Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Приглашение к речевому творчеству»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 комбинированного вида»города Новосибирска
_____________________________________________________________________
Сценарий семинара-практикума
«Приглашение к речевому творчеству»
для педагогов ДОУ
Подготовила:
Воспитатель МКДОУ д/с №13
Тарасевич Анастасия Сергеевна
Цель: актуализация знаний методики проведения речевых, словообразовательных игр и упражнений, повышение интереса педагогов к грамотности, культуре, выразительности своей речи.
Ход занятия:
1. “Назовите термин”
Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать одним словом.
Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение) .
Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные) .
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс) .
Все слова языка. (Лексика) .
Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы) .
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика) .
Часть слова без окончания. (Основа) .
2. “Подберите однокоренные слова”.
На мольберте выставить карточки со словами: лес, снег, зима, лед.
Задание: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье..
Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
Ведущий: Установлено, что речевая функция и двигательная система связаны между собой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает запоминание стихов.
3. «Проведите пальчиковую гимнастику».
Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (с речевым сопровождением) .
4. «Вспомните слова с наибольшим количеством букв».
Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии.
5. Работа с пословицами.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.
а. Исправьте ошибки в пословицах.
Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше) .
Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня) .
Пришел, увидел, купил (Победил) .
У каждого своя голова на шее (Плечах) .
Мало хотеть – надо клянчить (Уметь) .
Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд) .
Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке) .
Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
б. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Командам предложить карточки с перечнем слов.
Задание: Составить пословицы.
Ветер, поднимает, разрушает, слово, горы, народы. (Ветер горы разрушает, слово народы поднимает) .
Лучше, добрые, мягкого, слова, пирога. (Добрые слова лучше мягкого пирога.)
Досаду, и до, лишнее, доводит, слово, стыда, наводит. (Лишнее слово досаду наводит и до стыда доводит) .
Огня, недоброе, жжет, слово, больней. (Недоброе слово больней огня жжет.)
Люди, слово, а от него, хоть, гибнут, не обух. (Хоть слово не обух, а от него люди гибнут) .
Прежде, враг, язык, говорит, мой, ума. (Язык мой – враг: прежде ума говорит.
в. Вспомните фразеологизмы со словами:
- язык (острый язык; проглотить язык; язык без костей; высунув язык; типун тебе на язык; язык хорошо подвешен; язык не поворачивается) ;
- слово (взять слово; крылатые слова; твердое слово; игра слов; двух слов связать не может) ;
- зуб (говорить сквозь зубы; зубы заговаривать; точить зубы; ни в зуб ногой; око за око, зуб за зуб; дареному коню в зубы не смотрят; видит око, да зуб неймет) .
Ведущий:
Слова в наш век истерты до предела.
С их помощью, чего там говорить,
И черное несложно сделать белым,
И белое нетрудно очернить,
И синее продать за голубое,
И красное краснеть заставить вновь.
Где взять слова, что нам нужны с тобою?
Постой, постой…. В глазах ищи ответ… .
Существуют прекрасные средства, делающие наше обращение красочнее, эмоциональнее, содержательнее. Можем ли мы понять переживания человека по его мимике?
6. Каждой команде предлагается разыграть сказку, используя невербальные средства общения
1. Игра – сказка для первой команды «Воробьиная семья»
«Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа – воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу, и с этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем, кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался. Как – то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробышек не прилетал. Родители стали волноваться, не съели ли его кошки. Папа – воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее сыночком что- то случилось. А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробышек, наконец – то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор. Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, какой он взрослый. Воробышек объяснял, что он очень хотел бы, чтобы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения. И родители простили его. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень его любят, и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу».
2. Игра – сказка для второй команды «Брыкающаяся лошадка»
«Жила была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать. Ей мама говорит: «Покушай, доченька травки свеженькой». «Не хочу, не буду», - кричит лошадка и брыкается ножками. Папа уговаривает лошадку «Погуляй, поиграй на солнышке! ». «Не хочу, не пойду» - отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли уговорить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а сами ушли по делам. Лошадка подумала, подумала, и пошла гулять одна. А навстречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке: «Не уходи, лошадка, далеко в лес, ты еще маленькая». Лошадка опять упрямится: «Я не маленькая, куда хочу, туда и хожу! ». А волку это и надо было. Подождал он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой сильно ударила волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками вместе так стала брыкаться, что волк убежал, и никто его там больше не видел. Лошадка перестала упрямиться и капризничать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается ножками, подбрасывает высоко мячики на радость зрителям»
7. “ В мире сказок”.
а. : Назовите героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление, как называется литературное произведение и кто его автор.
Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского) .
Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).
Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”) .
Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки) .
Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Н. Толстого) .
Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского) .
б. Переделайте концовку любой русской сказки на новый лад.
8. «Проверьте свою грамотность».
а. Образовать форму повелительного наклонения глаголов:
Ехать – поезжай (те) ; бежать – беги (те) ; махать – маши (те, махай (те) ; сесть – сядь (те) ; лечь – ляг (те) .
б. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль)
Лицо скрыто (вуаль)
Крышу кроют (толь)
Вымою голову (шампунь)
Голова покрыта (шаль)
в. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с (колени) .
В саду много (яблони, (вишни, (смородина) .
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) .
г. Расставить ударение и прочесть слова:
- звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление,
-эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.
-Копировать, жалюзи, граффити, кружится, торты, феномен.
-Хвоя, украинский, подростковый, каталог, щавель, мусоропровод
д. Исправить предложения:
Он полный невежа в вопросах искусства.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
9. Конкурс капитанов.
а. Задание №1.
Назовите основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)
Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (поговорка)
Устное народное творчество, «народная мудрость».(фольклор)
Короткая, из 2-4 строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождаемая приплясом. (частушка)
Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (былина)
Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (загадка)
Жанр устного народного творчества. учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. (потешка, прибаутка)
б. Задание №2.
Назовите правильно форму устного фольклорного произведения:
Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе - хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Говори поскорей, не задерживай добрых людей.
(считалка)
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи.
Хлеба- каравай
Хоть весь день поливай!
(приговорка, припевка, закличка)
Смелость города берет.
(поговорка)
Упрямого исправит дубина, а горбатого – могила.
(пословица)
В брюхе-баня,
В носу-решето.
Всего одна рука, да и та на спине.
(загадка)
Ткет ткач ткани на платье Тане.
(скороговорка)
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
(чистоговорка)
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!
(потешка, прибаутка)
в. Задание №3
Произнести предложенные фразы, подражая тембру голоса героя. Назовите героя.
«Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец, -дело пытаешь или от дела лытаешь? »
«Здравствуй, князь, ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный? »
«Корову заведем, молоко пить будем».
«Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все лежу и лежу, и на солнышко гляжу».
«Кто там? Кто там? »
«Ой, ой, ой, ой, ой, воротитеся домой».
Ведущий объявляет об окончании практикума и предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победителя.
Домашнее задание: подготовить презентацию дидактической игры по развитию речи, сделанной своими руками.