Обучающие карточки « Четвёртый лишний»
Обучающие карточки « Четвёртый лишний»
Пояснительная записка
Педагоги дошкольного образования с большим удовольствием в своей работе используют всевозможные дидактические карточки, как для диагностики, так и для активизации и формирования психических процессов детей дошкольного возраста.
Данные авторские обучающие карточки можно использовать для развития речи и пополнения словарного запаса, развития мышления, зрительного восприятия, внимания, памяти, воображения.
Предлагаемый материал может быть использован не только воспитателями детского сада, но и педагогом-психологом, логопедом, учителем начальных классов.
Дисциплина: - развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, ОБЖ.
Тема: - одежда, фрукты, еда, транспорт, цвета, ОБЖ.
Рекомендуемый возраст: - дети среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста (дети 4 – 8 лет).
Форма проведения: - индивидуальная, подгрупповая, работа в парах. Можно использовать как на развивающих и коррекционных занятиях, так ив свободное время.
Образовательные области: - познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие.
Требуемые знания и умения ребёнка: - знание названий разнообразной одежды и рабочей формы, фруктов, транспорта, спортивного инвентаря;
- умение сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по признакам;
- умение составлять описательные рассказы и угадывать предмет по описанию;
- умение запоминать группу предметов и определять пропавший.
Ожидаемые результаты: - активизация зрительного восприятия и памяти;
- формирование грамматического строя речи, развитие монологической и связной речи;
- развитие сравнения, классификации, обобщения и внимания.
Оборудование: - самодельные карточки из белого картона и наклеек с изображением предметов по различным темам ( одежда, рабочая форма, транспорт, фрукты, спортивный инвентарь).
Особенность карточек в том, что они многофункциональны, каждый предмет на одной карточке , что позволяет менять количество и содержание по различным темам и формам работы.
Инструкция по использованию карточек.
Правила
Первоначально педагог показывает образец, затем, предлагает воспитаннику поиграть или выполнить задание.
Время
Время, отведённое на работу с обучающими карточками будет зависеть от:
возраста воспитанников. Дошкольники не более 20 минут, младший школьный возраст - не более 30 минут.
Зависит от целей и задач. Если использовать карточки для диагностики развития мышления, зрительной памяти или внимания, то время будет фиксироваться на секундомере.
Если использовать карточки для решения развивающих задач, то 20 -30 минут.
Варианты работы с карточками.
Карточки для диагностики.
Методика «Исключение лишнего» (предметный вариант).
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она помогает исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребёнка.
В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы. Психолог сопровождает показ инструкцией:
«В каждом наборе картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты. После выполнения всех вариантов заданий ( 4 варианта) психолог оценивает результат.
Оценка результатов:
10 баллов - ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8 – 9 баллов – ребёнок правильно решил задачу за время от 1 до 1.5 минуты.
6 – 7 баллов – ребёнок справился с задачей за время от 1.5 до 2.0 минут.
4 – 5 баллов – ребёнок решил задачу за время от 2.0 до 2.5 минут.
2 – 3 балла – ребёнок решил задачу за время от 2.5 до 3 минут.
0 – 1 балл – ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий уровень
8 – 9 баллов – высокий уровень
4 – 7 баллов – средний уровень
2 – 3 балла – низкий уровень
0 – 1 балл – очень низкий уровень
Тест для оценки произвольной зрительной памяти.
Цель: определение объёма произвольного зрительного запоминания.
Оборудование: набор из 10 карточек с изображением следующих предметов: мяч, яблоко, гриб, морковь, бабочка, шапка, матрёшка, цыплёнок, роза, грузовик.
Инструкция:
«Сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты говори, что на них нарисовано, и постарайся их запомнить».
Процедура обследования: Картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно 1 картинка в секунду)
После того, как выложена последняя картинка, экспериментатор ждёт ещё одну секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне, то есть назвать изображённые предметы.
Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется каждая правильно воспроизведённая картинка.
Обработка данных: за каждое правильно воспроизведённое название предмета выставляется по 1 баллу.
Шкала оценки:
10 баллов – очень высокий уровень
8 – 9 баллов – высокий уровень
4 – 7 баллов – средний уровень
0 – 3 балла – низкий уровень
Карточки для развивающих упражнений и игр.
- Игровое упражнение «Составь рассказ».
Цель: развивать умение составлять рассказ по картинкам, развивать воображение.
Ход игры: Воспитанникам предлагается рассматривать наборы карточек и выбрать те картинки, по которым они составят рассказ ( не менее 4 карточек).
Начало рассказа или сказки педагог предлагает начать так: «Жили – были ….» или «Однажды …». В конце упражнения воспитанники анализируют составленные ими рассказы.
- Игровое упражнение «Угадай, что это?»
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по картинке, развивать воображение, внимание.
Ход игры: На столе разложен набор карточек рубашками вверх. Одному из воспитанников предлагается выбрать одну из карточек и внимательно рассмотреть. И, не показывая и не называя предмет другим детям, описать его, чтобы дошкольники смогли угадать, что это.
Тот из воспитанников, который угадает по описанию предмет, становится ведущим.
Педагог контролирует, чтобы все дети приняли участие в игре в качестве ведущего.
Время игры 20 минут.
Игровое упражнение «Подбери по цвету»
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание и мышление.
Ход игры: На столе разложены карточки с разнообразными предметами. Воспитанникам раздаётся по 1 карточке основного цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Каждый ребёнок должен выбрать все карточки, на которых изображены предметы данного цвета.
Тот, кто собрал все карточки своего цвета первым – победил.
Педагог совместно с детьми проверяет правильность выбора карточек.
Затем, дети меняются цветами, игра повторяется снова.
Время игры 10 минут.
- Игровое упражнение «Что пропало?»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания.
Ход игры: Воспитанникам предлагается рассмотреть и назвать предметы, нарисованные на карточках. Детям 4 – 5 лет можно предлагать до 6 предметов, дошкольникам 6 – 7 лет – до 10 предметов. Затем, дети закрывают глаза или отворачиваются, а педагог переворачивает 1 карточку или убирает её.
Затем, воспитанникам необходимо угадать, что пропало? Кто угадает, становится ведущим и игра продолжается.
Время игры 10 минут.
- Игровое упражнение «Четвёртый лишний»
Цель: - формирование образно-логического мышления, развитие умственных операций анализа и обобщения дошкольников.
Ход игры: Воспитанникам предлагается рассмотреть группу карточек ( 4 шт), где один из четырёх предметов является лишним, не таким, как все. Дошкольники должны внимательно рассмотреть картинки и определить, какой предмет лишний и почему. Затем, из набора карточек дети могут выбрать ту карточку, которая подходит и может стать четвёртой в данной группе.
Фото Обучающих карточек.
Методика «Исключение лишнего» (предметный вариант).
Тест для оценки произвольной зрительной памяти
- Игровое упражнение «Составь рассказ».
Например, составление рассказа по карточкам: «Однажды, в воскресенье мы красиво оделись. Мама с папой купили вкусный тортик и мороженое. Мы всей дружной семьёй пошли в кафе отмечать день рождения. Было очень весело и интересно. Я люблю семейные праздники.»
Игровое упражнение «Подбери по цвету»
- Игровое упражнение «Четвёртый лишний»
Используемый материал:
Е.В.Доценко «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях» Издательство «Учитель» г. Волгоград
Кияйкина Наталья Федоровна
Болтова Елена Ильинична
Язенина Ольга Анатольевна
Болтова Елена Ильинична