12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карташова Юлия Габдулловна19
1

Презентация «Развитие навыков смыслового чтения на уроках английского языка в начальной школе как одно из условий формирования читательской грамотности учащихся»



Развитие навыков смыслового чтения на уроках английского языка в начальной школе, как одно из условий формирования читательской грамотности учащихся.

Функциональная грамотность (ФГ) – это способность человека вступать с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простые арифметические действия, ФГ представляет собой уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. («Словарь методических терминов и понятий»)

В современных условиях особое внимание уделяется не только формированию узкопрофильных навыков (hard skills), но и формированию надпрофильных навыков (soft skills). Именно такие навыки позволяют адаптироваться и эффективно решать задачи в разных сферах жизни человека, в том числе и в его профессии.

Иными словами, без сформированных навыков функциональной грамотности достаточно сложно жить в условиях современной жизни, то есть функционально грамотный человек может обеспечить для себя условия очень комфортной жизни. Поэтому начинать обучать и формировать навыки функциональной грамотности целесообразно в школе, так как ребенок проводит максимальное количество времени в школе. Именно школа предоставляет широкий диапазон возможностей для развития функциональной грамотности, как в учебном, так и воспитательном аспектах. Так, например, можно организовать выполнение одного и того же упражнения в зависимости от поставленных целей обучения и учитываемых областей контроля (аудирования, лексики, грамматики, фонетики, чтения).

В международном пространстве выделяют так называемые компетенции будущего «4К» - креативность, кооперация, критическое мышление, коммуникация. Все эти компоненты и составляют ФГ, поэтому в системе образования она является ключевым показателем базового образования личности.

По каким критериям оценивается уровень читательской грамотности?

На этапе начального образования читательская грамотность оценивается посредством международного теста PIRLS, который школьники сдают на их родном языке. Рассмотрим, как провести параллель между развитием читательской грамотности на родном языке и на английском языке в начальной школе.

Итак, PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста, иными словами это международное сопоставительное исследование читательской грамотности. Его цель – сопоставление уровня чтения и понимания текста четвероклассниками разных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности в национальных системах образования. Оцениваются два вида чтения: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации. В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются 4 группы читательских умений:

- нахождение информации, заданной в явном виде;

- формулирование выводов;

- интерпретация и обобщение информации;

- анализ и оценка содержания, языка, формы текста.

Если обратиться к административным документам ФГОС НОО по иностранному языку, важно обратить внимание на параметры обучения смысловому чтению. Оно ставит перед учителем следующие цели:

- читать вслух и понимать учебные и адаптированные тексты объемом до 80 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию;

- читать про себя и понимать основное содержание учебных и адаптированных аутентичных текстов объемом до 160 слов, содержащих отдельные незнакомые слова, не препятствующие решению коммуникативной задачи;

- определять главную тему, мысль, назначение текста;

- извлекать из почитанного текста запрашиваемую информацию фактического характера (в пределах изученного);

- читать несплошные тексты (простые таблицы) и понимать представленную в них информацию.

Какие трудности возникают у школьников при решении вышеуказанных задач?

 

Трудности формы текста

- размер текста;

- часть информации может быть представлена не в привычной форме для последовательного рассказа, а в виде схемы;

- месторасположение информации (часть информации сообщается в подписях под рисунками, сносками);

Трудности содержания текста

- объем информации;

- число единиц информации, которые надо найти;

- связь между отдельными блоками информации, интеграция всех содержательных линий текста;

- специальные знания

 

В начальной школе на уроках чтения по английскому языку умения развиваются поэтапно, на основании установленных уровней формирования читательских компетенций:

1. Умение находить в тексте информацию, изложенную в явном виде.

Этот уровень предусматривает развитие умения понимать основное содержание и извлекать запрашиваемую информацию.

На трудности возникающих при решении этих задач влияют следующие факторы:

степень (не)знакомости содержания текста;

объем того фрагмента текста, который надо вспомнить или перечитать при поиске ответа;

наличие или отсутствие точного указания, в какой части текста надо искать ответ;

совпадение словесной формулировки вопроса и искомого ответа;

наличие или отсутствие у читателя установки перепроверять (доказывать) свой ответ по тексту.

Проблема неопытных читателей заключается в том, что они плохо различают информацию, сообщенную в тексте, и информацию, которой владеют сами на основе своего личного опыта. Кроме того, они ограничиваются приблизительным, неточным пониманием текста.

Важно учить учащихся вчитываться не только в текст, но и в вопрос.

2. Умение делать простые умозаключения на основе информации, изложенной в тексте в явном виде.

Этот уровень предусматривает развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщение и формулировать выводы. Здесь важно учить выделять главную и второстепенную информацию.

На трудности возникающих при решении этих задач влияют следующие факторы:

наличие или отсутствие у читателя установки на связывание отдельных единиц информации в единое целое, на самостоятельное восполнение всех недосказанностей;

величина логического разрыва между двумя единицами информации, которые читателю необходимо самостоятельно соединить;

сформированность умения не только понимать мысли других людей, выраженные в письменной форме, но и умения с помощью письма выражать свои собственные мысли понятно для других;

сформированность у читателя умения находить в тексте информацию, сообщенную в явном виде.

Если это базисное умение сформировано недостаточно, то читателю трудно вывести простое умозаключение из информации, содержащейся в тексте, просто потому что он эту информацию может не обнаружить.

3. Умение интегрировать и интерпретировать идеи и информацию из текста.

Этот уровень предусматривает развитие умения связывать элементы информации текста, с опорой на собственный опыт и знания.

На трудности возникающих при решении этих задач влияют следующие факторы:

наличие или отсутствие у читателя установки на полное понимание текста, на постоянный мониторинг полноты и точности своего понимания;

когнитивная сложность тех операций, которые необходимы для того, чтобы интегрировать и интерпретировать сообщения текста;

эмоционально-личностная глубина повествования, которое читателю предстоит пережить в эстетической форме;

сформированность у читателя умения находить в тексте информацию, сообщенную в явном виде, и делать простейшие умозаключения на основе этой информации.

Если эти базисные умения сформированы недостаточно, то читателю трудно интегрировать и интерпретировать информацию текста просто потому, что он эту информацию может не обнаружить и не подвергнуть элементарной мыслительной обработке.

4. Умение оценивать содержание и форму текста.

Этот уровень предусматривает развитие умения критически оценивать прочитанный текст – смотреть на него со стороны, соотносить написанное автором со своей собственной картиной мира, сопоставлять авторские идеи с идеями и информацией из других источников.

На трудности возникающих при решении этих задач влияют следующие факторы:

- умение соотносить авторское высказывание с собственным мнением;

- умение различать авторскую позицию и свои взгляды;

- наличие или отсутствие у читателя установки на форму текста, привычка обращать внимание на каждую деталь формы текста;

- знание о смыслообразующих элементах формы текста;

- эмоциональная и когнитивная сложность тех элементов содержания, в которых скрыты сообщения текста;

- сформированность у читателя умения находить в тексте информацию, сообщенную в явном виде, делать простейшие умозаключения на основе этой информации, интегрировать и интерпретировать идеи и информацию из текста.

Если эти базисные умения сформированы недостаточно, то читателю трудно почувствовать и осмыслить связи формы и содержания текста просто потому, что он недостаточно полно и точно ориентируется в содержании.

Что же касается эффективности и разумности использования времени на уроке для развития умения читать, то важно учитывать не количество времени на обучение чтению, а качество проводимого обучения, используемые методы обучения, профессионализм самого учителя. Задача педагога – подробно изучить материалы, административные документы ФГОС нового поколения, обновленные образовательные программы и методические материалы для того, чтобы выстроить эффективную организацию образовательного процесса, создать условия, которые помогут ему наладить процесс формирования ФГ.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.