Обучение и развитие одарённого ученика в соответствии с ФГОС нового поколения

0
0
Материал опубликован 26 June

Обучение и развитие одарённого ученика

в соответствии с ФГОС нового поколения

Емельянова Оксана Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа № 90 г. Донецка»

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Укрепляя свои успехи в различного рода интеллектуальных и творческих конкурсах, ребенок испытывает желание добиваться большего и сам начинает «беспокоить» педагога для большей реализации своего потенциала. Педагог становится своеобразным «путеводителем» обучающегося на определенном временном промежутке его учебной деятельности и при наличии системного методического сопровождения способствует эффективной самореализации воспитанника.

Одной из главных задач общеобразовательного школьного процесса, основанного на системно-деятельностном подходе, является включение работы с одаренными детьми в качестве одного из важнейших направлений учебно-методической работы в парадигму учебно-воспитательного процесса, определение специфики работы с одаренной молодежью на фоне обеспечения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Одним из наиболее ответственных этапов в такой работе является выявление одаренных детей. Таких детей в любой школе немало, и особые их способности проявляются в разных областях. Поэтому важно вовремя координировать их поиск, осуществлять практическую диагностику, что является непосредственной задачей учителей-предметников, руководителей кружков, спортивных секций, а также практического психолога. В результате в школе формируется банк одаренных детей, в котором у каждого ребенка создается портфолио, где собраны общие сведения о воспитаннике, его характеристика, данные о наиболее важных достижениях, а также имеется маршрутная карта индивидуального развития и программа сопровождения с перспективами дальнейшего развития одаренности. Подобные маршрутные карты и программы составляются и впоследствии корректируются при совместном планировании воспитанником и его ментором. Программы индивидуального развития участников банка одаренных детей составляются с учетом приоритетных направлений деятельности, разрабатываемых методическим советом школы на основе директивных документов Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования и науки ДНР, управления образования администрации города Донецка и отдела образования администрации Кировского района города Донецка.

Практика работы с одаренными детьми условно выделяет разные их категории. Деятельность МБОУ «Школа №90 г. Донецка» осуществляется с одаренными детьми следующих категорий:

дети с высокими общими интеллектуальными способностями;

дети с высокими творческими (художественными) способностями;

дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;

дети с высокими спортивными способностями;

дети с высокими психомоторными способностями.

Реализация программы индивидуального развития предусматривает как самостоятельную работу обучающегося, так и деятельность под руководством учителя-ментора. На данном этапе необходимо выделить ряд проблем, в решении которых ведущую роль играет административное руководство. Сформулируем наиболее существенные из них:

недостаточная научно-методическая поддержка педагогов, работающих с данной категорией детей;

отсутствие свободного времени у этой категории детей, в связи с полной занятостью в общеобразовательных учреждениях и получением дополнительного образования;

недостаточное психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей;

недостаточная методическая и практическая помощь родителям способных и одарённых детей и т.д.

Действенным в решении названных проблем является методический консилиум – мобильная форма методического объединения, действующего в составе наиболее опытных педагогов – учителей-методистов, преподавателей-менторов, представителей социально-психологической службы школы, классных руководителей. Задача методического консилиума – оказание помощи конкретному одаренному ребенку в организации учебной деятельности.

Для реализации практической части программы индивидуального развития в школе создается «Методическая копилка» – собрание комплекса упражнений по разным предметам, способствующего отработке практических навыков.

Оптимизации деятельности по развитию одаренности способствуют система административного благоприятствования, предусматривающая выделение часов части рабочего учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Система деятельностного подхода включает также проведение внеклассных мероприятий. Традиционными стали праздник «Школьный Олимп», подготавливаемые членами школьной Ассоциации творческих личностей (АТЛ) «Озарение», конференции, интеллектуальные и творческие конкурсы в период прохождения школьных предметных недель и т.д.

В целом систему организации работы с одаренными детьми в учебном учреждении можно представить в виде схемы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов:

t1719430048aa.png

Результатами успешной работы с одаренными детьми являются победы воспитанников школы в интеллектуальных и творческих конкурсах, в динамике которых наблюдается значительный рост.

Завершить свое выступление хочу высказыванием доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Виктора Ивановича Панова: «Одаренность – это не только дар, но и испытание для ученика, одаренный ученик – это тоже дар и тоже испытание для учителя». Поэтому учитель ХХI века – это учитель одаренный: только одаренный педагог может воспитать одаренного ребенка; это учитель, способный видеть одаренного ребенка, общаться с ним и участвовать с ним в сотворчестве; это учитель, способный трансформировать образование под индивидуальную траекторию развития каждого ученика.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.