детской организации «Ровесники».
Работа детской организации «Ровесники» организуется на основе планирования и текущих дел.
Совет детской организации «Ровесники» проводит заседания, на которых планируется и анализируется каждое КТД (коллективное творческое дело), проведенное членами детской организации «Ровесники» в школе и вне школы.
Совет детской организации «Ровесники» включает в себя:
-сектор культуры и досуга;
-сектор спорт и здоровье;
- сектор дисциплины и порядка;
-информационный центр;
-экологический сектор;
-сектор шефской помощи.
Сектор шефской помощи отвечает за: оказание помощи младшим, заботу о ветеранах, руководит работой “Тимуровского движения”
Сектор культуры и досуга отвечает за подготовку и проведение: вечеров отдыха, праздников, фестивалей, выставок, конкурсов.
Сектор спорт и здоровье отвечает за: подготовку и проведение спортивных соревнований, участие в общегородских спортивных мероприятиях, сбор информации о достижениях учащихся школы.
Сектор дисциплины и порядка отвечает за: дежурство по школе, охрану порядка на школьных вечерах, ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения, уборку классных помещений школы в конце четверти, распределение классов для дежурства по школе.
Информационный центр отвечает за: формирование имиджа школы, выпуск школьной газеты, обмен информацией с другими организациями.
Экологический сектор отвечает за: формирование и развитие трудовых навыков, ответственности за полученный результат, качество труда, за окружающий мир (класс, школу, двор, улицу, село), становления личности как активного защитника и преобразователя окружающей среды, природы, общества.
Функции:
планирует и организует работу по сохранению и преобразованию школы и школьной территории;
организует работу на пришкольном участке, субботники;
организует генеральные уборки в школе и классах;
оказывает помощь в организации конкурсов на лучший класс, лучший пришкольный участок и т.д.;
планирует и организует выставки работ из природного материала;
организует работу по сохранению и уходу за комнатными растениями в школе
Документация и отчетность детской организации «Ровесники»
План работы детской организации «Ровесники» составляется на весь учебный год на основе плана воспитательной работы школы.
Анализ деятельности детской организации «Ровесники» доводится до сведения всех учащихся школы в конце учебного года.
В течение учебного года ведутся протоколы детской организации «Ровесники», в который записываются все КТД, планируемые и проведенные советом детской организации.
Детская организация «Ровесники» имеет программу развития, устав, положения
Председатель детской организации составляет списки всех членов организации, с указанием направления деятельности, класса и контактной информации совместно с лидерами направлений. В конце учебного года председатель составляет отчет о деятельности организации по установленной форме.
Лидер направления составляет списки членов своего направления, с указанием класса, контактной информации. Два раза в год составляет отчет о деятельности в рамках своего направления и представляет отчет в установленной форме председателю или совету детской организации.
Права и обязанности членов детской организации «Ровесники»
Члены детской организации имеют право:
избирать и быть избранным в органы самоуправления класса и школы, оценивать их работу;
пользоваться поддержкой, защитой и помощью организации;
выражать свое мнение по любому вопросу;
участвовать в планировании и корректировке деятельности организации и выполнении принятого плана;
сохранять и развивать традиции своего коллектива;
участвовать в работе печатных органов организации.
Члены детской организации обязаны:
добросовестно учиться;
соблюдать законы организации;
действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и традиций организации;
выполнять решения органов самоуправления школы;
уважать взгляды и убеждения, свободу и достоинство других людей.
Члены организации могут быть исключены из организации за деятельность, противоречащую целям и задачам организации, а также за действия дискредитирующие организацию, наносящие ей моральный ущерб
Функции
Председатель Совета детской организации:
-председатель детской организации является главным, контролирующим и координирующим органом данной структуры. Он контролирует работу каждого из лидеров, контролирует работу совета лидеров. Посещает районные межшкольные советы старшеклассников, информирует совет о районных мероприятиях.
Лидер направлени:.
-лидер направления контролирует и координирует работу своего направления. Регулярно предоставляет отчеты о работе направления Председателю, распределяет обязанности между членами направлений. Лидер обязан отслеживать выполнения решения совета детской организации на всех этапах деятельности
Член организации.
-член организации осуществляют деятельность согласно самостоятельно выбранному направлению и плану работы детской организации.
Порядок приема и выхода
Прием и выход в детскую общественную организацию осуществляется добровольно на собрании класса в начале первой четверти. Любой член детской организации имеет право сменить направления деятельности, заблаговременно предупредив лидера направления деятельности.
Поощрения и наказания
По итогам работы по каждому направлению определяются учащиеся, деятельность которых может быть отмечен приказам с занесением в личное дело, грамотой, ценным подарком. Совет детской организации имеет право представлять к награде на муниципальном , областном уровне своих членов. Члены организации, имеющие нарушения устава, положения детской организации решением Совета исключаются из организации.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое:
Программа реализуется коллективом специалистов:
Руководитель программы – координатор ДОО ответственный за ВР в школе
Классные руководители.
Иные заинтересованные в реализации программы организации, общественность, родители .
Психолого-педагогическое:
отслеживание результативности программы с применением специальных технологий и привлечением педагога-психолога;
Научно-методическое:
Учебные и методические пособия по социальной педагогике, психологии, работе с детскими общественными организациями;
Интернет- ресурсы, Международная федерация детских организаций, Банк педагогической информации, официальные сайты детских общественных организаций России «РДШ», Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых».
Информационное:
Документы, регламентирующие деятельность детских общественных организаций и объединений;
Районные СМИ;
Периодическая печать;
Школьная печать;
Материально-техническое:
Создание системы стимулирования деятельности по программе;
Помещения для проведения обучающих занятий, общих сборов, КТД;
Оргтехника и расходные материалы, транспортные расходы, бюджетные и внебюджетные средства, привлекаемые для реализации программы;
Пути реализации программы
1.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ АКТИВОМ:
•деятельность районной Школы актива;
•обучение Школы актива в ОУ;
•консультирование детского актива;
•организация работы детского актива по самообразованию;
•участие в районных, областных и всероссийских конкурсах, акциях и фестивалях, проводимых ДДТ .
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
•информирование ДО о деятельности других детских организаций в рамках работы ДДТ;
•информирование педагогов об издающихся методических материалах в периодической печати;
•организация встреч вожатых с целью обмена опытом работы;
•регулярное освещение деятельности ДО в периодической печати.
Направления работы
Направления работы | Формы работы | Время проведения | Ответственные |
Методическое 1.Выборы активов классов. 2.Организация, подготовка и проведение КТД. 3.Анализ мероприятий. 4. Работа с классными руководителями. 5. Работа с педагогам и дополнительного образования. | Совещания. Заседания МО классных руководителей. | 1-2 раза в месяц в течение года
| Зам. директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители. |
Прогностическое 1.Создание совета детской организации 2.Работа с младшими школьниками. 3.Участие в мероприятиях. | Заседания совета детской организации
| В течение года. | Старшая вожатая |
Организационное 1.Один раз в месяц собрание совета детской организации «Ровесники» . | Заседания | В течение года | Старшая вожатая |
Делай добро
| 1.Акция. 2.Военно-спортивная игра. 3.Конкурсная программа. 4Тематический вечер. 5.Торжественная линейка. 6.Конкурс .
| В течение года | Зам. директора по ВР; старшая вожатая; Совет ДОО; учитель физической культуры4 классные руководители.
|
Творчество без границ | Творческие дела (концерты, фестивали, творческие конкурсы, выставки). | В течение года | Зам. директора по ВР; старшая вожатая; совет ДОО; классные руководители; руководители кружков. |
«Вместе» | Заседания актива детской организации. Заседания МО классных руководителей. Мероприятия в партнёрстве с другими организациями, областные конкурсы. | В течение года | Зам. директора по ВР, старшая вожатая; классные руководители. |
Личностный рост
| Тематическая неделя. Акция. Урок.
| В течение года | Учитель физической культуры: зам. директора по ВР; старшая вожатая. |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ожидаемые результаты:
-форсированность у членов организации чувства принадлежности к организации, ответственности за свою ДОО
-освоение, добровольное принятие и выполнение конкретных прав и обязанностей, выработанных членами организации;
-отклик на социально-значимые события в городе, регионе, стране и посильное участие в них;
-участие в управлении, организации жизнедеятельности коллектива;
-приобретение опыта самоорганизации;
-проявление активности, творчества, инициативы, деловитости, ответственности, самостоятельности, дисциплины, воли в достижении общих и личных целей; коллективизм, товарищество, забота и желание прийти на помощь людям;
-сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе общности взглядов, ценностей, интересов, доверия, уважения, терпимости к мнению каждого члена.
Рассмотрено на педагогическом совете протокол №1 от 30.08.2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Ржаницкой СОШ ______________/Михеева Л.А. Приказ №292 от 02.09.2019 г. |
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«РОВЕСНИКИ»