Публикация «Обучение читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе»

1
0
Материал опубликован 15 May 2023

Направление: « Эффективные методы и практики,

обеспечивающие результативность работы по формированию различных видов функциональной грамотности школьников в урочной и внеурочной деятельности»



Обучение читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК “Spotlight”

з опыта работы)



 

Н.В.Ларионова, учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55»

г. Чебоксары



Аннотация: в данной статье говорится о различных приемах и заданиях, которые составляются к текстам из УМК линейки Spotlight, используемые в начальной школе при обучении читательской грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, функциональное чтение, ассоциации, кластеры, множественный выбор, дефиниции.

Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы? Потому что в обществе произошло изменение запроса на качество общего образования. Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования. [1] Что такое функциональная грамотность? По мнению Леонтьева А.А., «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».[2] Ученик должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию. [3]

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, а и за пределами школы. Создание на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей - один из ключевых векторов развития образования сегодня.

В своей практике преподавания я часто сталкиваюсь с многочисленными дефицитами, проблемами и затруднениями, которые возникают у учащихся при работе с иноязычным текстом, а именно:

– учащиеся не знают значений многих слов, не понимают смысла написанного или выделить ключевые слова, 

– не умеют читать диаграммы и озаглавить текст, 

– не в состоянии сформулировать вопрос,  

– не могут выбрать способ решения задачи, 

– не умеют актуализировать наличные умения и/или перенести знания и умения из одной области на другую и т.д.

Устранению вышеперечисленных проблем и формированию функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием текстов.

Для развития читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе мы в основном используем упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний. Чаще всего используем готовые тексты учебника, дополняя их заданиями. Далее хотелось бы продемонстрировать различные приемы и задания, которые составляются к текстам из УМК линейки Spotlight, используемые на начальном этапе обучения. Все эти задания направлены на формирование читательской грамотности.

Один из приемов – «Ассоциации». Обучающимся предлагается прочитать заголовок текста и ответить на вопросы: О чём может пойти речь в тексте? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание...? Из какого источника могла быть взята эта информация? Следующий прием – «Ключевые слова». Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов/фраз и выписывает их на доску. Ученики высказывают предположения о том, как данная лексика может применяться к контексту. Затем при работе с текстом проверяется правильность предположений.

Прием «Кластер» может быть использован на разных этапах урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала, на стадии рефлексии – для подведения итогов того, что учащиеся изучили. Прием «Пазлы»: учитель предварительно делит текст на несколько частей и перемешивает их. Ученики должны восстановить предложенный им текст в нужной логической последовательности. Обучающиеся могут работать в группах или индивидуально. Прием «Дефиниции»: учащиеся соотносят слова, которые встречают в тексте, с их значениями, или дефинициями.

Это, конечно же, далеко не все приемы, которые я использую на уроках английского языка в начальной школе.

В заключение следует сказать, что достичь развития функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами. При применении заданий для формирования функциональной грамотности нами было замечено, что учащиеся с большим интересом учатся и легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении.

Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение и ведет к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.






 Список литературы:

[PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др]

[Образовательная система «Школа 2100».Педагогика здравого смысла/под редакцией А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С.35].

[Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/ под редакцией Н.Ф.Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана Граф, 2018.288 с., с. 16-17]

Инновационный проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности».







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации