Материал к уроку обществознания в 6 классе: Глава 2. Познавая мир и самого себя. Тема урока: Как человек познаёт мир (УМК под ред. Г. А. Бордовского)
Как человек познаёт мир.
Овсянкина И.Б. МБОУ «Онохойская СОШ №1»
План-конспект урока
Обществознание 6 класс
Глава 2. Познавая мир и самого себя.
Тема урока: Как человек познаёт мир.
Учебник: Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. Акад. РАО Бордовского, - М. :Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
Цель урока: Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.
Задачи:
1) Личностные: формирование представление о видах познания, способствовать применению полученной информации в практической деятельности;
2) Метапредметные: продолжить формирование умений обобщать, делать выводы, согласовывать свои действия с действиями других; развитие у школьников навыков решения проблемных задач исследовательского характера, развитие умения работать с источниками; развитие умения излагать мысли вслух перед аудиторией
3) Предметные: сформировать у учащихся представление о видах, формах познания; продолжить развитие коммуникативных способностей: грамотно задавать вопросы и отвечать на них.
6. Результативность обучения: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
7. Тип урока: урок усвоения новых знаний
8. Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.
9. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка наличия на столах у учащихся учебников, тетрадей, дневников. - На столах у вас технологические карты, которые мы будем заполнять по ходу урока. - Подпишите их (фамилия имя, класс) | Настраиваются на работу Подписывают карты. |
Актуализация знаний Постановка проблемы | - Человек с древнейших времён пытается познать окружающий его мир, приобретая для этого новые знания и используя опыт предшествующих поколений (на слайде) -Что означает слово познать? - а сам процесс получения новых знаний называется… - Сегодня на уроке мы будем говорить о познании. - Подумайте, что нас будет интересовать? | Ответ: Получить новые знания Ответ: ПОЗНАНИЕ Ответ: Как познаём, каким образом, для чего Тема: Как человек познаёт мир(на слайде) |
Реализация проекта Продукт проекта Домашнее задание | I- Сегодня я предлагаю вам начать изучение темы с небольшого эксперимента (музыка - чёрный ящик) - Нужно узнать, что лежит внутри, не открывая ящика. Мне нужен помощник, которому разрешается этот предмет потрогать и рассказать классу (не называя предмет). А все остальные должны угадать, что же внутри. Запишите название предмета в карту - показать предмет (это яблоко) Если правильно догадались поставьте 1 балл -теперь вы этот предмет видите, расскажите о нём - Как ещё можно лучше узнать этот предмет - спрятать яблоко – предмет, который вы только что видели, я спрятала, а теперь вы сможете описать его? – какое оно? – Почему вы сделали это без труда? - Вы его воссоздали у себя в памяти.
- Каким образом вы получали информацию о яблоке Вывод: Мы познавали предмет при помощи органов чувств - Какие органы чувств из курса окружающий мир в начальной школе вам известны? (Осязание, обоняние, вкус, зрение, слух) т.о. познание мира с помощью органов чувств называется … Запишите ответ в карту Если верно, то 1 балл Чувственное познание (на слайд) - Найдите в учебнике формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) Запишите ответ в карту Если верно, то 3 балла Схема на слайде с пояснением IIДавайте решим задачку. - На столе горело 7 свечей. 3 погасли. Сколько осталось?На слайде Запишите ответ в карту Кто верно подсчитал, ставит 1 балл - Для решения этой задачки нам достаточно было чувственного познания? - Какой орган нам помог её решить? А кто знает, как называется процесс который связанный с деятельностью мозга Мышление – высшая форма деятельности мозга человека, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями. На слайде - Мы познакомимся с основными формами мышления На слайде и в карте слова: Ромашка Колокольчик Роза - Что общего у этих слов? Одуванчик Запишите ответ в карту Если верно, то 1 балл -Все они относятся к одному понятию - Понятие – единство главных свойств предметов и явлений (на слайде) - Приведите свои примеры понятий - Предлагаю прочитать предложения (на слайде) Наступила зима. Светит солнце. Идёт дождь. -Так ли это на самом деле? С чем то - вы согласились, а с чем - то нет. - Вы получили информацию и размышляли По-другому это можно назвать суждение Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете и его свойствах(на слайд) На слайде - Все мальчики 6 Б класса школы №1 хорошо играют в футбол. - Рома учится в 6Б классе школы №1. Следовательно…( Рома хорошо играет в футбол) Запишите ответ в карту Если верно, то 1 балл -Мы сделала вывод или итог, другими словами это умозаключение Мы тоже с вами что-то узнавали, делали вывод, но здесь нам помогали не чувства, а разум Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального (от лат. ratio – разум) познания ( схема на слайде) На слайде картинки (ученики, учитель, доска, учебник) - Что вы видите на картинках? - То, что вы их увидели это какое познание? - Используя данные слова составьте рассказ из 3 предложений и запишите в карту. - Составляя рассказ вы думали? А это какое познание? Вывод: Чувственное и рациональное познания взаимосвязаны, ведь познание – единый процесс, в результате которого наши знания о мире пополняются и становятся истинными (правильными и важными). Итог по карте: Кто набрал наибольшее количество баллов (10 -11) -9, 6-7
- А животные познают мир? Если да, то с помощью какого познания? Оценки! Спасибо за урок. | Помощник: Круглый,гладкий, твёрдый… Сверху веточка и т.д. ……….. Ответ: – мы видим что оно - красное, овальное, спелое - на запах ароматное. - на вкус сладкое Мы его запомнили и представили. Ответ: потрогали, рассмотрели, запомнили, а можно ещё было понюхать и попробовать Ответ: Кожа,глаза, язык, нос, уши Чувственное Ощущение, восприятие, представление Ответ: 3 Ответ: -нет Ответ: -мозг Ответ: - мышление - название (это цветы) Ответ: (мебель, фрукты, доброта…) Ответ: Рома хорошо играет в футбол - Умозаключение – это вывод, результат наших суждений. ученики, учитель, доска, учебник Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей). |
Технологическая карта
Фамилия имя________________________________________
Класс______ Тема урока_____________________________________
№ п/п | Задание | Ответы | Количество баллов |
1. | Угадай название предмета | | |
2. | Работа с учебником | | |
1) | как называется познание при помощи органов чувств | | |
2) | Формы чувственного познания | | |
3. | Решение задачи | | |
4. | Р омашка - Что общего у Колокольчик этих слов Роза Одуванчик | | |
5. | Все мальчики 6 «б» класса школы №1 хорошо играют в футбол. - Рома учится в 6«б» классе школы №1. Следовательно… | | |
6. | Понятие, суждение, умозаключение – это формы какого познания (найдите в учебнике) | | |
7. | Составь рассказ из 3-4 предложений | ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
8. Вывод | Чувственное и рациональное познание… | | |
Итог | Подсчитай количество баллов | (10-11) - «5» (8-9) - «4» (6-7) – «3» (4-5) – есть над, чем работать | |