Обучающие карточки « Четвёртый лишний»

9
4
Материал опубликован 30 October в группе

Обучающие карточки « Четвёртый лишний»



Пояснительная записка



Педагоги дошкольного образования с большим удовольствием в своей работе используют всевозможные дидактические карточки, как для диагностики, так и для активизации и формирования психических процессов детей дошкольного возраста.

Данные авторские обучающие карточки можно использовать для развития речи и пополнения словарного запаса, развития мышления, зрительного восприятия, внимания, памяти, воображения.

Предлагаемый материал может быть использован не только воспитателями детского сада, но и педагогом-психологом, логопедом, учителем начальных классов.


Дисциплина: - развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, ОБЖ.


Тема: - одежда, фрукты, еда, транспорт, цвета, ОБЖ.


Рекомендуемый возраст: - дети среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста (дети 4 – 8 лет).


Форма проведения: - индивидуальная, подгрупповая, работа в парах. Можно использовать как на развивающих и коррекционных занятиях, так ив свободное время.


Образовательные области: - познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие.


Требуемые знания и умения ребёнка: - знание названий разнообразной одежды и рабочей формы, фруктов, транспорта, спортивного инвентаря;

- умение сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по признакам;

- умение составлять описательные рассказы и угадывать предмет по описанию;

- умение запоминать группу предметов и определять пропавший.


Ожидаемые результаты: - активизация зрительного восприятия и памяти;

- формирование грамматического строя речи, развитие монологической и связной речи;

- развитие сравнения, классификации, обобщения и внимания.


Оборудование: - самодельные карточки из белого картона и наклеек с изображением предметов по различным темам ( одежда, рабочая форма, транспорт, фрукты, спортивный инвентарь).

Особенность карточек в том, что они многофункциональны, каждый предмет на одной карточке , что позволяет менять количество и содержание по различным темам и формам работы.


Инструкция по использованию карточек.


Правила


Первоначально педагог показывает образец, затем, предлагает воспитаннику поиграть или выполнить задание.


Время


Время, отведённое на работу с обучающими карточками будет зависеть от:

возраста воспитанников. Дошкольники не более 20 минут, младший школьный возраст - не более 30 минут.

Зависит от целей и задач. Если использовать карточки для диагностики развития мышления, зрительной памяти или внимания, то время будет фиксироваться на секундомере.

Если использовать карточки для решения развивающих задач, то 20 -30 минут.


Варианты работы с карточками.


Карточки для диагностики.


Методика «Исключение лишнего» (предметный вариант).

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она помогает исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребёнка.

В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы. Психолог сопровождает показ инструкцией:

«В каждом наборе картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты. После выполнения всех вариантов заданий ( 4 варианта) психолог оценивает результат.


Оценка результатов:


10 баллов - ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8 – 9 баллов – ребёнок правильно решил задачу за время от 1 до 1.5 минуты.

6 – 7 баллов – ребёнок справился с задачей за время от 1.5 до 2.0 минут.

4 – 5 баллов – ребёнок решил задачу за время от 2.0 до 2.5 минут.

2 – 3 балла – ребёнок решил задачу за время от 2.5 до 3 минут.

0 – 1 балл – ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.


Выводы об уровне развития:


10 баллов – очень высокий уровень

8 – 9 баллов – высокий уровень

4 – 7 баллов – средний уровень

2 – 3 балла – низкий уровень

0 – 1 балл – очень низкий уровень



Тест для оценки произвольной зрительной памяти.


Цель: определение объёма произвольного зрительного запоминания.


Оборудование: набор из 10 карточек с изображением следующих предметов: мяч, яблоко, гриб, морковь, бабочка, шапка, матрёшка, цыплёнок, роза, грузовик.


Инструкция:

«Сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты говори, что на них нарисовано, и постарайся их запомнить».


Процедура обследования: Картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно 1 картинка в секунду)

После того, как выложена последняя картинка, экспериментатор ждёт ещё одну секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне, то есть назвать изображённые предметы.

Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется каждая правильно воспроизведённая картинка.


Обработка данных: за каждое правильно воспроизведённое название предмета выставляется по 1 баллу.


Шкала оценки:


10 баллов – очень высокий уровень

8 – 9 баллов – высокий уровень

4 – 7 баллов – средний уровень

0 – 3 балла – низкий уровень


Карточки для развивающих упражнений и игр.


- Игровое упражнение «Составь рассказ».


Цель: развивать умение составлять рассказ по картинкам, развивать воображение.


Ход игры: Воспитанникам предлагается рассматривать наборы карточек и выбрать те картинки, по которым они составят рассказ ( не менее 4 карточек).

Начало рассказа или сказки педагог предлагает начать так: «Жили – были ….» или «Однажды …». В конце упражнения воспитанники анализируют составленные ими рассказы.


- Игровое упражнение «Угадай, что это?»


Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по картинке, развивать воображение, внимание.


Ход игры: На столе разложен набор карточек рубашками вверх. Одному из воспитанников предлагается выбрать одну из карточек и внимательно рассмотреть. И, не показывая и не называя предмет другим детям, описать его, чтобы дошкольники смогли угадать, что это.

Тот из воспитанников, который угадает по описанию предмет, становится ведущим.

Педагог контролирует, чтобы все дети приняли участие в игре в качестве ведущего.

Время игры 20 минут.


Игровое упражнение «Подбери по цвету»


Цель: развивать зрительное восприятие, внимание и мышление.


Ход игры: На столе разложены карточки с разнообразными предметами. Воспитанникам раздаётся по 1 карточке основного цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий).

Каждый ребёнок должен выбрать все карточки, на которых изображены предметы данного цвета.

Тот, кто собрал все карточки своего цвета первым – победил.

Педагог совместно с детьми проверяет правильность выбора карточек.

Затем, дети меняются цветами, игра повторяется снова.

Время игры 10 минут.


- Игровое упражнение «Что пропало?»


Цель: развитие зрительной памяти, внимания.


Ход игры: Воспитанникам предлагается рассмотреть и назвать предметы, нарисованные на карточках. Детям 4 – 5 лет можно предлагать до 6 предметов, дошкольникам 6 – 7 лет – до 10 предметов. Затем, дети закрывают глаза или отворачиваются, а педагог переворачивает 1 карточку или убирает её.

Затем, воспитанникам необходимо угадать, что пропало? Кто угадает, становится ведущим и игра продолжается.

Время игры 10 минут.


- Игровое упражнение «Четвёртый лишний»


Цель: - формирование образно-логического мышления, развитие умственных операций анализа и обобщения дошкольников.


Ход игры: Воспитанникам предлагается рассмотреть группу карточек ( 4 шт), где один из четырёх предметов является лишним, не таким, как все. Дошкольники должны внимательно рассмотреть картинки и определить, какой предмет лишний и почему. Затем, из набора карточек дети могут выбрать ту карточку, которая подходит и может стать четвёртой в данной группе.



Фото Обучающих карточек.


Методика «Исключение лишнего» (предметный вариант).

t1730285445aa.jpg


Тест для оценки произвольной зрительной памяти


t1730285445ab.jpg


- Игровое упражнение «Составь рассказ».



t1730285445ac.jpg


Например, составление рассказа по карточкам: «Однажды, в воскресенье мы красиво оделись. Мама с папой купили вкусный тортик и мороженое. Мы всей дружной семьёй пошли в кафе отмечать день рождения. Было очень весело и интересно. Я люблю семейные праздники.»


Игровое упражнение «Подбери по цвету»


t1730285445ad.jpg


- Игровое упражнение «Четвёртый лишний»


t1730285445ae.jpg

t1730285445af.jpg


t1730285445ag.jpg

Используемый материал:




Е.В.Доценко «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях» Издательство «Учитель» г. Волгоград

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Ильинична, яркий и ценный материал!

30 October

Большое спасибо, Наталья Фёдоровна!

Вчера в 14:01

Очень полезно!!! Большое спасибо!

30 October

Благодарю, Ольга Анатольевна.

Вчера в 14:01