Обучающий семинар для учителей начальных классов «Оптическая дисграфия: причины, признаки, методы коррекции»
Оптическая дисграфия: причины, признаки, методы коррекции.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
Виды дисграфии моторная или артикуляторно-акустическая; акустическая или акустико-фонематическая; оптическая или оптико-пространственная дисграфия
Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Несформированность пространственных представлений проявляется при обучении математике: в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради.
Несформированность пространственных представлений проявляется при обучении письму: в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, в подборе слов при высказывании.
Несформированность пространственных представлений проявляется при обучении чтению: в сужении объёма различимого пространства строчек, в ошибках при различении сходных по форме букв, в трудностях понимания логико-грамматических конструкций.
Несформированность пространственных представлений проявляется при обучении рисованию: в неумении расположить рисунок в пространстве листа, в трудностях овладения пропорциями в рисунке.
Несформированность пространственных представлений проявляется на уроках физкультуры и ритмики: в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), в трудностях переключения с одного направления движения на другое.
Графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве б — д, ш — т
Буквы, включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами и — ш , п — т , х — ж , л — м , а — о , и — у
Написание лишних элементов ш— ии, п — т, т — пп
Неправильное расположение элементов х — сс, т — ш
Направления коррекционной работы при устранении оптической дисграфии Формирование пространственных представлений. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса). Расширение объема зрительной памяти. Развитие зрительного анализа и синтеза. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство
Пространственная ориентация включает ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей; ориентировка в окружающем пространстве; ориентация на листе бумаги.
Расшифруй слоги, заменив ↑ буквой , ↓ буквой . ↑ а ↓, ↓ о ↑, ↓ ы ↑, ↑ и ↑, ↓ е ↑, ↓ и ↓, ↑ я ↓, ↑ ю ↑, ↑ е ↓, ↓ а ↓
Допиши «хвостики» буквам – и прочитай слова оант оазар оушно оилет руоашка раоота гвозоики орошка загаока
Вставь буквы – в слова и прочитай текст. В …еревне. Летом ...ратья ...ыли в ...еревне у ...а...ушки и ...е...ушки. Не...алеко от ...еревни ...ежала ...ыстрая речка. Каж...ый ...ень ...ети лю...или у...ить там ры...у с утра и ...о о...е...а. Потом спешили в лес за гри...ами и яго...ами. А вечером ...ратья ра...отали в огоро...е вместе с ...е...ушкой и ...а...ушкой.
Кияйкина Наталья Федоровна
Сергачева Анна Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сергачева Анна Анатольевна