Семинар для педагогов «Борьба со стрессом»
Цель – развитие представлений о способах реагирования на стресс, выработка адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях.
Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
«Гармошка» (10 мин.)
Цель – Знакомство, отработка умения рассказывать о себе
Материалы: Листы А 4 по количеству участников.
Всем участникам раздаются листы форматом А 4. Дается следующее задание: необходимо за определенное время (2-3 минуты) сделать гармошку. После этого участники по кругу на каждую складку должны рассказать что-нибудь о себе.
«Яблоня ожиданий» (5мин.)
Материалы: бумажные яблоки по числу участников.
Цель - осознание мотивации участия в группе, уточнение запроса.
Всем участникам раздаются яблоки, на них пишется – что каждый участник ожидает, чему хочет научиться и т.д. Далее – все располагают яблоки на яблоне ожиданий.
3. «Правила группы» (5 мин.)
Материалы: ватман
Активность (включенность в происходящее);
Отключить телефоны;
Уважение;
«Болото» (20-30 мин.)
Цель – сплочение группы, командообразование.
Материалы: резинки по числу участников, бумажный скотч, листы А 4 7шт.)
Инструкция:
Вы являетесь пленниками племени «Умба-юмба», проживающего в низине реки Ниагара. Из-за оплошности аборигенов вам удалось сбежать. На пути вам встретился водоем, кишащий крокодилами.
Вы должны преодолеть это препятствие по кочкам.
Ваша задача осложняется тем, что ваши ноги связаны и среди вас есть незрячий пленник.
Условия:
Нельзя говорить во время выполнения упражнения;
Нельзя заступать за кочки. Любой заступ и упражнение начинается сначала.
5.«Объявление» (10 мин.)
Материалы: Листы А 4 по количеству участников.
Сейчас вы работали в группе. Каждый из вас проявил себя как мог. По своему.
Теперь у вас будет творческая, индивидуальная работа. Представьте себе, что вы уходите в отпуск, и пишите объявление о приеме на работу, на время отсутствия основного работника. Ваша задача указать, какими качествами должен обладать специалист.
«Ядовитая изгородь» (10 – 20 мин.)
Материалы: веревка 7-10метров.
Цель – сплочение группы.
Чай – пауза. (15 мин.)
Первая половина семинара была посвящена упражнениям на сплочение и командообразование для того, что бы вы чувствовали себя уютно и комфортно, для создания дружеской и доверительной обстановки. Теперь мы переходим к основному блоку для реализации нашей цели и начнем с разминки.
7. Разминка «Дом, человек, землетрясение» (10 мин.)
Цель - разрядка, снятие эмоционального напряжения
Участники делятся на тройки (по три человека). Один ведущий. В тройках двое берутся за руки, образуя круг, третий встает между ними – получился дом с человеком. Ведущий должен найти себе место в тройке, чтобы сделать это он дает одну из трех команд:
ДОМ – местами меняются взявшиеся за руки, то есть домики находят себе другого жильца.
ЧЕЛОВЕК - местами меняются люди, стоящие в «кольце рук».
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ – тройки распадаются и образуются новые.
Лучше игру начинать с команды ЧЕЛОВЕК или ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ.
8.«Мозговой штурм» (10 мин.)
Ассоциации со словом стресс (чувства, эмоции, переживания и т.д.)
Вот какие эмоции, чувства мы испытываем. Чаще всего, какие это эмоции положительные или отрицательные? Мы приходим к выводу, что ничего хорошего эти эмоции кроме негатива нам не несут. А могут наоборот разрушать нас изнутри. Попробуем создать копилку способов борьбы со стрессом.
9.«Делилка»
Мы рассчитаемся на 1, 2. Первые номера отошли в одну сторону, вторые – в противоположную сторону помещения, будем работать в группах.
10.Работа в группах «Копилка»(10-15 мин.)
Материалы: ватман 2шт.
У каждого человека существуют свои способы реагирования при стрессовых ситуациях. Напишите способы, которые помогают Вам. (5 - 7 мин.)
Представление своих плакатов.
А теперь с помощью маркеров каждый из вас подойдет и отметит три наиболее помогающих способа реагирования в стрессовых ситуациях.
Спасибо!
Давайте подсчитаем, какие из способов набрали наибольшее количество.
11.“Яблочко” (10 мин.)
Материалы: мячик
Эта игра опять же связана с передачей предмета. Этим предметом теперь будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак ... Начали! Если у вас не оказалось под рукой яблока, то с таким же успехом можно воспользоваться апельсином или теннисным мячом. (варианты передачи: ногами, коленям и).
12. Обратная связь (10 мин.)
Семинар для педагогов «Борьба со стрессом»
Цели: - создание атмосферы доверия;
- сплочение группы;
- выработка адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях.
№ |
Время |
Упражнение |
Материалы |
|
Представиться, объяснить цель занятия (3 мин) |
||||
1 |
10 мин |
«Гармошка» - Что было сложного в этом упражнении? |
Листы А 4 по количеству участников. |
|
2 |
5-10 мин |
«Яблоня ожиданий» |
Материалы: бумажные яблоки по числу участников. |
|
3 |
5 мин |
«Правила группы» |
Материалы: ватман |
|
4 |
10-20 мин |
«Ядовитая изгородь» - Что вы испытывали выполняя упражнение? - Что мешало? - Может что-то было сложно? - Как ваше настроение? Молодцы, Вы справились с общей задачей и теперь переходим к следующему заданию |
Веревка 3-метра. |
|
5 |
10 мин |
«Объявление» Теперь у вас будет творческая, индивидуальная работа. Представьте себе, что вы уходите в отпуск, и пишите объявление о приеме на работу, на время отсутствия основного работника. Ваша задача указать, какими качествами должен обладать специалист. |
Листы А 4 по количеству участников |
|
Первая половина семинара была посвящена упражнениям на сплочение и командообразование для того, что бы вы чувствовали себя уютно и комфортно, для создания дружеской и доверительной обстановки. Теперь мы переходим к основному блоку для реализации нашей цели и начнем с разминки. |
||||
6 |
10 мин |
Разминка «Дом, человек, землетрясение» |
- |
|
7 |
10 - 15 мин |
«Ассоциации» со словом стресс (чувства, эмоции, переживания и т.д.) Вот какие эмоции, чувства мы испытываем. Чаще всего, какие это эмоции положительные или отрицательные? Мы приходим к выводу, что ничего хорошего эти эмоции кроме негатива нам не несут. А могут наоборот разрушать нас изнутри. Попробуем создать копилку способов борьбы со стрессом. |
- |
|
8 |
10-15 мин |
Работа в группах «Копилка» У каждого человека существуют свои способы реагирования при стрессовых ситуациях. Напишите способы, которые помогают Вам. (5 - 7 мин.) Представление своих плакатов. |
ватман 2шт., маркеры |
|
9. |
5 мин |
А теперь с помощью маркеров каждый из вас подойдет и отметит три наиболее помогающих способа помогающих в стрессовых ситуациях. Спасибо! Давайте подсчитаем, какие из способов набрали наибольшее количество. |
Маркеры по числу участников |
|
10 |
10 мин |
“Яблочко” |
мячик |
|
11 |
10 мин |
«Сбор отзывов и предложений» |
Листочки по количеству участников |
|
12. |
10 мин. |
Прощание, обратная связь |
Листки «Дерево с человечками» по количеству участников |