12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия29

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 комбинированного вида»города Новосибирска

_____________________________________________________________________

Сценарий семинара-практикума

«Приглашение к речевому творчеству»

для педагогов ДОУ

Подготовила:

Воспитатель МКДОУ д/с №13

Тарасевич Анастасия Сергеевна 

Цель: актуализация знаний методики проведения речевых, словообразовательных игр и упражнений, повышение интереса педагогов к грамотности, культуре, выразительности своей речи.

Ход занятия:

1. “Назовите термин”

Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать одним словом.

Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение) .

Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).

Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные) .

Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс) .

Все слова языка. (Лексика) .

Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы) .

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика) .

Часть слова без окончания. (Основа) .

2. “Подберите однокоренные слова”.

На мольберте выставить карточки со словами: лес, снег, зима, лед.

Задание: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье..

Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Ведущий: Установлено, что речевая функция и двигательная система связаны между собой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает запоминание стихов.

3. «Проведите пальчиковую гимнастику».

Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (с речевым сопровождением) .

4. «Вспомните слова с наибольшим количеством букв».

Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии.

5. Работа с пословицами.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.

а. Исправьте ошибки в пословицах.

Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше) .

Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня) .

Пришел, увидел, купил (Победил) .

У каждого своя голова на шее (Плечах) .

Мало хотеть – надо клянчить (Уметь) .

Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд) .

Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке) .

Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

б. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:

Командам предложить карточки с перечнем слов.

Задание: Составить пословицы.

Ветер, поднимает, разрушает, слово, горы, народы. (Ветер горы разрушает, слово народы поднимает) .

Лучше, добрые, мягкого, слова, пирога. (Добрые слова лучше мягкого пирога.)

Досаду, и до, лишнее, доводит, слово, стыда, наводит. (Лишнее слово досаду наводит и до стыда доводит) .

Огня, недоброе, жжет, слово, больней. (Недоброе слово больней огня жжет.)

Люди, слово, а от него, хоть, гибнут, не обух. (Хоть слово не обух, а от него люди гибнут) .

Прежде, враг, язык, говорит, мой, ума. (Язык мой – враг: прежде ума говорит.

в. Вспомните фразеологизмы со словами:

- язык (острый язык; проглотить язык; язык без костей; высунув язык; типун тебе на язык; язык хорошо подвешен; язык не поворачивается) ;

- слово (взять слово; крылатые слова; твердое слово; игра слов; двух слов связать не может) ;

- зуб (говорить сквозь зубы; зубы заговаривать; точить зубы; ни в зуб ногой; око за око, зуб за зуб; дареному коню в зубы не смотрят; видит око, да зуб неймет) .

Ведущий:

Слова в наш век истерты до предела.

С их помощью, чего там говорить,

И черное несложно сделать белым,

И белое нетрудно очернить,

И синее продать за голубое,

И красное краснеть заставить вновь.

Где взять слова, что нам нужны с тобою?

Постой, постой…. В глазах ищи ответ… .

Существуют прекрасные средства, делающие наше обращение красочнее, эмоциональнее, содержательнее. Можем ли мы понять переживания человека по его мимике?

6. Каждой команде предлагается разыграть сказку, используя невербальные средства общения

1. Игра – сказка для первой команды «Воробьиная семья»

«Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа – воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу, и с этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем, кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался. Как – то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробышек не прилетал. Родители стали волноваться, не съели ли его кошки. Папа – воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее сыночком что- то случилось. А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробышек, наконец – то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор. Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, какой он взрослый. Воробышек объяснял, что он очень хотел бы, чтобы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения. И родители простили его. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень его любят, и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу».

2. Игра – сказка для второй команды «Брыкающаяся лошадка»

«Жила была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать. Ей мама говорит: «Покушай, доченька травки свеженькой». «Не хочу, не буду», - кричит лошадка и брыкается ножками. Папа уговаривает лошадку «Погуляй, поиграй на солнышке! ». «Не хочу, не пойду» - отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли уговорить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а сами ушли по делам. Лошадка подумала, подумала, и пошла гулять одна. А навстречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке: «Не уходи, лошадка, далеко в лес, ты еще маленькая». Лошадка опять упрямится: «Я не маленькая, куда хочу, туда и хожу! ». А волку это и надо было. Подождал он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой сильно ударила волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками вместе так стала брыкаться, что волк убежал, и никто его там больше не видел. Лошадка перестала упрямиться и капризничать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается ножками, подбрасывает высоко мячики на радость зрителям»

7. “ В мире сказок”.

а. : Назовите героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление, как называется литературное произведение и кто его автор.

Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского) .

Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).

Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”) .

Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки) .

Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Н. Толстого) .

Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского) .

б. Переделайте концовку любой русской сказки на новый лад.

8. «Проверьте свою грамотность».

а. Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай (те) ; бежать – беги (те) ; махать – маши (те, махай (те) ; сесть – сядь (те) ; лечь – ляг (те) .

б. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль)

Лицо скрыто (вуаль)

Крышу кроют (толь)

Вымою голову (шампунь)

Голова покрыта (шаль)

в. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени) .

В саду много (яблони, (вишни, (смородина) .

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) .

г. Расставить ударение и прочесть слова:

- звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление,

-эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.

-Копировать, жалюзи, граффити, кружится, торты, феномен.

-Хвоя, украинский, подростковый, каталог, щавель, мусоропровод

д. Исправить предложения:

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Врачиха выписала детям лекарство.

9. Конкурс капитанов.

а. Задание №1.

Назовите основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (поговорка)

Устное народное творчество, «народная мудрость».(фольклор)

Короткая, из 2-4 строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождаемая приплясом. (частушка)

Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (былина)

Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (загадка)

Жанр устного народного творчества. учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. (потешка, прибаутка)

б. Задание №2.

Назовите правильно форму устного фольклорного произведения:

Катилася торба с высокого горба.

В этой торбе - хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем хочешь поделиться?

Говори поскорей, не задерживай добрых людей.

(считалка)

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи.

Хлеба- каравай

Хоть весь день поливай!

(приговорка, припевка, закличка)

Смелость города берет.

(поговорка)

Упрямого исправит дубина, а горбатого – могила.

(пословица)

В брюхе-баня,

В носу-решето.

Всего одна рука, да и та на спине.

(загадка)

Ткет ткач ткани на платье Тане.

(скороговорка)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(чистоговорка)

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашу не ест?

Молоко не пьет?

Забодает, забодает, забодает!

(потешка, прибаутка)

в. Задание №3

Произнести предложенные фразы, подражая тембру голоса героя. Назовите героя.

«Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец, -дело пытаешь или от дела лытаешь? »

«Здравствуй, князь, ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный? »

«Корову заведем, молоко пить будем».

«Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все лежу и лежу, и на солнышко гляжу».

«Кто там? Кто там? »

«Ой, ой, ой, ой, ой, воротитеся домой».

Ведущий объявляет об окончании практикума и предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победителя.

Домашнее задание: подготовить презентацию дидактической игры по развитию речи, сделанной своими руками.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.