Обучающая игра "Разложи по полочкам"
Обучающая игра «Разложи по полочкам»
Обучающая игра «Разложи по полочкам» разработана в рамках логопедической работы по обогащению и активизации словарного запаса у детей с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных групп.
Цель: активизация речемыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
активизация мышления посредством формирования мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;
активизация словаря посредством подбора частных понятий к общему понятию и наоборот;
активизация речевого общения посредством создания проблемной ситуации, совместного анализа, формирования умения рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.
Целевая аудитория. Данная игра разработана для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения). В зависимости от возраста и степени нарушений могут использоваться разные материалы для игры (карточки с цветными или ч/б изображениями предметов для детей, которым недоступно чтение; карточки с названием предметов для детей, которым доступно чтение).
Материалы. Карточки с названием обобщающих понятий, карточки с изображением предметов (и/или названием предметов для детей, которым доступно чтение), коктейльная трубочка (1 для педагога и 1 для ребёнка), полоски бумаги для имитации шкафа с полочками.
Ход выполнения. Изучить с ребёнком карточки с названием обобщающих понятий. Убедиться, что ребёнок знает все эти понятия. Научить ребёнка пользоваться коктейльной трубочкой. Приступить к выполнению: ребёнок берёт одну из картинок, переносит к себе при помощи трубочки, называет предмет, изображённый на картинке и обобщающее понятие, к которому относится предмет; переносит предмет на свою «полку». Педагог контролирует процесс, корректирует при необходимости, положительно подкрепляет правильное выполнение задач.
Инструкция: «У нас с тобой есть несколько полок. У каждой полки своё название. Давай посмотрим, как они называются. Ребёнок читает названия, если чтение доступно. В обратном случае название полок зачитывает педагог. В любом случае каждое название обсуждается. Педагог выясняет, знает ли учащийся эти понятия, убеждается, что ребёнок верно понимание значение обобщающих понятий. У последней полки нет названия. Там мы будем хранить всё, что мы не сможем положить на другие полки. Далее ещё раз проговариваем название всех полок. Значит, у нас есть полки для ягод, посуды, игрушечной мебели и отдельная полка для всех остальных предметов. А теперь посмотри, я тебе даю много разных картинок, на которых нарисованы разные предметы. Твоя задача положить все эти предметы на правильные полки, но делать это нужно необычным способом. Нельзя брать предметы (картинки с изображением предметов) руками, делать это нужно при помощи коктейльной трубочки. Для этого тебе нужно приложить трубочку к картинке, сделать вдох через трубочку и перенести картинку на нужное место. Сейчас я покажу, как это делается. Обязательно, нужно показать ребёнку, как брать картинку при помощи трубочки, а потом предложить ребёнку повторить за Вами. Бери первую картинку, положи её перед собой. Расскажи, что на ней изображено. А теперь скажи, на какую полку ты это положишь. Если ребёнок не знает название предмета или неправильно его называет или же планирует его отнести не к той группе, то важно ему помочь на данном этапе. Необходимо с ним всё обсудить. Если ребёнок называет всё правильно, то просим перенести предмет на полку. Молодец, положи, пожалуйста, предмет на свою полку. Если предмет относится к полке без названия, то просим ребёнка подумать о том, как бы называлась полка (обобщающее понятие), на которой хранились бы такие предметы (одежда, овощи и тд.).
Примечания к проведению.
Тематическое наполнение зависит от возраста ребёнка, от тем, которые Вы с учащимся проходите. С детьми 2-4 классов можно использовать названия предметов, а не их изображения. Для детей дошкольного возраста рекомендуется использовать цветные картинки.
Количество полок можно менять, а также их наполнение (в данной игре могут применяться любые обобщающие понятия, доступные ребёнку, а также новые при необходимости изучения нового материала).
Можно использовать «безымянную» полку, а можно её убрать. Помимо этого можно помещать на безымянную полку предметы, относящиеся к разным обобщающим понятиям. При этом необходимо просить ребёнка называть обобщающее понятие в каждом отдельном случае. Или можно помещать на «безымянной» полке предметы относящиеся к одному обобщающему понятию. При этом ребёнок может дать название данной полке в конце игры, когда все предметы будут распределены.
Выбранный способ выполнения (при помощи коктейльной трубочки) способствует повышению интереса ребёнка к выполнению задания (т.к. необычный для ребёнка), активизации губных мышц, развитию плавного направление выдоха.
Приложения
Приложение 1
Примеры ч/б изображений для игры
ПОСУДА | |
| |
| |
ОВОЩИ | |
| |
| |
Приложение 2
Примеры цветных изображений для игры
ФРУКТЫ | |
| |
| |
ЯГОДЫ | |
| |
| |
Приложение 3
Общая схема игры (фото)
Готовимся к мероприятию. На фото полки с названиями, одна безымянная полка, изображения предметов, коктейльные трубочки.
2. Берём изображение
Называем предмет и обобщающее понятие.
Помещает предмет на свою полку.